ЧУГУЕВСКАЯ ВЛАДИМИРСКАЯ ПУСТЫНЬ

Чугуевская Владимирская пустынь находилась на берегу Донца в 6 верстах от Чугуева. Сна называлась Владимирскою и Богородичною по храму, посвященному славе Владимирской иконы Божией Матери. Древняя икона Владимирской Божией Матери, ныне находящаяся в приходском храме бывшего монастырского местечка Кочетка, доселе пользуется особенным уважением в народе и благоговейную веру награждает дарами благодати. В дни памяти Владимирской иконы Матери Божией, 21 мая и 23 июня, бывает из храма крестный ход, при стечении многочисленного народа, на древнее место монастыря, на высокую скалу.
С начале и первых годах сей пустыни находим сведения частью в царском указе от 8 февр. 1710 г., который приложим ниже, частью в деле 1730 г. В сем последнем чугуевец Лаврентий Протопопов, которого другие документы называют чугуевским городничим и ктитором пустыни, пишет в просьбе к преосвященному Епифанию:
«В прошлых годех, по указу блаж. и вечно достойныя памяти Его Императорскаго Величества и по благословению бывшаго преосвященнаго Иустина митрополита (1704—1709), тому лет с 30 и больше (след. 1700 г.) построена в Чугуевском уезде в лесу, в урочище за р. Тетлегою близ р. Донца пустынь и церковь во имя Пресв. Богородицы Владимирския. И та Богородицкая пустынь, церковь Божия и кельи и все, что есть, построено по указу на своих Богородицких дачах. И к той Богородицкой пустыни отведено по указу для владения лесов и рыбных ловель в р. Донце и в озерах и в р. Тетлеге и к садовым и огородным всяким овощам, места со всякими угодьи, всего довольно, в самом удобном месте. И такого удобнаго и пристойнаго другаго места близ гор. Чугуева к монастырскому строенью нет. И в прошлом 728 году та Богородицкая пустынь испражнена и испустошена, а братия, чернцы и работники, переведены все в новопостроенный Всесвятской монастырь, также той Богородицкой пустыни церковная утварь, книги и ризы и колокола и всякая медная, келейная и деревянная посуда, все что было, перевезено в оный Всесвятской монастырь, и с хутора лошади и всякая скотина забраты в тот же Всесвятской монастырь и оная Богородицкая пустынь стоит пуста». Затем Протопопов просит, дабы архипастырь благословил жить в Богородицкой пустыни иеромонаху Родиону с братиею попрежнему и пожаловал бы антиминс для церкви. Архипастырь написал: «Когда тая пустынь будет под ведением игумена для порядку и от укрывательства раскольников: то благословим быть по прежнему и указ пошлется игумену, чтоб, все, что ни было забрано из той пустыни, по реестру отдано було; а ежели не волить быть под ведомом игумена, то не благословим паки быть той пустыни». За тем от 8 авг. 1730 г. последовал указ на имя Всесвятско-го игумена Димитрия открыть Богородичный монастырь, но состоять ему под ведением его игумена; послать туда для священнослужения иеромонаха жизни хорошей и достаточное число братии; все имущество отдать по описи. В следующем году Богородичная пустынь приписана была к Харьковскому училищному монастырю, от которого с того времени присылались сюда настоятели. Всесвятская же Лаврентьева пустынь после того уже не существовала. В 1756 г. разрешено было построить в Богородичной пустыни новый храм на место обветшавшего, и новый храм освящен в 1757 г.
От 15 февраля 1787 г. начальник пустыни иеромонах Иа ков Калитенко доносил ректору архимандриту Василию: «Сего 9 д. города Чугуева, с сел Масловки, Лебяжаго, Кочатка, Тетлеги, Роговой, жители, всех чинов люди, несколько сот подвод, напали на наши лесныя дачи и по порубку до Донца рощаной лес и к Кочатку вырубили без остатку, даже до последняго прута, и еще хвалятся весь вырубить до реки Тетлеги и говорят единогласно: се де наша дедовщина». Начальник присовокупляет, что он подал жалобу Чугуевскому городничему Петру Михайловичу Захаржевскому и исправнику Лопатинскому. Последствия неизвестны. В том же году пустынь была закрыта, монастырский храм обращен в приходский села Кочетка. В ведомости 1787 г. показаны в пустыни, кроме начальника, один иеромонах и безместный священник Иаков Столяревский. В ведомости 1751 г. сказано о церкви сей пустыни: «В оной служба бывает, за умалением иеромонахов, не по вся дни».
По крепостному акту 1782 г. Владимирской пустыни принадлежало 263 дес. земли, и этою землею, по закрытии монастыря, до начала военного поселения, владели крестьяне Мусенки.

Прилагаем царский указ от 8 февраля 1710 г. об отводе земли для пустыни.
«От Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России, Самодержца, в Чугуев генералу нашему и майору Федору Володимировичу Шидловскому. Били челом нам, Великому Государю, Чугуевскаго уезду Богородицкой пустынки черной старец Боголеп с братиею: в Чугуевском де уезде в верховском стану, подле реки Северскаго Донца, близ устья речки Тетлеги, в лесу построена та их Богородицкая пустынка, а к той пустыне пахатной земли и никаких угодий им ни одной четверти недано. И будучи им в той пустынки кормиться нечем. А ныне приискали они в тех вышеписанных урочищах, близко той пустынки, в лесу на речке Тетлеге местечко, где мочно для прокормления построить меленку и на пашню земли за речкою Северским Донцом, на Нагайской стороне той реки, дикого поля, за дачею Чугуевцов Григоря Переродова с товарищи, в урочищах от большой луки от лесу подле малой бор на осиновой куст и до большой Торской дороги и дорогою до речки Гнилицы порозжая земля и всякия угодьи лежат порозжи и никто не владеет. И нам, Великому Государю, пожаловать бы их в тех вишеписанных урочищах по обе стороны реки Донца и на усть речки Тетлеги велеть им к той пустынки отвесть лесу со всяким угодьи и на пашню земли и на речке Тетлеге для строения в том вышеписанном месте меленки. И как к тебе ся наша, Великаго Государя, грамота придет и тыб, против вышеписаннаго челобитья Богородицкой пустынки чернаго старца Боголепа, в Чугуевском уезде вышеписанныя урочища на речку Тетлегу и за речку Северский Донець послал, кого пригоже. И велел тому посланному своему с сторонними и соколиными людьми сыскать накрепко в тех вышеписанных урочищах на речке Тетлеге для постройки меленки место, а за рекою Северским Донцом на Нагайской стороне подле дач Чугуевцов Григоря Переродова с товарищи, в урочищах от большой луки от лесу подле малой бор и на осиновый куст до Торской середней дороги и до речки Гнилицы порозжая земля есть ли? И лежит ли порозжая? И не владеет ли кто по каким крепостям или дачам и спору и челобитя от кого нет ли и впредь не будет ли ? И буде в сыску сторонние всяких чинов многие люди скажут, что в тех вышеписанных урочищах для постройки меленки на речке Тетлеге порозжее место, и порозжая земля и всякия угодьи есть и лежат в пусте и не владеет никто и спору и челобитя о сыску, ни по каким крепостям и нет и впредь не будет: и ты б к той пустнынке в тех вышеписанных урочищах для постройки меленки и на пашню земли и всяких угодей и лесу отвел и в отказные книги межами и гранми велел написать имянно; а сколько пашенной земли и сенных покосов и всяких угодей отказано будет, то написать в отказные книги имянно, да о том к нам, Великому Государю, писать и сыск и отказные книги за откащиковою и сыскных людей рукою прислать в Разряд, а за спором в тех выше-писанных урочищах пашенной земли и всяких угодей и под меленку место не отказывая потому ж писать и спорное челобите, кто чем оспорит, с крепостей списки прислать в Розрядеж. Писан на Москве лета 1710, февраля в 8 день.
Справил Тимофей Краснов.

1710 г. февраля 9 по указу Великаго Государя генералу майору Федору Володимировичу Шидловскому Богородицкой пустынки с черного старца Боголепа с братиею, сколько им по сей грамоте порозжей земли четвертной пашни отказано будет, велеть взять печатных пошлин по полтретьи деньги с четверти и прислать к Москве и объявить в печатный приказ думному дворянину и печатнику Никите Мойсеевичу Зотову с товарищи».

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz