ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ ТУРИСТОВ и ЭКСКУРСАНТОВ .
ТРЕТЬЕ ИЗДАНИЕ.1915г.
Харьков
Харьков - крупный торговый и промышленный центр. В городе и ближайших окрестностях расположено около 200 фабрик и заводов; преобладают фабрики по обработке металлов и обработке пищевых веществ; на фабриках по обработке металлов работает почти половина общаго числа рабочих в Харькове; между ними есть очень крупные, как, напр., Паровозостроительный завод с 3000 рабочих, завод земледельческих орудий Гельферих - Саде (около 2000 рабочих ), канатный завод, фабрика Ж. Борман, желелезнодорожныя мастерския и т. д. Оборот фабрик определяется десятками миллионов рублей. В городе бывает четыре ярмарки с оборотом до 90.000,000 рублей. Наибольший оборот совершается в Крещенскую ярмарку и доходит до 18.000,000 рублей. Только по железным дорогам в город привозится около 70.000,000 пудов грузов. Масса крупных акционерных и взаимных банков - Харьков получает по почте в год около 15.000,000 писем, около 150000 посылок , 3.000,000 газет и журналов, денежных переводов на сумму около 40.000,000 рублей и почти столько же отправляет. Телефонное сообщение. В город в устроен правительственный телефон ; общее протяжение телефонной сети около 300 верст, действует около 4000 аппаратов; по главным улицам в настоящее время воздушные провода заменены подземными кабелями в специальных канализационных трубах. Высокая стоимость абонемента, особенно на окраинах, и не всегда исправное действие препятствуют широкому развитию телефоннаго сообщения. В Харькове издается три ежедневных газеты: „Утро"; „Южный Край", выходящий два раза в сутки: утром большое издание и в 4 часа дня меньшее вечернее издание обычнаго типа вечерняго городскаго листка; „Харьковския Губернския Ведомости"; около 30 еженедельных и ежемесячных журналов. Восемь театров . Мостовыя в Харькове плохи; лишь на лучших улицах мостовыя устроены из гранитных кубиков, скрепленных цементом и здесь оне хороши. Окраинныя улицы не везде замощены. Тротуары в центре города асфальтовые и из цементных плиток; на второстепенных улицах из плит песчаника и деревянные. Автомобилей в городе очень мало, около 300. Плохия мостовыя города, и такия же плохия шоссе и проселочныя дороги за городом препятствуют развитию езды на автомобилях. Конка и трамвай служат главными средствами передвижения. Конка имеет две линии протяжением около 10 верст; перевозит в год около 14.000,000 пассажиров. Вагоны часто переполнены и трудно занять место. Конка принадлежит анонимному обществу, которое очень невнимательно к интересам города и пассажиров. В настоящее время решен вопрос о приобретении конки городом. Трамвай устроен городом. Протяженность трамвайных линий около 17 верст; трамвай перевозит в год более 18 миллионов пассажиров; в праздничные дни трамвай провозит около 60,000 пассажиров за один день. Удобная система пересадочных билетов (см. ниже) дает возможность проехать за 5 коп. от середины одной линии до Павловской площади (центр города) и с перерывом не более 2 часов от Павловской площади до середины другой линии и такие пересадочные билеты за 5 коп. пользуются наибольшим спросом. Учащиеся перевозятся по пониженному тарифу и ученических билетов продается до 10000 в день. Особенностью харьковскаго трамвая является значительное развитие утренняго (рабочего и базарнаго) движения по пониженному тарифу и ночного - по двойному; в ранние утренние и затем ночные часы вагоны идут переполненными и ночные пассажиры, уплатив двойной тариф, пополняют городу ту убыль, которая получается от перевозки ранних пассажиров по пониженному тарифу. Утреннее движение особенно интенсивно на линиях Петинской и Балашовской, а ночное на Пушкинской. Стоимость трамвайных сооружений - более 3.000,000 рублей; всех служащих на трамвае около 800 человек. Трамвай дает городу чистаго дохода около 200000 рублей в год. Освещение в городе на окраинах керосиновое и электрическое, в центре газовое и на некоторых улицах электрическое; город имеет собственную большую электрическую станцию, дающую ток для освещения и для трамвая. Всего в городе 1800 керосиновых фонарей, 1066 газовых и 600 электрических. В последнее время большие уличные дуговые фонари заменяются большим числом калильных лампочек и этим достигается несравненно более сильное и равномерное, хотя и не столь эффектное освещение улиц. Харьков усиленно отстраивается в последние годы и за какия-нибудь десять лет вид некоторых районов резко изменился - на месте лачуг и пустырей выросли шестиэтажный каменныя громады. Вот числа, показывающия особую интенсивность городского строительства за последния десятилетия. Из общаго числа домов, построенных в Харькове с 1880 года, приходилось в процентах : на период до 1880 г 11,28 Так как стоимость земли в центре города крайне высока, до 500 рублей за кв. саж., то строительство идет особенно усиленно на окраинах; здесь в короткое время возникли целыя новыя улицы, напр., Лермонтовская, обстроенныя красивыми многоэтажными домами, гораздо лучше, чем некоторыя центральныя улицы. Тем не менее, квартиры в Харькове чрезвычайно дороги. Всего в Харькове около 32000 квартир. Харьков пытается разрешить квартирный вопрос двумя способами: образованием пригородних поселков и постройкой домов квартировладельцами. Вдоль железнодорожных линий образовалось около 10 поселков: некоторые из них весьма обширны, имеют общественную организацию и устроили хорошия мостовыя, освещение, водопровод и пр. Лучшие поселки: по Севастопольской линии Южных ж. дор.: Южный, Высокий, Зеленый Гай; по Полтавской линии: Джерело около Люботина, Липовая роща около Новой Баварии. Другой путь борьбы: квартировладельцы соединяются в группы и строют дома на компанейских началах; уже выстроено несколько домов, напр., Чернышевская 4, Рымарская 19 и строятся новые. Наиболее здоровой и в то же время дорогой частью города является „верхняя", в район которой входят главным образом Сумская, Мироносицкая, Чернышевская, Епархиальная и Пушкинская ул. с пересекающими их поперечными ул. (пл. В -11 - 2). Большая часть лучших построек города сосредоточена в районе Николаевской и Павловской площ., по Сумской и Пушкинской ул. Можно отметить следующия здания: Городской банк, Русско-Азиатский банк, Земельный банк, Государственный банк, дом Медицинскаго о-ва. Лучшие магазины сосредоточены в районе Павловской и Николаевской площадей и на прилегающих улицах. Крупные оптовые магазины в районе Благовещенской и Сергиевской площадей и по Рыбной ул. < предыдущая страница | содержание | следующая страница >
|