ЧУГУЕВСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Чугуевский Успенский монастырь находился в самом Чугуеве, на берегу р. Донца.
В переписи Чугуева и его уезда 1712 г. значится: «В городе Чугуеве на посаде монастырь мужеской во имя Успения Пресв. Богородицы. В том монастыре:
Начальствующий игумен Симеон 60 лет, казначей Терентий 65; иноки: Михей 70, Ливерий 54, Трефимий 50, Епифаний 52, Савватий 40, Вассиан 40, Феодосий 40, Зинон 35, Исаия 35, Д ани-ла 30». Далее показаны «трудники», всего 8 человек.
В переписи 1698 г. сказано: «В Никольской слободе против Успенскаго монастыря над горою места дворовые». Следовательно, Успенский монастырь был в Никольской слободе.
В 1726 г. «города Чугуева Успенскаго монастыря прихожане, кормовые козаки» писали, что «тому лет 80 построена у них в гор. Чугуеве церковь во имя Успения Пресв. Богородицы». По сему отзыву монастырский Успенский храм построен в 1646 г. По справке консисторской оказалось, что на иконостасе храма надпись была такая: «В л. 7171, от воплощения Христова 1662 г. мес. окт. 26 д. создася храм Успения Пресв. Богородицы в монастыре, во граде Чугуеве, за старанием бывшаго воеводы Абакума Федоровича Иовлева, и Строителя старца Иова Ястребова со всею братиею». По этой надписи оказывается несомненным, что в 1662 г. чугуевский Успенский монастырь уже существовал; по документу Аркадиевской пустыни известно, что Успенский монастырь основался по воле царской в 1660 г.
Указом 11 ноября 1724 г. предписано было игумену Чугуевского Успенского монастыря Симеону перевести все принадлежности Успенского монастыря, монахов, кельи, утвари в Лаврентьеву пустынь с тем, чтобы сей последний уже назывался Чугуевским монастырем. Вследствие сего построенный пред тем в Чугуевском монастыре храм Всех Святых в ноябре 1726 г. перевезен в Лаврентьеву пустынь, где, перестроенный, он дал пустыни свое имя — Чугуевской Всесвятской пустыни. Но в то же время началось волнение в Чугуеве, поднятое, как видно по обстоятельствам, приверженцами раскола.
Константин Михайлович Захаржевский просил архипастыря дозволить ему купить для деревни Шиповатой Успенский храм в Чугуевском монастыре, как уже требующий по ветхости перестройки. Разрешение было дано. Но чугуевские кормовые козаки, т. е. состоявшие на хлебном жалованье, просили архипастыря оставить им этот храм, выставляя то, что будто он построен ими — козаками. Архипастырь Епифаний написал: «Когда хотят иметь церковь, не замай починять, как надлежит, и поп поставится, а когда не хотят починить, то велим продать, в том в канцелярии распишутся». Просители подпискою ноября 26, 1726 г. обязались клятвенно починить церковь. Между тем оказалось, что козаки, кроме того, что не имели права на Успенский храм, как вовсе не ими строенный, не думали приступать и к починке храма, вопреки клятвенному обязательству. Вследствие того указом консистории от 7 января 1727 г. велено объявить определение: «Ежели козаки не починяют церкви, то продать ее, дабы впусте не стояла, а козаков определить в другие приходы, дабы в монастыре не было прихода».
В деле о Владимирской Чугуевской пустыни видим, что главною причиною вывода монахов из Успенского монастыря во Всесвятскую пустынь под наблюдение игумена Димитрия было укрывательство раскольников в Успенском монастыре, ограждаемое толпою раскольников, бывших между стрельцами и казаками чугуевскими.
С судьбе Успенского храма известно, что он оставался приходским храмом в Чугуеве до 1820 г.; метрики и исповедные росписи его хранятся в николаевской Чугуевской церкви.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz