Шлях

Какую то часть нашей жизни мы проводим в дороге. Скоростные магистрали, шоссе, грунтовки и просто тропки помогают нам добраться до цели нашего путешествия. Но можно к дорогам относиться и как к некой "живой" книге, написанной в течение длительного времени.
"Живой", потому что и у дорог есть своя жизнь - от момента зарождения и до исчезновения, а часть из них живут очень долго. И эту "живую" книгу бывет интересно прочитать.

Мы коснемся только наших краев в рамках Харьковской области, оказавшихся на перекрестке исторических путей.
Наши степные края почти до ХVIII века были пограничными областями различных государств и поскольку римские легионы, строящие на своем пути дороги и мосты сюда не захаживали, то дорог и не было.
Самих дорог не существовало. Дорогу с ее соответствующими компонентами: мостами, насыпями и прочими инженерными сооружениями могли себе позволить строить только государства с высоким уровнем социального управления и материальными ресурсами.
В далеком прошлом это были просто направления, двигаясь по которым можно было избежать различные препятствия (непроходимые леса, глубокие реки, овраги, болота). И кроме направления, место расположения такого шляха определялось ландшафтом и природными условиями.

Маршруты торговых и военных походов в средние века. Использована карта из книги Б.А.Рыбакова "Русские земли по карте Идриси 1154 года" Изд. Академии наук СССР, Москва 1952Первыми государствами, между которыми оказались наши края в IX-XIII вв были Киевская Русь и Хазарский каганат. Времена были далекими и дорожный след тех времен незаметен. Некоторые интресные следы от тех времен можно найти в сюжетах "Шарукань" и "Стертые временем" .
Более близкий к нам по времени историчесикй период XIV-XVIII вв оставил нам больше следов. Об этих следах и пойдет рассказ.

Есть в нашей области населенные пункты с названиями Мурафа, Караван, Шляховое, Муравское, Валки, Перекоп. Есть и речка со странным и нерасшифровываемым названием - Мерефа (в далеком прошлом иногда называлась - Мерехва). Все эти названия очевидно оставил нам исторический "Муравский шлях". Что же это за шлях?
Лучше всех, наверное, описал что это такое в конце 19 века харьковский историк Е. Альбовский: "...страна не была обитаема, зато посещаема была довольно часто и русскими станичниками, и разными «воровскими людьми», и, главное, татарами.
Последние проложили чрез степи нечто вроде дорог и ходили по ним грабить пограничные города. Такими путями в юго-восточных степях были шляхи Калмиусский, Изюмский и главный - Муравский. Во время своих набегов татары старалась обходить трудныя переправы чрез реки, глубокие овраги, болота и пр., хотя вместе с тем не страшились переплывать даже чрез таки я широкия реки, как Днепр. Но задержки для них были неудобны главным образом на обратном пути, когда обремененные добычею и «яссиром» (пленными), они спешили уйти от могущей быть погони. Поэтому и Муравсий шлях, как и другие, шел, изгибаясь, между верховьями рек по водоразделу бассейнов Северскаго Донца и Днепра.
Кто из жителей областей, подвергавшихся татарским нападениям, не знал тогда об этом шляхе и не содрогался от ужаса, услышав одно его название! Сколько тысяч несчастных жертв варварскаго века и религиознаго фанатизма прошло по этому печальной памяти пути, обильно орошая его своею кровию, слезами и оглашая душу раздирающими стонами, не трогавшими профессинальных ловцов «бедных невольников». "Тяжелая неволя турецкая" и эти «кайданы» так глубоко запечатлелись в народной памяти, что не изгладилась до сих пор, когда все это давно отошло уже в область преданий!
Муравсшй шлях был известен всем, но кто мог знать его все извороты! Запорожец Шафран говорил, что они шли «ни шляхом, ни дорогою», т. е. он не отождествлял эти два понятия. И Муравский шлях, собственно, не был дорогою - это было только направление, по которому следовали татары, это была широкая, местами сужившаяся полоса земли, в зависимости от рек, болот, трудно проходимых лесов, и ведшая от Крымской Перекопи в самое сердце Poccии, к Туле. Поэтому, хотя всем было известно, где пролегал шлях, но вместе с тем никто не мог знать, где именно по нем будут пробираться татары, на какой пойдут «перелаз». Особенно это относилось к немногочисленным чамбулам. Целая орда, если шел сам хан (1680 в 1693 г.г.), валила, растянувшись в ширину на многия версты, не соблюдая уже особенной осторожности.
В описании Масюва упоминается о некоторых пунктах, лежавших на перпендикулярно пересекавшей Муравский шлях линии и отстоявших один от другого на расстоянии пяти и более верст. И о них говорится, как о находившихся на шляху.
Следовательно, под шляхом нужно понимать не дорогу, а направление, придерживаясь котораго обыкновенно шли татарские загоны."

Самое подробное описание "Муравского шляха" в направлении с севера на юг дает один из первых русских географических документов "Книга Большому чертежу" (выделенным текстом - описание части "Муравского шляха", проходившего по территории нынешней Харьковской области) :

Карта из книги Ю.А.Мицыка "Как казаки воевали""А Тула город каменной, стоит на реке на Упе, на левом берегу, а Упа река вытекла от Куликова поля с Муравского шляху.
А ис под Тулы река Упа потекла под Кропивну да под Одоев и пала выше Лихвина в Оку, верст с 7.
А дорога Муравскои шлях лежит мимо Тулы, через засеку, в Щегловы ворота.
И лазят татаровя выше Тулы верст с 8 реку Шат, а перелезши Шат и речку Шиварань, лазят реку Упу в Костомаров брод против Дедилова, от Тулы 20 верст.
А перелезши реку Упу, от Костомарова броду ехать вверх по рекам; с левые стороны Муравские дороги река Упа, а на правую сторону река Солова, ехать до верх реки Мечи. А Меча река по леву Муравские дороги потекла и пала в Дон, ниже города Лебедяни верст с 8.
А по правой стороне по Муравскои дороге, река Солова да река Плова, потекли в реку Упу; Плова пала под городом выше Кропивны, а Солова пала выше Пловы верст з 10.
А проехав верховье реки Мечи, через дорогу течет в реку Мечю колодезь Гоголь да Гоголка; а от колодезя от Гоголя к речке к Ворглу; а речка Воргол течет в реку Сосну, пала выше города Ельца 7 верст.
А переехав Воргол, по правой стороне дороги, верховье реки Зуши да реки Любовши. И ехать Муравскою дорогою к верху речкам Ливнам; а Ливны речки пали: Лесная Ливна вытекла ис Красного лесу, от города Ливен верст з 10, и пала блиско города в Полевую Ливну; а Полевая Ливна пала в Сосну под городом под Ливнами.
А от Тулы до Ливен 180 верст…"
"А под Ливанами перелести реку Сосну, под городом, и ехать Муравскою дорогою до Перекопи.
А от Ливен Муравскою дорогою ехать вверх по рекам по Тиму да по Кщеневои. А река Тим по праву Муравскои дороги, а пала в Сосну, выше города Ливен верст с 15.
А Кщенева по леву Муравскои дороги пала в Сосну, ниже Ливен версты 3. А едучи вверх теми реками, направе, подле Муравскои дороги, колодезь Кобылеи, от города от Ливен верст с 15, а пал тот колодезь з реку ва Тим.
А на левой стороне Муравскои дороги река Кщенева, верстах в трех, или в четырех от дороги. По правой же стороне Муравскои дороги от Кобылья колодезя, колодезь Долгой да колодезь Плоской, меж их верст по 10, а пали те колодези в реку в Тим. А по леву Муравскои дороги река Кщенева же.
А от Плосково колодезя ехать к Росходецкои дубраве; а та дубрава по обе стороны Муравскои дороги; а в Росходецкои дубраве 2 озера; а от Плоскова до Озеров верст с 30.
А от Росходецкия дубравы и от озерок ехатьк Савинскому колодезю; а Савинскои колодезь на праве Муравскои дороге, а пал тот колодезь в Тим.
А меж Росходецкия дубравы и Савинского колодезя верст з 20.
А от Савинского колодезя ехать к Становым леском, а меж того проезду верст с 30, а в Становых лесках вода худа дождевая.
А от Становых лесков ехать к Пузацкому лесу, а от Становых до Пузацкого лесу верст з 10; а Пузацкои лес по обе стороны Муравскои дороги. А ис Пузацкого лесу, с правые стороны Муравскои дороги, вытекла река Семь и пошла мимо Куреск под Рылеск да под Путивль и пала в реку в Десну; а Десна пала в Днепр, выше Киева версты.8.
А по левой стороне Муравскои дороги вытекла река Оскол да Осколец, а пошла под Оскол, да под Валуики и под Новой Царев город, а пала в реку в Донец, ниже Царева города верст с 8. А от верховен от тех рек ехать Муравскою дорогою к Семицким Котлубаном верст з 20; а Котлубаны по обе стороны Муравскои дороги; а Семицкия Котлубаны вытекли из Юшковых бояраков, от верху речек Корени и Корочи, и пали в Семь.
А от Семицких Котлубанов налево дорога Изюмская сакма, мимо лес Юшковы бояраки к верху, рекам Корени и Корочи.
А Муравскою дорогою от Котлубанов к Масленому долу; а от Котлубанов до Масленого долу, поле чистое, верст с 30.
А от Масленово долу к Думчему Кургану верст з 20; а Думчей Курган на Муравскои дороге от Донца от Северского верст с 30. А от Думчево Кургану ис под Муравские дороги вытекла река Псел и пала, ниже Сулы реки 30 верст, в Днепр.
А до верх Донца Северского верст с 30; а верховье Донецкое с Муравские дороги на леве от верх Донца Северского к верх реке Ворсклу верст с 30.
А Ворскол река вытекла ис под Муравския дороги и пала в Днепр, ниже Пела реки 20 верст.
А налеве Муравскои дороги Саженой да Липовой Донец. А от верх реки Ворскла и Саженого и Липового Донца к Карпову сторожевью верст з 20.
А Карпово сторожевье вниз по Ворсклу; а против Карпова сторожевья на Муравскои дороге лес, Болховые бояраки.
А из лесу, из Болховых бояраков, ис под Муравского шляху, по леву вытекла речка Вязеница.
Да по леву же лес Долгой боярак, и из нево течет речка таже Везеница и пала в Донец ниже Белагорода 2 версты.

А от речки от Везеницы к речке к Удам верст з 10; а Уды по левой стороне Муравскои дороги, а пали в Донец, ниже Коганского перевозу от Белагорода верст з 90. От речки от Уды на левой стороне Муравскои дороги речка Угрим да Лопин. А речка Угрим пала в Уды, а Лопин пала в Харкову, а Харкова пала в Уды.
А от речки от Угрима и от Лопинои, по правой стороне Муравскои дороги, речка Гостиница, пала та речка в Ворскол.
А от речки Гостинницы до верх речки Руды верст с 15. А речка Руда вытекла по правой стороне Муравскои дороги и пала в Ворскол, ниже Хотмышского городища. А Хотмышское городище на Ворскле. А от верх речки Руды до верх речки Граворонов верст с 5; а Гравороны вытекли по правой стороне Муравскои дороги и пали в Ворскол.
А против Граворонов ис под Муравскои дороги, по леву, вытекли Березовой колодезь да речка Рогозенец; а колодезь Березовой и речка Рогозенец пали в Уды.
А от речки Рогозенца до речки до Олешенки верст с 5;а Олешенка вытекла, по леву ис под Муравские дороги, и пала в Уды.
А от речки от Олешенки, на левой стороне Муравскои дороги верст с 7, речка Мерло и пала в Ворскол.
А по леву Муравскои дороги от речки от Олешенки к речке к Мерчику; а Мерчик вытекла с левые стороны Муравскои дороги ис под Турьих Лук и течет через Муравскую дорогу и пала в Мерло.
А меж Мерла и Мерчика на Муравскои дороге Разрытой Курган; да верх Мерла же з Белагорода сторожа Кадище; а вниз по реке по Мерлу от Муравскои дороги верст с 8, сторожа Санное праворотье.
А от Санного праворотья к верх речке Рабыни; а Рабынь вытекла ис под Муравскои дороги и пала в Ворскол.
А от речки Рабыни до верх речки Бротиницы верст с 6; а Братиница вытекла по праву ис под Муравскои дороги и пала в Ворскол.
А по левой стороне Муравскои дороги до верх речки Марефы верст з 20; а Марефа пала в реку в Мож.
А от Марефы до верх речки Балгирев верст с 8; а речка Болгирев впала в Мож.
А от Болгиря по левой стороне Муравскои дороги Турышков колодезь и пал в Мерчик; а по правой стороне Муравскои дороги от верх речки Бротиницы до верх речки Кофы и Котенвы верст с 15; а Кофа и Котенва пали в Ворскол. А от речек от Кофы и от Котенвы к Валком, до верх реки Коломка и реки Мжа верст с 15; а речка Коломок пала в Ворскол, а Мож в Донец; а меж Мжа и Коломока на Муравскои дороге рву версты с 3, а ров в ширину сажени с полторы, а в глубину сажень, а инде и больши.
А по сторонам того рву обойти нельзя: пришли леса и болота.
А переехав Мож, и Коломок, и Валки по праву Муравскои дороги до верх речки Орчина, а Орчин пал в Орель; а по леву от Мжа до верх речки Адалага верст з 20, а речка Адалага пала в Мож.
А от речки Адалага по леву леса Илавские буяраки, верст з 10, а из Илавских бояраков вытекли речки Олешенка да Иловка и пали в Мож.
А по праву Муравскои дороги речка Берестовенец, пала в Берестовую.
А от речки Берестовенца до речки Берестовой верст с 6, а Берестовая пала в Орель. А по леву от речки от Иловки до верх речки Комолши верст с 15, а речка Комолща пала в Донец, ниже Змеева Кургана.
А от Комолши до Абашкина колодезя верст с 8; а колодезь Абашкин пал в Донец, ниже Комолши.
А от Абашкина колодезя до верх речки Чепеля версты с 4.
А по праву Муравскои дороги, от речки Берестовой, подле Муравскои дороги колодезь, а ехать тем колодезем вверх Муравскою дорогою до речки до Орели верст с 30 и больши. А верх Орели на Муравскои дороге леса Кош боярак.
А по леву Муравские дороги от речки Чепеля до речки до Берек и до Левкины розсоши верст з 20.
А по праву от речки от Орели до Гнилой Орели верст з 20, а Гнилая Орель пала в Орель же.
А от Гнилой Орели к речке к Торцу верст з 20; а Торец по леву Муравскои дороги пал в Большой Тор ниже Святых гор, от Донца версты с 4.Да от Гнилой же Орели до верх речки Терновки верст з 20; а Терновка пала в Самарь.

А на речке на Терновке стоит человек камен, а у него кладут из Белагорода станичники доездныя памяти, а другие памяти кладут на Самаре у дву девок каменных; а от каменного человека до Самари верст с 30.
А от Самари до Волчьих Вод верст з 20; а Волчьи Воды пали в Самарь.
А ниже Волчьих Вод пала в Самарь река Бык, от Волчьих Вод верст з 10. А меж Волчьих Вода и Быка мечеть татарская каменная, сажен ее з 20; а лесу с тех мест до Перекопи нет. А вверх по Быку дорога Муравская.
А на леве от Волчьих Вод, к верх реке Тору; а река Тор пала в Донец.А от Волчьих Вод и от татарский мечети до Конских Вод верст со 100 и больши.
А в Конских Водах вода пресная; а Конские Воды пали в реку в Московку, а Московка пала в Днепр против острова Томоковки. А от Конских Вод до Перекопи верст со 100 и больши, по старому чертежю.
А налево, с Муравские дороги, для воды итти, ино поворотить от Конских Вод на Молочныя Воды, где кочуют нагаи, и в тех местех воды копаные колодези. А от Молочных Вод до Перекопи верст со 100; а воды до Перекопи копаныя же. А в Перекопи город каменной, а в нем живут Крымские татары и крымчаня, и наряд в городе есть."

Возникло большое желание извилистую линию под названием "Муравский шлях" увидеть на топографической карте. И проследить, используется ли этот шлях как проезжая дорога в настоящее время.

Приведенная карта дорог не требует комментариев, достаточно внимательно следовать вдоль желтой линии по карте. Почти на всем протяжении "шляха", почти по центру его, имеются хотя бы не основные, проселочные дороги. Только в районе Ковяг и Мерчика дорога уходит немного в сторону из-за поперечного пересечения долины реки Мерчик. И еще один интересный момент - уход шляха в западную сторону почти на 50 км от прямого направления север-юг в районе Ефремовки-Тарановки.

Если в далеком прошлом дорог не строили и использовали удробство ландшафта, то в более поздние времена уже не очень то считались с ландшафтом ценя более время в пути. Участок шляха север-юг, поворачивающий перед рекой Мжа на запад, стремились спрямить. Но, почему то, наиболее прямой участок Борки -Тимченки-Островерховка -Бабаи-Безлюдовка остался мало освоен. Дорога конечно и там есть, но основная трасса долгие годы проходила по тесным улицам Мерефы. Видать было это связано с тем, что с постройкой на берегу Днепра в 1776 году Екатеринослава (Днепропетровска) и прокладкой дороги через Константиноград (Красноград) до него, основной путь юг – север пролег чуть западнее по долине реки Мерефа и эта магистраль стала развиваться более интенсивно.
В это же время основная дорога с юга в наш город стала проходить по нынешней ул. Володарского, бывшей Семинарской и далее по Екатеринославской (Полтавский шлях) через центр города.

Но остался след и другой старой дороги, идущей с юга через старую Основу, эта дорога оставила свой след в виде улиц города. Дома строились всегда вдоль дорог и след в виде улиц остался и до наших дней – Карачевское шоссе, ул. Новожановская, ул. Октябрьской революции, ул. Основянская, 1-й Конной Армии, Кирова, Броненосца Потемкина, Академика Павлова, Командарма Корка и далее на Липцы. Не все же путешественники нуждались в остановке в городе, теряя время на проезд через его центр.
Оказавшись в удачном месте на перекрестке транспортных магистралей север – юг, запад – восток, город стал разрастаться, поглотив и часть часть старого шляха. Болота засыпались, леса вырубались. через реки строились мосты и дорога север – юг постепенно прошла через центр города. Очень хорошо заметны изменения транспортных магистралей на плане города 1822года и 1871года ("История города Харькова " Д.И.Багалий, Д.П.Миллер). С запада в город входит дорога из Сум. След же старого "шляха" остался в виде проселочной дороги через село Основа. В Лозовском направлении от Тарановки через Змиев прошла почтовая дорога через огромные яры, тянущиеся с востока к речке Уды и бывшие ранее большим препятствием. Дорога же на Москву в центр города оставила след в виде Старомосковской улицы, превратившейся позже в Московский проспект, поглотивший в свою очередь почтовую дорогу на Чугуев. Дорога на Москву была единственно возможной. Вдоль Лопани огромное болото, в междуречье Лопании и Харьков - лес. Только в 1852 году по гребню междуречья была проложена шоссейная дорога Харьков- Курск. До этого времени "шлях" шел по левому берегу реки Харьков до п. Липцы через Стрелечье на север, хотя и стремился выйти через Малые и Большие Проходы на гребень междуречья. Именно здесь заканчивался огромный лесной массив, протянувшийся от северной нагорной окраины города. Дальше – всем известная дорога на Белгород и далее на север - в Москву.

Все же, на участке Тарановка - Безлюдовка идеал спрямления шляха север-юг ещё не достигнут.

Приложение.
Выбор пути.

На всем пути север-юг, пролегающем по территории Харьковской области, рельеф местности определил однозначность и удобство дороги за исключением одного участка между рекой Мжа и Харьковом. Есть предположение, что самая старая дорога на этом участке проходила не по нынешнему Симферопольскому шоссе на участке Покотиловка – Высокий – Мерефа, а по более короткому пути Покотиловка – Бабаи – Островерховка – Тимченки.
С появлением Екатеринослава, путь до него стал предпочтительнее, и средства выделялись на постройку и поддержание этого участка дороги, со временем обраставшего поселками и превратившегося буквально в улицу.
Побывавшие на Донецком городище, могли обратить внимание, что дорога мимо него идет вдоль правого берега Уд на юг в сторону п. Бабаи и ее логическое продолжение тянется к п.Хорошево, появившемуся тоже на месте древнего городища. Явно поселения находились на одной дороге. Об этом же может говорить и тот факт, что в росписи 1572 года Рыльскому Голове был указан маршрут проезда для наблюдения за перемещением татар "… по реке Удам.. к Донецкому городищу да к Хорошеву городищу…". Кстати, отметим, что Харьковское городище не упоминается в этом маршруте.
Самое большое препятствие на пути представляли собой лесные массивы. Хотя в некоторых источниках по краеведению и говорится, что наша область в прошлом была покрыта сплошными густыми лесами, это предположение вызывает сомнения. Леса и на этом участке не представляли собой сплошного массива, о чем свидетельствуют, находящиеся на открытых участках в этой местности курганы кочевников . От Покотиловки до р. Мжа всегда были проходные участки редколесья. А лесной массив по левому берегу р. Мжа можно было пройти вдоль речушек – притоков.
Решено было провести маленький эксперимент по выбору пути при движении с юга на север, попытавшись поставить себя на место путешественников прошлого. Точка выбора пути – район ст. Борки. Кстати, эти места оставили свой след в Новой Истории. Таким образом, двигаясь от ст. Борки на север нужно было попытаться обнаружить видимые и удобные проходы в препятствии в виде заболоченной речной долины и поросшего лесом левого берега реки Мжа. Как видно из панорамы, сделанной в районе высоты 207, правый скат речной долины р. Мжа имеет малый уклон, что не позволяет просмотреть путь на большую глубину, но сама дорога не имеет препятствий. На карте тридцатилетней давности видны следы проселочных дорог через реку слева в направлении Погорелое-Мерефа, прямо Колесники-Кравцово и справа в направлении Тимченков. В направлении Погорелого и Тимченков проложены шоссейные дороги, поэтому интерес представлял прямой путь на Колесники. Здесь тоже есть проселочная дорога по полям и лугам, пройденная абсолютно спокойно и без приключений. Мирно работающие на своих огородах жители п. Колесники подтвердили существование дороги и переправы в направлении п. Кравцово. Но попытку перехода в этом месте речки решено было прекратить. Двигаясь по следу трактора, пролегавшему по заболоченному лугу, пришлось повернуть назад, когда вода начала подниматься до колен. Главное – было выяснено, что река проходима даже дождливым летом, а уж зимой – и подавно. То есть сама река – проходимое препятствие. Лес же во всех широтах проходим вдоль рек и ручьев, что и определило появление дорог: одной вдоль реки Мерефа и другой вдоль безымянного ручья в районе Тимченков, впадающих в Мжу. Кстати, дорога Покотиловка – Тимченки – высота 207,0 короче на пять километров дороги Покотиловка – Мерефа – высота 207,0.


Панорама в северном направлении, район высоты 207,0

Долина реки Мжа. Западная окраина пос.Колесники.

Река Мжа у пос. Тимченки

В пути от пос.Борки до пос.Колесники

Попытка перехода долины реки Мжа по "проселочной" дороге

Пригородное укрепление

В описании Харьковской крепости 1663 года, приведенной на стр. 28 "Истории города Харькова " Д.И.Багалея и Д.П.Миллера, т.I упоминается:
"К окологородным укреплениям Харькова нужно отнести также "отъезжий городок" в Харьковском уезде на Ржавом Колодезе, на знаменитом Муравском шляху. Он имел четырехугольную форму и занимал пространство в 80 саж. (приблизительно 170 метров); высота его стен равнялась 2 саж.(4 м.). От него шла засека (заграждение из деревьев, поваленных крест-накрест вершинами в сторону противника) на 200 саж.(426 м) в длину и на 50 саж. (100 м) в ширину, укрепленная сверх того еще надолбами в три кобылины, т.е. в три ряда. В этом городке построена была караульная башня. Здесь стояли на стороже дети боярские из Харькова, села Архангельского и дер. Жихоря, переменяясь друг с другом." В описании крепости 1668 года упоминается, что "в 10 верстах (10-12 км) от города у Ржавого Колодца находился острожек, а подле него была засека на 200 саж."

Эти сведения внесли сумятицу в представление о месте нахождения Муравского шляха. Описываемый в "Книге большому чертежу" шлях проходил в 50 км западнее нынешнего центра Харькова, места расположения Харьковской крепости. Пригородный острожек, располагавшийся, как говорится в описании Харьковской крепости, на знаменитом Муравском шляху, находился всего, приблизительно, в 11 км от крепости. После некоторых раздумий был сделан вывод, что все же путаницы нет. Скорее всего, пригородная крепость стояла на самом опасном направлении со стороны самого шляха и воспринималась как находящаяся на самом шляху по отношению к защищаемому месту - крепости Харьков Нигде в литературе не найдя точного указания местоположения пригородного укрепления, появилось желание найти это место и понять, почему именно в этом месте был выставлен передовой укрепленный пригородный пост.
Исходные данные для поиска:
10-12 км от крепости Харьков,
район Ржавого колодезя (колодезями называли в те давние времена небольшие ручьи),
недалеко от укрепления должы находиться деревни Жихорь и Архангельское,
вероятнее всего рядом лесные массивы, между которыми расстояние около 600 метров(суммарная длина укрепления),
острожек с засекой перекрывают дорогу, по которой может подойти противник или же торговые караваны с запада, юго-запада или юга .


Карта 1

Карта 2

Карта3

Почти все ответы на поисковые вопросы дали исторические документы, приведенные в книге Филарета "Историко-статистическое описание Харьковской епархии" (желающие могут приобрести ее в "Музее городской усадьбы" или почитать в электронном виде на одноименном сайте) :

"Грам. в Арх. губ. правл. № 2, 10, 18. В последней (от 18 авг. 1686 г.): «По указу царя и в. к. Михаила Федор. сведены деды и отцы их (Ивана Емельянова Смольянинова и друг. жителей Бабаев) с женами и детьми на вечное житье в Чугуев из разных городов и в прошлом 151 (1643) и в 156 (1648) г. по указу ц. и в. к. Алексея Мих. дано им в поместье земли по 20 чет. на человека. И как построен город Харьков, и они де для близости приписаны и служат по Харькову. Да в прошлом же во 161 (1653) г. дана Емельяну с товарищи поместная земля со всякими угодьи в Чугуевском уезде, въ селе Архангельском, Бабаи тож, в урочищах от устья Леднаго колодезя вниз к р. Удам до Хорошева городища, а от Хорошева городища к Пастушьему полю,— на Ржавый Колодезь и вниз по Ржавому колодезю и вверх по Мерефе по Кременной колодезь».

В деле 1700 г. № 2: «Лета 7161 нояб. в 25 день (1652 г.) били челом — Емелька Смоляни­нов, Федка Бабай… на пашню им детям боярским указано земли дикаго поля, доброй земли; от устья Леднаго колодезя вниз по Удам мимо дворовых их усадьб до Хорошева городища и до Пастушья поля и до Леднаго колодезя по 20 четей человеку в поли, а в дву по томуж».

По третьей бумаге Сидор Колчинцов и Феодосий Димшинский с товарищами в 1654 г. получили усадебную землю на колодезе Жихоре, и для пашни и сенных покосов землю по тому же колодезю; в 1658 г. переведены из ведения чугуевского в харьковское; а в 1668 г. «в измену Ивашки Серка с Черкасы» межевая выпись на их землю утерялась».

На приведенной Карте2 обозначены реки и ручьи с старыми историческими наименованиями. Почти все населенные пункты находящиеся рядом с ними имеют такие же названия: г. Мерефа на реке Мерефа, Ледное на Ледном колодезе, Березовка на колодезе Березовом, Жихорь на колодезе Жихар, Ржавец на Ржавом колодезе (ныне р. Ржавчик), Кременное (на его месте теперь п. Высокий, на Карте 3 конца 19 века он обозначен еще под своим старым именем) на Кременном колодезе.
Кстати, выяснилось, что Покотиловка получила свое имя от названия горы Покотиловой (высота 199) , у юго- восточного подножия которой и расположился поселок. А Архангельское - это старое(первое, по наименванию деревенской церкви) наименование Бабаев.

На старой карте 3 конца 19-го века хорошо видны остатки лесных массивов и приблизительные границы населенных пунктов на то время. Красным цветом выделены основные дороги подходящие к городу. С западной и юго-западной стороны видны три подхдящие дороги: со стороны Песочина, от Мерефы через Карачевку и от Тимченков через Бабаи. Из трех вероятных направлений наиболее подходит под поставленные условия Бабаевское направление. Судя по приведенным выше старым документам в верховьях Ржавого колодезя находился степной участок, названный Пастушьим полем. В районе высоты 187,7 (см. карту 4) расстояние между лесными массивами около 600 метров. Совпадений более, чем достаточно чтобы, выдвинуть гипотезу о нахождении пригородного острожка в районе этой высоты.


Карта 4

Снимок 1

Снимок 2

Снимок 3

Еще ряд интересных видимых "мелочей", которые, сдерживая свою "буйную" фантазию, автору не хотелось бы комментировать.
На карте 4 на вершине высоты виден изгиб дороги, уходящей на запад, газокомпресорная, ныне существующая на этом месте, еще не обозначена на карте (построена позже).
На спутниковых снимках этой высоты Снимок 1 и 3 видны две цветовых довольно контрастных полосы, которые расположены на расстоянии около 100 метров (уже приводившаяся ранее ширина засеки из поваленных деревьев) - след от сгнивших или сгоревших засек?
Приведенные растояния на снимке 2 на основе шкалы GoogleMap полностью совпадают с приведенными в описании пригородного острожка. Хорошо на снимке видна и граница леса более ранняя, очевидно вырубленная со временем.
Разница во времени между снимками 1 и 3 около 2 лет, но след на почве остается видимым.

Выбрав немного свободного времени решено было посмотреть на эти места своими глазами.
Первым делом посмотрел - что за лес рядом. Оказался лес дубовым, очень подходящим для постройки укрепления, в 50-ти метрах от предполагаемого укрепления в лесу находятся яры, в которых легко можно найти воду.

Так что, дети боярские из Харькова, Бабаев и Жихаря не испытывали нужды в воде и топливе, находясь попеременно на сторожевом посту в течение лет десяти, как минимум.

Не обладая достаточным количеством свободного времени на осмотр местности, решено было пройти почти по центру северо-западной части "Пастушьего поля" через воображаемую линию укрепления и посмотреть вокруг.
Километрах в четырех на юго - запад от вершины высоты 187,7 Пастушье поле пересекает яр, на дне которого сейчас располагается пруд. По границе пруда в настоящее время расположены садовые участки и дикие байрачные заросли, ухудшающие обзор. Думаю, что в давние времена, этих зарослей не было и обзор был гораздо лучшим.


Вид в сторону Мерефы, окраины которой видны в конце долины р. Ржавчик

Все же рельеф имеет небольшую волнистость и с высоты своего роста 1,8 м вершина высоты 187,7 иногда не видна. Нужно иметь ввиду, что сторожевая башня острожка была высотой не меньше 6 метров (4 метра - только высота стен)

Хорошо виделяется на фоне рельефа вершина высоты 187,7 между границами лесных массивов

Панорма градусов на 270 в районе предполагаемой засеки. Никаких контрастов цветовых на почве не замечено, Почему-то они видны только из космоса.

А вот панорама в восточном и юго-восточном направлениях впечатляет. Видимость -километров 17 и более. Так что, место с точки зрения обзора выбрано было для сторожевого поста пожалуй наилучшее из ближайших к городу.

Чтобы было более явно видно, насколько хорош обзор, немного добавлено зума.

Вся долина реки Уды - как на ладони.

Спуск в долину р. Уды. п. Бабаи

Конечно, это только гипотеза. Вот бы поисковики с металлоискателями побродили здесь, может какие железяки и подтвердили эту вполне вероятную гипотезу. Сам острожек все-же скорее находился в том месте, где сейчас построена газокомпрессорная станция. И вряд ли там можно найти что-то. Через вершину высоты проложено пару трубопроводов, может быть полосы, видимые на снимках из космоса следы прокладки этих труб, хотя я лично сомневаюсь, слишком широкие полосы, метров по 20., Возможно под лесом есть и пару кабельных магистралей.
Сам острожек просуществовал вероятно не долго - лет 10-20. Упоминание о нем встречается только в двух "актах приема-передачи казенного имущества" . :)

 


| Что в имени | Передтеча Харькова | Донецкое городище | Шарукань | Шлях | Форт | Ловушка | Змиев | Зеленый колодезь |
| Карты, путешествия | Усадьбы | Краснокутск | Люботин | Изюм-Святогорск | Эсхар | Чугуев | Wallpapers |
| В НАЧАЛО | ИСТОРИЯ | ФАНТАЗИИ | ГОСТЕВАЯ |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz