Ощущение пространства
(эпилог)

"Пространство есть орудие ума" П.Д. Успенский

Сюжет "Шестое чувство" для пишущего оставил "осадок" чего-то недосказанного. Как всегда, не хватило слов для выражения чувств и мыслей. Это тревожное ощущение недосказанности заставляет еще раз сделать попытку объяснить причину и истоки всего того, что изложено на сайте. Только на этот раз речь пойдет о вещах далеких от "ближнего окружения", так называемой "малой Родины" (мест, где родился и живешь ). Но именно эти "вещи" и позволяют по-новому ощущать ближнее окружающее пространство. Скорее всего, такие же ощущения испытывает большинство людей, но почему-то делают их публичными далеко не все, хотя эти ощущения одни из самых замечательных подарков человеческой природы.
Недавно случайно попалась в руки книга русского философа начала 20-го века П.Д. Успенского "Ключ к загадкам мира". Книга написана языком своего времени и немного непривычна для современного восприятия. Но в ней можно найти множество чувств и мыслей, точно выраженных словами и вероятно уже не раз посетивших Вас.

"Мы должны признать, что при помощи пространства мы познаем то, что есть.
Очень часто бывает, что высказываемое положение кажется очень глубоким, темным и трудным для понимания просто вследствие того, что глубокие мыслители заключили в непонятную форму простое и практическое замечание. Попробуем посмотреть на великую кантовскую идею пространства с практической точки зрения. Мы приходим к следующему. Необходимо развивать чувство пространства, потому что это есть средство, при помощи которого мы думаем о реальных вещах.
Пространство есть орудие ума.
Согласно Канту, - чувство пространства или интуиция пространства есть самая основная сила ума. Но я нигде не встречал идеи систематического воспитания чувства пространства. Это предоставляется случаю. Между тем специальное развитие чувства пространства знакомит нас с целыми сериями новых понятий.
Пространство обладает бесконечной протяженностью по всем направлениям. Но при этом оно может быть измеряемо только в трех независимых друг от друга направлениях, в длину, ширину и высоту; эти направления мы называем измерениями пространства и говорим, что оно трехмерно.
...мы можем увидать реальный четырехмерный мир, закрываемый для нас иллюзорным трехмерным миром. "Увидать" мы его можем двумя способами - непосредственно ощутить при развитии "чувства пространства" и других высших способностей, или понять мысленно, выяснив его возможные свойства путем рассуждения....
Ощущение и идея движения возникли из существующего в нас "чувства времени", которое есть несовершенное чувство пространства, или граница, предел чувства пространства. Явления жизни, биологические явления, очень похожи на прохождение через наше пространство каких-то кругов четвертого измерения, кругов очень сложных, состоящих каждый из множества переплетающих линий. Жизнь человека похожа на сложный круг. Она начинается всегда в одной точке (рождение) и кончается всегда в одной точке (смерть). У нас есть полное основание предположить, что это одна и та же точка. Круги бывают большие и маленькие. Но они все начинаются и кончаются одинаково - и кончаются в той же точке, где начались, то есть в точке небытия. Если мы будем рассматривать каждую отдельную жизнь как круг четвертого измерения, то это объяснит нам, почему каждый круг неизбежно уходит из нашего пространства. Это происходит потому, что круг неизбежно кончается в той же точке, где начался, - и "жизнь" отдельного существа, начавшись рождением, должна кончиться смертью, которая есть возвращение к точке отправления. Но во время прохождения через наше пространство круг выделяет из себя некоторые линии, которые, соединяясь с другими, дают новые круги. В действительности все это происходит, конечно, совсем не так, ничто не рождается, и ничто не умирает, но так представляется нам, потому что мы видим только разрезы вещей. В действительности круг жизни есть только разрез чего-то, и это что-то, несомненно, существует до рождения, то есть до появления круга в нашем пространстве, и продолжает существовать после смерти, то есть после исчезновения круга из поля нашего зрения."


ТАБЛИЦА ЧЕТЫРЕХ СТАДИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

*Чувство пространства и времени*
*Психология*
*Эволюционные ступени*
1-я стадия. Чувство одномерного пространства. Мир на линии. Линия как пространство. Все остальное как время. Все, кроме одной неподвижной линии, в движении
1-я стадия. Появление первого ощущения. Одно ощущение. Разделение его на два. Постепенная эволюция ощущений и накопление воспоминаний о них.
1-я стадия. Низшие животные. Одномерное существо. Растительная или полурастительная жизнь.
2-я стадия. Чувство двумерного пространства. Мир на плоскости. Плоскость как пространство. Все остальное как время. Углы и кривые как движения. Мир движущихся плоскостей
2-я стадия. Представление.
Выражение ощущений криками, звуками, движениями. Отсутствие слов и речи. Если речь, то состоящая из одних собственных имен.
2-я стадия. Высшие животные. Двумерное существо. Отсутствие "души", то есть отсутствие двойственности, разделенности и дисгармонии. Животная жизнь.
3-я стадия. Чувство трехмерного пространства. Мир в бесконечной сфере. Сфера как пространство. Все остальное как время. Явления как движения. Жизнь на ощупь. Несуществование "прошедшего" и "будущего".
3-я стадия. Понятие. Слова. Речь. Письменность
3-я стадия. Человек. Трехмерное существо внешне -- и двойственное внутри. Внутренняя разделенность. Невозможность достигнуть внутренней гармонии. Душевная жизнь. "Душа" как поле борьбы "духа" с "телом". Царство личного.
4-я стадия. Чувство четырехмерного пространства. Ощущение прошедшего и будущего как настоящего. Пространственное ощущение времени. Существование прошедшего и будущего вместе с настоящим и вместе одно с другим.
4-я стадия. Интуиция. Непосредственное общение сознаний. Непосредственное познание.
4-я стадия. Начало перехода к новому типу и новому ощущению пространства. "Люди космического сознания". Победа духа. Духовная жизнь. Торжество сверхличного начала. Достижение внутреннего единства и гармонии.

Книгу нужно читать, конечно, целиком. Вырванные из контекста цитаты не дадут понимания тех мыслей, которые автор книги хотел донести читателю. Но нашей целью и не было перепечатывание и анализ всей книги. В этих цитатах выделена главная мысль - о роли чувства пространства, как более совершенного инструмента познания. Причем, под "пространством" понимается не только чисто трехмерное геометрическое пространство, но и пространство переплетенных "кругов четвертого измерения" ("кругов" человеческих жизней, сплетенных взаимными связями друг с другом и с тем же "геометрическим пространством", движущихся и изменяющихся во времени).
В повседневной суете бывают моменты, когда неожиданно останавливаешься, пораженный по-новому увиденной обычной картиной: самолет, летящий высоко в небе в лучах заходящего солнца; стая журавлей, курлыкающих где-то в вышине, или же дорога, спускающаяся в долину и теряющаяся где-то за горизонтом. Вроде бы обычная картина. Но почему "мороз по коже" и странное и в то же время возвышенное пронизывающее ощущение, которое обязательно захочется сохранить, но повторить уже не удастся. В другой раз будет все иначе. Это ощущение вызвало "чувство пространства".
Вернемся еще раз к книге П.Д. Успенского.

"Кроме простых ощущений органов чувств - цвета, звука, осязания, обоняния и вкуса, - кроме простых эмоций удовольствия, неудовольствия, радости, страха, неожиданности, удивления, любопытства, смеха, гнева и многих других в нашем сознании проходят ряды сложных ощущений и высших (сложных) эмоций: моральной, эстетической, интеллектуальной. Содержание эмоциональных переживаний, даже самых простых, не говоря уже о сложных, никогда целиком не укладывается в понятия или в идеи и поэтому никогда не может быть правильно и точно выражено в словах. Слова могут только намекнуть, навести на него.
Передача эмоциональных переживаний и эмоционального понимания составляет цель искусства. В сочетаниях слов, в их смысле, в ритме, в музыке, в сочетании смысла, ритма и музыки; в звуках, в красках, в линиях, в формах - люди стараются выразить и передать то, чего они не могут выразить и передать просто в словах.
Эмоциональные тона жизни пока лучше всего выражает музыка, но зато она совсем не выражает понятий. Поэзия стремится выражать то и другое вместе.
В искусстве мы имеем первые опыты языка будущего. Искусство идет в авангарде психической эволюции" (термин "психическая" эволюция для современного читателя уже воспринимается немного не корректно, по медицински ).

Хранителем "чувства пространства" может быть только искусство: литература, музыка и живопись (причем приоритет возрастает в порядке перечисления).
"Любите живопись, .......! Лишь ей, единственной, дано души изменчивой приметы п
ереносить на полотно"

Среди множества замечательных и талантливых художественных работ пишущий эту заметку уже давно выделил для себя двух авторов. Эти люди жили в разные эпохи, в разных странах. Но работы этих мастеров все же имеют общую тему и интерес авторов: окружающее пространство, природа и человек, живущий в пространстве природном и человеческом, поиск гармонии этого сосуществования.

Нидерландский художник Питер Брейгель1525-1569 гг.

Исключительное место в истории искусства занимает его цикл пейзажей "Времена года" 1565 г.

"Темный день" – медленно разгорающиеся красно-коричневые оживающие весенние дали

"Жатва" – плодоносящие, затянутые густым желтым маревом теплые дали.

"Возвращение стад" – опустевшие дали, переходящие из рыже-зеленых в холодные сурово темные тона.

"Охотники на снегу" – тихий заснеженный простор и жизнь, согретая человеческим уютом и теплом.

Природа грандиозна и в то же время близка человеку, благодаря ему мир кажется движущимся и дышащим. В картинах ощущается постоянное присутствие слитности людей и природы.
Художник был увлечен передачей движения жизни, понимая место человека в соотношении с природой. К сожалению, дальнейший путь поиска гармонии в соотношении человека и природы привел художника к разочарованию. И судя по темам последующих работ "Крестьянский танец", "Слепые", "Пляска под виселицей" гармоничной и человечной была скорее природа, а не люди. Таков вероятно был трагичный вывод художника.

Русский художник Нисский Георгий Григорьевич (1903–1987), живописец-пейзажист

Морские просторы, широкие реки, плывущие по ним катера, яхты... В безбрежном воздушном океане, словно сказочные жар-птицы набирают высоту алые самолеты... Энергично, быстро дви­жутся поезда. Стремительно бегут шоссейные до­роги, пересекая ширь полей и лесов. Знакомая, родная природа, в которой естественно вписались создания рук человеческих.
"До сих пор непотухающей любовью детства люблю свой родной пейзаж— семафор, разбег рельсов, уходящий за поворот леса шумливый бор с мачтовыми соснами и бескрайность белорусских полей с поземками. Рос на воле, все было моим: горячий раскал рельсов на переплетах путей, длинные товарные составы, водокачки и пакгаузы, маневровые паровозы, заросшие лозой болота, золотые лесные ручьи, весенние разливы, настилы плотов на зеркале озера, визг пил лесопилен, золотые кубы распиленного леса, запах опилок, жар раскаленного июля в лесной тишине и задумчивые перелески под скатертью январского снега — все это незабываемо и до сих пор сжимает сердце сладостью неизгладимых впечатлений"
"Я всегда работаю над тем,— говорит художник,— что меня растрогало, что я люблю. Хочу написать об этом ясно, четко, просто. Работаю и буквально влюбляюсь в картину, не отхожу от нее до тех пор, пока не завершу."
Георгий Нисский по характеру и по творческому призванию был романтиком. Он много ездил по стране. Очень любил море, корабли, бухты, порты, надутые ветром паруса яхт. И не желая быть только сторонним наблюдателем, становится яхтсменом и даже руководит командой московского яхт-клуба. Вспоминают, как он расхаживал в потрепанной морской фуражке с "крабом" и лакированным козырьком.
Вот пара портретов художника – в молодости и на склоне лет. Всмотритесь в глаза. В них тоже след времени.

Главной душевной и творческой привязанностью Нисского, главной его реальностью и фантазией, грезами и радостью были дороги. Прямые и стремительные автострады, переплетение железнодорожных путей с манящими светофорами, посадочные огни аэродромов и мигающие маяками водные фарватеры, даже проселочные грунтовки, даже сельские тропы. В этих дорогах призыв в бесконечные дали, буквально завораживающие, затягивающие в неведомые пространства, в движение! В них страстная мечта о неведомых землях, странах, городах, о чем-то несбыточном, что таится не только за горизонтом, но в душе почти каждого человека и что вечно влечет его куда-то, тревожит и волнует. Самая сильная эмоция человека - это стремление к неизвестному.
Это острое желание, беспокойство души Георгий Нисский передал в лучших своих произведениях. "Московские просторы", "Подмосковная зима", "Перед Москвой. Февраль", "Подмосковная рокада", "Придорожная береза", "Околица", "Светофоры", "Над снегами"(хотя копия этой картины и висит на стене у пишущего, но к сожалению, качество копии не позволяет сделать удовлетворительный скан, а в Интернете он пока отсутствует).
"В моей работе над пейзажем организация пространства имеет колоссальное значение. Понятие пространства не совпадает с понятием линейной перспективы, пересчитыванием планов от носков башмаков до горизонта. Я говорю об организации пространства ритмом силуэтов, цветом; продумываю и компоную вещь в целом, отбрасывая второстепенное, подчеркивая то, что считаю главным, делая планы светлее или темнее в зависимости от того, как этого требует общее решение. Стремлюсь к цветовой насыщенности, цветовой напряженности, психологическому действию цвета."


Семафоры 1932 г.

Магнолия 1932 г.

Подводная лодка 1937 г. Фрагмент

Утро на аэродроме 1942 г.

Белорусский пейзаж 1947 г.

У берегов Дальнего Востока 1950 г.

Радуга 1950 г.

Подмосковная зима 1951 г.

Вечер в заливе 1956 г.

Подмосковье. Февраль 1957 г.

Мост на канале 1957 г.

Подмосковная рокада 1957 г.

Полустанок 1958 г.

Колхоз "Загорье" 1959 г.

Перед вылетом 1964 г.

Зимний вечер1965г.

Церьковь Покрова на Нерли 1966г.

Жить Георгию Григорьевичу выпало, может быть и не в лучшие времена с точки зрения свободы творчества. Но и в этих условиях ему удалось сохранить свое видение на творчество, не став элементом прагматичной "матрицы", формирующей "нового человека светлого будущего". Только вот глядя на его портрет уже в немолодом возрасте можно прийти к мысли, что не так это было легко, по крайней мере, в пространстве людском. Тем еще дороже и притягательней для художника было пространство природы, хотя уже и несущей след человеческой деятельности. Мы не видим лиц людей, и сами они не заметны на фоне бесконечного пространства. Им еще предстоит его постигать. Они еще только в начале пути.

P.S.Возможно, все прочитанное Вами на этой страничке – банальность. Звыняйте, тогда эта страничка была не для Вас.
Всегда вспоминая с благодарностью людей, встретившихся, пусть даже и виртуально, на жизненном пути и приоткрывших написавшему эти "банальности" еще одну возможность по-новому удивляться и воспринимать окружающее бытие, хотелось поделиться такой же возможностью с другими.


| Что в имени | Передтеча Харькова | Донецкое городище | Шарукань | Шлях | Форт | Ловушка | Змиев | Зеленый колодезь |
| Карты, путешествия | Усадьбы | Краснокутск | Люботин | Изюм-Святогорск | Эсхар | Чугуев | Wallpapers|
| В НАЧАЛО | ИСТОРИЯ | ФАНТАЗИИ | ГОСТЕВАЯ |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz