У С А Д Ь Б Ы
(Пархомовка, Глобовка, Натальевка, Шаровка)

Одному из авторов повезло попасть на экскурсию по старинным усадьбам Харьковщины. Так получилось, что эти наиболее известные и сохранившиеся до наших дней комплексы, находятся в одном из живописных уголков области – недалеко от г. Краснокутск (Красный Кут на современном русском языке может звучать как "Прекрасный уголок", что вполне соответствует действительности). Об этих усадьбах достаточно издано статей и книг. Мы их дублировать не будем.
Конечно, можно сожалеть об их не совсем идеальном состоянии, но все идет к лучшему. Хочется верить, что найдутся и хозяева для старинных усадеб, сумеющие вернуть им прежний облик на радость всем нам (В Шаровской усадьбе уже заметны такие изменения).
Поскольку, лучше увидеть, чем прочитать о…, предлагаем Вашему вниманию снимки, сделанные во время экскурсии. Для желающих самим побывать в этих местах, предлагаем карту с указанием местоположения усадеб и дорог, по которым можно до них добраться. Лучше всего сюда добираться своим автотранспортом, за один день можно посетить все наиболее интересные места.
За 3-5 дней можно побывать в этих местах, пройдя маршрут по усадьбам пешком (к описанию маршрута прилагаются и карты) .

Пархомовка
(Пархомовский историко-художественный музей, Свято-Покровская церковь)

Справочная информация ( Источник: http://pgs.vlasenko.net/ ):

ПАРХОМОВКА,село. Координаты: 50.1212,35.0063
### ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1808 г.
Входит в ансамбль усадьбы. Построена по проекту архит. П. А. Ярославского в стиле классицизма, кирпичная, оштукатуренная, крестовая в плане, однокупольная. Восточная и западная ветви значительно длиннее северной и южной. Центральная часть перекрыта полусферическим куполом на круглом барабане с большими полуциркульными окнами, ветви — полуциркульными сводами на подпружных арках. Особенностью сооружения являются две колокольни, расположенные по продольной оси над восточной и западной ветвями, что является своеобразной интерпретацией трехкупольного храма, отголоском украинской архитектуры XVII в. Пространственные ветви креста завершены треугольными фронтонами, западный фронтон разорван люкарной. Стены расчленены плоскими арочными нишами, в которых размещены оконные и дверные проемы. Главный западный вход обрамлен наличником, треугольным сандриком, фланкирован пилонами, сохранившимися от утраченной крытой паперти. Особенностью интерьера являются хоры в трех ветвях сооружения. Сохранилась живопись на парусах и над главным входом.

Натальевка
(Натальевский парк, Свято-Преображенский Храм,
Архитектурный ансамбль усадьбы)

Справочная информация ( Источник: http://pgs.vlasenko.net/ ):

ВЛАДИМИРОВКА,поселок. Координаты: 50.0760,35.2845
### НАТАЛЬЕВСКИЙ ПАРК, 1884 г.
Основан на базе лесного массива с преобладанием хвойной растительности, преимущественно сосны обыкновенной. Занимает территорию 50 г. Относится к типу пейзажных парков, делится на две части: нижнюю и верхнюю. Верхняя часть находится на правом берегу р. Мерчик и состоит из дубовой и сосновой рощ. Нижняя — размещена в пойме речки на повышенном рельефе. Тут были созданы красивые группы из хвойных (ели канадской и бальзамичной, тсуги, лиственницы европейской и др.) и лиственных пород (дуба болотного и красного, ясеня, черемухи, лип мелколистной и американской, тополя канадского и др.) Свободно размещенным живописным группам деревьев и кустов, извилистым дорожкам парка Ворота Наталцевского парка в с. Владимиро§ка. противопоставляются геометрические формы сооружений усадьбы, которые в свою очередь выявляют и подчеркивают разнообразие форм парка, эффектно выделяясь на фоне темной зелени. Благодаря такому композиционному приему осуществлено гармоническое единство архитектуры с пейзажем парка. Своеобразным элементом парковой композиции является каштановая аллея, идущая от главных ворот, возведенных по проекту акад. А. В. Щусева. Ворота построены из кирпича, облицованы камнем, с широким арочным проездом, с проходом и с помещением для привратника, покрыты оригинальной шатровой крышей с большим выносом, кровля — из металлической черепицы.
### СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ. 1911-1913 гг.
Построена по проекту акад. А. В. Щусева, составленному в 1908 г. Руководил работами архит. А. М. Рухля-дев. Композиция и архитектурный образ являются творческой переработкой зодчим форм древней псковско-новгородской архитектуры. Спасская церковь в п. Владимирова. Вид с северо-запада. План. ПЗ Кирпичная, облицованная снаружи хорошо обработанным известняком, внутри оштукатурена. Сооружение трехмастное, однокупольное. В основе плана прямоугольник, включающий неф, от которого стеной с портальной аркой отделена алтарная часть с маленькой полукруглой апсидой; квадратный в плане притвор уже нефа. С севера примыкает небольшая ризница, с юга — колокольня. Перекрытия сводчатые. Купол — полусферический свод на высоком круглом барабане — завершен большой непропорциональной сооружению луковичной главой, придающей сооружению архаичность. Стены центральной части щипцовые, западный притвор — в форме кокошника, боковые — срезаны под крутой скат, продолжающий уклон нефа. Кровля медная, купол покрыт железом. Под всей церковью и колокольней подвал, перекрытый системой крестовых и полуциркульных сводов, выполненных в кирпиче и бетоне. Вход в подвал с восточной стороны по крутой кирпичной лестнице. Главный фасад богато украшен резьбой по камню. Пилястры, фланкирующие главный вход, украшены розетками с погрудными изображениями. Орнаментом растительного характера покрыт тимпан фронтона западного фасада, между окнами барабана купола и на стенах резные вставки, на южной стене нефа большой горельеф. Резьбу по камню выполнили скульпторы С. Т. Коненков, А. Т. Матвеев, С. А. Ивсеев, мраморщики В. Елизаров, С. Круглое, Е. Соколов. Над входом мозаичные изображения. Интерьер расписан худож. А. И. Савиновым, забелен. Колокольня кирпичная, облицована, как и церковь, известняком, двухъярусная. Первый ярус — квадратный в плане, второй — восьмигранный, образован пилонами, соединенными между собой полуциркульными арками, завершен шлемовидной позолоченной главой. Соединена с церковью переходом с крыльцом. Одно из самых лучших сооружений подобного типа начала XX в. на территории УССР.

Глобовка
(пос.Городнее, "Поющие террасы")


Видеопанорама, снятая у подножья террас
(AVI; DIV-X; 2,7 Мегабайт)

Шаровка
(Памятник садово-паркового исскуства "Шаровский" и его окрестности)

Фотоснимки конца 1950-х годов
Фотоснимки 1970-х годов

Справочная информация ( Источник: http://pgs.vlasenko.net/ ):

ШАРОВКА,пгт. Координаты: 50.0413,35.4369
### ПАРК, XIX в.
Расположен на склонах и в долине большой балки с системой прудов. Основан на базе вековой дубравы в начале XIX в. одновременно с усадьбой и представлял собой небольшой парковый комплекс, в пейзажной композиции которого преобладали существовавшие ранее растения. В результате дальнейших работ на протяжении XIX и начала XX вв. площадь парка достигла 70 га. Состоит из регулярной части вокруг дворца и ландшафтной, созданной по проекту и под руководством известного паркостроителя Куфальдта. Планировочная композиция осуществлена с учетом рельефа местности, увязана с дворцом, определившим главную ось парка. Регулярная часть складывается из партера с фонтаном перед дворцом и трех широких террас с парадными лестницами, спускающими-ся по склону к небольшому пруду. Между нижней террасой и прудом — короткие аллеи из пирамидальных дубов. Через пруд переброшен каменный арочный мост. Террасы лестницы и мост окаймлены каменной балюстрадой. За прудом по краю балки идут две прогулочные дороги, обсаженные подстриженными липами. Дальше начинается ландшафтная часть. Ее отправное звено — большой пруд, питающийся родниками, площадью 1,4 га, который является началом водной системы парка. Система ландшафтных групп, куртин и полян образует парковый массив. Здесь умело использован пересеченный рельеф местности и естественная дубрава. Преобладает свободная планировка посадок. Дорожки и тропинки пересекают в разных направлениях парк, проходят вокруг пруда. Прогулочные дорожки проложены с учетом рельефа местное! и, размещения живописных уголков, смотровых площадок. Балка делит парк на два склона: на правый — южный и левый — северный. Оба массива связаны в единый парково-архитектурный ансамбль. В насаждениях массива использованы в основном хвойные породы. Ландшафтные группы разделены полянами с одиночными деревьями — елями колючими сизыми, елями обыкновенными, пихтами, тополями белыми, можжевельником виргинским. На северном склоне балки сохранились остатки леса, в котором преобладает дуб черешчатый. Видовой состав деревьев и кустарников насчитывает около 70 видов. Парк сливается с лесом, в котором сохранились 250—300-летние дубы. Шаровский парк — лучший памятник садово-парковой архитектуры Харьковской области.
### УСАДЬБА. XIX в.
Основана совместно с парком в начале XIX в. Работы по расширению и благоустройству усадьбы проводились до 1912 г. Значительно был увеличен объем дворца. По проекту архит. Якоби построены дома для служащих, оранжереи, конюшни, манеж, гаражи электростанция. В 1910—1912г. петербургская строительная фирма построила фазанник. Планировочная композиция усадьбы и парка построена на осевой системе, увязанной с дворцом. К востоку от дворца находятся хозяйственный и каретный дворы, оранжереи, к западу — фазанник. дом лесника. Кроме дворца из многочисленных построек усадьбы представляют интерес дома стражи, хозяйственного двора и лесника. Памятник — один из лучших сохранившихся усадебных комплексов восточных областей Украины.

Дворец, XIX в. Является композиционным центром усадьбы. Строился в четыре этапа. В начале XIX в. была возведена западная часть, в конце XIX в. — средняя с двумя башнями, затем в 1911 г. в средней части за башнями построен большой двухсветный зал и, наконец, в 1920— 1924 гг. к восточному фасаду пристроена двухэтажная остекленная веранда. Архитектура дворца эклектична — в стиле ложной готики с элементами Ренессанса. Кирпичный, оштукатуренный, вытянут с востока на запад, в плане сложной конфигурации, двухэтажный с подвалом, башни восьмигранные, трехэтажные, увенчанные зубцами. Перекрытия плоские, подвала — полуциркульные и лучковые своды. Окна стрельчатые. Дворец декорирован гранеными башенками с зубцами, углы подчеркнуты широкими лопатками. По фризу стен и башен протянут аркатурный пояс. Ризалиты фасадов, как и оголовки труб, завершены зубцами. Здание опоясывает междуэтажный карниз. Мраморная лестница ведет в вестибюль, отделанный темными дубовыми панелями, лепкой и росписью. Передний левый угол занимает изразцовая печь. Во дворце три зала, двадцать шесть комнат. В их отделке использованы темный дуб, резные деревянные украшения, накладные потолочные тяги и карнизы, тематическая и орнаментальная роспись. Во всех комнатах и залах установлены мраморные камины, печи облицованы цветным кафелем художественной работы. Два зала размещены на первом этаже, самый большой голубой с хорами для оркестра — на втором. Верхняя часть стен голубого зала и потолок расписаны, стены расчленены пилястрами с капителями коринфского ордера. Перед южным фасадом дворца — терраса с партером и большим круглым фонтаном; ниже по склону балки к небольшому пруду спускаются три широкие террасы с парадными лестницами. Между нижней террасой и проездом — аллеи пирамидальных дубов. Через пруд переброшен одноароч-ный каменный мост. Террасы, лестницы и мост ограждены каменной балюстрадой. Ансамбль памятника дополняется шестиугольной в плане каменной беседкой.

Дом стражи, конец XIX в. Расположен на косогоре недалеко от дворца. Одной стороной примыкает к парадным воротам усадьбы, другой — к высокой каменной ограде с металлическими решетками. Возведен для усадебной охраны. Напоминает башню замка архитектуры французского Возрождения. Кирпичный, оштукатуренный. Складывается из пятиугольной, трехэтажной с зубцами, башенной части с высокой крышей со шпилем и примыкающей к ней прямоугольной с крышей с заломом. Стены гладкие, с аркатурным поясом над карнизом в прямоугольной части. Планировка секционная, перекрытия плоские. Является главной доминантой в силуэте усадьбы при подъеме со стороны хозяйственного двора.

 

 

Здание хозяйственного двора, конец XIX в. Замыкает южную сторону хозяйственного двора, примыкая северным фасадом к косогору. Кирпичное, оштукатуренное, прямоугольное в плане, двухэтажное, со стороны торцов фланкировано квадратными в плане башнями. Перекрытия плоские. Нижний этаж — служебный, верхний — жилой, состоит из двух секций, к каждой из которых со стороны торцов ведет полукруглый в плане пандус. Башни двухъярусные, квадратные в плане, с восьмигранным бельведером, завершенным шлемовидной главой с невысоким шпилем. Пилоны бельведеров круглые, проемы между ними застеклены. Здание отличается оригинальным объемно-пространственным решением.

Дом лесника, вторая половина XIX в. Типа коттеджа, деревянный, рубленный «в лапу» из нетолстых сосновых бревен, одноэтажный, с мансардой и подвалом, Г-образный в плане. Перекрытия плоские, деревянные, подвала — монолитные из металлических балок и кирпича. V Усадьба в пгт Шаровка. Дом лесника. Общий вид. План. Современная планировка секционная. Покрыт высокой щипцовой крышей с большим выносом, крытой железом. Стены внутри оштукатурены, потолок подшит досками. В мансарду ведет наружная лестница со стороны торца здания. Здесь стены и потолок подшиты досками. К дому примыкают ворота с кирпичными пилонами, покрытыми четырехскатной крышей на деревянных консолях. Ворота фланкированы калитками.


Расположение усадеб вблизи Краснокутска и основные дороги, по которым можно к ним добраться. (200Кб)

 

П Р О Д О Л Ж Е Н И Е
(Старый Мерчик, Ракитное, Сковородиновка)

В этих усадьбах побывал Сергей Сосницкий (http://www.univer-clas.com/sosnytskiy/). Его снимки предлагаем Вашему вниманию.

Старый Мерчик

Справочная информация ( Источник: http://pgs.vlasenko.net/ ):

СТАРЫЙ МЕРЧИК,пгт. Координаты: 49.9816,35.7505
### УСАДЬБА, конец XVIII в.
Построена, по мнению большинства исследователей, по проекту архит. П. А. Ярославского — ученика В. И. Баженова. Несмотря на то что есть прямое указание в воспоминаниях В. И. Ярославского (племянника П. А. Ярославского), что все здания усадьбы построены архит. А. А. Палицыным, И. Э. Грабарь считает, что автором проекта мог быть сам В. И. Баженов, а П. А. Ярославский является только строителем ансамбля и, наконец, предполагают, что архит. А. А. Палицын — автор планировки парка и всех построек, кроме дворца. В усадьбу ведут большие каменные ворота, украшенные скифской скульптурой. Это — обширный комплекс, состоящий из дворца, парадного двора с флигелями и служебным корпусом, хозяйственного двора с многочисленными службами и парка. Застройка всего комплекса датируется в литературе 1776—1778 гг. В решении генерального плана усадьбы композиционная ось не получила четкого выражения. Размещение хозяйственных построек и главного входа носит случайный характер. Переходным элементом от дворца к парку служил регулярно спланированный партер, полого опускавшийся к пруду. Ядро усадьбы и парк хорошо сохранились, из многочисленных хозяйственных построек интерес представляет амбар, в парке погреб. Комплекс относится к числу наиболее ранних памятников дворцово-усадебного зодчества на Украине переходного периода от барокко к классицизму.
Дворец, 1776—1778 гг. Кирпичный, оштукатуренный. В основе плана — вытянутый прямоугольник с криволинейными торцами, двухэтажный с подвалом, перекрытия плоские, планировка вдоль паркового фасада анфиладная, в остальной части свободная с помещениями криволинейной формы. В западном торце большой двусветный овальный зал, ныне разделенный перекрытием на два яруса. Главный северный фасад дворца по поперечной оси акцентирован портиком, пилоны которого с трех сторон декорированы каннелированными пилястрами с капителями ионического ордера, украшенными гирляндами. Между пилонами — арочные проемы главного входа. Аналогичные портику пилястры декорируют центральную и угловые раскреповки паркового фасада, а также угловые раскреповки главного фасада. Эти раскреповки фланкируют длинные фасады и фиксируют переход к полуовальным стенам торцов дворца, расчлененных ритмом пилястр того же ордера. Фасады украшены рустами и скульптурными вазами на пьедесталах в полуциркульных нишах, барельефными композициями над нишами и окнами первого этажа, лепными гирляндами под окнами второго этажа торцевых стен. Над портиками, раскреповками и торцевыми стенами — ступенчатые фронтоны. В интерьере частично сохранились декоративные отделки парадного второго этажа в виде лепных украшений. Архитектурная композиция памятника своеобразна и подчеркнуто индивидуальна. Лаконичность форм, изысканность планового решения и пропорции фасадов ставят дворец в число шедевров усадебного зодчества Украины.
Служебный корпус, конец XVIII в. Кирпичный, оштукатуренный, прямоугольный в плане, с подвалом, перекрытия плоские, подвала — сводчатые, планировка коридорная с двусторонним размещением помещений. Входы устроены с боковых фасадов, на первый этаж — через тамбуры, на второй — по наружной крытой лестнице. Главный и парковый фасады расчленены лопатками. В средней раскрепованной части лопатки гладкие, в боковых — рустованные. Окна первого этажа в раскрепованной части украшены архивольтами с замковым камнем, боковых частях — плоскими розетками и филенками. Торцевые фасады — гладкие.
Флигель (западный), конец XVIII в. Замыкает парадный двор с запада. Кирпичный, оштукатуренный, прямоугольный в плане, с пристройкой XIX в. к северному фасаду, одноэтажный, перекрытия плоские, планировка секционная. На фасадах, раскрепованных по осям, рустовка чередуется с гладкими поверхностями. Решен в едином архитектурном ключе с зимним домом.
Флигель (восточный), конец XVIII в. Замыкает парадный двор с востока. Кирпичный, оштукатуренный, прямоугольный в плане, одноэтажный, перекрытия плоские, планировка секционная. Решен в едином архитектурном ключе с зимним домом. На фасадах, раскрепованных по осям, рустовка чередуется с гладкими плоскостями, в которых размещены окна, украшенные розетками.

Парк, XVIII в. Расположен в живописной местности с ярко выраженным рельефом у р. Мерчик. Первоначально основан в 1724 г. на небольшой территории. После завершения сооружения дворца создавался заново на территории 50 га. Ландшафтного типа с партером перед парковым фасадом дворца. При его создании были использованы свободные приемы планировки дорог и размещения растений. Вековые деревья, пруды, зеленые поляны, белоколонные беседки, мостики и другие объекты формировали пейзажи парка. Эффектно в перспективы парковых пейзажей включается дворец. В парке три пруда. Произрастают дуб, клен, ясень, липа. Есть также ель серебристая и канадская, сосна прямо-хвойная. Всего около 30 видов и форм деревьев.



Расположение усадьбы в Старом Мерчике

Ракитное

Справочная информация ( Источник: http://pgs.vlasenko.net/ ):

РАКИТНОЕ,село. Координаты: 49.8078,35.9559
### ДВОРЕЦ, начало XIX в.
Является ядром частично сохранившейся усадьбы. Первоначально одноэтажный, в 1950-е годы надстроен на один этаж. В стиле классицизма, кирпичный, оштукатуренный, двухэтажный с ризалитами с двух сторон длинных фасадов, Н-образный в плане. Перекрытия плоские, планировка коридорная с двусторонним размещением помещений. Между ризалитами в пределах первого этажа размещены колоннады из шести колонн, несущих антаблемент, на который опирается терраса, огражденная балюстрадой. Колонны с каннелюрами, ордер — близкий к тосканскому. Этажи разделены карнизом, фриз под венчающим карнизом украшен триглифами. Оконные проемы первого этажа обрамлены простыми наличниками, верхнего — через одно украшены сандриками. Ризалиты расчленены пилястрами, увенчаны фронтонами. Симметричный план, четкая прорисовка декора, удачно найденные пропорции всего сооружения и особенно колоннад, несмотря на позднюю надстройку, ставят памятник в ряд лучших примеров усадебной архитектуры начала XIX в.
### НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1805 г.
Построена как составная часть усадьбы. В 1895 г. капитально отремонтирована, при этом изменена форма венчающего карниза и завершения. Церковь-ротонда в стиле классицизма, кирпичная, оштукатуренная. В основе плана окружность с прямоугольными ризалитами с востока и запада. В восточный — вписана алтарная апсида, в западный — винтовая лестница, ведущая на хоры. У восточного фасада алтарного ризалита — пристенный четырехколонный портик, у западного — широкая паперть под четырехколонным портиком большого выноса. Двум крайним колоннам портика отвечают колонны у стены ризалита. Основой объёмно-пространственной организации сооружения является композиция из двух цилиндрических объемов: внутреннего высокого с арочными проемами в нижней части, завершенного круглым барабаном с люкарнами, перекрытым полусферическим куполом, и наружного широкого, двусветного, организующего основной, сооружения. Архитектура сооружения лаконична, выразительна и монументальна. Двухъярусная колокольня, возведенная одновременно с церковью, утрачена. Памятник — один из лучших примеров сооружений подобного типа на украинской земле


Сковородиновка

Те, кто едет из Харькова в Сумы, обязательно проезжает большое украинское село Максимовка, что в 60 км от города. Если здесь свернуть с шоссе вправо и проехать еще 18 км, то попадешь в село Сковородиновка ( ранее с.Пан-Ивановка, бывшая усадьба Андрея Коваливского) - так сейчас называется место, куда время от времени когда-то приходил передохнуть после своих странствий философ и поэт. Здесь, невдалеке от скромного, но очень добросовестного мемориального музея над живописным ставком, под огромным старым дубом находится могила Григория Сковороды с надписью: «Мир ловил меня, но не поймал».




| Что в имени | Передтеча Харькова | Донецкое городище | Шарукань | Шлях | Форт | Ловушка | Змиев | Зеленый колодезь |
| Карты, путешествия | Усадьбы | Краснокутск | Люботин | Изюм-Святогорск | Эсхар | Чугуев | Wallpapers |
| В НАЧАЛО | ИСТОРИЯ | ФАНТАЗИИ | ГОСТЕВАЯ |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz