Ловушка для непрошенных гостей
(историческая фантазия)
Со второй половины
XVI столетия с перекочевкой в северное Причерноморье и вхождение в состав
Крымского Ханства Ногайской орды разбойные нападения на южные земли России
усилились и достигли масштабов стихийного бедствия. Борьба с татарами усложнялась,
так как главным фактором тактики разбойных нападений были внезапность и быстрота,
которые обеспечивались высокой подвижностью конных татарских отрядов. Для
обеспечения этой подвижности каждый татарин имел от 3 до 5 коней, которые
менял на полном скаку, экипировка и вооружение были легкими: лук с колчаном
на 18-20 стрел, нож, легкая одежда, несколько ремней и веревок, кожаное ведро
для воды. В кожаном мешке немного толокна (ячменной и просяной крупы), небольшой
запас поджаренного теста (типа сухарей), на каждую десятку воинов брался котел
для варки конины.
Первым главным этапом нападения было быстрое, незаметное углубление в территорию
минуя сторожевые укрепления и избегая боевых столкновений. С этой целью войско
делилось на три части: на головную, называемую "кошем" и фланговые
"крылья". Войско мчалось на прорыв день и ночь, останавливаясь не
более чем на час для кормления и водопоя коней. Пройдя до 300 км от границы,
войско разворачивалось и отступало назад. Кош отступал в том же порядке, а
фланговые части отдалялись и рассыпались на мелкие отряды - чамбулы. Эти малые
отряды и начинали грабить, отступая назад.
Одним
из направлений разбойных нападений был Муравский шлях, который выходя из Перекопа,
поворачивал на северо-восток и шел по водоразделу притоков Днепра и Дона до
Курска и дальше до Брянска. Как средство борьбы с тактикой кочевников всегда
использовалась линия сплошной обороны в виде валов и крепостей с гарнизонами,
несущими постоянную сторожевую службу. Но последняя линия обороны на этом
направлении, так называемая Украинская укрепленная линия, построенная в 1731-1735
годах, имела большой сюрприз для непрошенных гостей. Есть предположение, что
при разработке плана строительства оборонительной линии была учтена тактика
нападавших.
Задачей устроителей линии было не только не допустить прорыва неприятельских
отрядов, но и разгромить их до момента отделения чамбулов от коша, так как
гоняться по степи за мелкими отрядами дело затруднительное. Это можно было
сделать только на этапе прорыва. В качестве аналога была принята издавна известная
на Украине рыбацкая снасть- вентерь, в виде крыльев-перегородок, в центре
которой находится ловушка с воронкообразной горловиной. Одно крыло ловушки
протянулось вдоль реки Берестовая, другое вдоль реки Берека. Горловина, шириной
12-15 км располагалась между крепостями Ефремовской и Св. Алексея. Вершина
ловушки – п.Тарановка. В западном направлении от которой протянулись остатки
валов Клиновое – Василевское – Княжное – Моськовка – Стулеповка – Парасковия
(Крепость Св.Парасковии). С восточной стороны ловушка закрыта лесами, где
скорее всего предполагалось расположение засадных отрядов, задачей которых
было отрезать путь к отступлению на линии крепость Ефремовская - крепость
Св.Алексея (на этой линии нет защитных валов). Место сосредоточения засадных
отрядов редут в районе п.Западня и п. Вел.Гомольша. После перекрытия горловины
ловушки осталось бы только в течении дня дождаться подхода из Змиева, Мерефы
и других ближайших гарнизонов подвижных отрядов, которые предназначались для уничтожения вражеских сил в случае их прорыва.
Может, строительство укрепленной линии и прекратило разбойничьи набеги татарской
конницы, по крайней мере, о таких набегах после 1735 года неизвестно.
Украинская укрепленная линия
(историческая
реальность)
"В связи с
заселением Слободской Украины и Малороссии, Белгородская линия (так называемая
белгородская "черта") утратила свое назначение пограничной линии.
Еще в начале 80-х годов XVII ст. российское правительство предлагало соорудить
укрепленную линию, которая бы проходила по речкам Берестовой и Орели. Против
строительства этой линии выступал гетман Левобережной и Правобережной Украины
И.С. Самойлович. В 1687 году он был обвинен в предательских отношениях с крымским
ханом, арестован и сослан в Сибирь. Строительство
линии не было осуществлено. Но проблема защиты городов и поселений, которые
возникали южнее Белгородской линии, становилась более злободневной. К мысли
о создании единой линии для защиты Украины от татарских нападений возвращались
в начале XVIII ст. при царствовании Петра I.
Автором проекта, по которому соорудили Украинскую линию, был генерал Вейсбах.
Известно, что он в 1730 году подал правительству проект по укреплению южных
границ Российской державы. Военная коллегия 25 мая 1730 года поручила генералу
фортификации Дебреньи изучить местность между речками Орелью и Северским Донцом
с целью сооружения там укрепленной линии.
Строилась Укрепленная линия на протяжении 1731-1733 годов. Но работы по ее
укреплению и расширению проводились и позднее. В указе Военной коллегии 1743
года генералу Дебреньи замечалось, что линия пришла "в весьма худое состояние".
Линия представляла собой сплошной высокий земляной вал и глубокий ров реданного
очертания. Строили линию казаки и крестьяне Слободской Украины и Малороссии.
Каждые 100 дворов посылали на строительство 10 человек и снаряжали фуру: воз,
тягловую силу, орудия труда и продукты питания. Работали на линии безвозмездно.
В 1731 году на сооружение линии левобережные полки послали на строительство
20 тысяч казаков и 10 тысяч крестьян из войсковых и ратушных сел и владений
помещиков и духовенства. Длина Украинской линии достигала более 285 км. На
линии было сооружено 16 крепостей и 49 редутов. Крепости были расположены
одна от одной на расстоянии 20-30 верст. Линия имела на вооружении 180 пушек,
30 мортир и гаубиц. Во главе Украинского ландмилицейского корпуса, который
состоял из 20 полков, стоял генералитет – генерал-лейтенант, 2 генерал-майора,
2 бригадира в чине полковников. Стратегическое значение Украинская линия утратила
во время русско-турецкой войны 1768-74 гг., когда в связи с перемещением государственных
границ России на юг была сооружена для обороны Украины Днепровская линия,
которая прошла от устья речки Московки до нижнего течения реки Берды."
Д.Т. Мариненко.,
"Красноградский район (Историко-краеведческий очерк)", Красноград.,
1992 г.
(Отдельная благодарность за ее предоставление
жителю с. Каменка Красноградского р-на, Матлашу С.Г., р.л. позывной - US5LB)
С современным
состоянием укреплений "Украинской оборонительной линии", историей её строительства и документальными архивными материалами, её касающимися, можно ознакомиться
на сайте Александра Рослякова "УКРАИНСКАЯ ЛИНИЯ".
В качестве дополнения
представляем снимки сделанные Сергеем Сосницким и любезно предоставленные
им для Вашего внимания.
Использованы так же снимки Владимира Бысова и других авторов проекта Google earth (в случае авторских претензий снимки будут удалены с сайта беспрекословно и навсегда).
Снимки окрестностей Ряжской, Васильевской, Ливенской и Борисоглебской крепостей представлены Сергеем Кравченко.
ЗАЩИТНЫЙ
ВАЛ ИЗЮМСКОЙ ЧЕРТЫ К ЗАПАДУ ОТ СЕЛА ТАРАНОВКА
(подробнее о Изюмской черте)
КРЕПОСТИ УКРАИНСКОЙ УКРЕПЛЕННОЙ ЛИНИИ
ПЕТРОВСКАЯ
КРЕПОСТЬ
|
Координаты: 49 09' 49.33"N, 36 53' 24.85"E
### ПЕТРОВСКАЯ КРЕПОСТЬ УКРАИНСКОЙ ЛИНИИ, 1731 г
(с.Петровское, ул. Крепостная). Расположена в междуречье Береки и Северского Донца. Входит
в систему укреплений Украинской линии, построенной в 1731 —1742 гг. для обороны
южных границ Русского государства. Украинская линия состояла из 16 крепостей,
реданного земляного вала и сухого рва, усиленных палисадом, редутами, реданами,
блокгаузами, форпостами. Крепости возводились без внутренней планировки. На
территории каждой из них размещались пороховой погреб, цейхгауз, казармы,
колодец и другие строения. Сооружение осуществлялось по утвержденному плану
и проектам, разработанным Военной коллегией. Однако в полном объеме строительство
укреплений выполнено не было. В соответствии с инструкцией линия возводилась
между Днепром и Северским Донцом по берегам рек Орели, Берестовой, Береки,
на территории, расположенной севернее установленной в 1713 г. границы с Турцией.
План строительства корректировался на местности с учетом использования природных
рубежей. Работы проводились под руководством киевского генерал-губернатора,
члена Военной коллегии А. И. Тараканова и генерал-майора фортификации Г. М.
Де Бриньи (Дебринея). В 1731 г. было начато строительство 10 крепостей и вала
(восточный фланг и центральная часть линии). В последующие годы проводилось
усовершенствование укреплений этого участка. Особенно интенсивно проводилось
сооружение линии в период русско-турецкой войны 1735— 1739 гг. В эти же годы
сооружались укрепления западного фланга. Стратегическое значение линии было
утрачено, когда границы России отодвинулись далеко на юг, вследствие чего
линия в 1784 г. была упразднена. Укрепления линии являются памятниками военно-инженерного
искусства первой половины XVIII в. и представляют значительный историко-архитектурный
интерес. До наших дней сохранилось основное количество укреплений Украинской
линии, большая часть которых расположена на территории Харьковской области.
Первой на восточном фланге линии расположена Донецкая крепость, которая в
1738 г. была переименована. Крепость земляная, прямоугольная в плане, четырехбастионная.
Площадь крепостного двора более 1,4 га. Протяженность крепости по гребню вала
составляет около 880 м. Высота крепостного вала 3,5 м. В центре крепостного
двора — след колодца. В северной куртине расположен въезд в крепость, южная
усилена равелином, направленным к р. Северский Донец. Крепость . окружена
сухим рвом, размеры которого к настоящему времени значительно изменились.
Петровская крепость соединялась валом и рвом со второй на линии Тамбовской
крепостью. |
|
Video (AVI, XVID, 20,5 Mb) |
ТАМБОВСКАЯ
КРЕПОСТЬ
|
СЕКРЕТАРЕВКА,село.
Координаты: 49 08' 09.50"N, 36 44' 31.05"E
### ТАМБОВСКАЯ КРЕПОСТЬ УКРАИНСКОЙ ЛИНИИ, 1731 г
Одна из крепостей Украинской линии. Первоначальное название Бузовая (Бусовая).
В 1 738 г. переименована по названию Тамбовского конного полка, размещенного
на этом участке линии. Крепость земляная, прямоугольная в плане, четырехбастионная.
Площадь крепостного двора около 1,4 га, в центре — след колодца. Юго-западная
и юго-восточная куртины усилены равелинами, направленными в сторону р. Береки,
в северо-восточной — расположен въезд в крепость шириной 10 м. Ширина гребня
крепостного вала составляет в настоящее время около 2 м, основания — около
20 м. Протяженность крепости (по гребню вала) около 800 м. Тамбовская крепость
соединялась валом и рвом с первой на линии Петровской крепостью и третьей
— Слободской. |
КРЕПОСТЬ
СВ.МИХАИЛА
|
МИХАЙЛОВКА,село.
Координаты: 49 19' 17.73"N, 36 26' 45.60"E
### МИХАЙЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ УКРАИНСКОЙ ЛИНИИ, 1731 г
Расположена в междуречье Береки и ее притока. Одна из крепостей Украинской
линии. Первоначальное название Кисельная (Кисель, Кизель), в 1738 г.
переименована. Земляная, почти квадратная в плане, четырех-бастионная.
Площадь крепостного двора более 1,2 га. В северной куртине расположен
въезд в крепость, южная — усилена равелином, направленным в сторону
р. Береки. Протяженность крепостного вала по внешней стороне основания
составляет более 980 м. С третьей на линии Слободской и пятой — Алексеевской
крепостями была соединена валом и рвом. |
КРЕПОСТЬ
СЛОБОДСКАЯ
|
Координаты: 49 12' 56.02"N, 36 34' 42.87"E
### СЛОБОДСКАЯ
КРЕПОСТЬ УКРАИНСКОЙ ЛИНИИ, 1731 г.
Расположена на левом берегу р. Береки. Одна из крепостей Украинской линии.
Первоначальное название Лозовая. В 1738 г. переименована по названию Слободского
пехотного полка, размещенного на участке линии от Лозовой до Алексеевской
крепости. Крепость земляная, прямоугольная в плане, четырехбастионная. При
строительстве валы крепости имели высоту около 6 м. Площадь крепостного двора
около 1,4 га, в центре — след колодца. Сохранился сухой широкий ров, окружавший
крепость. Юго-западная куртина усилена равелином, направленным к р. Береке.
Слободская крепость соединялась валом и рвом со второй на линии Тамбовской
и четвертой — Михайловской крепостями. |
КРЕПОСТЬ
СВ.АЛЕКСЕЯ
|
АЛЕКСЕЕВКА,село.
Координаты: 49 23' 32.32"N, 36 15' 50,12"E
### АЛЕКСЕЕВСКАЯ КРЕПОСТЬ УКР. ЛИНИИ, 1731 г
Расположена на ровной, открытой местности, с восточной стороны — исток
р. Береки. Одна из крепостей Украинской линии. Первоначальное название
Берецкая (Беретская), в 1738 г. переименована. Земляная, почти квадратная
в плане, четырех-бастиониая. Высота валов крепости более 5 м. Площадь
крепостного двора более 1,5 га. К северо-западной куртине, в которой
расположен въезд, подведена по насыпи грунтовая дорога протяженностью
около 100 м. Восточная куртина усилена равелином, направленным в сторону
р. Береки. Протяженность крепости по внешней стороне основания вала
составляет более 1030 м. Алексеевская крепость была соединена валом
с сухим рвом с четвертой на линии Михайловской и шестой — Ефремовской
крепостями. Памятник хорошо сохранился, дает ясное представление о форме
и размерах земляного укрепления первой трети XVIII в. |
ЕФРЕМОВСКАЯ
КРЕПОСТЬ
|
ЕФРЕМОВКА,село.
Координаты: 49 26' 31.87"N, 36 03' 50.16"E
### ЕФРЕМОВСКАЯ КРЕПОСТЬ УКР. ЛИНИИ, 1731 г
Расположена у истока р. Орель. Первоначальное название Троицкая (Трончатская,
Трончатский Буерак). В 1738 г. переименована по названию Ефремовского
конного полка, размещенного на этом участке линии. Крепость земляная,
прямоугольная в плане, че-тырехбастионная, въезд — в северо-западной
куртине. Площадь крепостного двора более 1,5 га, в центре — след колодца.
Укрепление имеет значительные повреждения. Протяженность крепости по
внешней стороне основания вала составляет более 1040 м. Крепость окружена
широким рвом, со временем превратившимся в неглубокий. Юго-восточная
куртина усилена равелином, направленным в сторону р. Орели. Сохранился
вал, которым Ефремовская крепость была соединена с пятой по линии Алексеевской
и седьмой — Параскевской крепостями. |
КРЕПОСТЬ
СВ.ПАРАСКОВИИ
|
ПАРАСКОВИЯ,село.
Координаты: 49 31' 03.47"N, 35 52' 07.97"E
### ПАРАСКЕВСКАЯ КРЕПОСТЬ УКРАИНСКОЙ ЛИНИИ, 1731 г.
С южной и юго-восточной стороны пересеченная местность и пойма р. Берестовой.
Одна из крепостей Украинской линии. Земляная, почти квадратная в плане,
четырехбастионная. В юго-восточной куртине расположен въезд, юго-западная
— усилена равелином, направленным в сторону пологого склона и р Берестовой.
При строительстве валы крепости имели высоту более 4 м, сухой ров, окружавший
крепость, свыше 2 м (со временем эти размеры уменьшились).Валы и ров
со стороны шестой на линии Ефре-мовской и восьмой — Орловской крепостей
подведены к южной части Параскевской крепости. Угол, образуемый ими,
усиливал позиционные преимущества ее местонахождения. Сохранился участок
этого вала, расположенный около с. Мелиховка. |
ОРЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ
|
ДЬЯЧКОВКА,село.
Координаты:49 28' 20.80"N, 35 43' 20.75"E
### ОРЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ УКР. ЛИНИИ, 1731 г.
Расположена на правом берегу р. Берестовой. Одна из крепостей Украинской
линии. Первоначальное название Девятая. В 1738 г. переименована по названию
Орловского конного полка, размещенного на территории между крепостями
Параскевской и Орловской. Земляная, прямоугольная в плане, четырех-бастионная.
Площадь крепостного двора более 1 га. С напольной северо-западной стороны
расположен въезд в крепость. Юго-западная куртина усилена равелином,
направленным к р. Берестовой. Крепость была окружена сухим рвом, участки
которого сохранились до наших дней. С седьмой на линии Параскевской
крепостью и девятой — Ивановской соединялась валом и рвом. |
ФОРТ В РАЙОНЕ
СЕЛА КАЛИНОВКА
|
|
КАЛИНОВКА,село.
Координаты:49 27' 28.66"N, 35 40' 51.33"E |
ИВАНОВСКАЯ
КРЕПОСТЬ
|
ОКТЯБРЬСКОЕ,село.
Координаты: 49 26' 28.75"N, 35 35' 08.54"E
### ИВАНОВСКАЯ КРЕПОСТЬ УКРАИНСКОЙ ЛИНИИ, 1731 г.
Расположена на возвышенности, в междуречье Берестовой и Берестовеньки.
При выборе места строительства рационально использованы речные преграды,
что стратегически усилило крепость. Крепость заложена первой среди укреплений
Украинской линии. Находится на центральном участке линии между Орловской
и Белевской крепостями, с которыми соединялась валом и рвом. На юго-востоке
от крепости сохранился участок этого вала, а с северо-запада — его следы.
Крепость земляная, почти квадратная в плане, четырехбастионная. В северной
куртине расположен въезд в крепость, западная и южная — усилены равелинами,
направленными в сторону рек Берестовой и Берестовеньки. Высота крепостного
вала около 10 м. Крепость была окружена сухим рвом, первоначальная глубина
которого составляла более 4 м. Площадь крепостного двора около 1,5 га.
В центральной части двора сохранились остатки колодца, по западинам
прослеживается также местонахождение строений. |
|
БЕЛЕВСКАЯ
КРЕПОСТЬ
|
КРАСНОГРАД,город.
Координаты: 49 22' 08.30"N, 35 27' 10.63"E
### БЕЛЕВСКАЯ КРЕПОСТЬ УКРАИНСКОЙ ЛИНИИ, 1731 г.
Расположена на правом высоком берегу р. Берестовой. Первоначальное название
крепости Десятая (Пархомов Буерак), указывает на то, что ее сооружали последней
на участке, которым окончился первый год строительства Украинской линии. В
1738 г. переименована по названию Белевского пехотного полка, размещенного
на этой территории. Крепость земляная, прямоугольная в плане, четырехбастионная.
В северной куртине расположен въезд в крепость, южная усилена равелином, направленным
в сторону р. Берестовой. Памятник средней сохранности: повреждены два северных
бастиона и вал, частично сохранился ров, окружавший крепость. Оборонительный
вал линии примыкал к двум вершинам бастионов. От Белевской крепости вал и
ров тянулись в сторону девятой на линии крепости Ивановской и одиннадцатой
— Козловской (сохранился участок вала). Под защитой Белевской крепости постепенно
возникало поселение, превратившееся в значительный для того времени административный
центр.
|
|
|
КОЗЛОВСКАЯ
КРЕПОСТЬ
|
СКАЛОНОВКА,село.
Координаты: 49 11' 24.18"N, 35 10' 09.08"E
### КОЗЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ УКРАИНСКОЙ ЛИНИИ, 30-е годы XVIII в. (старая Козловская крепость)
Расположена на правом берегу р. Берестовой при устье(место впадения в реку Орель). Первоначальное название Дриецкая
(Новая). В 1738 г. переименована по названию
Козловского конного полка, расположенного на участке Украинской линии от Белевской
крепости до р. Орчик. Крепость сооружалась по типовому для Украинской
линии проекту, земляная, прямоугольная в плане, четырехбастионная. Высота
крепостного вала не превышала 3 м. К настоящему времени сохранились небольшие
участки вала высотой около 2 м и неглубокие рвы. Козловская крепость соединялась
валом и рвом с десятой на линии Белевской и двенадцатой — Федоровской крепостью. |
Video (AVI, XVID, 4,5 Mb) |
|
ЛЕБЯЖЬЕ,село.
Координаты: 49 14′15″N 35 15′49″E
### КОЗЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ УКРАИНСКОЙ ЛИНИИ, 30-е годы XVIII в. (новая Козловская крепость)
Расположена на правом берегу р. Берестовой, западнее от места впадения в неё реки Вшивой (при устье реки Вшивой).
|
ФЕДОРОВСКАЯ
КРЕПОСТЬ
|
|
Координаты: 49 10' 08.27"N, 35 05' 39.73"E предположительно
### ФЕДОРОВСКАЯ КРЕПОСТЬ УКРАИНСКОЙ ЛИНИИ, 30-е годы XVIII
в.
Расположена в междуречье Берестовой, Орели и Орчика. При выборе места строительства
рационально использованы водные преграды, что стратегически усиливало крепость.
Первоначальное название крепости Крутоярская. Крепость сооружалась по типовому для Украинской линии
проекту, земляная, квадратная в плане, четырехбастионная. Не была сооружена
в полный проектный профиль. Это явилось одной из причин плохой сохранности
крепости, значительная часть которой к настоящему времени разрушилась Сохранились
фрагменты двух бастионов высотой около 2 м. От Федоровской крепости вал и ров
тянулись в сторону Козловской крепости (сохранился
участок вала) и тринадцатой — Ряжской (следы вала).
|
Video (AVI, XVID, 5,5 Mb) |
РЯЖСКАЯ КРЕПОСТЬ
ВАСИЛЬКОВСКАЯ КРЕПОСТЬ
|
НЕХВОРОЩА, село. Координаты: 49 09' 51.03"N, 34 45' 05.51"E
Новая Васильевская(Васильковская) крепость. |
ГОРОДЕЦКАЯ КРЕПОСТЬ
| |
НЕХВОРОЩА, село.Координаты: 49 08' 14.39"N, 34 40' 00.34"E
Старая Васильевская(Васильковская) крепость, позже переименованная картографами в Городецкую крепость. |
ЛИВЕНСКАЯ КРЕПОСТЬ
ЦАРИЧАНСКАЯ КРЕПОСТЬ
|
ЦАРИЧАНКА, поселок.Координаты: 48 56' 51.16"N, 34 27' 55.65"E предположительно |
Оборонительный вал в районе п. Рудка (снимки с сайта "Путешествия и Фотоохота")
БОРИСОГЛЕБСКАЯ КРЕПОСТЬ
|
|
Координаты: 48 48' 05.96"N, 34 20' 02.58"E предположительно |
Борисоглебский форт (предположительно)
Дополнения:
1. В поисках исчезнувших крепостей
2. Украйнская линия. Отдельные отрывки из Материалов для истории инженерного искусства в России. часть III. Опыт исследования инженерного искусства после императора Петра I до императрицы Екатерины II .Ф. Ласковского.