рис.23 |
рис.24 |
рис.25 |
|
ДРЕВНЕЯМНАЯ КУЛЬТУРА
Энеолит (медно-каменный век)—это переходная эпоха, в которую появляются первые металлические изделия из меди, но в хозяйственной жизни еще господствуют орудия, изготовленные из камня.
Первым металлом, который человек начал использовать в своем хозяйстве, была самородная медь. Известные археологам наиболее древние металлические орудия изготовлены из такой меди при помощи холодной ковки. Однако самородная медь встречается довольно редко, и изготовление из нее мелких предметов способом холодной ковки еще не является началом эпохи металлов. Последняя наступила только тогда, когда была открыта плавка металлов. Человек вначале рассматривал кусок меди как своеобразный камень, который можно обрабатывать — ковать или плющить — ударами другого камня. При этом он должен был обратить внимание на то, что от ударов кусок меди нагревается, становится мягче, легче поддается обработке. Это могло привести к мысли о специальном нагреве куска в пламени костра, а затем и к плавке, металла.
Однако температура плавления меди довольно высокая (1084°), расплавленная чистая медь слишком густа и плохо заполняет мелкие углубления литейной формы и, наконец, качество медных орудий было невысоким. Во многих случаях медные орудия еще не могли конкурировать с каменными. Например, медные ножи были долговечны, но быстро гнулись и тупились. Каменные ножи были доступней, тверже и острее. Проведенные в 1956—1957 гг. под руководством С. А. Семенова экспериментальные археологические исследования показали, что медные орудия по сравнению с каменными дают лучшие результаты при обработке дерева, кожи и волокнистых веществ. Но при обработке таких твердых материалов, как кость, рог и раковины, медные орудия оказывались менее эффективными.
Благодаря всему этому в энеолите металлические орудия еще не вытеснили каменные. Но как ни скромны были первые достижения человека в области использования меди, все же они очень важны, так как познакомили его с совершенно новым материалом, заставили его обратить внимание на обработку металлов, которым принадлежало будущее технического развития.
Изготовление каменных орудий в энеолите и даже в бронзовом веке продолжало совершенствоваться. В частности, именно в это время получили распространение хорошо отшлифованные по всей поверхности каменные топоры, молоты и наконечники булавы, у которых имелось круглое отверстие для вставления деревянной рукоятки (проушина). Такими топорами и другими орудиями с проушинами пользоваться было гораздо удобней, чем изделиями старого типа, у которых рукоятка просто привязывалась к каменной части орудия ремнями. Последние в процессе работы довольно быстро растягивались, и их приходилось перевязывать заново.
Отверстия просверливались чаще всего при помощи сверла, сделанного из отрезка трубчатой кости. Для вращения сверла использовалось приспособление, напоминающее обычный лук. Тетива этого «лука» охватывала сверло, которое одновременно прижималось к поверхности обрабатываемого предмета. Под рабочий конец сверла подсыпался песок, а затем, передвигая лук вперед или назад, приводили сверло во вращательное движение, В конце процесса сверления из отверстия в орудии выпадал цилиндрический каменный стержень — высверлина. Такие высверлины найдены на многих древних поселениях и убедительно свидетельствуют о применении сверления даже тогда, когда не найдено самих орудий.
На территории Восточной Европы в эпоху энеолита существовали различные по своему происхождению, по своей культуре и по уровню хозяйственного развития племена. От правобережья Днепра до Дуная были распространены поселения трипольской культуры. Трипольские племена занимались главным образом мотыжным земледелием и скотоводством. К востоку от них на значительном пространстве степной и лесостепной полосы от Днепра до Волги во второй половине III тыс. до н.э. и в самом начале II тыс. до н.э. обитали племена так называемой древнеямной культуры. На юге памятники этой культуры доходят до предгорий Крыма.
Древнеямная культура впервые была исследована и выделена В. А. Городцовым на основании раскопок 1901 года в бывшем Изюмском уезде Харьковской губернии. Свое название эта культура получила по форме погребальных сооружений (рис. 23). Местные племена хоронили своих покойников в неглубоких ямах преимущественно прямоугольной формы.
Могильные ямы перекрывались бревенчатым накатником или плахами. Затем сверху из земли сооружалась невысокая (около 1 м)куполообразная насыпь кургана. Вершина кургана, как правило, расположена не над самым центром насыпи, а слегка смещена к северному краю ее. Это — самые древние курганы не только на территории Восточной Европы, но и во всем мире. В. А. Городцову во время раскопок 1903 г. в долине р. Бахмут у деревни Переездной (в нынешней Донецкой области) удалось сделать очень интересное наблюдение по относительной хронологии древнеямной культуры. Он раскопал курган, содержавший семь погребений. Основное, самое древнее из этих погребений, относилось к ямной культуре. При этом выяснилось, что курган был сооружен на месте поздненеолитической стоянки, культурный слой которой уже был перекрыт значительным слоем чернозема.
Остатки поселений древнеямной культуры зафиксированы в ряде пунктов по берегам Донца и в других местах, но изучены они в большинстве случаев еще очень слабо. Поэтому основное представление о жизни северодонецких племен эпохи энеолита мы получаем пока главным образом на основании изучения курганных погребений. Курганы эти раскапывались у сел Мечебелово, Б. Камышевахи, Шпаковки в Харьковской области; у хут. Черногоровки, Черевково, у с. Райского, у ст. Ступки Донецкой области, у хут. Каменки в Луганской области и в ряде других пунктов.
Раскопки показывают, что обряд погребения со временем несколько изменялся. По наиболее древнему обряду покойников клали на спину, при этом ноги были слегка согнуты и колени подняты вверх. В других погребениях покойники лежат в скорченном положении на правом боку, головы и к ориентированы в сторону востока или северо-востока. В качестве подстилки применялся камыш. Кроме того, дно могилы посыпали иногда углем, известью или минеральной красной краской — охрой. Крупное месторождение последней имеется близ ст. Ступки, Артемовского района, Донецкой области. Этой краской нередко посыпали и самого покойника, от чего кости его оказываются окрашенными в красный цвет. Посыпка красной охрой, углем или известью имела, по-видимому, культовое значение очистительного обряда. В некоторых могилах с этой же целью сжигали небольшой костер.
Вместе с покойником в могилу клали некоторые вещи и пищу, которые, по представлению первобытных людей, были необходимы человеку в загробной жизни. От положенной в могилу пищи обычно сохраняются только кости домашних и диких животных. Остатки домашних животных в погребениях встречаются очень редко, хотя скотоводство у древнеямных племен было уже достаточно развито. В могилах найдены только кости домашней овцы и коровы. Очевидно, обычай не позволял класть в погребение других домашних животных. Обнаружены в курганах кости таких диких животных, как олень, медведь и заяц, а также кости диких птиц.
Инвентарь древнеямных погребений невелик, но достаточно характерен. В основном, это каменные и костяные орудия (рис. 24).
В могилах находят кремневые наконечники стрел (листовидные или треугольной формы с выемкой в основании), кремневые ножи и скребки, реже шлифованные каменные топоры с просверленным отверстием для рукоятки. Из кости делались рыболовные крючки, шилья, гарпуны, некоторые украшения. Очень интересную находку дал в 1940 г. курган № 1 в могильнике у г. Никополя. Здесь под насыпью, перекрывавшей основное погребение древнеямной культуры, Б. Н. Граков нашел мотыгу, сделанную из лопатки коровы.
Металлических орудий в древнеямных курганах, как и в других памятниках эпохи энеолита, очень мало. Никаких следов существования в эту эпоху местного металлургического производства не обнаружено. Исследователи предполагают, что племена древнеямной культуры получали металл в результате обмена с племенами Северного Кавказа. В курганах на поселениях встречаются сделанные из меди ромбические шилья и простые медные ножи листовидной или более усовершенствованной копьевидной формы (рис.24,11-12). Изредка попадаются небольшие плоские клиновидные топорики из меди (рис.21,14). В. А. Городцову удалось обнаружить следы работы такими топориками на бревнах могильного перекрытия. Концы дубовых бревен обычно грубо, на конус обрублены каменными топорами, но иногда они довольно ровно обработаны медными топориками. Из меди делались и украшения. Найдены медные бусины из тонких пластинок, свернутых в кольцо. Украшения делались также из кости и раковин (рис. 24,7-9).
Несмотря на небольшое количество вещей в могилах и на явное господство среди них каменных орудий, не следует преувеличивать примитивность древнеямной культуры. Некоторые находки показывают, что местное население применяло в своем хозяйстве довольно сложные приспособления. Так, А. И. Тереножкин, раскапывая в 1949 г. курган Сторожевая могила около Днепропетровска, обнаружил в древнеямном погребении остатки древнейшей в Восточной Европе деревянной повозки в виде двухколесной арбы. Колёса с толстыми ступицами и круглыми отверстиями для оси были вырезаны из целого куска дерева. Сохранились некоторые деревянные детали кузова и дышла. Остатки деревянных колес от аналогичной повозки были найдены также в кургане близ совхоза Аккермень на р. Молочной.
Керамика древнеямной культуры еще очень близка к неолитической. Глиняные горшки имеют круглодонную или яйцевидную форму. Орнамента либо вовсе нет, либо на плечиках сосуда расположены отпечатки шнура, образующие прямые линии и треугольники. Реже попадаются зигзагообразный елочный орнамент, нанесенный зубчатым штампом, ямочные вдавления и пр. (рис. 25).
Поверхность сосудов, кроме того, часто покрыта беспорядочной штриховкой.
Как уже отмечалось, обычно древнеямные курганы невелики по размерам и располагаются группами, которые представляли собой родовые кладбища. Но встречаются и большие курганы древнеямной культуры, сооружавшиеся не в един прием, а постепенно. В основе такого большого кургана находится малый курган, под которым хоронили, по-видимому, главу патриархальной семьи. Позже вокруг этого основного погребения хоронили и других членов данной семьи, а насыпь соответственно увеличивали. Один из таких курганов, раскопанный в древнеямном родовом могильнике у г. Никополя, имел высоту около 4 м и диаметр около 50 м. В нем было обнаружено 13 древнеямных погребений.
Значительной имущественной дифференциации между членами родовых общин у племен древнеямной культуры еще не заметно, хотя уже появляются отличающиеся от обычных погребения, принадлежавшие, очевидно, племенным вождям и военачальникам. К таким могилам можно отнести древнеямные курганы с каменными плитами, на которых схематично изображены человеческие фигуры.
Только на основе материала из погребений нельзя получить достаточно полное представление о древнеямной культуре. Этот материал необходимо дополнять и сопоставлять с те ми данными, которые дает изучение поселений. Это общее положение очень хорошо подтвердилось в результате раскопок, которые были проведены недавно Е. Ф. Лагодовской, М. Л. Макаревич, О. Г. Шапошниковой на поселении у с. Михайловки в Херсонской области. Верхний культурный слой этого поселения относится к поздней поре существования древнеямной культуры (рубеж III—II тысячелетия до н. э.).
Михайловское поселение находится на берегу р. Подпольной (правый приток Днепра). Овраги делят его на три части, расположенные на соседних возвышенностях. Одна из этих частей поселения со стороны плато и со стороны пологого склона обнесена оградой из известняковых камней. На другой части поселения хорошо прослеживались остатки каменных построек. Широкое использование камня для различных целей вообще, по-видимому, является особенностью приднепровской группы племен ямной культуры, так как тут и могильные перекрытия иногда делались из песчаниковых плит.
Раскопки показали, что дома Михайловского поселения представляли собой постройки прямоугольной в плане формы, состоявшие из нескольких помещений. Основой стен служила каменная кладка в два ряда. Пространство между этими рядами забутовывалось щебнем. Верхняя часть стен была глинобитной. Деревянные столбы укрепляли углы жилища и поддерживали легкую камышевую кровлю. Открытые очаги из камня или глины находились вне жилищ.
Кроме характерной для древнеямной культуры глиняной посуды, украшенной в верхней части преимущественно шнуровым и штампованным орнаментом, на поселении найдено много изделий из камня, а также костяные и металлические вещи. Среди каменных орудий имеются различные кремневые ножи, скребки для обработки кожи, наконечники копий и стрел, кремневые кинжалы, топоры-молоты с просверленным отверстием для рукоятки, точильные камни и пр. Из кости делались гарпуны и проколки. Металлических вещей здесь, как и в древнеямных курганах, еще немного. Найдены медные шилья, ножи, наконечник дротика и обломок плоского топорика (рис. 24,11-15).
Необходимо отметить, что на Михайловском поселении были найдены орудия, указывающие на то, что местное население уже начало заниматься земледелием. Среди этих орудий имеются каменные зернотерки, каменные песты и кремневые вкладыши для серпов. Более полно, чем по курганным комплексам, раскрывается и картина скотоводческого хозяйства. Находки костей домашних животных показывают, что, кроме крупного и мелкого рогатого скота, местное население разводило свиней и собак. Среди домашних животных имеется уже и лошадь, принадлежавшая к крупной, рослой породе. Эти находки свидетельствуют, что скотоводство у племен древнеямной культуры было более развито, чем предполагалось до недавнего времени.
Среди костных остатков более 10% приходится на особи
диких животных. При этом следует помнить, что на многих
диких животных охотились главным образом ради получения
хорошего меха, а мясо их могли не употреблять в пищу. В таких случаях кости этих животных только случайно могут быть найдены на поселении. Среди обнаруженных на Михайловском поселении костей диких животных имеются кости дикого быка-тура, кулана, сайги, благородного оленя, дикого
кабана, лисицы, зайца, бобра и др. Найдены также кости черепахи, различных птиц, рыб и раковины Unio.
Таким образом, несмотря на появление мотыжного земледелия и развитие скотоводства, охота и рыбная ловля играли еще немалую роль в жизни племен древнеямной культуры.
В бассейне Донца начало серьезному изучению поселений эпохи энеолита положено раскопками многослойной стоянки у хут. Александрии на р. Осколе в 1955—1957 гг. Хотя полностью результаты исследования Александрийской стоянки еще не опубликованы, но даже результаты предварительного изучения материала позволяют вполне согласиться с руководителем раскопок Д. Я. Телегиным, который относит верхний культурный слой этого поселения к раннему этапу развития древнеямной культуры.
Своеобразная керамика этого слоя еще отличается от более поздней классической керамики древнеямной культуры, известной по ряду курганных погребений в бассейне Донца-Вместе с тем она "близка к сосудам, найденным при раскопках Михайловского поселения древнеямной культуры в Херсонской обл. и ряда других памятников эпохи энеолита.
На стоянке у хут. Александрии найдено большое количество обломков крупных горшков с округлым дном и прямым, заостренным у края венчиком. Верхняя часть сосудов чаще всего украшена простым орнаментом из горизонтальных рядов или зигзагов, нанесенных зубчатым штампом или шнуром. Иногда венчик украшен наколками, которые образуют на внешней стороне сосуда ряд выпуклостей в виде «горошин» или «жемчужин». Поверхность некоторых сосудов покрыта сделанными концом гребенки или щепки расчесами, которые не образуют правильного узора, а пересекаются друг с другом в разных направлениях. Сосуды с гладкой поверхностью изготовлены из глины с примесью толченых раковин. Кроме керамики, в верхнем культурном слое обнаружены кремневые изделия и три орудия, выкованных из меди: два четырехгранных в сечении шила и один плоский копьевидный нож раннего типа.
Дальнейшее изучение памятников типа Александрийского поселения и более поздних поможет выяснению особенностей формирования древнеямной культуры и поэтому представляет особый интерес для археологии Восточной Европы.
|