ВАСИЛЬКОВСКИЙ
Сергей Иванович


7 октября 1854 г.  Изюм Харьковской губ.                                                    25 сентября 1917 г. Харьков

«Когда из рам глянет на вас все облитое сиянием широкое поле и оттуда послышится песня жаворонка, как легко, как свободно вдохнется тем воздухом, который волнами и целыми потоками льет на вас художник. И он, живший одной жизнью с природой, плакавший над ее звуками и красками, принуждает и вас трепетать перед раскрытыми им тайнами жизни, вслушаться в роскошную песню соловья и печальное воркование горлицы...»
Г.Хоткевич

19 октября 1854 года родился Васильковский Сергей Иванович, один из известнейших украинских пейзажистов конца ХІХ - начала ХХ ст. За чрезвычайную лиричность его пейзажных и исторических произведений этого художника называют поэтом украинской живописи, за светлую колоритность -"солнечным художником".
Поэтичность мироощущения, большая эмоциональность и чрезвычайное колористичное богатство живописи зародились у Сергея Ивановича еще с детских лет - на Слободской Украине, на берегах Северского Донца, в небольшом городке Изюме, где все дышало историей, воспоминаниями о знаменитом казацком прошлом, где во всем еще сохранялось народное искусство и песенный фольклор. От отца, виртуоза-чертежника и писаря, Васильковский заразился рисованием, а мать навсегда заронила в его душу любовь к украинской песне.
В 1861 году его родители переехали в Харьков. Васильковские поселились на Москалёвке. Старожилы и сегодня показывают место на углу улицы Примакова и Краснодонского переулка (а тогда - Катериненской и Единоверческого), где когда-то находилась усадьба Васильковских. Отсюда, с Москалёвки Сергей бегал без малого 3 километра до 1-й городской гимназии. Здесь и начался его путь как художника. Когда одаренному мальчику было семь лет, на него обратил внимание Дмитрий Иванович Безперчий, учитель рисования Харьковской гимназии, бывший крепостной, знакомый Тараса Шевченко и ученик Карла Брюллова в Петербургской Академии искусств.
На выбор жизненного пути Васильковским повлиял и близкий родственник Владимир Александров - двоюродный брат матери, украинский поэт, драматург и переводчик, автор популярных в то время оперетт «За Неман иду», «Не ходи, Грицю, на вечерницы», стихов, которые стали народными песнями.
Д. И. Безперчий посоветовал Сергею Васильковскому учиться, сам что-то показывал и помог попасть в частную художественную школу Марии Дмитриевны Раевской-Ивановой.
Однако, окончив гимназию, по настоянию отца Сергей поступает в Ветеринарный институт. Семья, в общем-то, справедливо считала, что специальность ветеринара - это гарантированный кусок хлеба в будущем. Отец, Иван Фёдорович, мечтал, что вдвоём они наконец-то тогда накопят средств, чтобы хотя бы настелить дощатый пол в своем доме. 
Кроме художественных способностей Сергей Васильковский обладал бесспорным талантом имитатора-пародиста, превосходно играл на бандуре и пел. Ему пророчили консерваторию, театральную карьеру, столичную академию художеств. В Ветеринарном институте Сергей проучился всего один год. Мечта стать художником была сильнее. Но денег на поездку в далёкий Петербург всё равно не хватало. Васильковский работает младшим канцеляристом Харьковского казначейства, потом отправляется на заработки в Киев, возвращается. Вместе с Дмитрием Безперчим и ещё одним его знаменитым учеником - Петром Левченко расписывает иконостас церкви в Каменной Яруге.
В 1876 г. Сергей поступает в Петербургскую Академию Художеств, где по1885 г. обучается в пейзажном классе у М.К. Клодта (1832-1902) и В.Д.Орловского (1842-1914).
Именно Владимир Орловский был наставником выходцев из Украины, развивал в них желание обращаться к национальной тематике. Под влиянием благотворного окружения своих земляков Васильковский, которому пророчили большое будущее в Петербурге, за годы обучения несколько раз оставляет город на Неве и осуществляет путешествия по Украине, где запечатлевает мотивы родной природы в присущей ему светоносной живописной манере.
Работая преимущественно на этюдах во время каникул на Харьковщине, Полтавщине, на Запорожье, он потом в мастерских по памяти воссоздавал свои впечатления на полотне. За время путешествий Васильковский создал множество эскизов и этюдов, получил за них пять малых и больших серебряных медалей, благодарностей и премий от Академии. Вершиной его раннего творчества была картина «На Донце», которая дала ему большую золотую медаль Академии, звание художника первой степени и академический пенсион за границей на четыре года. Два года из них Васильковский проводит в странствиях по Европе: Германия, Франция, Италия, Испания, Англия. И даже в Африке, в Алжире сумел побывать.
Во Франции молодой художник без всякой надежды представляет жюри знаменитейшего парижского Салона три своих работы. Вскоре  жюри решило принять все предложенные  работы и дало право и дальше выставлять в Салоне  без решения жюри какое угодно количество «столь замечательных работ!» Аналогичным правом в Салоне пользовался ещё только один художник из Российской империи (и тоже, кстати сказать, украинец - к сожалению, не особенно хорошо известный отечественной публике Иван Похитонов). Это было абсолютное признание.
В 1888 году Васильковский возвращается в Харьков. Здесь его ждала печальная весть: не дождавшись возвращения любимого, умерла Соня Безперчая - дочка первого учителя, самый близкий человек. 10 лет ждала из Академии, выходила, поставила на ноги заболевшего перед отъездом за границу Васильковского, а сама…
Сергей Иванович брал этюдник, днями подряд бродил по Харькову и окрестностям, а нарисовать ничего не мог. Только через 8 лет в его жизни появилась другая женщина - бывшая послушница Куряжского монастыря Татьяна Тимофеевна.
Шло время… Васильковский с головой погружается в общественную деятельность: занимается организацией Художественного училища и музея. Налаживается быт. Его окружают друзья: историки Багалей и Яворницкий, писатель и бандурист-виртуоз Гнат Хоткевич. Еще более сдружились после учёбы в Академии и совместной поездки за рубеж с Самокишем. Их объединяла общая работа - в 1900 году они выпускают уникальнейшие альбомы "Из Украинской Старины" 1900 г. и "Мотивы украинского орнамента" 1912 г..
Летом, как охотник на дичь, художник устраивает засады на восходы и вечера. Мечтает написать, как "Теплеет", "Холодает", "Пахнет чебрецом". Его техника достигает совершенства. Мазок каллиграфичен, филигранен. Свои картины шлифует пемзой, лессирует - делает изображения как будто выплавленными из эмали. Его произведения приобретают музеи Парижа и Рима, Москвы и Санкт-Петербурга.
Главной темой творчества художника стало изображение природы Украины - широкой украинской степи, небольших тихих рек и прудов. Привлекал художника и Святогорсок: «Святогорский монастырь», «Виды Святогорского монастыря», «Святые Горы. Харьковщина», «Возле Святогорска», «Святые Горы. Славянск» - это его полотна.
Вместе с выдающимися представителями харьковской интеллигенции, среди которых были: художник-любитель М. Сабо, жители Петербурга – уроженец Харькова, писатель Г. Данилевский и художественный критик А. Матушинский, выпускник харьковского университета, основательница первой в Харькове художественной школы М. Раевская-Иванова, преподаватель харьковского университета Н. Сумцов, харьковские художники  Д. Безперчий, П. Левченко, архитектор А. Бекетов,
С. Васильковский принимает участие в открытии Харьковского художественно–промышленного музея в последствии называвшегося музеем Слободской Украины. Этот музей стал вторым в российской империи (первый – Радищевский художественно-промышленный музей – был открыт в Саратове) и первым в Украине. Конечно, музейные собрания в России существовали и до того, но они были либо частными, либо принадлежали университетам, академиям и другим организациям, и попасть в их залы, что называется, «с улицы» было практически невозможно. Открытие городского музея дало возможность обыкновенным людям прикоснуться к искусству, узнать об истории своего края. В этом просветительская роль музея была уникальна.
В последние дни своей жизни  С.И.Васильковский завещал Музею Слободской Украины 1340 своих произведений и большую сумму денег.
Художник оставил после себя достойное наследие для украинского искусства - почти 3 тыс. работ. Из 1340 работ, переданных Харьковскому художественному музею, большинство погибло в годы Второй мировой войны. Сейчас в музеях и частных собраниях насчитывается  около пятисот его произведений.
Собрание произведений С.И. Васильковского в Харьковском художественном музее является наибольшей коллекцией полотен художника в Украине.

Некоторые из работ художника

Украинский пейзаж
Деревенская улица На охоте Казачья левада Запорожец на посту
Побачення Чумацький Ромоданiвський шлях Полтавщина
Околица Весенний день на Укоаине Казачий двор
Сторожа запорозьких вольностей Козачий пiкет Козак в степу. Тривожнi ознаки
Гармаш часiв гетьмана I.Мазепи Сiчовий дiд, абшитований (вiдставний) Тип запорожця Тип запорожця Писар вiйськовий Кобзар-слiпець з хлопчиком-поводирем


| Что в имени | Передтеча Харькова | Донецкое городище | Шарукань | Шлях | Форт | Ловушка | Змиев | Зеленый колодезь |
| Карты, путешествия | Усадьбы | Краснокутск | Люботин | Изюм-Святогорск | Эсхар | Чугуев | Wallpapers |
| В НАЧАЛО | ИСТОРИЯ | ФАНТАЗИИ | ГОСТЕВАЯ |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz