АРКАДИЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ

Аркадиевская Богородичная пустынь находилась на левом берегу Донца и занимала одно из самых живописных мест Украйны. Эта пустынь, после Святогорской, первая по древности своей в крае. Грамотою царя Алексея Михайловича в 1653 г. «Аркадиева пустынь дана была черным старцам Феодосию Лазуну с братом и, следовательно, существовала еще прежде того. По имени основателя ее, инока Аркадия, она постоянно называлась Аркадиевскою, но когда жил и когда основал свою пустынь инок Аркадий — остается неизвестным. По древнему документу, который приложим мы ниже, видно, что в 1660 г. Аркадиеву пустынь приписывали к новому Чугуевскому Успенскому монастырю для богатых ее угодьев. Однако Аркадиева пустынь не оставалась пустою и после того — в ней жили иноки. В Чугуевской переписке 1668 г., между прочим, читаем: «Того ж числа (июня 25, 1668 г.) ушел из Аркадиевой пустыни старец Варлаам, пытаной, а в распросе сказал в Чугуеве: «Печенежские черкасы 9 человек (действовавшие в связи с татарами и по мыслям Дорошенки)», пришед к нему старцу в Аркадиеву пустынь и их двоих старцев ухватя, пытали его старца Варлаама из денег, били и огнем жгли, а последние старцы с Аркадиевой пустыни разбежались; тот старец ушел от них в Чугуев». В 1681 г. Аркадиева пустынь снова была разорена татарами. Тогда инок Симеон, который по описи Чугуева 1712 г. оказывается игуменом Чугуевского Успенского монастыря, при помощи изюмского полковника Феодора Шилова, или Шидловского, возобновил ее под защитою Мартовской крепости. Феодор Владимирович Шидловский, изюмский полковник, листом своим от 28 августа 1698 г. на имя куряжского архимандрита Пахомия назначил для Аркадиевой пустыни находившуюся вблизи пустыни мельницу на р. Донце с землею, лесом и хутором. В указе домовой канцелярии преосвященного Епифания от 19 сентября 1722 г. куряжскому архимандриту Ефрему написано: «Сего 722 г. сент. 12 дня подано от вас челобитье и при челобитье объявлены граматы бывших преосв. Митрополитов Аврамия (1685-1692 г.) и Иустина (с 1705 до 17 авг. 1709 г.) Белоградских и письма изюмскаго полковника Феодора Шилова в отдаче во владение Аркадиевской пустыни с землею и с мельницею и с рыбными ловлями и со всеми угодьи Харьковскому Преображенскому монастырю. Вышеписанное все слышав, указал по прежним граматам прежде бывших преосв. Митрополитов, а по письму полковника Шилова, земли и мельницы с принадлежащими к той пустыни угодьями быть во владении Харьковскаго Преображ. монастыря». Под ведением Куряжского монастыря пустынь оставалась не долго и в 1730 г. поступила в управление ректора коллегиума и архимандрита Покровского училищного монастыря. Ректор назначал для пустыни строителя и заведовал всеми делами ее через строителя.
В 1787 г. Аркадиева пустынь закрыта вместе с многими другими южного края. В ведомости о монастырях, составленной вследствие указа об уменьшении обителей ректором Василием, в Аркадиевской пустыни показаны: начальник иеромонах Гервасий Помазановский, иеромонах Иоаким и вдовый священник Тимофей Никитский. Троицкий храм обители, по его ветхости, еще прежде указа 1787 г. продан был майору Зарудному. Богородичная церковь обращена была теперь в приходскую церковь монастырской Троицкой слободки. В 1802 г. обветшавший храм разобран, а утварь передана в церковь слободы Мартовой. Аркадиева икона Божией Матери, которая была предметом особенного благоговения в пустыни, поступила также в мартовскую церковь, где на хорах, в память обители, устроен был придел в честь Рождества Богородицы. Из всех монастырских зданий и заведений сохранились доныне: а) престол Богородицкой церкви, который в 1848 г. на его древнем месте покрыт деревянным покровом; б) в пяти саженях от него колодезь, возобновленный в том же году усердием благочестивых душ.
Во владении пустыни было 150 дес. лесу, 236 дес. пахотной и сенокосной земли, три превосходных фруктовых сада, всего же 633 дес. земли. В 1810 г. земля, находившаяся под монастырскими садами, продана комиссиею мартовецким крестьянам, и теперь уже трудно узнать, что здесь были сады.
Прилагаем древние документы в том виде, в каком они сохранились для нас. «Лета 1751 апреля 23, по указу Ея Императорскаго Величества и по определению Чугуевской воеводской канцелярии дана сия строеных книг выпись Чугуевскаго уезду Аркадиевской пустыни наместнику Паисию с братиею, по челобитью его, в котором объявлено, что данныя в прошлых годех на пашенныя земли и сенные покосы города Чугуева Аркадевой пустыни пустыникам черным старцам Федосию да Чугуевскаго монастыря Успенскаго черному ж старцу Варлааму с братиею выписи в прошлых годах воровскими людьми в той Аркадиевой пустыни с прочими монастырскими пожитки ограблены и просите, чтоб справясь с имеющимися в Чугуевской воеводской канцелярии строенними книгами 7168 (1660) и 7184 (1676) годах в силу указов за скрепою присутствующих ему наместнику с братиею с тех выписей дать копии, а по справки в Чугуевской воеводской канцелярии по строенным книгам прошлых лет между протчим состоят выписи, а именно первая: лета семь тысяч сто восемьдесят четвертаго иуля в седмой день были челом Великому Государю Царю и Великому Князю Федору Алексеевичу, всея великия и малыя и белыя России Самодержицу, а в Чугуеве в съезжей избе воеводе Осипу Яковлевичу Тухачевскому Чугуева города Успенскаго монастыря черной старец Варлам с братиею подали челобитную, а в челобитье их написано: в прошлом де во ста шестьдесят восьмом году даны Чугуевцу станичному ездоку Павлу Михайлову сыну Скурницину за рекою северским Донцом, выше трех озерков, сенные покосы и випись ему Павлу дана воеводы Исака Бунакова на те сенные покосы; и те сенные покосы по душе своей приказал он в монастыре Успения Пресвятыя Богородицы и на тое выпись дал строителю старцу Иеву Ястребову и он Иев тую выпись утерял и впредь им теми сенными покосы без выписи владеть не почему. Великий Государь пожаловал бы их, велел на те сенные покосы выпись дать, почему им теми сенными покосы впредь владеть. А в строенных книгах воеводы Исака Бунакова написано: в прошлом во 166 году ноября в третий на десять день дана Чугуевскому станичнику Павлу Михайлову сыну Скур-ницину сенных покосов за рекою за северным Донцом выше трех озерков полянка, а та полянка лежит в пусте, никому не отдана, а межа тем сенным покосам учинена выше трех озерок в верховьи колодя-зя, что пошел в три озерка, стоит дуб вверху кудреват, на нем грань, подле дуба яма, а в яме кости и от того дуба и от грани поворотить подле березника на осини, что вышли из одного кореня, на онож озеро, а от того озера вниз по Донцу, подле лес и на первую грань, что стоит в верховьи колодязя. И по Государеву Цареву и Великаго Князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца указу воевода Осип Яковлевич Тухачевский велел им теми сенными покосы владеть и под тою выписью к оным строенним книгам Осип Тухачевской руку приложил. Вторая; лета сем тысяч сто шестьдесят восьмого году иуня в пятой день были челом Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя России Самодержцу, а в Чугуеве в съезжей избе воеводе Абакуму Федоровичу Исаеву подали челобитную Чугуева города Успенска-го монастыря черные старцы Иев Ястробов с братиею, а в челобитьи их написано: в нынешнем во ста шестьдесят восьмом году, по указу Великаго Государя, велено им старцам в Чугуеве построить в пустыне вновь церкви Успения Пресвятыя Богородицы и в той де пустыни им старцам без пашни и без сенных покосов прокормиться нечим и чтоб Великий Государь пожаловал, велел бы им дать на прокорм к Успению Пресвятыя Богородицы под монастырь Аркадевскую пустынь, да за рекою за северским Донцом на Нагайской стороне; против той пустыни земли на пашню дикаго поля и сенных покосов и всякаго угодья, а та де пустыня по указу Великаго Государя дана была черным старцам Федосию Лазуну с братиею и те де старцы померли. И по указу Великаго Государя Царя и Велика-го Князя Алексия Михайловича всея великия и малыя и белыя России Самодержца воевода Абакум Федорович Иевлев посылал в тую пустынь Чугуевца Евдокима Юрьева сына Булгакова да съезжей избы подячего Астафея Иванова, велел тую пустынь и против той пустыни за рекою за северским Донцом данные поля и сенные покосы и всякие угодья и рыбныя ловли и зверныя и бортния угодья описать и описав тую землю отказать под монастырь Успения Пресвятия Богородицы Приснодеви Марии, что ныне вновь строят в Чугуеве. И по указу Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича, всея великия малыя и белыя России Самодержца, и по приказу воеводы Аба-кума Федоровича Иевлева Чугуевец Авдаким Юрьев сын Булгаков, подячий Астафей Иванов под монастырь Успения Пресвятыя Владицицы нашея Богородицы и Приснодеви Марии черным старцам строителю Иеву Ястребову с товарищи на всю братию отвели Аркадиевскую пустынь да на пашню земли против той пустыни за рекою за северским Донцем на Нагайской стороне данные поля от Мартовецка устья по Гнилицу по верховные плотины и в верх по Донцу до речки Хотомли, им старцам тою пустынею и землею и сенными покосы и всякими угодьи владеть тем старцам и против той своей земли в реке северском Донце и в Мартовсти и в озерах. И под тою выписью к сим строевым книгам отказщик Евдоким Булгаков руку приложил. Того ради Чугуевская воеводская канцелярия приказала ему просителю намеснику иермонаху Паисию на объявленния земли и сенные покосы и всякие угодьи впред для владения с даных в прошлых годах выписей из предписанных строевых книг из Чугуевской воеводской канцелярии за руками присутствующих с прописанием челомбитья дать точныя копия, для чего сие и дано.
Воевода Аким Мальцов. С приписью Степан Попов. Подканцелярист Иван Сиромятников.
Печатных 50 копеек».

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz