Шестое чувство

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят они
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!..

Фёдор Тютчев, "Silentium!", 1830

Наверное, никогда бы не отважился писать на эту тему специально. Но случилось так, что один из посетителей сайта прислал письмо с вопросами, которые задавал себе и автор, хотя и несколько в другом виде. Посетитель, будучи членом общественной организации, занимающейся духовным и энергетическим развитием человека (духовной школы), просил подсказать интересные с нашей точки зрения “исторические места Харьковщины для людей, ценящих духовность, места, связанные с историей человечества, нации”. Ответить автору письма прямым указанием исторически значимых мест Харьковской области показалось не совсем правильным. Поэтому, пришлось изложить ответ в таком виде, как это понимается. Отвечающий сделал уже давно вывод, что каждый, будучи сам для себя творцом истины, выбирает свой путь к ней. Если путь правильный, то следы каждого протаптывают тропинку, а тропинки сливаются в широкую дорогу .
Может кому-то и пригодится что-то ...из нижеизложенного. Выбирать Вам.

Начать придется издалека….
Человек – неотъемлемая и наиболее развивающаяся часть природы. Существуют естественные законы развития, которые человечество по мере свого развития познает и начинает учитывать в своей жизнедеятельности. К таковым можно отнести закон возвышения потребностей, заключающийся в том, что по мере насыщения потребностей низшего уровня активируются потребности высших уровней (хотя этот процесс зависит уже от природных и социальных условий, и вполне обратим).
Базовые – биогенные потребности (питание, сон, продолжение рода и т.д.) присущи всему живому – и флоре и фауне планеты Земля. Человек рождается частью фауны, а становится уж человеком спустя годы. Только некоторые болезни психического характера или социальная изоляция в младенческом возрасте показывает, что человек рождается животным.
Выше базовых находится центральная группа потребностей, которую можно отнести к социальным потребностям. Это – общение, уважение окружающих, социальный статус и его символы. Формируется эта группа в основном обществом, начиная от семьи и заканчивая высшей ступенью социальной организации – государством. Слабые проявления центральной группы потребностей отмечаются у самых высокоразвитых животных.
И, наконец, венец этой пирамиды – высшие потребности - в саморазвитии (научные, общественные, эстетические, философские) и самореализации (творческая деятельность). Вот эти высшие потребности и можно назвать духовностью. Характерно, что высшие потребности связаны с внутренней работой человеческой личности. Инструментом для этой работы служат чувства – особая форма отражения действительности. Переживание человеком своего отношения к людям, их поступкам, к каким – либо явлениям природы и т.п. – все это можно отнести к чувствам или духовной энергетике человека. Выражаясь техническим языком: если душа – это аккумулятор, то чувства – энергия, вырабатываемая аккумулятором. Все чувства, пропущенные через душу, оставляют в ней отпечаток. Накапливаясь в ней, еще более обогащают чувства, изменяясь и передаваясь генетически так же, как и интеллект. Чем выше уровень интеллекта и духовности, тем выше тот уровень, которого достигает цивилизация. Закон возвышения потребностей – объективен и мы неосознанно или осознанно следуем ему.
Как бы не казалось это фантастическим, но виден тот путь, к которому идет развитие цивилизации – к такому состоянию, когда каждый отдельный индивид будет ощущать свою взаимосвязь, как с любым элементом природы, так и с любым членом сообщества, а сообщество будет ощущать каждого индивида. То есть, станет массовым так называемое “шестое чувство”. Этому будет способствовать и прогресс в области транспорта и телекоммуникаций.
Отсвет будущего виден уже сейчас в Европе – месте, где сосредоточилось наибольшее количество духовных ценностей. Где только к концу ХХ века отказались решать собственные проблемы за счет соседей, отказались “колошматить” неразумных “туземцев” в той же Европе, Азии или на Кавказе, понимая в силу своего духовного развития, что цивилизационный процесс ускорить насильственными методами нельзя, хотя защищать его и нужно.
Европа – относительно небольшой материк, где каждое поколение, создавая материальные (в которые тоже вкладывается душа) и духовные ценности накапливала и передавала их последующим поколениям. В силу относительно небольших расстояний к этим источникам духовности (храмы, музеи, библиотеки и т.п.) мог попасть почти каждый житель континента и через эти объекты, предметы, в которые вложили свою душу и чувства прошлые поколения, обогатить свой “душевный аккумулятор”. И отношение к этим источникам со стороны государств было всегда как к ценностям, которые нужно беречь и преумножать. Опять же, только в Европе возникла и получила развитие такая часть исторической науки как экспериментальная археология, позволяющая через опыт и ощущения повторить путь, пройденный предыдущими поколениями на пути к настоящему.

С точки зрения следов, оставленных историей развития цивилизации, Харьковскому краю не повезло. Но родителей и место своего рождения мы сами не выбираем и наша любовь к ним от этого не становится меньше. Открытые пространства степей и лесостепей очень длительное время оставались шляхом для многочисленных орд кочевников. После уничтожения и ассимиляции местного населения, вновь прибывшие воинственные кочевники через 200 – 300 лет, следуя все тем же законам развития общества, переходили к оседлой жизни и более эффективному добыванию продуктов с помощью земледелия. Только начинали зарождаться зачатки более высокого уровня культуры и духовности, как приходила новая волна более воинственных кочевых племен, уничтожавшая все, что было создано предшественниками, и процесс накопления материальных и духовных ценностей снова начинался с начала. И так продолжалось буквально до XVII века. И все-таки кое-что дошло до наших времен. К этим “крохам” и могут припасть душой те, кого манят и зовут “дали”.
Самыми массовыми памятниками, оставшимися от наших древних земляков, являются курганы. На территории области их огромное количество. Но только специалисты-археологи могут датировать их время создания. Самые древние из них уже настолько распаханы и размыты, что только очень внимательный взгляд может их различить на фоне рельефа местности. Такие курганы – это все, что осталось от наших предшественников-земляков, живших в наших краях до VIII в. до н.э. Именно ко времени перехода от бронзового к железному веку относится бондарихинская культура. Свое название она получила от урочища Бондариха возле г. Изюма, где было исследовано одно из первых поселений. Всего их известно более пятидесяти. В это время появились и первые укрепленные поселения - городища. Они обнаружены на Харьковщине у сел Веселое, Каргашино, Ракитное. Располагались городища на мысах, а с напольной стороны были защищены валами и рвами. Следы шести поселений этой культуры найдены возле села Тимченки.
VII – III в.в. до н.э. – эпоха раннего железного века, скифская эпоха. В это время на территории Харьковщины жили оседлые земледельческо-скотоводческие племена, известные под именем меланхленов (в переводе с греческого – “люди в черных одеждах”). Жизнь этого периода была относительно мирной, судя по тому, что большая часть поселений этого времени не имела защитных сооружений. Но к концу периода надвигающаяся опасность востока заставила их сооружать. Скорее всего, Харьковщина входила в состав одного из трех скифских царств с центром в районе села Бельск Полтавской области, на берегу р. Ворскла. В этом месте находится самый грандиозный памятник прошлого в наших краях – Бельское городище. Весь комплекс, состоящий из трех отдельных укреплений Восточного, Западного и Куземинского, окруженный земляными валами высотой от 4 до 10 метров, занимает площадь 5013 га. На западе и юге от городища находятся огромные некрополи – Осняги, Скоробор, Саранчево поле, Перещепино, насчитывающие сотни курганов. Несколько небольших могильников находятся непосредственно на территории Большого Бельского городища в его южной части и на севере и востоке Западного укрепления. Неукрепленные поселения-селища известны на границах нашего города – в Померках, у Саржина Яра, около Куряжа, в районе Алексеевки, Верещаковки, Жихаря, у станций Липовая Роща и Новая Бавария. Укрепленные поселения – нижний слой Донецкого Городища, городище у села Великая Гомольша. Большой могильник площадью около 18 тыс. кв.м., состоящий из почти 450 курганов высотой от 0,5 до 2,5 м находится у городища Караван (у с. Караван Харьковского р-на).
III-II вв. до н.э. – начало периода Великого переселения народов. Сформировавшись и разрастаясь в заволжских степях из родственных, но неоднородных в этническом отношении сарматские племена языгов, роксоланов, аорсов и позднее аланов волна за волной продвигались на запад в поисках новых территорий. Основой их хозяйства было кочевое скотоводство, требовавшее расширения пастбищных угодий. Постоянными набегами и данью они к середине I в н.э. вытеснили скифское и зарубницкое население на север и запад. Как и многие кочевники, сарматы после себя оставили только курганы, которые выявлены главным образом в степных районах области. Такие памятники исследовались археологами около сел Бунаково и Рождественки (Лозовской р-н), Любовка (Краснокутский р-н), Великие Проходы (Дергачевский р-н). В 1901 г. сарматское захоронение было исследовано в кургане вблизи села Воронцовка. Постепенное оседание на землю и переход к земледелию беднейших слоев сарматского населения привело к тому, что в III в н.э. какая-то часть сарматов составила один из компонентов складывающейся черняховской культуры.
II-V в.в. н.э. В первые века новой эры лесостепную часть Харьковской области занимали земледельческие племена так называемой черняховской культуры. Состав черняховского населения был разноэтничным; основу его составляли остатки сарматских племен, пришедших с северо-запада готских племен и с запада и юго-запада раннеславянских племен. Большие земледельческие поселения черняховцев располагались на солнечных берегах, в основном малых рек, где можно было заниматься земледелием. Очевидно, именно в это время было интенсивно заселено Харьковское городище. По крайней мере, археологами уже зафиксированы поселения черняховской культуры в районе пл. Конституции, пл. Розы Люксембург, ст. Основа, с. Большая Даниловка, с. Жихорь. Многочисленные находки подтверждают, что черняховские племена имели довольно тесные экономические связи с Римской Империей и даже были вовлечены с ней в интенсивный денежный обмен. Очевидно, в этот же время активно проходил процесс создания простейших форм государственности. Но недолог был век созидания. В 375 г. н.э. в Восточную Европу из Азии вторглись очередные кочевники – гунны. Полчища гуннов огнем и мечем опустошили и разрушили поселения черняховцев. После нашествия гуннов жизнь в поселениях черняховской культуры больше не возродилась.
Пережившее нашествие гуннов население создало новую культуру, известную в археологии под названием пеньковской, которая датируется V-VII в.в. н.э. Памятники этой культуры выявлены на ул. Руставели. На территории Харьковской области Пеньковские поселения выявлены в Дергачевском (с. Березовское, с.Дементьевка, М.Даниловка), Змиевском (с.Донец, с.Задонецкое, с. Нижний и Черкасский Бишкин) районах, а так же возле с. Коротич Харьковского р-на и села Студенок Изюмского района. Поселки населения Пеньковской культуры имели размеры 1,5 до 3 га и располагались группами на низких террасах рек. Основным направлением хозяйства было пашенное земледелие. Нельзя сказать, что этот период для населения Харьковщины был мирным и благоденственным. В IV-V в.в. н.э. местному населению пришлось пережить набеги гунно-болгарских племен, а в VII в.н.э.- аварских.
В VIII-X в.в. н.э. для территории Харьковщины характерны наличием двух культур. С западных границ области и до берегов Северского Донца расселились славянские племена северян, с восточных границ и до берегов Северского Донца – аланское и болгарское население. Археологи считают, что северяне были носителями роменской культуры. Поселения этой культуры располагались на высоких берегах рек, часто используя для своих поселений городища скифского времени, которые находились на мысах с крутыми склонами. Северяне уже не были племенем. Это был большой и мощный племенной союз, один из двенадцати славянских союзов, которые потом создали государство – Киевскую Русь. Некоторые историки утверждают, что семь из них: поляне, древляне, дулебы (волыняне), уличи, тиверцы, белые хорваты и северяне стали основой будущей украинской народности.
Поселения роменской культуры северян на территории Харьковской области представлены поселками и городищами. Они обнаружены возле г. Изюма (ур. Бондариха), в г. Чугуеве, у с. Новая Покровка, возле сел Артюховка и Мохнач (Змиевской р-н). Городища – возле с. Водяное (Змиевской р-н), Донецкое городище у п. Карачевка. Областями хозяйственной деятельности местного населения были пашенное земледелие и скотоводство. Одним из двигателей прогресса был экономический обмен – торговля, без которой сообщества людей и целые народы испытывали бы застой и упадок. Главными торговыми партнерами в эти времена становится Византия и Хазария, через которую торговые связи тянулись в Персию и Арабский Халифат. Хазарский Каганат занимал большую территорию юга и юго-востока Восточной Европы и соперничал с Византией и Арабским Халифатом. Северо-западная граница Хазарии проходила вдоль Северского Донца, по берегам которого были построены пограничные крепости (через 30-40 км). Сама река использовалась в качестве основной транспортной артерии между западными провинциями и центром каганата. В нашем крае памятники салтовской (хазарской) культуры представлены селищами и городищами с остатками каменных стен. Самый крупный и интересный памятник салтовской культуры – Верхнесалтовский археологический комплекс (городище, селище и могильник). Он расположен на месте современного села Верхний Салтов (Волчанского р-на), площадь – около 120 га. В северо-восточной части города располагалась мощная крепость с каменной цитаделью. К ней прилегал большой посад. На противоположном берегу Северского Донца располагалось большое Нетайловское селище. К северу от городища, за посадом, размещался катакомбный могильник, в котором археологами исследовано несколько сотен погребений. Судя по находкам, период соседства роменской и салтовской культур отличался относительной стабильностью. Взаимное проникновение культур способствовало накоплению духовных богатств.
Надо отметить и знаменательный момент, происшедший в VIII-IX веках. Торговые святи зарождающейся Киевской Руси и Хазарии с Византийской Империей способствовали проникновению Христианства в наши края. С принятием в 988 г христианства в качестве государственной религии на Киевской Руси, церковь стала главным центром формирования духовности населения. И, очевидно, еще длительное время и в будущем церкви разных конфессий будут продолжать оставаться центрами формирования духовности для больших масс населения. Интересным является тот факт, что еще в VIII-IX веках, в эпоху иконоборческого движения в Византии, в меловых горах на берегу Северского Донца в районе Славяногорска появились скиты монахов-проповедников. С тех времен и настоящих нынешний Святогорск – крупный центр духовности для верующих.
В конце IX в. под давлением более сильных соседей – торков и половцев, в степи между Доном и Северским Донцом вторглись племена печенегов. Период со второй половины X в. до середины XI в. характерен массовым вторжением печенег. Были разрушены роменские поселения возле Хорошево, Мохнача, Водяного, Задонецкого, Донецкое городище. Одновременно перестали существовать многочисленные поселения салтовцев. Уничтожив имеющиеся культуры, печенеги не оставили после себя никаких заметных следов. Главным занятием этих племен были грабительские войны и, по свидетельствам современников, важной статьей дохода для печенегов был выкуп за пленных. Господство печенегов продолжалось до первой половины XI века, когда не выдержав ударов славянских дружин с севера и торков с востока, им пришлось отступить к Дунаю.
В середине XI века из Заволжских степей на запад была вытолкнута новая масса воинственных половецких племен, которые господствовали в степях до XIII века. О пребывании половцев на Харьковщине свидетельствуют их курганные погребения, украшенные ранее “каменными бабами”. Как и большинство своих предшественников, часть половцев постепенно переходила к оседлому образу жизни, занимаясь земледелием, ремеслом и торговлей. На местах постоянных зимовий и захваченных более древних поселений, расположенных на торговых путях, возникли половецкие города, такие как Шарукань (место положение этого города однозначно так и не определено). После разгрома северо-западных половецких доменов Киевскими дружинами в начале XII века начало происходить стихийное заселение славянским населением земель Харьковщины с запада на юго-восток по течению Северского Донца. Возникают Донецкое, Хорошевское, Чугуевское, Холковское, Крапивницкое городища. Город Донец становится форпостом, культурным и духовным центром на юго-восточной окраине Киевского Государства. Хотя христианизация и коснулась городского населения, сельское население еще предпочитало язычество (о чем свидетельствуют погребения этого времени).
Нашествие с востока татаро-монголов в 1241 г. уничтожило села, города и следы вновь воссозданной цивилизации бывших древнерусских земель. Вплоть до XVII века земли Харьковщины оставались малозаселенными. С укреплением Руси, продвижением границы на юг и заселением земель Харьковщины русским и украинским населением, возрождалась и духовная жизнь. До наших дней дошли самые яркие памятники духа и чувств наших земляков, которые они вложили в храмы. С ростом материального благополучия центры духовной культуры переместились из церквей, опирающихся на интуицию и веру, к образовательным организациям, опирающимся на анализ и творчество, сосредотачивающихся в больших городах и населенных пунктах, которые в свою очередь разрастались на связывающих их торговых, транспортных магистралях. О последних трех веках относительного благоденствия (если не считать две войны, отголоски одной из которых – гражданской более восьмидесяти лет еще теребят духовную жизнь общества) написаны горы литературы.

Нарастающим потоком наполняется копилка духовных богатств с помощью, как безымянных обладателей “смятенного духа” так и тех, чьи имена известны многим. Педагога Григория Савича Сковороду(1722-1794) “дали” превратили в странствующего философа. Успешного помещика Григория Федоровича Квитку(1778-1843) усадили за писательский стол создавать такие шедевры, как “Маруся”. Сергея Ивановича Васильковского(1854-1917) заставили бросить карьеру и ехать в Петербургскую Академию Художеств, чтобы потом рисовать родные дали Харьковщины. Все они были по-своему счастливы, так как могли не только чувствовать, но и дарить свою энергию души всем, в том числе последующим поколениям земляков.

Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком - скоро ли, Господь? -
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.

Николай Гумилев "Шестое чувство", 1921


| Что в имени | Передтеча Харькова | Донецкое городище | Шарукань | Шлях | Форт | Ловушка | Змиев | Зеленый колодезь |
| Карты, путешествия | Усадьбы | Краснокутск | Люботин | Изюм-Святогорск | Эсхар | Чугуев | Wallpapers |
| В НАЧАЛО | ИСТОРИЯ | ФАНТАЗИИ | ГОСТЕВАЯ |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz