2.10 УЛИЦА КОТЛОВА

Названа именем участника борьбы за власть Советов на Украине, одного из известных деятелей Харьковской большевистской организации — И. Ф. Котлова.
Улица возникла в конце XVI! — начале XVIII века как дорога, связывающая город с Панасовской слободой, и получила название Большой Панасовской, Плановая застройка улицы началась только в XIX веке. Дома здесь покрывали соломой, так как «Положение» 1837 года об упорядочении Харькова Панасовки не коснулось.
Жителям расположенной в низине слободы большой вред приносила так называемая «горная вода». Весной во время таяния снега или во время сильных дождей на Панасовку и прилегающую к ней местность неслись бурные потоки воды с Лысой Горы. На некоторых усадьбах вода стояла целое лето. Наводнения происходили довольно часто. Так, в 1853 году за период с 8 февраля по 7 марта Панасовка шесть раз затоплялась. Вода на улицах поднималась так высоко, что по ним прекращалось движение. С 1853 по 1855 год проводились работы по осушению этой местности, но очень незначительные. Лишь с постройкой железной дороги, когда были проведены дренажные работы, население Панасовки было защищено от «горной воды». Она начала быстро застраиваться, особенно та ее часть, которая прилегала к железнодорожному полотну. В это время улица соединилась с Чеботарской.
Быстрому заселению района способствовало также строительство в 70—80-х годах прошлого столетия нескольких предприятий. Здесь возникли паровозные вагонные мастерские Южных дорог, плиточный и водочный заводы: и другие предприятия.
В 1885 году в связи со строительством железной дороги на месте Кузинской улицы, соединявшей Большую Панасовскую с Лысой Горой, был сооружен большой железный мост. Он получил название Кузинского.
В 1894 году на Панасовской открыли вторую в городе бесплатную народную читальню. Только в первый год существования ее посетило 3937 человек.
В начале XX века улицу замостили, а летом 1909 года по ней открылось трамвайное движение.
В 1887—1889 годах в вагонных мастерских Курске Харьково-Азовской железной дороги работал слесарем один из организаторов первых марксистских кружке в России и на Украине Ю.Д.Мельников. В 1888 году он возглавил центральный революционный кружок. Одной из важных задач кружка было объединение действий семи рабочих кружков, возникших в городе. Работая мастерских, Ю. Д. Мельников руководил и революционным рабочим кружком, созданным из числа рабочих-железнодорожников вагонных мастерских.
Напротив вагонных мастерских раньше начиналась так называемая Ващенковская левада, на которой 1 мая 1900 года во время знаменитой Харьковской маевки состоялся трехтысячный митинг рабочих этого района.
Подготовка к празднованию 1 Мая началась заранее. Еще в начале апреля на крупных заводах и фабриках города было распространено около 600 брошюр о Первомае, а 22 апреля за городом организовано собрание представителей промышленных предприятий, на котором присутствовало около 120 рабочих. Через несколько дней — 26 и 27 апреля на предприятиях было распространено 2000 первомайских прокламаций, призывающих забастовке:
«Итак, товарищи, вперед, за нашу свободу, за права, за лучшую жизнь. Пусть беснуется наше пpaвительство, пусть грозит нам штыками, пусть бросает в тюрьмы, ссылает нас в Сибирь, мы не остановимся перед этим. Мы заявим себя членами той великой рабочей семьи, которая искоренит на свете неправду и воцарит на земле братство, равенство и свободу. Мы не будем работать в этот день, мы посвятим его собраниям и сходкам, нашему общему делу».
В листовке выдвигались требования: свободы союзов, стачек, собраний, слова, печати; неприкосновенности личности и участия в издании законов; установления законом 8-часового рабочего дня для всех рабочих без исключения; отмены всех сверхурочных работ и другие.
1 Мая первыми прекратили работу рабочие вагонных мастерских. Прорвав казачий заслон на Панасовской улице, они вышли к Кузинскому мосту. К ним присоединились рабочие паровозных мастерских, депо, а затем плиточного завода. Более трех тысяч демонстрантов двинулись по Панасовской улице в центр города, но были остановлены войсками. Тогда рабочие собрались на Ващенковской леваде. В брошюре «Майские дни в Харькове» так описывается митинг рабочих: «Здесь полились бодрые звуки пролетарской «Дубинушки», В разных местах над головами присутствующих взвились импровизированные красные знамена, сооруженные из платков, прикрепленных к палкам. Речей не было — ввиду множества тайной и явной полиции, везде рыскавшей. Но воздух то и дело оглашался кликами, повторявшими выставленные в майских прокламациях требования и сопровождавшимися могучими «ура!». Настроение всей массы было радостно-возбужденное», Своеобразный митинг продолжался около часа. За это время власти подтянули дополнительные полицейские и казачьи части, начавшие наступление на леваду. Митинг был разогнан, 137 человек арестовали и заключили в пересыльную тюрьму, У ворот тюрьмы собралась большая группа рабочих, пытавшихся освободить заключенных. Полиция нагайками разогнала людей. Тогда в ответ полетели камни. Окна тюрьмы, выходившие на улицу, были разбиты.
Вечером за Ивановкой, у опушки леса около пивного завода собралось около 300 человек. Было принято решение утром рабочим собраться на предприятиях, но к работе не приступать и требовать освобождения арестованных.
2 мая, уступая требованиям бастующих, заключенных освободили. Они прошли по Панасовской к паровозным мастерским. Освобожденных из тюрьмы рабочих приветствовали сотни харьковчан, собравшихся на улице. Радостной была встреча во дворе паровозных мастерских, где под возгласы: «Да здравствует 1 Мая!», «Да здравствует восьмичасовый рабочий день!» — освобожденных начали качать. Харьковский комитет РСДРП в брошюре «Майские дни в Харькове», изданной «Искрой» с предисловием В. И. Ленина, писал: «Кто был участником этой торжественной овации, тот никогда не забудет ее неизгладимого впечатления. На долю пролетариев редко выпадают такие минуты наслаждения своей победой».
В. И. Ленин, высоко оценивая первомайскую демонстрацию харьковских рабочих, в предисловии к брошюре. «Майские дни в Харькове» писал: «Харьковская маевка показывает, какой крупной политической демонстрацией способно стать празднование рабочего праздника и чего недостает нам для того, чтобы это празднование действительно стало великой общерусской демонстрацией сознательного пролетариата. Что придало майским дням в Харькове характер выдающегося события? Массовое участие рабочих в забастовке, громадные тысячные собрания на улицах, развертывающие красные знамена провозглашающие требования, указанные в прокламациях, революционный характер этих требований: 8-часовой рабочий день и политическая свобода». Прошло пять лет со дня первомайской демонстрации 1900 года и Большая Панасовская снова стала свидетелем революционных выступлений. 10 октября 1905 года во время всеобщей политической забастовки рабочие по инициативе большевиков организовали на Ващенковской леваде митинг, на котором присутствовало около 15 тыс рабочих из всех промышленных районов Харькова.
Участник революционных событий 1905 года в Харькове, ветеран революционного движения А. С. Шаповалов вспоминал, что Ващенковская левада казалась красной от огромного количества знамен, поднятых над трибунами, наскоро сооруженными из досок, бочек и другого материала. Ораторы, большинство которых были большевиками, призывали к бойкоту Государственной думы, вооруженному восстанию и свержению царcкого самодержавия. Демонстрация продолжалась до самого вечера. Власти оказались бессильными помешать oрганизованному выступлению рабочих.
В 1912 году, во время выборов в Государственную думу на Ивановке, в квартире большевика Бобовникова состоялось подпольное собрание Харьковской большевистской организации, принявшее решение провести депутатом в IV Государственную думу рабочего-железнодо-оожника М. К. Муранова. Большая работа, проведенная большевиками, дала свои результаты. Депутатом IV Го-сударственной думы по рабочей курии от Харьковской губернии был избран большевик Муранов.
С 1915 года в вагонных мастерских работал большевик И. Ф. Котлов, пользовавшийся большим авторитетом среди рабочих города. Он был одним из организаторов созданного в апреле 1917 года Железнодорожного (Ивановского) районного комитета РСДРП (б). И. Ф. Котлов принимал активное участие в создании Совета депутатов Южных дорог и отрядов Красной гвардии Железнодорожного района.
Летом 1917 года по инициативе известных деятелей Харьковской большевистской организации А. Г. Скорохода и И. Ф. Котлова в помещении столовой, находившейся у Кузинского моста, был организован клуб «Рабочий». Там созывались митинги, собрания рабочих, часто проводились беседы и лекции. Железнодорожный районный комитет РСДРП (б) проводил в клубе заседания райкома и общие собрания членов партии.
В 1917—1918 годах на Ващенковской леваде проходило обучение красногвардейцев Железнодорожного (Ивановского) района, а потом красноармейцев. В то время леваду стали называть Красноармейской.
В годы Советской власти на улице построены новые предприятия, среди которых завод «Электростанок» (ныне Электроаппаратный завод). Здесь же разместились механический, лесопильный и пивоваренный заводы.
Среди новых зданий поднялся Дворец культуры железнодорожников. Закладка Дворца состоялась в дни празднования 10-летия Великого Октября. Дворец строился в 1927—1932 годах по проекту академика архитектура А. И. Дмитриева и был открыт в ноябре 1932 года. Фойе Дворца украшали панно, специально написанные для это го здания Е. Лансере. На части территории бывшей Ващенковской левады оборудовали стадион (теперь стадион «Локомотив»). О том, как закладывалось ядро нынешнего спортивного комплекса, рассказал в своих воспоминаниях один из активных деятелей комсомольской организации Иваново-Лысогорского района П. Ярошенко:
«Весной 1923 года мы решили построить для молодежи спортивную площадку. Дали ей название «Красный железнодорожник». Сотни комсомольцев и рабочей молодежи района приняли участие в субботниках и воскресниках по подготовке спортивного ядра. В большой спортивный праздник превратился день, когда на футбольное поле выбежали местные игроки. Популярность спортивной площадки росла с каждым днем. А когда с помощью руководящих профсоюзных работников железнодорожного узла А. П, Вороны и Г. И. Клапцова вокруг площадок построили кирпичную ограду и трибуну для зрителей, высадили деревья, «Красный железнодорожник» стал центром спортивной жизни всего района».
После войны в районе улицы Котлова возник ряд новых предприятий, в том числе завод агрегатных станков, приступивший к выпуску серийной продукции в I948 году. На заводе существует специальное конструкторское бюро, занимающееся проектированием новых станков. В девятой пятилетке усилиями коллективов специального конструкторского бюро агрегатных станков и завода разработан проект и изготовлен станок с числовым программным управлением. Станки, выпускаемые заводом, знают на сотнях предприятий нашей страны и в некоторых зарубежных странах.
В годы восьмой пятилетки выросли прекрасные современные корпуса нового предприятия — завода технологической оснастки, который изготовляет штампы, прессформы и другую технологическую оснастку.
В 50—60-годах была проведена большая работа по реконструкции старых промышленных предприятий, расположенных на улице.
В 1969 году столетие со дня основания отметил Харьковский вагоноремонтный На вагоноремонтном заводе более десяти лет работает музей истории предприятия.
В 1975 году столетие со дня основания отметил Керамический завод имени 8-й годовщины Октября (бывший кафельный). За годы Советской власти коллективом предприятия изготовлено свыше 25 миллионов квадратных метров цветной керамики, которой устланы полы машинного зала Днепрогэса, Волжского автозавода, некоторых станций Московского метрополитена, Дворца культуры и науки в Варшаве. Завод оснащен новейшим оборудованием. В 1975 году пущена в производство единственная в стране автоматизированная печь для обжига цветной плитки. Значительных успехов добился коллектив старейшего предприятия в годы девятой пятилетки, в несколько раз увеличив выпуск ковровых плиток по сравнению с 1970 годом.
На улице Котлова, напротив вагоноремонтного завода, поднялись новые корпуса электроаппаратного завода. Продукция его идет на многие заводы страны, в том числе на стройки большой химии. На Чирчикском электрохимическом комбинате, комбинате «Апатит», Волжском химическом комбинате, Братском лесопромышленном комплексе, кингисеппском руднике «Фосфорит» и других предприятиях установлены оборудование и новейшая аппаратура электроаппаратного завода,
В 1974 году на территории предприятия в торжественной обстановке был открыт Монумент рабочим завода, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Кроме промышленных предприятий, на улице разместились две средние школы, музыкальная школа, детская клиническая больница. На стадионе «Локомотив» сооружены Дворец спорта и плавательный бассейн.
Значительную массово-политическую и культурно-просветительную работу проводит Дворец культуры железнодорожников. Здесь большой кинозал, библиотека, читальный зал. Работают драматический и хоровой кружки, хореографическая школа, три оркестра.
В 1969 году во Дворце был открыт Музей истории Южной железной дороги. В многочисленных залах собраны интересные экспонаты, повествующие о строительстве дороги, участии железнодорожников в революционной борьбе и защите социалистического Отечества период гражданской и Великой Отечественной войн. 5 ноября 1958 года, накануне 41-й годовщины Октября, на площади перед Дворцом культуры. жедезнодорожников состоялось торжественное открытие па-мятника И. Ф. Котлову. Бронзовый бюст революционера установлен на постаменте из красного гранита. Автор проекта памятника скульптор Б. П. Корольков.
В начале 1974 года в истории улицы Котлова произошли новые изменения: в нее влились улицы Сахарозаводская и 40-летия Октября. Теперь улица вышла на северную окраину города к Лугопарку. В скором времени район улицы Котлова получит кратчайший выход на площадь Дзержинского. В результате создания новой транспортной артерии значительно улучшится сообщение между Ивановкой, Залютино, Красной Баварией и Дзержинским районом города.

 

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz