Шарукань

Некоторое время назад, получив доступ к точным топографическим картам, с удивлением отметил, сколько интересной и полезной информации не только по географии, но и по истории можно найти в этих замечательных документах.
В последнее десятилетие изменилось отношение к топографическим картам, они стали доступнее для широких масс любителей. Кто-то любит детективы, кто-то исторические романы. Для некоторых топографическая карта это интересная книга, читая которую каждый может рисовать себе такие картины, на которые способна его фантазия, и в то же время- это точные объективные документы. История оставляет свой след не только в виде предметов быта и культуры, рукописей, но и в виде измененного рельефа местности, зафиксированного на картах. Особенно это характерно для наших степных краев. При отсутствии длительно сохраняющихся строительных материалов в виде камня все, что осталось от наших дальних предшественников, земляков - размытые курганы и ямы, но и они могут привести к возможным открытиям.
Один из примеров возможной стыковки топографии и археологии – поиск местонахождения "столицы печенежского княжества" - Шарукань(именно так Шарукань названа была в одном из учебников по истории советских времен :)). В учебниках по истории упоминается, что она находилась "где-то" в окрестностях Харькова и была уничтожена в 1111 году войсками Киевской Руси. Кочевники города не строили, у них была система стойбищ. Обычно, наиболее постоянными были зимние стойбища, местоположение которых можно определить по характерному атрибуту человеческих поселений – некрополям, располагавшимся обычно невдалеке от мест проживания. Для кочевников характерны могильники в виде насыпных курганов. Для топографов курган и даже отдельное дерево на открытой местности – это ориентир, обязательно наносимый на карту. То есть на карте нанесено максимально возможное из видимых количество курганов. Если бы была возможность отселектировать курганы по времени их создания, можно было бы с математической вероятностью определить места стоянок кочевников, а по количеству их на единицу площади – наибольшие из них. Естественно, что захоронения подобного типа трудоемки и были предназначены для самых заслуженных членов племени, предводителей и "героев". И у главного стойбища таких курганов наибольшее количество. Еще один параметр – центральное стойбище всегда располагалось в центре территории проживания объединения племен, так называемого домена, что позволяло легче контролировать подвластные народы и вовремя реагировать на появление опасности у границ своей территории. Массы кочевников (предпоследними из которых были половцы), выталкиваемые по разным причинам из Заволжья старались селиться в привычных для них степных районах, избегая лесных массивов и пересеченную местность, поскольку основным родом их деятельности было скотоводство.
В Воскресенском списке летописи сказано, что русские князья исполчившись пошли с Дона (т.е. Донца) на Шарукань, следовательно, Шарукань должна была находиться на некотором расстоянии от Донца в западном или восточном направлении (имеются ввиду северо-западные районы лесостепи, граничащие с Киевской Русью). Идеальной территорией для домена кочевников было междуречье Севеского Донца и Оскола. Домен имеет естественные границы по рекам: западную – р. Донец (г. Волчанск – г. Змиев); южную – р.Донец (г. Донец – г. Красный Оскол); восточную – р. Оскол (г. Красный Оскол – п. Волоконовка); северную – р. Волчья (п. Волоконовка – г. Волчанск). В центре этого домена протекает небольшая река Великий Бурлук, впадающая в районе г. Печенеги в р. Северский Донец. Территория домена характерна отсутствием лесов и сглаженной поверхностью с небольшим перепадом высот. Вдоль р. Великий Бурлук располагается большое количество курганов - некрополей. Наибольшее количество курганов на единицу площади - район между п. Шишковка и п. Ленинка (до 7 курганов на квадрат 2х2 км). Как раз между этими поселками на правом берегу в дугообразной долине находится п. Нижний Бурлук – идеальное закрытое от ветров место для стойбища. Здесь есть и река с не заболоченным берегом, и родники, и даже источник топлива – поросший лесом овраг с западной стороны. Возможно, здесь и находилась центральная ставка половецкого хана Шарукана.
Существует и другая интересная гипотеза местонахождения Шарукани.
Д.И. Багалей в своем труде "История города Харькова" упоминает о гипотезе профессора Н.Я. Аристова, предполагавшего, что Харьков возник на месте древнего половецкого города Шарукань. По мнению Д.И. Багалея, этот город должен был находиться в местности нынешних Харькова и Чугуева. Действительно, между Харьковым и Чугуевым на картах хорошо просматривается подходящая территория для домена кочевников. Границы домена по рекам: западная – р. Харьков (п. Октябрьский – юг г. Харькова); южная – р. Уды (юг г.Харьков – г.Печенеги); восточная – р. Донец (г.Печенеги – п.Маслова Пристань); северная – р. Топлинка (п.Октябрьский – п. Маслова Пристань). Вдоль рек по границам домена располагаются лиственные и сосновые леса. С юга находится самая труднопроходимая граница из двух параллельно текущих рек Уды и Мжа, между которыми находились непроходимые лесные массивы. Может быть, поэтому наибольшее количество курганов в этом самом западном домене располагается вдоль протекающей в центре домена небольшой речки Роганки, а их количество максимально на участке между п. Рогань и п. Зеленый Колодезь. Вполне возможно где–то здесь находилось центральное стойбище кочевников. Кстати, наибольший (высота 4 м) и до сих пор не распаханный курган Могила Высокая (очевидно насыпанный позднее всех) находится в километре на восток от п. Зеленый Колодезь.

PS. Шарукань…, Рогань.... Метаморфозы времени, те же, что превратили имя Иоанна в Ивана? Что-то созвучное слышится в этих словах. Маленькое поселение скотоводов на торговом пути Киев – Дон, "город пастухов"? Новая пища для любознательной фантазии.


Вид на поселок Рогань с юго-западной окраины.

* * *

Маленькое путешествие в край степного разнотравья

В некоторых туристических источниках о Харьковском Крае указывается в качестве интересного объекта долина р. Роганки с сохранившимися участками степной растительности (ковыля, гиацинтов) и порогами на самой речке. Поскольку эти места недалеки от города, возникло желание посмотреть, откуда это в наших песочно-глинистых краях появились речные пороги, а заодно пройтись по местам, описанным в сюжете. По опыту, зная, что все лесные посадки, овраги и берега ручьев вблизи населенных пунктов давно превращены местным населением в мусорные свалки, решено было маршрут проложить вдалеке от "прелестей" цивилизации.
Путешествие началось на станции Рогань, куда можно добраться не только электричкой со ст. Лосево, но и маршрутными автобусами от ст. метро "Пролетарская" до остановки "Агроуниверситет". Прямо от железнодорожного переезда на восток уходит грунтовка в сторону Учхоза, за которым начинается балка Терновая. Место прекрасное и в экологическом и художественном смысле. По скатам балки раскинулись зеленые луга с редкими лиственными, хвойными и даже березовыми рощицами. Дно балки сочится грунтовыми водами и к выходу в долину р. Роганка заканчивается вполне приличным прудом, естественный сток которого пополняет речку чистой водой. На месте кочевников, мы бы точно предпочли район этой балки для проживания. Коллег, пожелающих пройтись этим же маршрутом хочется предупредить о самом неприятном месте в данном путешествии, ожидающем на вершине ската к югу от выхода из балки – разрушающихся очистных сооружениях ПТФ. Стоки этих сооружений перейти невозможно и, чтоб не испортить хорошие впечатления, их надо обойти быстро через сами сооружения по вершине правого ската долины. За этим рукотворным препятствием можно расслабиться и до самого Зеленого Колодезя наслаждаться запахами трав, чистотой воздуха, красотами полевых цветов, пеньем птиц, журчанием воды, проходя по широкой речной долине, не знавшей плуга и в связи с сокращением в последние годы количества крупного рогатого скота уже не потоптанной коровами. Если вы испытываете радость от чувства объемного пространства, то рекомендуем пройти в район высоты 149,5. Здесь можно испытать частично chillout как и в горах, когда стоишь на вершине перевала и перед тобой расстилаются во все стороны безграничные дали. В таком месте еще раз понимаешь, что чувство прекрасного всегда было присуще людям, (правда может и не всем), и, оставляя этот мир, они хотели остаться рядом с этим прекрасным. Так что многие курганы – указатели замечательных ландшафтных природных памятников. Район кургана Могила Высокая – один из них. Самому кургану уже досталось от охотников за лисами. Слава богу, терпения раскопать его весь у них не хватило, но покалечить – покалечили. За Зеленым Колодезем, ниже по течению р. Роганка, ничего примечательного нет. Рекомендуем вам закончить путешествие на ст. Зеленый Колодезь. Здесь же прямо под ж.д. мостом можете увидеть и рукотворные пороги, образованные сваленными в речку камнями.
P.S. Жаль, ковылей и гиацинтов не увидели, наверное было выбрано неудачно время года. Но хороших впечатлений получено достаточно.


Верховье балки "Терновая"

Пруд в балке "Терновая"

Живописные берега балки

Подходящее место для стойбища (справа - устье балки "Терновая")

Вид на то же место с берега реки Роганки

Правый скат долины реки Роганки

Разнотравье

Кладка через реку Роганка
в районе устья балки "Терновая"
Заброшенный колодец в долине реки Роганка
восточнее отметки высоты 160,5
Река Роганка у п.Зеленый Колодец
Курган "Могила Высокая"
Вид на соседний курган с вершины "Могилы Высокой"
Пороги на реке Роганка

* * *

Путешествие по карте во времена Киевской Руси

Не дающая покоя любознательная фантазия завела в дебри истории. Оказалось, что отсутствие достоверной информации породило массу гипотез, порой совершенно не совпадающих, в которых и запутаться не трудно. Достаточно упомянуть, что легендарную Шарукань известный историк Б.А.Рыбаков отождествлял с Донецким городищем. В местных краеведческих источниках этот город размещают в районе г. Изюм. Известный академик из Донецка А.Черных расположил его на левом берегу Северского Донца восточнее Красного Оскола. Еще ранее в нашем сюжете упоминалась версия Д.И.Багалея о расположении Шарукани между Чугуевым и Харьковом. При попытке хоть как-то прояснить для себя ситуацию с определением местоположения средневекового города Шарукань сформировалась собственная версия.
Основным источником исторической информации, в котором впервые упоминался этот город, была «Повесть временных лет», первый летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии ХII века легендарным Нестором-летописцем и положенный в основу последующих летописных сводов. Естественно, наиболее точно и полно в летописи отражены события, произошедшие при жизни ее автора – время правления последнего самодержавного правителя Киевской Руси - Владимира Всеволодовича (Владимира Мономаха). Некоторое время спустя после его кончины наступила эра феодальной раздробленности. Относительно единая Древнерусская монархия разделилась на полтора десятка самостоятельных княжеств и земель, управляемых федерацией наиболее сильных князей.
В нашей истории с поисками местоположения Шарукани нельзя пройти мимо яркой личности Владимира Мономаха, поскольку многие его поступки подскажут нам путь поиска ответа на наш вопрос о местонахождении этого города.

Рождение Владимира было следствием большой последней войны между Киевской Русью и Византией. Как и было принято в те давние времена для укрепления мира между Византией и Русью дочь византийского императора Константина Мономаха - Мария была выдана замуж за любимого сына Ярослава Мудрого - Всеволода. В 1053 году от этого брака родился Владимир, прозванный Мономахом, по родовому имени его матери. От матери и отца, по тем временам очень образованных людей (отец Владимира отличался образованностью, умом и любовью к книгам, известно, что он знал пять иностранных языков.) Владимир унаследовал острый аналитический ум. В 1054 году умер Ярослав Мудрый, на его место в Киеве сел старший сын Изяслав, а Всеволод получил Переяславль. Здесь и прошли детские годы и первая половина жизни Владимира. Именно в эти годы в степях происходила очередная смена кочевых народов. Печенеги отошли к Дунаю, их место заняли торки, а с востока надвигались многочисленные племена половцев. Самое южное на Руси Переяславское княжество приняло на себя первые удары нового более сильного, чем печенеги врага. Может быть, поэтому князь, сев на Киевский престол уже в зрелом возрасте, посвятил свою деятельность отражению половецкой угрозы. Вероятно, что еще в 15–летнем возрасте Владимир принял участие в первом походе на половцев в 1068 году, когда половецкие орды вторглись на Переяславские земли. Эта битва закончилась поражением, на речке Альте братья-Ярославичи – Изяслав, Святослав и Всеволод были разбиты ханом Шаруканем. Очевидно, рубец от позорного поражения на всю жизнь остался в сердце юного Владимира. Отец Владимира, человек образованный не был создан для войны (на старости лет Владимир вспоминал, что отец «не любил звука труб и топота коней»). Поэтому, с юных лет Владимир стал своеобразным мечем в руках отца, не владевшего военным талантом. В результате междоусобных войн изменилось положение Владимира. Надо отметить, что власть сама по себе никогда не была его целью в жизни. Страстью, которой он отдавался без остатка, были охота (причем охота на крупную дичь, своеобразный поединок равных соперников) и сражения с внешними врагами. Междоусобных конфликтов Владимир всегда старался избегать, идя на компромиссы. С 1078 по 1094 годы Владимир был «посажен» на княжество в Чернигове. Жизнь в Чернигове не была спокойной, он продолжал помогать отцу (воюя вместо него) в борьбе с внешними и внутренними врагами. Но борьба за власть была отвратительна душе Владимира. Когда в 1093 году в Киеве после продолжительной болезни скончался Всеволод, Владимир добровольно отрекся от престола в пользу двоюродного брата, Святополка Изяславовича, княжившего в Турове. Еще одним подтверждением нежелания боевых стычек с родственниками при дележе власти свидетельствует решительный политический шаг: Чтобы избежать братского кровопролития он добровольно отдал Чернигов жадному и наглому Олегу Святославовичу, вернувшись Переяславль. Долгих 20 лет – с 1094 по 1113 год княжил здесь Владимир. Все это время формировалась и закалялась в боях его дружина. Уже в первый год своего княжения в Переяславле он со своей дружиной разбил половецких ханов за р. Сулой. Во второй год, объединившись со Святополком Изяславовичем, одержал очередную победу над половцами. Главную роль в этих победах стала играть прекрасно вооруженная, обученная, быстрая, выносливая конная дружина Владимира Мономаха. В 1096 году военная кампания была неудачной для Киевского княжества, сильный половецкий хан Боняк захватил Киевские предместья и разорил Печерский монастырь. После этого поражения наступило некоторое затишье. В 1003 году Святополк Киевский с Владимиром, собрав еще несколько княжеских дружин, одержали победу в районе о.Хортица. Эта победа была переломной. Позже еще были походы в 1107(в этот год была попытка ханов Боняка и Шаруканя Старого одержать реванш за предыдущее поражение), 1109, 1111 и 1116 годах, благодаря чему наши предки избавились постоянной угрозы со стороны кочевников. Из этих походов наибольшую славу и авторитет Владимиру принесла победа в походе 1111 года на Дон. Именно этот поход выделил среди русских князей неформального, неоспоримого лидера, в последствии и занявшего Киевский престол в 1113 году. Кстати нужно отметить, что наряду с военным талантом Владимир обладал и талантом мудрого писателя. Написанное Владимиром уже на склоне лет «Поучение детям» принесло ему славу непревзойденного писателя на Руси ХII столетия и до наших дней считается литературной сокровищницей.
Но, вернемся все же в 1111 год. Как мы видим, до устойчивого мира с кочевниками было еще далеко. Вероятность реваншного похода половцев на Русь была еще велика, несмотря на две последние победы на юге у о.Хортица и на ближнем востоке у Лубен. Выяснение отношений между враждующими силами происходит с периодичностью в два - три года. Вероятность нападения половцев в 1111 году очень высока. И первой жертвой нашествия станет опять самое южное пограничное Переяславское княжество. В 1003 и 1007 годах были разбиты основные силы Бонякидов – западных половцев. Нападение на Русь 1009 года было осуществлено в основном силами Шаруканидов – восточных половцев. Очередного удара можно было ожидать именно от них.

Центром владений Шаруканидов были сармато-аланские города «на Дону». Сами половцы, будучи типичными кочевниками, жили за счет скотоводства, стада были их имуществом и богатством. Другим важным источником жизненных благ была добыча от нападений на соседние оседлые народы или откупная дань «мира для», чтобы не опустошали соседние земли, а также оплата за участие в войнах в качестве наемников. После распада Хазарского каганата под ударами Святослава в 960-х годах довольно густонаселенная область с сармато-аланским населением в районе нижнего течения Северского Донца, находящаяся на сухопутном торговом пути Кавказ - Европа, еще долго продолжала существовать за счет торговли, ремесленного производства и земледелия. Пережив уничтожительное нападение печенегов, а затем нашествие торков и половцев это население, скорее всего, не оказывало большого военного сопротивления новым захватчикам, предпочитая откупаться данью, что в какой-то мере устраивало обе стороны (известно, что отношения булгар с половцами были вполне даже союзническими). Захватив в 1055 г. эту территорию, глава Донских половцев Блуш, по-видимому, подарил ее своему сыну и назвал самый большой из городов его именем. Этот район и стал политическим центром племенного объединения восточных половцев – Шаруканидов. Очевидно, этот район и стал целью планируемого военного похода Владимира на восток.

Далее хронологию событий 1111 года попытаемся отслеживать по тексту летописи.

"..В год 6619 (1111). Вложил Бог Владимиру мысль в сердце понудить брата его Святополка пойти на язычников весною. Святополк же поведал дружине своей речь Владимира. Дружина же сказала: "Не время теперь губить смердов, оторвав их от пашни". И послал Святополк к Владимиру, говоря: "Нам бы следовало съехаться и подумать о том с дружиной". Посланцы же пришли к Владимиру и передали слова Святополка. И пришел Владимир, и собрались на Долобске. И сели думать в одном шатре Святополк с своею дружиною, а Владимир со своею. И после молчания сказал Владимир: "Брат, ты старше меня, говори первый, как бы нам позаботиться о Русской земле". И сказал Святополк: "Брат, уж ты начни". И сказал Владимир: "Как я могу говорить, а против меня станет говорить твоя дружина и моя, что он хочет погубить смердов и пашню смердов. Но то мне удивительно, брат, что смердов жалеете и их коней, а не подумаете о том, что вот весной начнет смерд этот пахать на лошади той, а половчин, приехав, ударит смерда стрелой и заберет лошадь ту и жену его, и гумно его подожжет. Об этом-то почему не подумаете?". И сказала вся дружина: "Впрямь, воистину так оно и есть". И сказал Святополк: "Теперь, брат, я готов (идти на половцев) с тобою". И послали к Давыду Святославичу, веля ему выступать с ними.."

Комментарий. Владимир, понимая, что сил одной его дружины не хватит для такого большого похода, привлекает к компании самых надежных и проверенных в деле князей Киевского и Черниговского. Понимая, что военную кампанию нужно провести на опережение противника, предлагается выступить в поход в начале весны, когда большие снега уже начинают сходить, но реки еще покрыты льдом, что облегчает переправу через них, опять же земля еще мерзлая, что облегчит путь по бездорожью. И самое главное – военный поход следует закончить до начала весенних посевных работ.

"..И поднялись со своих мест Владимир и Святополк и попрощались, и пошли на половцев Святополк с сыном своим Ярославом, и Владимир с сыновьями, и Давыд с сыном. И пошли, возложив надежду на Бога и на пречистую Матерь его, и на святых ангелов его. И выступили в поход во второе воскресенье Великого поста, ..."


Комментарий. Точно указана дата начала похода – 26 февраля 1111 г. Участники похода: Переяславский князь Владимир Мономах с сыновьями, Киевский князь Святополк с сыном Ярославом, Черниговский князь Давыд с сыном.

"..а в пятницу были на Суле.."

Комментарий. 3 марта 1111 г. Пройдено 125 км пути за 5 дней.

"..В субботу они достигли Хорола, и тут сани побросали.."

Комментарий. 4 марта 1111 г. Пройдено 35 км. Снежный покров настолько мал, что на санях передвигаться уже затруднительно.

"..А в то воскресенье пошли, когда крест целуют. Пришли на Псел, ..."


Комментарий. 5 марта 1111 г. Пройдено 30 км.

"..и оттуда перешли и стали на Голте. Тут подождали воинов, ..."

Комментарий.
6 марта 1111 г. Пройдено 25 км. Стоянка в течение 2 дней, ожидание подхода дружин из Черниговского и отдаленных уделов Киевского княжеств. Голтва – ныне р. Готва, приток реки Псел.

"..и оттуда двинулись на Ворсклу и там на другой день, в среду, крест целовали, и возложили всю надежду свою на крест, проливая обильные слезы..."

Комментарий. 8 марта 1111 г. Пройдено 35 км.

"..И оттуда прошли через много рек в шестую неделю поста. И прошли к Дону во вторник..."

Комментарий. 21 марта 1111 г. В пути 13 дней. При заданном в начале темпе похода можно приблизительно оценить расстояние – около 300 км. Земли восточнее Ворсклы мало известны русичам, поэтому отсутствуют конкретные наименования рек. Если бы на пути встречались города, то автор, скорее всего, упомянул бы о них. Так что версия с Донецким городищем, Роганью и Изюмом отпадают. Конечно, расстояние нами просчитывалось по прямым линиям, без учета затрат на преодоление возможных препятствий. На самом деле длина пути была больше. Даже самым выносливым путешественникам приходится при преодолении больших расстояний устраивать дни отдыха. Так что из этих 13 дней 2-3 дня были днями отдыха для людей и лошадей. Дружины двигались не налегке, с собой перевозилось оружие и припасы, скорость 25-35 км за световой день - вполне реальная. Что касается маршрута. В давние времена Доном называли реку Северский Донец после слияния его с Осколом. К этому месту есть два пути первый вдоль левого более пологого берега реки, с небольшими лесами и вдоль правого высокого, покрытого густыми лиственными лесами. Еще более прямой южный маршрут по открытому степному пространству вряд ли был успешным из-за угрозы раннего обнаружения. Да и круговую оборону в открытой степи держать трудно (пример - неудачный поход Игоря Святославовича в 1185 г., когда без генерального сражения за несколько дней движения по степи дружина русичей была обезвожена и обескровлена постоянными наскоками и обстрелами подвижных отрядов половцев). Скорее всего, в качестве маршрута Владимир выбрал сухопутный торговый путь Киев – Дон – Кавказ, проходящий по левому берегу Донца. Часто местом перехода на левый берег Донца указывают Змиев, ссылаясь на роспись дозоров 1571 г. Но в этом месте ширина заболоченной речной долины составляет до 1,5 км. Скорее всего, маршрут пролегал между Удами и Мжой и место переправы через Донец было в районе Чугуева (именно в этом месте находится упоминаемый в документе начала XVI века Книге Большого Чертежу "Коганский перевоз"). Не зря позже именно на этом пути возникли юго-восточные городища Киевской, что подтверждено и находками археологов.

"..И оделись в броню, и построили полки, и пошли к городу Шаруканю. И князь Владимир, едучи перед войском, приказал попам петь тропари, и кондаки креста честного, и канон святой Богородицы. И поехали они к городу вечером, и в воскресенье вышли горожане из города к князьям русским с поклоном, и вынесли рыбы и вино. И переспали там ночь..."

Комментарий. 21 марта 1111 г., вечер вторника. Очевидно, воскресенье упоминается как аналогия христианского праздника «Вербного воскресения» («входа господня в Иерусалим», отмечаемого в последнее воскресение перед пасхой в конце страстной недели), горожане вышли навстречу дружинам с угощением, как в праздник, демонстрируя свое мирное отношение. И встречающие были христианами.

Ну, вот и мы подобрались к цели нашего путешествия во времени – городу Шарукань. Из текста уже видим, что город находится у большой реки (откуда рыба), город находится на торговом пути сухопутном или речном (откуда вино – скорее всего с Кавказа или Крыма, возможно и с собственных виноградников). Город не является крепостью (отсутствуют защитники, пусть даже половцы или нанятая стража). Город довольно большой, способный приютить и накормить несколько тысяч дружинников. Явно это не половецкое зимовье. Если это был довольно большой город, то его следы должны были дойти и до наших дней. Поищем следы города среди археологических находок вблизи нынешнего города Славянск.

Городища среднего течения Северского Донца

Из археологических памятников эпохи средневековья, расположенных в среднем течении Северского Донца размерами и материалом выделяется девять городищ (Райгородское, Осиянская Гора, Царино (Маяки), Сидоровское, Татьяновское, Святогорское, Теплинское, Кировское, Новоселовское). Они вытянуты цепью вдоль реки на расстоянии 4-6 км друг от друга. От ближайших городищ, находящихся к северу и югу, эта группа отделена расстоянием, превышающим 100 км. Все эти памятники относились исследователями только к хазарскому времени. Однако, исследования последних лет показали, что городища разновременные.
Наиболее крупными памятниками хазарского времени являлись Царино, Сидоровское, Новоселовское и Кировское городища, имеющих площадь от 60 до 120 гектаров. При этом два из них (Царино и Сидоровское) находились на правом берегу Донца, два же других – на левых его притоках.
Время расцвета крупных городищ различно. Например, вначале среди них доминирующую роль играло Царино городище у с. Маяки. К концу IX в. эта роль переходит к соседнему городищу, расположенному у с. Сидорово.
Многочисленный материал, происходящий с крупных городищ, говорит о большой роли, которую эти памятники играли в торговой и ремесленной жизни края. Так, огромное количество металлических предметов, обнаруженных на Царином городище, показывает, что этот памятник в период своего расцвета был крупным ремесленным центром.
Могильники, прилегающие к Царину и Сидоровскому городищам, свидетельствуют, что в IX-X вв. среди населения этих населенных пунктов в первую очередь распространялись новые монотеистические религии.
На кладбищах, прилегающих к Царину городищу, наряду с мусульманскими могилами известны немусульманские погребения. Они могли быть оставлены представителями иных конфессий, таких как христианство и, возможно, иудаизм. О знакомстве жителей городищ хазарского времени с христианством говорят находки: на Сидоровском городище – железного креста, а на Царином – обломка формы, служившей для отливки змеевика и крестообразной подвески.

Особый интерес представляет поздний могильник, исследованный М. Л. Швецовым у озера Чернецкое, рядом со знаменитым Зливкинским могильником. По мнению автора раскопок, это кладбище оставлено населением, исповедовавшим христианство. К какому поселению относился этот могильник до сих пор неизвестно.

В золотоордынское время в среднем течении Северского Донца функционируют два крупных памятника. Среди них – упомянутое выше Царино, и городище, расположенное у поселка Райгородок. Об их высоком статусе свидетельствует наличие кирпичных построек, мечети, следов чугунолитейного производства.

В конце XIVв. жизнь на городищах среднего течения Северского Донца прекращается. Одновременно с ними, вплоть до конца XVI в. прекращают существования и неукрепленные поселения на этой территории.

Новоселовское городище
 Занимает край высокого мыса коренного левого берега Северского Донца у места впадения в него реки Нитриус. Территория памятника занята постройками нынешнего села Новоселовка.
Площадь укрепленной части этого памятника составляла 14-15 га. 
Обширное посадское поселение расположено на противоположном (левом) берегу Нитриуса к юго-востоку от городища. Селище занимает территорию на склоне и дюнах верхней площадки песчаной террасы, до самого спуска последней в пойму. С юга на север оно тянулось более чем на 1000 м, а с запада на восток не менее чем на 300-400 м. 
Судя по всему, городище существовало только в хазарское время. По своим размерам оно входило в четверку самых крупных раннесредневековых населенных пунктов среднего течения Северского Донца.
Системно не исследовано,  могильники не обнаружены.

Кировское городище
 Расположено на северной, северо-восточной окраине поселка Кировск (ныне п. Заречное) Краснолиманского р-на. Занимает плато высокого правого берега р. Черный Жеребец, у места впадения в нее безымянного ручья. 
Общая площадь памятника – 60 га. 
Культурный слой на ней либо слабо насыщен, либо вообще отсутствует.
Шурфовка показала наличие на памятнике хорошо насыщенного керамикой салтово-маяцкой культуры слоя мощностью до 60 см.
Системно не исследовано, площадь не определена, могильники не обнаружены.

Райгородское городище
Расположено на высоком участке плато коренного правого берега р. Северский Донец неподалеку от места впадения в нее р. Казенный Торец.
Памятник до наших дней не сохранился
С северной стороны к городищу прилегал  могильник (салтово-маяцкой культуры ) и курганные группы эпохи бронзы.
Из значительных находок – диргем 815-816 г, меч с арабской надписью.
По многим признакам могильник Райгородского городища относился к VIII-IX вв, хазарского типа.
На городище также были хорошо представлены материалы золотоордынского времени, имелись остатки кирпичных построек, мечети.
Основная часть монет, обнаруженных на памятнике, датировалась 2-й пол. XIV в.

Городище Осиянская Гора 
Расположено в 400 м. к северу от пос. Донецкий.
В шурфах был зафиксирован тонкий культурный слой, как на площадке, огражденной валом, так и за ее пределами.
Находки представлены, фрагментами салтовской керамики и обломками лепной посуды более раннего времени.
В VIII-X вв. городище Осиянская Гора могло представлять небольшой укрепленный пункт, располагавшийся между двумя крупными городищами (Райгородским и Цариным), который являлся своеобразным преддверием Царина городища, игравшим определенную роль в системе обороны на данном участке (возможно контроль переправы через  Северский Донец).
Из  находок: в шурфе был обнаружен крупный фрагмент горшка и бронзовый трехгранный наконечник стрелы. В целом, археологический материал свидетельствует, что памятник имел два этапа функционирования.
Хронологические рамки раннего периода существования памятника, наиболее вероятно, определяются в пределах IV - II вв. до н. э. Второй период его жизни относится к VIII-X вв. Городище и поселение у подножия холма, по-видимому, всегда представляли собой единый комплекс.

Царино городище
 Располагается между с. Маяки и пос. Донецкий. Оно представляет собой крупный археологический комплекс из городища, двух селищ и, как минимум, четырех могильников, общая площадь которого составляет более 70 га. В археологической литературе памятник обычно фигурирует под названием "городище у с. Маяки".
Ров с валом, отделяет треугольный участок территории, собственно городище, от обширного плато, на котором было расположено селище. Согласно В. К. Михееву, площадь памятника, ограниченного линией укреплений, составляет 17,78 га .
В начале был заселен участок террасы вдоль берега реки Северский Донец. На этом месте жили как до возникновения городища (с неолита), так и после его запустения.
В V-VIII вв, на берегу реки существовало небольшое поселение пеньковской, а затем салтово-маяцкой культур, рядом с которым, на холме, в хазарское время была сооружена укрепленная часть. Причем, судя по находкам на памятнике, а также раннему нумизматическому материалу, городище существовало уже в VIII в.
В хазарское время населенный пункт неоднократно подвергался разгромам. По мнению В. К. Михеева, один из них произошел в конце IX в., после чего  городище "как крупный экономический центр салтовской культуры перестает существовать".
Судя по всему, население с этого памятника в конце IX в. также переселилось на близлежащий населенный пункт, дав толчок к расцвету Сидоровского археологического комплекса.
В XI-XIII вв. на берегу Северского Донца существовало неукрепленное поселение (Кравченко, 2000г.). Материалы его раскопок свидетельствуют, что на этом населенном пункте проживали прямые потомки болгаро-аланского населения хазарского времени.
Последний этап существования объекта относится к XIII-XIV вв. В это время памятник снова превращается в крупный экономический центр. Наибольший расцвет его приходится на период "смуты" в Золотой Орде в 60-80 гг. XIV в. Вне сомнений, в это время функционировала вся площадка городища, поселение на берегу Северского Донца, селище, расположенное к западу от валов, а склоны, ограничивающие городище с юга, использовались под кладбище. В целом, площадь золотоордынского памятника составляла около 70 га.

Сидоровское городище
Расположено у с. Сидорово Славянского района.
Крупнейшее в среднем течении Северского Донца (площадь 120 га).
Обнаружено два могильника, прилегающих к городищу. 
Городище возникло во 2-й пол. VIII в., как небольшой населенный пункт. В пользу этого свидетельствуют находки монет, которые сосредоточены на небольшом участке памятника, ограниченном линиями укреплений. Среди них: аббасидские дирхемы, две половинки табаристанских драхм, солид императора Константина V .
В конце IX в. памятник резко увеличился в размерах; его площадь выросла, как минимум, в три раза. наивысший расцвет памятника приходится на кон. IX – 1-ю пол.X вв. и по времени совпадает с упадком соседнего Царина городища (более вероятно в результате нашествие печенегов, но возможно это были и последствия похода Святослава в 966 г. )
По всей видимости, своим расцветом Сидоровское городище было обязано притоку населения из оставленного соседнего населенного пункта.
Последний этап жизни городища завершился разгромом. Об этом свидетельствуют находки скелетов в отдельных постройках и в культурном слое поселения.
Археологами обнаружено  прилегающие к жилой части мусульманские кладбища, на которых уже исследовано 216 погребений.
Поскольку большая часть хазар перешла в ислам  после ухода русов в 980-е гг., город был уничтожен, вероятно, позже (X - XII  в.).
  Материалы, более позднего времени говорят о том, что вплоть до конца XIV в. территория памятника посещалась населением, которое, тем не менее, на нем более не селилось.

Зливкинский могильник.
Хутор Зливки получил широкую известность в науке с 1901 года, когда археолог В.А. Городцов, проводя исследования в данном регионе, раскопал там первый протоболгарский могильник, давший название зливкинской культуре древних болгар на территории Украины.
В открытых Городцовым языческих захоронениях, в изголовье, в ногах погребенных, была найдена ритуальная посуда и отдельные вещи.
В 1981 году по просьбе Болгарской академии наук С.А. Плетнева, крупнейший советский специалист по археологии средневековых евразийских кочевников, поручила донецким коллегам найти местонахождение знаменитого Зливкинского могильника, который после В.А. Городцова никто не исследовал.
Первые же исследования 1982 года дали богатейший материал. Было найдено не только место раскопок самого профессора В.А. Городцова, но открылась вторая часть этого уникального могильника, а именно - христианские захоронения протоболгар (булгар) XI – XII веков на Чернецком озере. Ведущими специалистами этот памятник был единогласно признан древнейшим христианским могильником на юго-востоке Украины.
Здесь, в этих захоронениях по христианскому обряду, была найдена византийская парча, украшавшая воротнички погребенных, а также древнерусская парча с христианской символикой. Благодаря этим артефактам и стала возможной точная датировка времени существования археологического комплекса.
Исследования продолжались до 1986 года. Спустя 25 лет, снова по просьбе Болгарской академии наук, донецкие археологи восстановили старые раскопки на месте булгарских захоронений на территории Украины. Исследования последнего времени только расширили имевшиеся ранее представления об уникальном памятнике.
В частности было найдено одно из самых интересных христианских захоронений, видимо принадлежавшее первосвященнику. Этот человек был захоронено перед христианским могильником в отдельной могиле с атрибутами погребального обряда, характерного только для классического христианства.
Все это говорит о том, что в XI – XII веках в районе Чернецкого озера существовал какой-то христианский центр, который возможно, продолжил свое существование и в более поздний период, на что указывает этимология названия озера ("Чернецкое"). 

Поищем переправу через реку Северский Донец в этих местах. Дорожная сеть претерпела большие изменения, но карта столетней давности может нам подсказать ответ.

Действительно у п. Маяки сто лет назад была переправа через реку Северский Донец, а у п. Щурово еще более удобная переправа.

Древние "перевозы " (переправы) через Донец, упоминаемые в "Книге Большому Чертежу":

"А с Нагаискои стороны вниз по Донцу, от усть реки Оскола :от Царева города, пал в Донец колодезь Святои, аг Нетригус он же, верст с 15 выше Малого перевозу.
А ниже Малого перевозу, на Донце, Большой перевоз, ниже усть реки Тору, от Малого перевозу верст с 10. . А ниже Болшого перевозу, верст з 12, пала в Донец речка Черной Жеребец. "

Т.е. Малый перевоз находился напротив п. Щурово. Обратите внимание на топономику. На левом северном берегу в районе этого перевоза есть поселок с названием "Старый Караван". Большой перевоз находился в районе Кривой Луки. На север от Кривой Луки, за рекой Донец, в XVIII – XIX веке находился казачий хутор Зливки . Примерно в этих местах находился городок донских казаков Сухарев, который был уничтожен за поддержку восстания К.Булавина.

Продолжим анализ дальнейших событий, если наша гипотеза верна, то логическая цепь не прервется.

"..И на другой день, в среду, пошли к Сугрову и подожгли его, а в четверг пошли на Дон..."

Комментарий. 22 марта 1111 г., среда. Местоположение Сугрова на расстоянии дневного перехода, т.е. около 30 -35 км, возможно и больше, поскольку события начинают разворачиваться стремительно и промедление недопустимо.

Поищем на карте топонимические признаки Сугрова. Сугор – в русском языке холм, гора. Еще одним из топонимических признаков наличия старого поселения являются географические названия типа Городнее, Городище или названия географических объектов, имеющих корень слова «город». Вероятнее всего Сугров находился в районе п. Красная Горка (рядом имеется поселок Подгородное). Поселок находится в среднем течении реки Бахмутка. Именно эту реку большинство историков склонно считать легендарной рекой Сальница, часто упоминаемой в летописях. Скорее Сугров не город, а небольшая крепость со времен Хазарского Каганата. По крайней мере, положение у него стратегическое – в этом месте путь Запад - Восток пересекает река с крутым правым берегом, протекающая с юга на север. Очевидно, защитники небольшой крепости оказали сопротивление и она была уничтожена. Расстояние от п. Маяки до Красной Горки – 37 км, что вполне соответствует интенсивному однодневному переходу.
Стали собираться и половецкие полки. Т.е. Русской дружине нужно было срочно искать удобное место для сражения. Для этого нужно было найти такое место, чтобы были защищены тыл и фланги. Такое место предполагали найти не в степях,а ниже по течению Сальницы, ближе к впадению ее в Донец.

"..в пятницу же, на другой день, 24 марта собрались половцы, построили полки свои и пошли в бой. Князья же наши возложили надежду свою на Бога и сказали: "Здесь нам смерть, да станем твердо". И прощались друг с другом и, обратив очи к небу, призывали Бога вышнего. И когда сошлись обе стороны и была битва жестокая. Бог вышний обратил взор свой на иноплеменников с гневом, и стали они падать перед христианами. И так побеждены были иноплеменники, и пало множество врагов, наших супостатов, перед русскими князьями и воинами на потоке Дегея. И помог Бог русским князьям. И воздали они хвалу Богу в тот день. И наутро, в субботу, праздновали Лазарево воскресенье, Благовещенья день, и, воздав хвалу Богу, проводили субботу, и воскресенья дождались..."

Комментарий.
24 марта 1111 г. Первое сражение и первая победа. Суббота 25 и воскресенье 26 марта 1111 г. - дружины приводили себя в порядок после сражения.

"..В понедельник же страстной недели вновь иноплеменники собрали многое множество полков своих и выступили, точно великий лес, тысячами тысяч. И обложили полки русские. И послал Господь Бог ангела в помощь русским князьям. И двинулись половецкие полки и полки русские, и сразились полк с полком, и, точно гром, раздался треск сразившихся рядов. И битва лютая завязалась между ними, и падали люди с обеих сторон. И стали наступать Владимир с полками своими и Давыд, и, видя это, обратились половцы в бегство. И падали половцы перед полком Владимировым, невидимо убиваемые ангелом, что видели многие люди, и головы летели на землю, невидимо отрубаемые. И побили их в понедельник страстной месяца марта 27. Избито было иноплеменников многое множество на реке Салнице. И спас Бог людей своих, Святополк же, и Владимир, и Давыд прославили Бога, давшего им победу такую над язычниками, и взяли полона много, и скота, и коней, и овец, и пленников много захватили руками..."

Комментарий. 27 марта 1111 г. После подхода основных сил половцы дали генеральное сражение. Некоторые историки, комментируя последний отрывок, делают вывод, что в этом бою положение русских дружин было критическим и только решительные действия дружины Владимира, увлекшего за собой и Давыдову дружину, привели к победе.

Поход 1111 года, последующий поход в 1116 г., когда послал Владимир сына своего Ярополка, а Давыд сына своего Всеволода на Дон, и взяли они три города: Сугров, Шарукан и Балин, сильно подорвали половецкие силы и вынудили перекочевать большую часть их за «Железные ворота» ближе к Кавказу. Половецкая угроза была ликвидирована.

Город (или крепость) Балин – тоже очень интересный объект для поиска. По нашему мнению он находился на том же старом торговом пути Восток-Запад, что Шарукань и Сугров, но дальше на восток от них. Топонимический поиск по карте привел нас к очень интересному месту в пяти километрах юго-восточнее Дебальцево. Смотрите и фантазируйте! А тем, кто живет недалеко, еще было бы интереснее и походить в этих местах.

Вот и закончилось наше путешествие во времена Киевской Руси. Поиски местоположения города Шарукань открыли нам новые страницы истории родного края. Жаль, что легендарная Шаркунь оказалась не рядом с Харьковом, хотя такая гипотеза была не только у нас - дилетантов, но и у опытных историков. Но все же путешествие в прошлое подарило массу новых впечатлений и знаний. Желаем и Вам удачных путешествий и ярких впечатлений!

Оружие русичей из экспозиции Харьковского исторического музея. Основная масса находок – с Донецкого городища.

.

Обилие топоров среди находок эпохи Киевской Руси может говорить о том, что в то время они были основным оружием ближнего рукопашного боя.


Обратите внимание на наконечники стрел. Скорее всего, такие стрелы предназначались против легкой конницы, нанося рубленные и резаные раны, вызывающие острую боль и делая лошадей неуправляемыми. Всадникам, не имеющим защитных доспехов, от попадания такой стрелы тоже порядком могло «достаться». Очевидно, что главным врагом для защитников г. Донец была легкая конница кочевников.

P.S. Вот еще одно косвенное доказательство того, что в районе среднего течения реки Бахмут (Сальница) находились центральные стойбища Шаруканидов, а Сугров (Красная горка) был центральной ставкой Шаруканидов. Именно сюда был направлен главный удар русичей во время похода 1111 года.
Источник: Татаринов С.И., Федяев С.В., Федотов С.А. Археология Бахмутского края. - Артемовск, 2003 http://bronza-lib.narod.ru/t/tatarinov_fedyaev_fedotov2003f.html

"К концу XI ст. украинские степи были строго распределены между половецкими ордами, начался процесс "обретения родины". Бахмутский край входил в состав одного из могущественных объединений половцев - орду донецких половцев или шаруканидов.
Летописи содержат данные о половецких городах в среднем течении р. Северский Донец - Сугров, Балин и Шарукань (по имени хана). Как полагал известный краевед 1920-1930-х годов Н.В. Сибилев это известные археологам Маяцкое, Теплинское, Сидоровское городища (сейчас Славянский район Донецкой области). В этих же землях впоследствии правили сыновья Шарукана Сырчан и Отрок.
Внук Шарукана, сын Отрока хан Кончак возглавлял донецких половцев во второй половине XII века. Он неоднократно ходил походами на Русь. В 1185 г . в плену у Кончака содержался князь Игорь Новгород-Северский после поражения русичей от половцев на р. Каяла (это событие воспето в знаменитой поэме "Слово о полку Игореве").
Следует сказать, что шаруканиды контролировали самые богатые в природном отношении земли, известные наличием карстовых провалов с соляной рапой в низовьях р. Тор (где, кстати, находилась ставка Кончака и недалеко город Шарукань) и в среднем течении р. Бахмут. Соль в те времена была значительным богатством. Именно в эти края были направлены несколько походов русичей, в том числе поход Владимира Мономаха 1113 г ., который покорил половецкие города Сугров, Балин, Шарукань, рассеял половцев по степи, "пил золотым шеломом" из Дона (в то время так назывался Северский Донец и нижнее течение Дона).
Сюда же походом шел и князь Игорь Святославович в 1185г. Полагают, что князь Игорь хотел найти в этом походе "славу", "преломить копие о поле половецком". Но ряд фактов (русичи везли с собой "злато", сын Игоря женился вскоре на дочери Кончака, Игорь содержался в плену у Кончака достаточно в хороших условиях, а затем благополучно вернулся на родину, сам Игорь был связан тесно с купцами, а хан Кончак не ходил после поражения русичей на Новгород-Северские земли) указывают, что поход Игоря мог быть торговой экспедицией за солью. Новгород-Северская земля не имела каменной соли, ее привозили с далекой Галичины, поэтому русичи были заинтересованы в поисках близких источников соли.
Пожалуй, наиболее интересными половецкими древностями являются в нашем крае каменные "бабы". В ряде сел Бахмутского уезда (Переездное, Звановка, Новоалександровка, Луганское, Николаевка, Триполье, на территории г. Северска), еще в начале нашего века, было зафиксировано более 50 половецких каменных изваяний, стоящих на курганах. Большое количество их находилось в садах помещиков, в крестьянских дворах. Их использовали как украшения для ворот, оград, в качестве строительного материала как фундаментные плиты, разбивали на куски. В.А. Городцов отмечал, что Бахмутский край составлял "центр площади распространения каменных баб на юге России и является самым богатым этими памятниками". Дальнейшие исследования подтвердили эту мысль В.А. Городцова.
Со станции Ступки из имения генеральши Мажной генералом артиллерии Н.Е. Бранденбургом была вывезена половецкая статуя, единственная, которая изображала воина в латах. Сегодня эта статуя и 2 женских являются украшением коллекции ГИМ (Москва). По свидетельству источников только хан Шарукан носил такие доспехи. Оттуда же, со Ступок, была вывезена и статуя, изображающая женщину в богатой одежде. Не жена ли это Шарукана?
Возможно, в районе Ступок осталось до сих пор неисследованное погребение Шарукана."

Упоминаемая станция Ступки находится в 3 км западнее Красной Горы, рядом с исторической торговой дорогой Запад- Дон, пересекающей в этом месте р. Бахмут .

Ну, и еще одно косвенное доказательство правильности гипотезы маршрута войск Мономаха во время похода 1111 г.:

http://www.tourist.kharkov.ua/phpbb/viewtopic.php?t=1056

Осенью 2005 года в районе Коганского перевоза ( по «Книге Большому Чертежу») под Чугуевым археологами был найден остаток горшка с тагмой сына Владимира Мономаха.

Все вышеизложенное только одна из версий происшедших в начале XI-го века событий. Самому автору этой заметки в последнее время наиболее вероятной кажется версия Новоселовского или Кировского городища в качестве легендарной Шарукани, а разгромленное Сидоровское городище с мусульманским населением - в качестве Сугрова.
Тайны средневековых городов Шарукани, Сугрова и Балина еще не раскрыты.


| Что в имени | Передтеча Харькова | Донецкое городище | Шарукань | Шлях | Форт | Ловушка | Змиев | Зеленый колодезь |
| Карты, путешествия | Усадьбы | Краснокутск | Люботин | Изюм-Святогорск | Эсхар | Чугуев | Wallpapers |
| В НАЧАЛО | ИСТОРИЯ | ФАНТАЗИИ | ГОСТЕВАЯ |

DaliZovut@yandex.ru