ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ ТУРИСТОВ  и ЭКСКУРСАНТОВ .
ТРЕТЬЕ ИЗДАНИЕ.
1915г.
Харьков  

Вид на монастырский двор Покровского монастыря

Вид с университетской горки на ул. Екатеринославскую, слева- Рождественская церковь

Здание университетской церкви

Основной корпус университета

Здание Худож. института Каплуновская церковь справа

Здание Дворянского собрания

Здание медицинского о-ва

Харьковское зодчество.

Харьков  возник, как  укрепленное поселение, на пограничных  русско-татарских  землях  в  середине XVII века. Древнейшими жителями города были украинские выходцы, несшие козаческую службу. Безпокойная полувоенная жизнь приучила поселенцев  к  простоте существования. Занесенные из  старой Украины уклады быта обуславливали и строительную деятельность козаков. Более столетия каменных  зданий, кроме крепости и церквей, не складывалось, и жилыя помещения строились по слободскому обычаю из  дерева и глины, крылись гонтом  или соломой, представляя легко возводимыя и недорогия сооружения.
От  этого времени до наших  дней уцелел  только монастырский собор  каменной кладки XVII века, произведенной, однако, в  подражение конструкций южно-русских  деревянных  храмов. (Покровский монастырь по Университетской улице пл. 108 В-2).
Сохранившияся в  музеях  и частных  собраниях  изображения местных  церквей, созданных  в  XVII и XVIII вв. (и постепенно в  XIX веке замененных  новыми), напр.: Николаевской, Троицкой, Воскресенской, дают  возможность составить общее представление о характере храмозиждительства указанных  столетий. Этот  древнейший период  харьковскаго строительства выразился возведением  зданий в  украинском  стиле с  привнесением  иногда северо-русских, иногда барочных  приемов . Памятников  этого времени является Рождественская церковь (Конторская ул., пл. 124 В-3) представляющая собою народную интерпретацию заимствованных элементов  в  сочетании с  пятиглавым  планом, в  каменной кладке воспроизводящем  украинские пятисрубные дервянные храмы. К  сожалению, это интересное здание в  XIX веке искажено пристройками и переделками.
С  средины XVIII столетия воздействие северно-русской культуры делается все более и более ощутимым . Образчиком  этого влияния является корпус  городского Успенскаго собора по (по Университеткой ул., пл. 107 В-3), скопированный   с    церкви   св.  Климента  в  Москве и выдержанный в  типичном  стиле бароко той эпохи. Собор  обладает  современным  зданию иконостасом, прекрасным  памятником  того же стиля, отражающим  творческия достижения если и не самого Растрелли что документально не установлено, то во всяком  случае лучших  зодчих  того времени, быть может, из  школы прославленнаго обер-архитектора Императрицы Елизаветы Петровны.
Гораздо заметнее начали проявляться изменения быта со времени учреждения губернско-административнаго центра, параллельно с  которым  в  Харькове возникли областные съезды и собрания организованнаго дворянства. Тогда же оживилась торговля и усилился приток  населения. К  этому именно периоду относится постройка первых, сохранившихся от  XVIII в, каменных  жилых  помещений, как , напр., генерал-губернаторнаторскаго дворца, ныне главнаго корпуса Университета, оконченнаго в  1777 г. (Университетская ул. пл. 88 В-3). На нем  уже лежит  отпечаток  новаго классическаго веяния, хотя и план  с  закругленными западными углами, и некоторыя украшения, как  снаружи, так  и внутри здания, говорят еще об  искусстве бароко.
Ко времени проезда Императрицы Екатерины II через  Харьков  в  1787 г. в  городе уже были частные дома дворян  и купцов, которые с  честью могли служить для расквартирования ея свиты.
Примером  утилитарных  сооружений, сохранявшихся в  пределах  города от конца XVIII века, является военный провиантский склад, возведенный в  то время за чертой города а теперь находящийся на углу Театральной площади и Чернышевской ул., и представляющий типичный образец  склада, возведеннаго в  стиле ранняго ампира (пл. 13 В-2).
Лучшими местными зодчими конца XVIII в., переходной эпохи архитектурных  канонов, были Вельяминов  и Ярославский.
Устройство Университета явилось новым  толчком  к  ускореннному росту города.
В  1805 году здесь поселился крупный мастер, ученик  гениальнаго Гваренги, адюнкт , а потом  профессор  архитектуры, Евгений Васильев являющийся в  истории Харькова самым  выдающимся носителем  классицизма. Хотя деятельность зодчих  того времени Шмита, Калашникова (оба сотрудники Захарова), Чернышева, Денисенкова и др. входила в  рамки восторжествовавшаго к  концу царствования последней Императрицы классическаго стиля, но работы их  почти не сохранились, а те, что дошли до наших  дней, состоят почти исключительно из  чертежей, имена же строителей зданий начала отошедшаго века лишь в  редких , да к  тому же незначительных  случаях , поддаются установлению, вследствие гибели многих  дел  Губернскаго Архива. Из  таких  безымянных   сооружений наиболее интересна старая Каплуновская церковь (Пушкинская ул. пл. 123 Г-1), построенная в  1810 г. и хотя в  ея помещении богослужений не совершается, но разрушить этот храм  не разрешено было Академией Художеств   -  как  памятник  старины. В  общем  же все наиболее крупныя сооружения первой трети XIX столетия в  Харькове: Колонный корпус  Университета, заключающий церковь, старое помещение фундаментальной библиотеки (пл. 96 В 2-3) и зал  торжественных  заседаний (Университетская ул. пл. 85 ), дом  Дворянскаго Депутатскаго Собрания (Николаевская пл. 27) колокольня городского собора (Университетская ул.) некоторые чертежи для построения недавно изуродованнаго гостиннаго двора (Университетская ул.),  - все вышеназванныя работы произведены Васильевым, или же, по крайней мере, спроектированы им. Перечисленныя строения, кроме соборной колокольни, просты и строги по силуэту, благородны по пропорциям  и планировке. Знания и талант  этого архитектора высоко ценились современниками, и поныне его создания служат  лучшими украшениями города.
Самым  видным  зодчим  тридцатых  и сороковых  годов  был  университетский и городской архитектор  Андрей Тон. В  дни умирания традиций великой строительной эпохи им  закончена колокольня Успенскаго собора  - наименее удачное из  сочиненных  Васильевым  зданий, в  момент  смерти автора бывшее еще незавершенным ; достроен  корпус  Института Благородных  Девиц  (Сумская ул. пл. З0 В-1) и составлены многие сохранившиеся чертежи. В  его проектак  уже сквозит „казарменность", внедрившаяся в  архитектуру эпохи Николая 1-го,  - равнодушное пользование шаблонами.
В  1835 г. был  учрежден  комитет  об  устройстве г. Харькова. Планы и фасады всех  крупных  зданий до этого времени утверждались Высочайшим  разрешением, а после создания Комитета  - только с  его одобрения. Такое постановление придавало городу облик  нарочитаго архитектурнаго единства, так-что приблизительно до сороковых  годов  включительно Харьков, кроме старинных  храмов, всюду носил  печать классическаго стиля. Сооружения, дошедшия до первой половины XIX в., отличаются присущей этой художественной школе ясностью, стройностью и размерностью масс. Указанныя достоинства распространяются даже на такия не замысловатыя и утилитарныя постройки, как  амбары и магазинные корпуса, имеющиеся на Горяиновском  переулке и красноречиво говорящие о всеобъемлющей красоте угасшаго прекраснаго зодчества. Первые годы царствования Алесандра II составляют  новый рубеж русской жизни. Подготовлявшийся при Николае I рост  городов  с  эпохи великих  реформ  делается чрезвычайно сильным. Проведение железных  дорог, открытие фабрик  и заводов, в  связи с  общественным  движением, являются, параллельно с  государственными мероприятиями, факторами, резко изменившими жизненный уклад  и, в  частности, отразившимися на состоянии архитектуры. К  этому времени относится уничтожение названнаго выше комитета об  устройстве г. Харькова, а заведывание и наблюдение по обстройке города было передано Городской Думе. Государственная опека об единстве стиля и гармоничной красоте сооружений была отменена, а новыя потребности и вкусы выдвинули свои архитектурные идеалы. Вместо дома-особняка, выстроеннаго для себя, в  городах  развивается, вследствие сильнаго притока населения, тип  доходнаго дома. Земля дорожает, здания скучиваются и постепенно появляются улицы, пролегающия между сплошными каменными стенами. Вместо замысла целаго здания, художественное творчество архитектора ограничено сочинением фасада, стиснутаго брандмауерами.
Конечно, постройки такого рода создавались и ранее, но особаго распространения, при потере элементов  искусства, оне достигли именно во время промышленнаго роста городов , налагая на них  специфическую печать, характиризующую данную эпоху.
С  этого именно времени все чаще и чаще сталь заменять зодчаго гражданский инженер. Каждый строил  по своему. Конечно, вначале пользовались еще теми или иными декоративными и конструктивными приемами прошлаго, но все же, для уничтожения „казарменности" вводили  орнаментацию всех  стилей, иногда же, вовсе не заботились об  украшении. Вообще люди третьей четверти прошлаго века мало касались искусства. Однако, постепенно на смену очерченной архитектурной анархии и остатков  классизма в  Харьков  проникает  так  называемый стиль второй империи и другие пошибы, порожденные восторжествовавшей буржуазией, которые к  началу цаствования Александра III вступили с  вполне выработанными эстетическими положениями. Расцвет этой архитектурной эпохи относится к деятельности академика Бекетова.
Им  сооружен  целый ряд  крупных  зданий; Судебныя Установления (Скобелев. пл. 71 Г-3), Земельный и Московский банки (Сумск, пл.), Коммерческое училище (Пушкин, ул. пл. 100 Г -1), Общественная Библиотека (угол  Николаев, ул. и Петровск. пер. пл. З В -2) и др.; мелочная пышность декоративных  приемов  в  духе ренесанса и бороко при некоторой грузности масс  были присущи прежним  постройкам  академика Бекетова. В  последней же работе своей  - в  корпусе Медицинскаго Общества (Пушкинская ул. пл. 9 В-2) он  пытается сочетать западный модерн  с  модным  в  последнее время классицизмом.
Параллельно с  подобным  домостроительством  в  области храмового зодчества властвовало направление, вызванное официальными национально-народническими тенденциями возсоздания византийско-русских  форм , направление, возникшее с 1830 г. по почину Константина Тона. По изданным  им нормальным  чертежам, лишь с незначительными изменениями, возведена Вознесенская церковь (Вознесенская площ. Ill Г-2), лучшее из  Харьковских  зданий указаннаго стиля. Главными местными выразителями этого стиля были архитекторы: Андрей Тон , строитель Троицкой церкви (угол  Рыбной ул. и Троицкой ул.) и Немкин , автор  Николаевскаго (Николаевская площ.) и Ново-Монастырскаго (Покровский монастырь по Университетской ул.) храмов , и академик  Ловцов, вносивший, однако, в  свои постройки некоторые готические элементы и приемы, которые особенно ясно выступают  в  конструкции колокольни Благовещенскаго собора (Благовещен. пл. 100 В -2).
Традиции указаниаго ново-византийско русскаго зодчества продолжают существовать и до наших  дней. Так, весьма недавно закончены: Каплуновская (Пушкинская ул.), Серафимовская (на Лысой горе) и Свято-Духовская (на Москалевке) церкви  - типичные памятники этого рода архитектуры.
С  конца девяностых  годов  и в  особенности в  XX веке некоторыя новыя здания сооружаются архитекторами, примкнувшими к  новым  течениям, среди которых  выявляются с  одной стороны, возврат  к  классицизму  - ампир, с  другой  - разработка стиля модерн  в  различных  его разветвлениях, которыя касаются готики, византизма и бароко,  при чем  конструктивно в  некоторых  сооружениях  использованы приемы, выведенные из  новейших  открытий и положений железо-бетонной техники, сочетаемой с  покрытием  стен  сплошными зеркальными стеклами.
Первое направление наиболее ярко выражено в  доме Русско-Азиатскаго банка (угол  Сумской ул. и Николаевской пл. 39 В-2), возведенном  архитектором  Пискуновым  по чертежам  петроградских  архитекторов  Оскара Монца и Альфреда Шпигеля.
Лучшими модернистическими постройками являются: дом  Городского Купеческаго банка (угол  Павловской цлощади и Плетневскаго пер.), возведенный по чертежам  Васильева и Ржепишевскаго, и частные дома работы Ржепишевскаго и его помощника Тэнэ.
К  этому направлению примыкает  и архитектор  Гергард , автор  новой Лютерано-Евангелической церкви (угол  улицы Гоголя и Театральной площ. 130 В -3).
За последнее время обнаружено стремление к  созданию украинскаго стиля в  гражданской архитектуре. В  Харькове появились осуществления чертежей некоторых  мастеров, примкнувших  к  указанным  исканиям.
Лучшими образчиками достигнутых  результатов  являются: фасад  Городской Школы Живописи и Рисования (уг. Каплуновской ул. и Каплуновскаго   пер.),   возведенный по проектам  г. Жукова, и дом  г. Бойко (Мироносицкая ул„ № 48), построенный инженером  Тимошенко в  1911  -  1912 гг. и отделываемый по рисункам  строителя, Самошина и Васильевскаго.

< предыдущая страница | содержание | следующая страница >




| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz