3. СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ ГОРОДА
Улицы и площади,
о которых рассказывается в этом разделе, расположены в Дзержинском и Киевском
районах Харькова.
Заселение северной части качалось в конце XVII века, когда здесь возникли Рымарская
и Сумская улицы. Застраивалась она очень медленно. Лишь в конце XVIII — начале
XIX века постепенно образовались улицы Пушкинская, Гоголя, Чернышевского, Театральная
площадь и другие, а позднее — нынешние улицы Артема, Гиршмана, Дзержинского,
Иванова. В конце XIX — начале XX века появились улицы Бассейная (теперь Петровского),
Барачная (ныне улица Культуры), Каразина.
Огромные строительные работы были осуществлены здесь в первые годы Советской
власти: сооружались новые дома, застраивалась территория, прилегающая к городскому
парку и ипподрому, возникли жилые кварталы за Госпромом. За годы предвоенных
пятилеток в северной части города появились такие новые улицы и площади, как
площадь Дзержинского, проспект «Правды», улицы 8-го Съезда Советов, Ромена Роллана,
Красина. Веснина и другие. В благоустроенных домах селились рабочие Харьковских
заводов и фабрик, советская интеллигенция.
В послевоенные годы за площадью Дзержинского развернулось строительство новой
большой магистрали-проспекта Ленина, начало которому положено еще в до военный
период. Одновременно началось большое жилищное строительство на Павловом Поле,
Клочковской улице, Алексеевке.
3.1 КЛОЧКОВСКАЯ УЛИЦА
В XVIII веке в черте
города находилась небольшая слобода Клочковка. Считают, что ее основал харьковский
полковой судья Клочко. Она имела 67 дворов и 85 домов Дорога, ведущая в слободу,
начиналась от Университетского сада и дальше проходила по пескам. В первой чeтверти
XIX века она называлась Песковской или Клочковской улицей.
В начале Клочковской улицы в 1824 году открыли рыбные лавки. Возле современного
Бурсацкого моста в 30-х годах XIX века находились кузницы, а за ними каменные
торговые бани. Часть Клочковской, прилегающая к Покровскому собору, долгое время
оставалась не застроенной, потому что тут было болото, и лишь с 50-х годов XIX
века здесь начали появляться жилые дома и различные торговые заведения. На углу
Клочковской и бывшего Купеческого спуска была построена гостиница «Московская».
В 1909 году на улице была проведена трамвайная линия.
В 1924 году на Клочковской начались большие планировочные работы. На месте пустыря,
перерезанного глубоким оврагом, устроили Клочковский съезд (теперь спуск Пассионарии),
соединивший улицу с нынешней площадью Дзержинского. Тогда же на улице была продолжена
линия трамвая.
После освобождения города от фашистских захватчиков на улице проведены большие
восстановительные работы. В 1955 году на склоне Сада Шевченко, выходящего на
Клочковскую, сооружена красивая каскадная лестница. В 1959 году была расширена
проезжая часть улицы, продолжена трамвайная линия.
Долгое время на Клочковской, 52, находился ботанический сад Харьковского государственного
университета имени А. М. Горького, основанный в первом десятилетии прошлого
века. Сад, коллекция которого насчитывает около 900 видов растений (более 10
тысяч экземпляров) —представителей флоры разных стран мира,— база учебной и
научно-исследовательской работы биологического факультета университета и других
учреждений. Сейчас ботанический сад переносится в район Павлова Поля, где в
Саржином Яру ведутся планировочные работы и высадка деревьев.
На Клочковской расположен ряд предприятий, среди которых заводы «Металлист»,
торгового машиностроения и пищевых кислот. Здесь находятся филиал Всесоюзного
научно-исследовательского института пиво-безалкогольной промышленности, Украинский
научно-исследовательский институт протезирования, протезостроения экспертизы
и восстановления трудоспособности инвалидов, 8-я городская поликлиника, средняя
школа, летний кинотеатр «Сосновая горка».
На улице размещается трест Харьковнефтьгазоразведка. За последние годы Харьковская
область по добыче газа заняла первое место в европейской части Союза; обогнав
такие известные районы, как Поволжье, Башкирия, Азербайджан. Харьковский природный
газ подается в десятки городов Советского Союза и в несколько европейских стран.
Значительные строительные работы были осуществлены на Клочковской в девятой
пятилетке. В конце улицы сооружен большой путепровод, по которому прошла объездная
дорога вокруг Харькова от Московского до Сумского шоссе. У объездной дороги,
на Алексеевке построен автоцентр Волжского автомобильного завода, предназначенный
для ремонта и технического обслуживания тринадцати тысяч автомобилей «Жигули»
в год. Он оборудован новейшей диагностической аппаратурой. При автоцентре расположен
салон-магазин по демонстрированию и продаже автомобилей «Жигули».
Открыт красивый кинотеатр «Современник», завершены работы по строительству одного
из крупнейших в стране Дворца водного спорта, расположенного на территории стадиона
«Спартак». Здание построено по проекту архитектора П. И. Арешкина. Дворец имеет
плавательные бассейны для взрослых и для детей, бассейн для прыжков в воду,
несколько тренировочных залов, кинолектории и другие службы. Специальные телеустановки,
смонтированные в бассейнах, позволяют следить за движением пловцов в воде, производить
киносъемки.
В начале 1976 года на Клочковской была открыта 7-я детская городская больница
на 500 мест с крупным поликлиническим отделением. Больница оснащена новейшим
оборудованием, специальными лабораториями, видеотелефоном и телетайпной связью.
На улице ведется большое жилищное строительство. В девятой пятилетке согласно
проекту, разработанному институтом Харьковпроект, началась застройка микрорайонов
Павловки, занявших значительную территорию вдоль улицы Клочковской. В недалеком
будущем на отрезке улицы от спуска Пассионарии до завода пищевых кислот будут
сооружены высотные здания. На территории в 290 гектаров возникнет пять микрорайонов,
объединенных в единый жилой массив площадью 650 тысяч квадратных метров жилья.
Особенно значительное жилищное строительство развернулось в северной части улицы
в районе Алексеевки. В 1971 — 1975 годах сооружено много жилых зданий, в том
числе общежития для ряда институтов и техникумов города. В десятой пятилетке
Алексеевка становится одним из основных центров жилищного строительства в Харькове,
занимая в общем объеме строительства свыше 19 процентов. Здесь вырастут 336-й
и 337-й микрорайоны, застроенные 9-, 12- и 16-этажными домами, в которых будет
жить около 30 тысяч человек. В 1978 году на Алексеевском массиве начнется строительство
экспериментального жилого комплекса в составе 338-го и 339-го микрорайонов.
Программа эксперимента, утвержденная Госстроем СССР, имеет в виду повысить эффективность
использования ценных земель и возможность дальнейшего внедрения прогрессивных
решений в практику массового строительства в Харькове.
Большие изменения в скором времени произойдут на улице Клочковской. Магистраль
будет реконструирована, она станет почти прямой. Ширина магистрали будет доведена
до 80, а в отдельных местах — до 100 метров.
<<предыдущая||содержание||следующая>>