ИЗЮМ-СВЯТОГОРСК
Изюм можно назвать
юго-восточными воротами в лесостепную зону. До этих мест в давние времена докатилось
расселение славянских племен. Сюда, в самые отдаленные уголки средневекового
православного мира уходили самые аскетичные сторонники этой религии. Один из
таких уголков, намоленных многими поколениями верующих, расположенный на крутых
меловых берегах Северского Донца, превратился ныне в прекраснейшую Святогорскую
Лавру – один из самых лучших объектов, вызывающих интерес любителей путешествий.
Побывал здесь и один из авторов. Впечатления от этой поездки и предлагаются
Вашему вниманию.
Изюм
ВОЗНЕСЕНСКАЯ
ЦЕРКОВЬ, 1819—1826 гг. Построена в бывшей слободе Пески, которая слилась с г. Изюмом, на месте деревянной 1792 г. Первоначально крестовая в плане, в 1903 г. была расширена достройкой боковых приделов (надпись на западной грани третьего яруса колокольни), на один ярус была увеличена колокольня. В стиле классицизма, кирпичная, оштукатуренная, прямоугольная в плане, трехнефная, с трансептом, однокупольная, с колокольней над западным притвором. Центральная часть перекрыта полусферическим куполом на высоком круглом барабане, лежащем на парусах и под-пружных арках, опирающихся на мощные пилоны. Центральный неф и трансепт перекрыты полуциркульными сводами на подпружных арках, боковые нефы и первый ярус колокольни — крестовыми сводами. Стены фасадов памятника расчленены пилястрами и увенчаны антаблементом с развитым карнизом. Главный западный и боковые входы акцентированы четырехколонными портиками со спаренными колонками и треугольными щипцами. Барабан главы расчленен полуколонками коринфского ордера, над антаблементом аттик, увенчанный приподнятой полусферической главой с круглой декоративной главкой. Колокольня четырехъярусная. Декор прямоугольного в плане нижнего яруса аналогичен фасадам церкви, квадратного второго — ограничен карнизом и наличниками окон, восьмигранный третий по сторонам света украшен плоскими портиками с пилястрами коринфского ордера и треугольными фронтонами над антаблементом. |
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
СОБОР. 1684 г ул. Старопочтомт. 20). Одно из первыж сооружении изюмской крепости 1681 г. Сходство архитектурных деталей изюмского и харьковского соборов, несмотря на принципиальное различие объемно-пространственного решения, дает основание исследователям считать, что оба памятника строились одним мастером либо народными зодчими под руководством одного мастера. В 1751 г. капитально отремонтирован. В 1886 г. с западной стороны были пристроены притвор и колокольня. В 1902—1903 гг. собор был перестроен инж. М. И. Ловцовым. Главы XVII в.. за исключением барабана центральной главы, были разобраны, возведены новые с луковичными главками, по верху стен надстроены кокошники. Все это изменило архитектурный облик здания. Собор в стиле украинского барокко. Кирпично - побеленный по затирке, крестовый в плане. пятиглавый. Традиционные формы украинской деревянной архитектуры нашли отражение в пятибашенном объеме этого памятника, с пятигранниками боковых ветвей, примыкающими к центральному в плане объему, а также конструктивном решении трапециевидных сводов, компактно размещенных глав, напоминающих плоские грани деревянных рубленых сводов. В декоре фасадов широко применен зубчатый кирпичный поребрик, присутствующий в венчающих карнизах основного объема и глав, в профилированном цоколе и в аркатурном поясе, расположенном под окнами. Все углы фасадов акцентированы плоскими лопатками и выступающими трехчетвертными колонками с перехватом посередине, поддерживаемыми кронштейнами из местного камня. Оконные проемы и ниши обрамлены наличниками и декорированы полуколонками, поддерживающими трех- и пятилопастные кокошники. Три входа решены как нарядные порталы, карнизы и арки которых поддерживают резные колонки. Декоративное убранство выполнено из лекального кирпича. В интерьере высоко раскрытое пространство воспринимается единым благодаря высоким и широким трехцеитромм подпружным аркам, объединяющим ветви собора с центральным объемом. Во время Великой Отечественной войны были разрушены восточная и западная главы, притвор с колокольней. В 1953—1955 г. здание реставрировано в первоначальных формах, очищено от поздних наслоений, восстановлены хладная ветвь собора. главы и утраченный декор. В 1983 г. железное покрытие крыши было заменено медным. Для реставрации собора был специально изготовлен большемерныи и лекальный кирпич по образцам существующего. Памятник является самым ранним из сохранившихся памятников архитектуры г. Изюма Харьковской области, одним из произведении такого типа в стиле барокко на Украине. |
Святогорская Лавра (Славяногорск, Святые Горы)
Пещерный монашеский скит
В километрах двух к западу от Святогорской Лавры, недалеко от берега Северского Донца, сохранился пещерный монашеский скит. Возможно, таких скитов сохранилось еще несколько по высокому меловому правому берегу Донца, и с такого скита начиналась и сама нынешняя Лавра.
скит на карте начала
XX века
скит на современной
карте
Вход в пещеру находится посредине высоты левого ската большого яра, спускающегося к реке. Ко входу пещеры когда-то были прорублены ступени, ныне уже полностью разрушившиеся и превратившиеся в крутой откос, покрытый меловой крошкой.
Вход пещеры таков,
что через него может проползти на четвереньках только один человек. И если
это бы непрошенный гость, то он мог быть сразу же здесь остановлен и своим
телом мог закупорить вход. Через метра два от входа высота пещеры резко поднимается
до двух метров, человек может встать в полный рост. В этом месте справа и
слева находятся помещения. Чуть дальше по ходу пещеры находятся входы в эти
помещения размером примерно два на три метра. Одно из помещений имеет два
входа в основной коридор. Сразу за этими входами пещера поворачивает направо
под 90 градусов и с ощутимым наклоном уходит вниз в сторону реки. Длина коридора
– метров сорок. После изгиба коридор разветвляется на два, один из которых
в данный момент заканчивается завалом, а второй приводит в три помещения.
Скорее всего, два предназначалось для моления (судя по остаткам алтарей),
одно для жилья. Каждое помещение имеет отдельное вентиляционное отверстие
небольшого размера (может проникнуть только рука), уходящее под наклоном на
поверхность. В двух помещениях существовало по имеющимся признакам еще выходы
на поверхность или же продление коридора с другими комнатами. Сейчас эти места
завалены и труднодоступны. Объект очень интересен, но к сожалению из-за открытого
доступа сильно попорчен жаждущими увековечить свое маленькое имя.