2.11 КОММУНАЛЬНЫЙ РЫНОК
В начале XIX века
площадь нынешнего рынка представляла собой обширный остров, образованный двумя
протоками Лопани, расходившимися у нынешнего Бурсацкого моста и вновь соединявшимися
в одно русло у резниковского переулка.
В 20-х годах прошлого столетия, в связи с обмелением рукава Лопани, прилегающего
к Панасовке, эта территория постепенно превратилась в полуостров. Местность
называли Дунинской левадой, по имени хозяина земли. Она состояла из сплошных
болот, поросших камышом, и только в самое сухое время года можно было с трудом
пробраться к реке, В северной части левады, у Рогатинского.переулка, проходил
северный вал, построенный в начале XVIII века.
В 1834 году Дудинекая левада была приобретена городом, а в 1840 году сюда перевели
базар, располагавшийся ранее вокруг Благовещенской церкви, в связи с чем и рынок
на Дунинской леваде получил название Благовещенского.
В 40 — 50-х годах прошлого столетия неподалеку от Благовещенского базара на
льду Лопани ежегодно происходили кулачные бои.
В 60—70-х годах проходила перестройка и перепланировка базара. Рыночная площадь
была частично замощена. В то время Благовещенский рынок стал центральной торговой
частью города. Здесь проходили Покровская и Крещенская ярмарки.
В конце XIX века базарную площадь замостили булыжником, а в 1909 году по ней
проложили трамвайную линию. Летом 1912 года в центре базарной площади началось
строительство крытого рынка павильонной системы, закончившееся в 1914 году.
В годы Великой Отечественной войны все строения: рынка были полностью разрушены.
В 1952 году здание крытого рынка было восстановлено по проекту архитектора Мирошниченко.
В настоящее время Коммунальный рынок — центральный в городе. Здесь регулярно
проходят колхозные ярмарки. На территории рынка создана автостанция № 2, которая
связывает город со многими городами и селами Харьковщины и соседних областей
Рядом с автостанцией в 1966 — 1970 годах выросло многоэтажное здание Дома торговли,
где к услугам колхозников, приезжающих на рынок, широкий ассортимент промышленных
товаров. В 1972—1973 годах на pынке были реконструированы торговые павильоны.
В 1969 году рядом с рыночной площадью началось строительство станции метрополитена
«Центральный рынок». А спустя семь лет — 23 августа 1975 года станция приняла
первых пассажиров.
Станция метрополитена «Центральный рынок» мелкого заложения, арочного типа.
Огромный зал с односводчатым потолком залит светом десятков светильников. Стены
станции облицованы серым уральским мрамором, пол устлан полированными плитами
серого и черного гранита. Длина платформы —114 метров. Прибыв на станцию, пассажиры
по широким лестницам, отделанным серым мрамором, попадают в кассовый зал, а
затем по подземному переходу выходят на территорию Коммунального рынка. Архитектурное
решение станции выполнено по проекту архитектора В. А. Сливачука, а конструктивная
часть разработана под руководством и с участием конструкторов П. Д. Пашкова
и Е, В. Лысенко.
<<предыдущая||содержание||следующая>>