|
Учебныя заведений, музеи и проч.
Коммерческое училище имени Императора Александра III (пл. 100 Г-1 стр. 65) открыто в 1893 г. на средства Харьковскаго купечества, собравшаго более 500000 р. Здание построено по проекту архит. А. Н. Бекетова. Училище прекрасно оборудовано учебными пособиями. Замечательна церковь, в иконостасе образа письма академика Селезнева; будучи сотрудником Васнецова и Нестерова по росписи Владимирскаго собора в Киеве, Селезнев следовал произведениям этих иконопнсцев , однако не копируя, а работая по собственным эскизам . Стенная роспись храма исполнена Пестриковым и трактована не иконописно, а в манере академических композизий, которая особенно сказывается в картинах „Благословение детей" и „Отрок Иисус во храме". В алтаре находится икона св. Николая, стараго русскаго письма, в серебряной ризе 1827 г. В притворе две иконы новаго старообрядческаго письма, вывезенныя из Стародуба.
Духовная семинария (пл. 68 А-4 стр.80), преобразована в 1841 году из Харьковскаго коллегиума, основаннаго в начале ХVIII века. Нынешнее здание построено в 1851 г. В домовой церкви хорошо сработанный иконостас стиля позняго ампира. Библиотека с довольно богатым собранием старопечатных книг.
Институт благородных девиц (пл. 30 В-1. стр. 67) открыт в 1812 г, как и университет, благодаря общественной инициативе и стараниям Г. Ф. Квитки-Основьяненка. Здание института построено в 1839 году и первоначально назначалось для кадетскаго корпуса, но когда корпус был открыт в Полтаве, здание передано институту благородных девиц. Монументальное сооружение казарменнаго типа. Интересен зал в два света, сделанный таковым по воле Императора из комнат двух этажей и сохранивший до настоящаго времени декоративныя детали обоих первоначальных этажей, почему вид имеет необычайный и архитектонически не связанный. Небольшая церковь с низкими массивными колоннами и иконостасом в стиле ампир.
Харьковский Городской промышленно-художественный музей. (Верхний этаж новосергиевскаго ряда). Ход с Университетской горки пл. 42 В-3 стр. 56). Открыть ежедневно, кроме понедельника, от 10 час. утра до 4-х.
Плата в будни 10 коп., в праздники 5 коп.; плата за хранение платья отдельная по желанию. Каталога, способствующего обозрению музея не имеется; вместо него большинство картин снабжено пояснительными ярлыками; поэтому путеводитель ограничивается указанием ценнейших работ и комментарием.
Второй в России по времени возникновения (первый - Радищевский музей в Саратове, устроенный худ. Боголюбовым) городской провинциальный музей. Открыт 14 декабря 1886 г.
Музей обладает памятниками местной старины - видами и предметами быта. Имеются собрания монет и прикладных искусств.
Богатою составною частью музея являются его этнографическия коллекции. Составлены оне проф А. Н. Красновым на оснований опыта своих путешествий и состоят из 8 отделов . 1)Австралия, Меланезия и Полинезия. 2) Негрския племена Африки. 3) Индия. 5) Дальний Восток (Китай, Япония и соседния государства). 6) Северная и южная Америка. 7) Сибирь. 8) Кавказ .
Собрание состоит из подлинных предметов, моделей и фотографий, для обозрения которых имеется семь стереоскопов .
Обладая ежегодными, ассигновками музей постепенно пополняется приобретениями.
№№ в настоящем описании обозначают не отдел, а комнаты, №-ра идут от перваго помещения на право от входа - вглубь по правой стороне - и обратно - по левой до входа, так что против № I лежит № XVI.
№ I. Нестеров представлен как иконописец, эскизами 4 евангелистов (писаны акварелью в ранней манере мастера) и как светский художник - небольшой, но красивый по краскам и свежонаписанной элегической картиной „Родина Аксакова", связанной однако по внутреннему ладу с его иконами. „Ночь" М. С. Федорова (ученик И. Е. Репина) - лучшая картина новых местных мастеров из числа собранных в музее. Хороша по скромной гамме красок связанных по технике с рисунком. „Разговор " Борисова-Мусатова, художника сантиментально-романтически отобразившаго после петровский, дворянско-помещичий быт. Типичны академически-передвижнические холсты с фигурами: 1) жанрового характера передвижника В. Маковскаго, 2) историческаго - Вилевальде, 3) батальнаго - Ковалевскаго.
Все работы писаны в черно-коричневой мертвой гамме красок, лишь с деталями, разцвеченными красочными тонами. На противоположной стене.
Заслуживают внимания по изощренной акварельной технике работы Берхгольда и Шнейдера.
№ XVI. Во всем отделении заслуживают внимания собственно лишь акварели Трутовскаго „Жницы" и „Казак с казачкой", характеризующее этнографическия данныя Малороссии. Пейзажно-жанровые холсты Трутовскаго и Гофмана.
В проходе между №№ I и XVI помещены холсты ученика Айвазозскаго - Алисова.
№ II. Лучшей вещью отделения является очень хороший романтический пейзаж Зарубина (№ 61), писанный красиво и мастерски, с знанием световых эффектов . Хорош скромный, но тонко писанный этюд Боткина (№ 17). Остальныя работы художников: передвижников и академических - мало выразительны и не высокаго достоинства. Интересующимся местной стариной важен вид г. Харькова XVIII в. (сравни с подобными работами университетскаго музея).
№ XV. Собрание второстепенных работ академическаго и реалистическаго направления. Любопытен холст Богданова-Бельскаго в новой для этого мастера манере письма с стремлением подметить и передать отсветы округлаго на теле человека под открытым небом.
В проходе между №№ II и XV витрины с изделиями Императорскаго фарфороваго завода.
№ III. Отделение посвящено местному художнику Васильковскому. Собрание крайне ценное не столько по художественности представленных работ, сколько по весьма интересному материалу, касающемуся народной архитектуры - трудолюбиво собранном художником на Украйне. Весьма важен в историческом отношении довольно многочисленный ансамбль изображений памятников деревяннаго зодчества украинскаго стиля. Несравненно меньше значения имеют жанровыя и пейзажныя работы того же мастера
№ XIV. Эффектны академические, поздняго периода, пейзажи Орловскаго и Клевера. Пейзаж белгородскоко художника Яковлева, ученика московской школы, хорош по непритязательным, но умело сгармонированным краскам.
В проходе между №№ III и XIV фарфор и академический мрамор Лаврецкаго „Спящий амур " - редкий образчик русской скульптуры, столь бедной во вторую половину XIX в.
№ IV № 9 - характерная академическая картина поздняго периода. № 60 и „Одинокие" - работы местнаго художника Пынеева, ученика Маковскаго.
№ ХIII Жанр Корзухина № 23 - характерен для ранняго передвижничества. „Падающия тени" худ. Ткаченко - отражает веяния французскаго пленеризма и импрессионизма. Украшением музея являются 3 рисунка №№ 62, 119 и 134 И. Шишкина. Хороши и два его пейзажных этюда, в особенности изображающей уголок хвойнаго леса, писанный легко и скромно. В отделении собрание (по преимуществу) пейзажных холстов различных художественных направлений. Характерен для второй половины XIX в. в России „Крымский пейзаж Ай-Петри" Лагорио - вещь титаническая для этого художника. № 53 - работа Дубовскаго, участника передвижных выставок. Оба холста сентиментальны и нежны по краскам, с попытками реалистическаго воплощения изображаемаго вида. Более запечатлевающимся и сильным по краскам, хотя впадающим в излишнюю чер-ность, является пейзаж „Ночь" Ширлейт, последователя более нового реалистическаго течения, отразившаго красочныя открытия пленеристов. Мастерски сделана цветная гравюра на дереве „Луна" Остроумовой-Лебедевой - одного из лучших современных специалистов этого вида искусства в Европе. И художественно, и исторически интересен вид г. Харькова приблизительно от Технологическаго Института, писанный Протопоповым. (40-50-ые гг). Кроме пейзажей выдаются историческия композиций академическаго пошиба: № 3. Венига и № 30 Ланскаго.
№ XII. Здесь собраны 3 портрета, писанные Репиным в разные периоды его жизни и различной техникой, что дает довольно полную картину этого вида его деятельности. № 95 - портрет Любицкой создан в 1877 г., т. е. в начале художественнаго пути мастера. Коричневый по краскам, сдержанный по мазку и несколько еще академичный по формам, этот холст для своего времени - вещь, выдающаяся по цельности воплощения. Два других портрета гораздо более поздняго времени. Кроме художественнаго интереса они ценны и как изображения исторических деятелей. № 89 - один из многочисленных портретов известнаго художественнаго критика, апологета передвижничества - Стасова. В иконо-графическом отношении этот холст стоит ниже других, связанных с ним моделью, в живописном же - это памятник лучшаго периода Репинскаго мастерства. Но самой замечательной, действительно выдающейся во всех отношениях вещью, является № 34, акварельный портрет героя русско-турецкой войны Драгомирова.
Над портретами висит картина участника месных выставок Выезжева "Грезы", с попыткой сочетания мистическаго видения с жанровой картиной.
В этом отделении хранится колекция небольших пейзажных работ различных художников - представителей разных течений живописи. Наибольшее число произведений принадлежит Боголюбову, отразившему влияние Барбизонскаго кружка французских живописцев, мастеров середины прошлаго столетия.
Работы других пейзажистов также относятся к общему реалистическому движению, характезерующему XIX век . Наиболее новым по тех нике оказывается этгод № 50 - Горбатова, писанный в манере конца прошлаго и начала XX века.
В проходе между №№ V и XII помещена большая картина Репина - „Иди за мной, сатано", писанная мастерски, но слабая по композиции и деталям. Мистическое, столь чуждое творчеству этого живописца, выражено поверхностно и не убедительно (ангелы) и лишь сопоставлено, а не органически слито с неглубокой фантастикой (сатана), противопоставленной реальности (Христос). В общем, благодаря этому, больше внимания уделяется техническим достоинствам , чем проникновенному замыслу представить искушение Христа, а не обычно изображаемый соблазн.
№ VI. Отделение отведено портретному собранию, состоящему из хороших старинных холстов неизвестных мастеров, с безымянными и известными лицами и коллекции исполненных на заказ шаблонных копий и изображена местных деятелей. Здесь же хранятся портреты и украинских деятелей в области искусства - Шевченка, холст Васильковскаго и Крапивницкаго, сделаыный гравером Бодянским.
Любопытен для интересующихся местной стариной, наивно сделанный вид г. Харькова середины XIX столетия.
№ XI В отделении хранятся: этюды художника Сахарова; хлесткие и мастерские рисунки Самокиша, изображающие эпизоды из русско-японской войны; широко писанная, лживая по краскам и общему тону картина Бровара; эдюд стараго академическаго письма № 1 - Плешанова и важный для русской иконографии портрет Плещеева, протокольно исполненный Ярошенком.
В проходе между № VI и XI помещена витрина - крутушка с фотографиями, собранными проф. Рединым и опубликованными в его печатных трудах , касающихся памятников искусства и местной старины.
Университет. „Старый университет (пл. В-3), в котором еще в 90 годах истекшаго века сосредоточивались почти все учреждения, расположен в центре города, по обеим сторонам Университетской улицы на ея протяжении между Павловской и Соборной площадями. Если подниматься от площади по направлению к собору, то с левой стороны находится главный корпус, в котором помещаются канцелярия Правления и Совета Университета и Музей изящных искусств и древностей (пл. 88). В корпусах, находящихся в том же квартале (пл. 87 В-3), вход со двора, помещаются: канцелярия по студенческим делам , канцелярий всех факультетов , аудиторий и кабинеты, филологический, юридический и математический факультеты, клиническия лаборатории, физический, метеорологические, геологический и минераллогический кабинеты. В садике, находящемся внутри двора, разставлены "каменныя бабы". Задняя решетка выходит на Горку. Постройка стараго корпуса относится к
XVIII веку и является древнейшей гражданской постройкой в городе. Фасад его изменен позднейшим устройством подъезда с балконом и новейшей разделкой под кирпич, не гармонирующей с общим стилем. В верхнем этаже сначала помещалась квартира генерал -губернатора, а затем до 1905 г. квартира попечителя округа. С правой стороны улицы в центре стоит корпус (пл. 85 В - 3), постройка котораго была закончена в 1823 г. В нем находится церковь, актовый зал и старое помещение фундаментальный библиотеки. Над вестибюлем вверху - помещение О-ва Испытателей Природы. Церковь перестраивалась в 80 годах и несколько раз ремонтировалась. Украшением церкви является иконостас. Местныя иконы писаны Боровиковским и Венециановым . В одной линии с названным корпусом, ближе к Павловской площади, находится новое юридическое здание и здание старой клиники, где сейчас помещается географический кабинет и этнографический музей. На другом конце квартала, на углу Соборной площади - новое здание фундаментальной библиотеки. За углом к нему примыкает помещение канцелярии попечителя округа.
Харьковский университет является обладателем больших земельных участков, частью занятых сдаваемыми в наем зданиями, частью застроенных более новыми университетскими учреждениями, частью совсем еще не застроенных. Наибольший участок Университетской земли лежит в конце верхней части города, влево от Сумской улицы (см. стр. 65). Здесь постепенно образовался "новый Университет " из многочисленных зданий медицинскаго факультета (пл. 92 В-1), лабораторий последняго, анатомическаго театра и клиник и естественнаго отделения физико-математическаго факультета (пл. 91 В -1), зоологическаго корпуса (с зоологическим музеем стр. 111) и вновь выстроеннаго химическаго корпуса (пл. 93 В-1). Изолированным находится ботанический институт (Клочковская ул. стр. 67 и 19) с ботаническим садом (пл. 86 В -1).
В настоящее время свободныя земли, примыкающия к „новому Университету", предполагается отдавать под застройку в долгосрочную аренду.
Харьковский Университет основан в 1805 году В. Н. Каразиным (памятник ему воздвигнут в Университетском саду, пл. 52 В-1 стр. 67). В 1914 - 1915 гг. в нем числилось 3500 студентов.
Музей изящных искусств и древностей при Университете. Главный корпус, верхний этаж . Открыт отдел искусств и древностей: по воскресениям, вторникам и четвергам от 11 - 12 час. (кроме каникул ); вход безплатный; за хранение платья и вещей взнос в кружку для служителей - по желанию. Отдел нумизматический: открыт один раз в неделю. Время указано на дверях помещения. Вход безплатный. Отдел церковных древностей по случаю переустройства и каталогизации закрыт; посещение с особаго разрешения г. заведующаго музеем.
Основание университетскаго музея положил во время устройства новооткрытаго университета В. Н. Каразин, приобретя в 1803-4 г.г. коллекцию гравюр и рисунков в числе 2477 номеров у Делунга. Собрание гравюр, состоящее из нескольких тысяч экземпляров, представляет довольно полно и в хороших образцах картину истории развития гравировальнаго и литографскаго искусств . В различных отделах музейной коллекции имеются издания выдающихся мастеров графики. Рисунки и акварели, хранящиеся в портфелях музея, составляют также выдающееся собрание, в которых находятся работы таких знаменитых художников, как : Айвазовский, Ахен-бах (Андрей и Освальд ), Бернини (Лоренцо), Бонёр (Роза), Брюллов (Карл ), Бошэ, Ван -Дик (Антони), Гоббема, Декан, Делакруа, Дюррер (Альбрехт ), Израэльс, Калам, Караччи (Анибалэ), Клейн, Лагренэ, (старший), Лампи, Менгс , Остандэ, Рембранд (ван -рин ), Торвальдсен, Шишкин. Отдел церковных древностей основан проф. Рединым в конце прошлаго столетия и по своему инвентарю состоит из предметов , собранных на Украйне и преимущественно в Харьковской губ.
Вследствие, с одной стороны, несвязанности наличных каталогов с порядком помещения памятников, а с другой - отсутствия каталогов для отделов собрания, описания и указания идут в намеченном порядке комнат, с ссылками на №№ указателей.
Лестница. Среди оригинальных эскизов (эскизом называется подготовительная к картине работа, но не с натуры, а по фантазии художника) на религиозныя, аллегорическия и миеологическия темы эпохи поздневенецианской, болонской и позднефлорентинской школ выделяются: над лестницей „поклонение волхвов " (№90 по материальной книге); на стене по первому маршу: №№ 267, 30, 74, 9, 17 (последняя работа более ранняго письма), № 9 и № 17 - высоко под потолком , Из других работ , здесь же развешанных , интересны: № 149 образец работы второстепеннаго итальянскаго классика и в особенности № 269 - памятник поздне-средневековаго нидерландскаго искусства.
На стене по второму маршу (между окнами): хорош религиозный эскиз № 222 живописной техники и четко прорисованное распятие № 95 с архаическими деталями техники. Академически хорош № 83 - Христос в терновом венце. Прекрасно писан редкий в провинции образчик староитальянской бытовой живописи XVII - XVIII вв. холст без каталожнаго номера, на котором изображена пастушеская сцена.
На стене по третьему маршу. Эскизы того же типа, что на стене и по первому маршу - № 972 „поклонение волхвов". Интересный по краскам и композиции, широко и мастерски писанный памятник поздне-итальянскаго искусства. 1101 - „Коронование Богоматери". В историко-техническом отношении - крайне любопытная работа, сохранившая детали подмалевочнаго рисунка; вероятно деталь плафона. Другой эскиз плафона - № 271. Работы приблизительно одного времени.
Па площадке. Налево - между и над дверями. На полу - гипсовый слепок. Сюжет из подвигов Геракла (Убиение Медузы). Копия с памятника архаическаго греческаго искусства. Оригинальный надписи с юга России; одна с восточным шрифтом , другая с греческим ; последняя из Ольвии - древней греческой колонии вблизи Николаева на Днепре.
Из живописных работ : № 230 - хороший памятник голландскаго жанра, соединеннаго с пейзажем, и № 50 - изображения животных. Над дверями: №№ 227 и 228 - образцы популярных в XVII и XVIII в.в. пейзажей с группами. Направо от дверей собрание натюрмортов (постановок неподвижных предметов ) старой и новой работ № 42, 43, 51 и 52 - итальянских и др. нидерландских (напр. №№ 46, 47) и подобныя по сюжету холсты местнаго художника Волошина (№ 44 и 45).
Дверь налево от лестницы - комната с собранием портретных и подготовительных работ - копий и оригиналов разнообразная достоинства Коллекция эта не приведена еще в систематическое расположение и не имеет своего каталога - представляет интерес специалисту и любителю, а не широкой публике.
Отдел исторический (следующая комната). Налево от двери - произведения украинской народной живописи (кроме крайняго - к окну академическаго портрета кн. Ширинскаго-Шихматова). Вверху портреты, вероятно работы XVII - XVIII в.в.; внизу - более поздния народныя картины, сродныя лубкам. Здесь хранятся 4 холста с сюжетом - „Казак Мамай". Две нижния снабжены текстом песен о казаке и его доле. № 748 - народная жанровая карикатура.
Стена с входной дверью. Правая часть. № 159 - еще один образец „Казака Мамая" - самый стильный и красивый по рисунку. № 161 б. „Прощание казака с девушкой" и "Злая жена". Изображения снабжены текстом песен. Оба холста - произведения народнаго творчества.
Выше - № 154 и „Судная рада" - оригинальнее офорты Тараса Шевченка - славнаго украинскаго поэта, бывшаго с своей молодости учеником К. Брюллова. Кисти Шевченка же принадлежит писанный акварелью портрет мальчика с трубкой и приписывается - № 152 - изображение чумака с трубкой, сделанное не без влияния Рембранта. Портрет Шевченка - литография Красицкаго. Остальные предметы, развешанные на этой стене - копии с портретов и фотографий украинских деятелей.
Правая стена от входа. В середине щит со старинным вооружением - в большинстве казацким. Между щитом дверью - виды мест, памятных для истории Украины: могила Дорошенки, „развалины дома и церковь в имении Хмельницкаго", дом поэта Котляревскаго. Над пейзажами: 1) Старинный, хорошаго письма, портрет Екатерины II и 2) № 57 портрет местнаго полковника Лесевицкаго [XVIII в] - украинской портретной школы.
Между окнами витрины: одна, посвященная памяти поэта Котляревскаго, другая с памятниками быта.
Отдел местной старины: Часть комнаты до арки. У окна, стена арки. Портрет Шаховой - первой женщины врача г. Харькова. Ниже портрет ген. губ. Левшина - попечителя харьковскаго университета. В амбразуре окна витрина, посвященная местному писателю Щеголеву. Стена с дверью - малороссийские пейзажи без топографическая приурочивания.
В глубине комнаты, стена арки: № 9 портрет Харьковскаго губернатора Каховскаго. Любопытный и красивый по исполнению памятник безымянная творчества. №№ 69 и 70 семейные портреты харьковской помещичьей семьи Ковалевская. № 5 портрет; под ним - вид немецкаго кладбища 1831 г. Вообще эта часть комнаты хранит старинные виды города, начиная с конца XVIII века.
Стена против окна. Под портретом пейзаж с надписью: "Харьков 1775 г." Вид от нынешней Москалевки. В центре - дом под красной крышей и главный корпус Университета, где теперь находится Музей изящных искусств и др. - в то время генерал -губерна-торский дворец . Сзади видны верхи монастырская собора. Вправо - старая соборная колокольня и храм. Правее под красной кровлей - старая Николаевская, между группами деревьев - старая Троицкая церковь.
Ниже этой картины две сепии, писанныя первым учителем рисования Харьковскаго Университета Щеплингом . Левая - пейзаж . Правая - вид Рождественской церкви.
Еще ниже - вид Харькова приблизительно с обрыва при Технологическом Институте: дом Заруднева - ныне приют; по обеим сторонам 4 литографии: налево верхняя: „Вид Никольской улицы" ныне Николаевской площади от биржи (не существовавшей в то время). Нижняя: „Вид Театральной площади в г. Харькове", теперь приблизительно от памятника Пушкина. В правой части литографии: разрушенная в 1912 г. Лютеранская кирка. Направо: верхняя „Вид Никольской площади в г. Харькове" - ныне Николаевской площади от Сумской улицы. В центре пейзажа - дом дворянскаго собрания. Нижняя - „Вид залопанской части г. Харькова". За мостом перспектива Екатеринославской улицы.
Стена направо - до печного зеркала. Под портретами - современная копия со стариннаго оригинала, подобнаго „Харьков 1775 г." Следующий ряд : № 109 ,, Присутствннныя места и колокольня собора в начале XIX в. в." Вдали в центре Воскресенская церковь, старая, построенная в украинском стиле. На втором плане - дом Университета. Изображены присутственныя места; начаты постройкой при Екатерине II кончены при Александре I. Просуществовали до 50-х годов. Памятник классическаго стиля. Стариная колокольня собора - сооружение типа крепостных башен севернорусскаго типа.
№ 115. „Нынешняя Кокошинская улица и Немецкая церковь в 40 годах XIX в " Изображение Театральной площади и улицы Гоголя с видом на кирку, разрушенную 1912 г.; далее - строющийся пасторат и дом католическаго костела (ныне переделанный в „дом польский"). Чертежи нарисованной здесь кирки, являвшейся образцовым памятником поздняго ампира, были составлены местным инженер -капитанном О. Кинчиц и высочайше утверждены Николаем I. № 116 „Белгородская улица" (теперь "Журавлевка") в 30-х годах . На заднем фоне видна не достроенная колокольня собора, справа на горе дом Заруднева (см. выше). Ниже - № 103 - облик мифическаго основателя Харькова, писанный в украинской иконописной манере. По сторонам его - схожие виды Харькова 40-х годов, приблизительно писанныя от Лопанскаго переулка. В центре, перед колокольней собора, западный фасад старых присутственнык мест (см. восточный фасад № 109). На право университетские корпуса с церковным куполом ; под горой торговые ряды. Влево от присутственных мест Покровский монастырь. Литография „Харьков в начале XIX в." - поздняго происхождения.
Полуциркульная половина помещения отведена по преимуществу под портреты местных деятелей, снабженные номерами каталога или описаниями.
В художественном отношении выдаются №№ 126 и 127, отражающие характер работ школы портретистов Екатеринински - Александровскаго времени.
В амбразуре окна витрина, посвященная местному украинско-русскому писателю Квитке-Основьяненку. По стенам изображения: Родового дома Квиток, разрушеннаго в 1912 г. и жилища писателя, в настоящее время перестроеннаго.
Старинная мебель краснаго дерева с золотыми лебедями - Екатериненскаго времени - из обстановки генерал -губернаторских покоев . В конце XVII в. вывезена из Москвы.
Отдел живописи; зал № 1. Стена со входом из отдела местной старины. Правая от окон . № 88 - отражает влияние Рубенса № 157 - чувственное изящество и очеловеченную мифологию XVIII в. № 97 - старинная работа, отмеченная в описаний. № 276 - интересен в историческом отношении. Хороши, как произведения искусства, пейзажи №№ 224, 251, 254, 255.
Стена против окон. В проходе двери большой снимок с дверей флорентийскаго баптистерия (крещальни) - знаменитая работа скульптора Гиберти. В зале - ряд гипсовых слепков с частей этого произведения. Над ними №№ 252, 253, 272, 274, 275 - работы Айвазовскаго относящаяся к первой половине его художественной деятельности. Работы писаны с присущим этому мастеру чувством тона, сдержано, но широко и легко. Особенно хороши №№ 253 и 272 по своим красочно живописным достоинствам, необычайным для того времени. Типичными для передвижничества являются №№ 190, 280. „Молебен в засуху" Мясоедова (одна из лучших картин этого художника).
В оконных простенках: средний - портрет Александра I, приписываемый кисти Лампа. Левый: в оконной нише - академически совершенный рисунок Бруни. Правый: по сторонам зеркала гипсовые слепки с рельефных иллюстраций к Одиссее работы гр. Ф. Толстого, замечательнейшаго русскаго медальера первой половины XIX в. и выдающегося рисовальщика. Налево - "Пир женихов ". На право - „Месть Одиссея". В оконной нише - "Родомысл девятаго на десять века" портрет Александра I, лепленный в честь триумфальнаго похода в западную Европу (символическое изображение котораго сработано на ободке щита). Слепки с его же барельефов "Сражение при Фер Шампинуазе", "Битва при Лейпциге", "Освобождение Амстердама" и символический портрет Александра I работы Шилова - художника той же Академической школы, находятся в оконной нише второй комнаты археологическая отдела.
Стена налево от окон . №№ 86 и 87 отражают влияние Рубенса. № 189 - очень умело написанный, но мертвенный по краскам пейзаж . Работа главы дюссельдорфских пейзажистов и учителя Шишкина. № 249 - умело писанная марина первой половины XIX в. Характерна мертвенная чернота красок (сравни напр. хотя бы с Айва-зовским в той же комнате), оттеняющая все значение последовавших во второй половине прошлая столетия красочных достижений.
Для примернаго ознакомления с выдающимися созданиями искусства могут служить помещенныя в этом зале копий с работ Рафаэля и Мурильо.
Отдел живописи. Зал № II. Против входа: № 99 характерный портрет голландской реалистической манеры. № 34 - хороша по живописи. № 213 - идеалестический портрет. Местные художники: Тракал . Художественное образование получил в Праге; руководитель местнаго художественно-декоративнаго училища. Алисов. Ученик Айвазовскаго; технически и сюжетно связан с творчеством учителя, не имея его колористических и живописных достоинств .
На право от входа: № 103 образ мистико-чувственнаго течения, видным выразителем котораго был Мурильо, возникшаго во время католической реакции; хорош по технике и живописи. № 100. Умело выполненная копия типичная памятника французская классицизма. № 170 пасторально-жанровая работа с классической композицией.
Стена от окон на право. № 165. Выдающаяся по техническим достоинствам работа. Местные художники: Бодянский - офортист, ученик Академии, в последнее время театральный декоратор . Раевская-Иванова; основательница городского художественнаго училища. Фельдман - архитектор и опытный акварелист. Пынеев - ученик В. Маковскаго, Преподаватель местнаго художественнаго училища. Выезжев ; свободный художник ; участник столичных и провинциальных выставок .
В 1913 году по ходатайству проф. Н. Сумцова из Академии Художеств прислано собрание работ русских живописцов XIX и XX в. в. не развешенное, но временно за недостатком места помещенное в Отделе живописи. Залы №№ I и II.
Картины масляными красками: 1) Боголюбов "Пейзаж " 2) Бродский "Оттепель", 3) Дворников "„Пейзаж зимой", 4) Дроздов "Спящая женщина", 5) Орлов "Весенний этюд ", 6) Педашенкэо "Первый жаворонок ", 7) Петровичев "Розы и гвоздики", 8) Родимов "В избе", 9) Столяров "Пейзаж и 10) Худяков "Этюд ".
Акварели и гуаши: 1) Александр Бенуа "В бретонском замке", 2) Жуковский 2Поблекшие листья", 3) Зарубин "Хмурый день", 4) Лебедев "Торговая сторона Великая Новгорода" и 5) К. Маковский "Голова боярина".
Произведения принадлежат к различным течениям живописи от академизма, стараго и новаго, и передвижнечества, до групп "Мир Искусства" и "Союз Русских Художников ".
Нумизматический кабинет. Основание кабинета было положено в 1804 году попечителем графом Потоцким, пожертвовавшим 840 монет .
По имеющимся сокровищам кабинет Харьковскаго Университета является богатейшим провинциальным собранием памятников монетно-медальернаго дела. По мнению академика Френа указанныя коллекции занимают, можно сказать, первое место после кабинета нашей Академии Наук.
В настоящее время выпущено два тома каталога нумизматическая кабинета, составленные проф. Шерцлем.
Выставлено 12 витрин. 1) Собрание русских медалей ХVIII и начала XIX в. 2) Русския медали XIX в. и монеты. 3) Польския и имперския медали. 4) Германския и Шведския медали. 5) Французския и английския медали. 6) Папския и италианския медали. 7) Медали-портреты. Остальныя витрины посвящены монетам: 8) античныя 9) восточныя и византийския 10) германския 11) романския 12) английския и скандинавския.
Наиболее интересны в витринах: 1) №№ 32, 38, 83, 87, 93, 1015, 1016. 2) №№ 1100, 1101, 237, 539. 3) №№ 305, 306, 307, 317, 323, 326. 4) №№ 416, 523, 549, 560. 5) 604, 605, 647, 672, 673, 633, 737. 6) 700, 711.
Этнографический Музей Харьковскаго Историко-филологическаго Общества. Музей открыт для пубпики по средам и воскресеньям от 12-2 ч. (В остальные дни с разрешения администрации музея). Вход безплатный. Коллекции предметов, характеризующих крестьянский быт Южной России (преимущественно Харьковской губернии), народное искуство и кустарные промысле того же района. Большинство предметов ообрано было для ХII-го Археологическаго Съезда (в 1912 г.). Из них обращают внимание коллекции писанок Харьковской, Черниговской и Подольской губерний; гончарныя изделия Харьк. губ. (рисунки и статуэтки этнограф. харахтера); большое собрание костюмов и вышивок из разных мест Южной России: коллекция лечебных трав и т. под. При музее имеется библиотека (до 40 названий) из книг и периодических изданий по этнографии.
Музей Геологическаго Кабинета. Осмотр по особому разрешению заведующаго. Коллекции горных пород и окаменелостей почти исключительно Южной России. Наиболее интересны: большая коллекция каменноугольных растений (каламиты, лепидодендроны, сигиллярии, папоротники) из Донецкаго бассейна. Остатки плезиозавра - Cimoliosaurus (значительное число позвонков и остатки двух конечностей), найденные на горе Кремянец близ г. Изюма в верхне-меловых отложениях. Редкия находки третичных позвоночных из песчанников Харьковскаго яруса: отпечатки рыб, найденные близ Харькова, позвонки китов из Змиевскаго и Изюмскаго у. Много остатков четвертичных животных : мамонтов , носорогов , из Харьковской и смежных губерний. У входа большие стволы окаменелых деревьев из с. Савинец Изюмскаго у. (Бучакский ярус).
Зоологический музей Университета. Госпитальный переулок № 3, 2-й этаж (пл. 91 В-1). С 1-го сентября по 1-ое июня открыт по праздникам и воскресным дням с 12 до 2 ч. Ехать удобнее всего трамваем № 4 до поворота с Басейной ул. на Сумскую.
Музей основан в 1807 г. В 1907 г. перешел в новое помещение и значительно расширен.
При входе в музей налево в большом зале размещены витрины и шкафы с коллекциями.
Налево застекленная витрина (а) с кораллами; из них особенно красив благородный коралл. Далее помещены ящики с тропическими бабочками причудливых цветов , оттенков и форм . У окна на стене гигантский крабб и под ним искусственныя (из стекла) медузы, актиний и пр.
В шкафах в простенках между окнами (45, 46 и т. д.) помещаются модели и спиртовые экземпляры всевозможных губок, полипов, медуз , морских ежей, голотурий и морских лилий. Далее идут различные черви, в том числе паразиты животных и человека (двуустка - Dystomum, солитер - Taenia, и др.), - всевозможные глисты.
За ними следуют различные моллюски (устрицы, осьминог , каракатицы, Nautilus'ы и др.).
Из ракообразных (47) поражают своими размерами различные представители морей. Обитатели суши - различныя паукообразныя представлены здесь также страшными скорпионами, фалангами, тарантулами; из многоножек интересна гигантская сколопендра с о-ва Явы (Scolop. elongata).
На боковых стенках шкафов развешаны многочисленныя биологическия коллекции насекомых, главным образом вредных, и их паразитов и врагов .
На противоположной стороне зала помещены шкафы (57) и (59) с насекомыми, главным образом в спирту. В банках выставлены колекций биологическаго характера, поясняющия развитие различных насекомых. Интересно отметить развитие термита, гигантская царица котораго сразу бросается в глаза.
Посреди комнаты расположены массивныя витрины с насекомыми всех отрядов. Одна (62) занята удивительными обитателями тропиков - причудливой формы, ярких цветов и часто огромной величины. Следующия витрины (63, 64) заняты прекрасной колекцией насекомых местной фауны (Харьковской губ.). По сравнению с тропическими наши насекомыя несравненно беднее и формами и красками, да и величиной они значительно уступают. Особое внимание обращает на себя витрина (65), иллюстрирующая явление мимикрии (подражания). Странное впечатление производят все эти удивительныя подражания почве, листьям, сучкам, траве, лишаю и пр. Есть насекомыя, подражающия в окраске ядовитым , дурнопахнущим . Явление это, особенно ярко выраженное в экзотических формах ; тем не менее и среди наших насекомых представляет много примеров.
В круглой витрине выставлены прекрасные экземпляры различных губок и кораллов.
В следующей (66) витрине представлены половой (Вопеиииа, тетерев ) и сезонный диморфизм. Сущность этих явлений заключается в том , что отличия самцов и самок иногда настолько велики, что с трудом можно допустить их принадлежность к одному виду. Кроме этого представлен ряд примеров т. наз. "брачнаго наряда" (турухтан). В северных широтах многие звери меняют летнюю шерсть или перо на зимния, к тому же и белаго цвета. Это явление носит название сезоннаго диморфизма (горностай, белая куропатка). Редкое среди животных явление альбинизма и меланизма представлено здесь белой лисицей, сизоворонкой, снегирем.
В шкафах (50, 51, 53) размещены многочисленныя дневныя и ночныя хищныя птицы; окна - витрина с яйцами птиц.
Шкафы (52) и (53) с. иллюстрируют заботу животных о своем потомстве. Самцы морской иглы и конька, вынашивающие икру в особых складках или мешках на брюшке; колюшка с ея гнездом ; разнаго рода лягушки и жабы, вынашивающия икру, то намотанную на задния ноги, то намазанную на спину (повитуха, суринамская жаба) представляют занимательную картину. Тут же опоссум с кучей детворы на спине; мышь малютка с своим гнездом на камышинке и несчастная славка, кормящая обжору - кукушенка. В шкафу (52) видны огромныя сооружения причудливой формы различных ось, шмелей, шершней, термитов и муравьев.
В больших шкафах (54 и 55) - многочисленныя утки, гуси, чайки, фламинго и пеликаны.
В следующей комнате налево шкаф (67) с гнездами всевозможных птиц (обращают на себя внимание гнезда ткача, печника, саланганы, колибри).
Направо от входа интересная группа: колибри с гнездами на орхидее. У стены два шкафа с разными млекопитающими. Посреди комнаты витрина с биологическили коллекциями. Здесь интересно явление симбиоза (сожительство на основе взаимной пользы) рака-отшельника и актиний, голотурий и рыбки Fierasfer.
Интересна способность некоторых животных, в целях спасения от опасности, самовольно лишать себя какой-либо части тела, оставляя ее у врага, а самому спастись бегством. Так голотурия выбрасывает свои внутренности, морская звезда - теряет лучи, ящерица - свой хвост. Спустя некоторое время эти утеряныя части снова заменяются вновь выростающими.
Явления паразитизма представлены здесь - солитером, двуусткой, пьявками, мозговиками и др.
Направо на стене у выходных дверей голова моржа с огромными клыками и несколько рогов носорогов. Под ними две большия банки с обитателями пруда и морскими животными.
В корридоре против двери витринка с гнездом муравья и его обитателями и их сожителями (мирмекофилы). На столах крупныя кости мамонта (ребра, зубы и др.).
В боковом корридоре на подставках черепа разных животных (дикой свиньи, тапира, сев. оленя, лошади), а на стенах рога многочисленных оленей, косуль, антилопы, быков .
В комнате налево (боковая) чучела крупных рыб (акула, меч-рыба, белуга, пила-рыба). Витрины (75) с обезьянами, шкаф (77, 76) с рыбами (камбала, скат, летающая рыба). За стекляной перегородкой крупные звери и птицы (великолепный экземпляр белаго медведя, тигр , нильгау, тюлень, страус , казуар , киви). Посреди комнаты витрина с амфибиями (саламандры, протей, огненная саламандра). Первый боковой зал. Направо чучела ящериц (гигантский пустынный варран ), крокодилы, черепахи. Шкафы (86 и 87) заняты всевозможными гадами. Обращают на себя внимание огромныя ящерицы, хамелеоны, очковая змея. На стене видны колоссальныя шкуры удавов. За стекл. ширмой стоять: огромный зубр , лось, бегемот , несколько козлов , сев. олень, кенгуру. Посреди комнаты (89) помещены интересные звери, ныне в большинстве вымирающие и дошедшие до наших времен из отдаленных многими тысячелетиями эпох. Таковы ехидны, утконосы, сумчатыя (кенгуру).
В большом корридоре направо большие шкафы с различными птицами из сем. голенастых (дрофа, стрепеты, аисты), куриных (сатир, фазаны, павлины), воробьиных (разныя певчия птицы) и попугаи. Из воробьиных бросаются в глаза роскошью своего наряда райския птицы и своим причудливым хвостом менура - лира. На другой стороне корридора у окон в витринах и на полках расположена громадная коллекция раковин моллюсков ; глаз поражается разнообразием форм , красок и величин . Так , в самом конце на тумбе возвышается гигантская раковина Triadacna, в которой, по словам путешественников , туземцы купают своих детей.
В простенках большого и бокового корридоров представлены различные моменты из жизни наших птиц. Вот у мусорной кучи собрались "мирские захребетники" - вороны, галки, грачи а над ними на крыше-сцены из жизни воробьев , голубей и кошек (№ 60). Наверху (58) уголок леса с кукушкой, соловьями и удодами у гнезда. Внизу обрывистый берег реки занять гнездами - норками береговых ласточек, у воды задумчиво на торчащей палочке сидить зимородок. Суетливо бегает трясогузка и на кустике притнулся щур .
В третьей (56) - "тревога в лесу". Мелкия пташки, покинув чащу, слетелис на тревожный крик и, завидев коварнаго ночного врага - сову, нестрашнаго при свете дня, с мужеством нападають со всех сторон, стараясь прогнать подальше. Повыше на дереве у своего оригинальная гнезда хлопочут иволги.
В боковом корридоре налево в витр. (80) - "ночью в лесу". Два ночных страшилища - совы заняты охотой и крошка мышь, заслышав шелесть крыльев, спешит уйти в норку. Ночной певец - козодой притаился на пне и слился почти с ним цветом своего оперения. Тут же крошечный зверек -землеройка нападает на громадная жука-оленя! Внизу у воды чирки - трескунок и свистунок.
Уголок болота (78). Чайки у гнезда. Лысухи с птенцами; внизу аист схватил лягушку; около воды гаршнепы и водяная курочка.
„Семейныя сцены" (85). Чибисы угнезда. Самка отгоняет ржанку. Желтыя трясогузки около своего гнездышка. Внизу тихий берег моря - чайки и кулики.
Отчаянный разбойник - перепелятник (83) тащит в когтях несчастную синичку, а под ним в могучих лапах сокола - балобана в смертельной агоний бьется рыжая цапля и, собрав последния силы, пытается своим острым клювом нанести своему противнику страшный удар в глаз !
Внизу тихая заводь, камыши - шныряют неугомонныя крачки и у своего гнезда крикливыя камышевки.
Ботанический сад Университета. Клочковская, 50-52 пл. 86 В-1). От Павловской площади ехать трамваем № 3; остановка как раз против калитки сада. Один вход перед фасадом двухэтажная здания „Ботаническая Института", другой несколько дальше, ведет прямой дорогой, мимо квартиры заведующая садом , к оранжереям.
В Ботаническом Институте значительное количество различных морфологических и биологических препаратов (сухих и находящихся в консервирующих жидкостях ). Многие из них привезены проф. Арнольди с о-ва Явы. Отдельная помещения для музея однако нет. Осмотр доступен для желающих с разрешения персонала Института, охотно дающая об яснения.
На участке Ботаническая сада, примыкающем к Институту, разбиты грядки с биологическими группами, иллюстрирующими опыление, защитныя приспособления и т. п. За ними участки растительных формаций, находящиеся в периоде устройства: растительность степной целины, меловых склонов , сыпучих песков , стоячих водоемов .
На степном участке собрано много типически-степных растений нашей флоры, но группировка их пока малоестественна. На меловом холме высажен целый ряд очень редких и замечательных наших растений, приуроченных у нас исключительно к голой меловой почве (меловая полынь-Artemisia hololeuca, с беловой-лочными листьями; сильно пахучее губоцветное иссоп, - Hyssopus cretaceus с синими цветами, маленькое горное первоцветное - flndrosace villosa и др).
Меловой холм находится рядом с недавно-построенной круглой оранжереей для классической виктории, Victoria regia. Большой бассейн с температурой 22 - 24° воды покрыть громадными плавающими листьями. Кроме виктории там-же в воде прекрасно чувствуют себя некоторыя другия родственныя ей растения из кувшинковых - лотос (Nelumbium speciosum) с вогнутыми щитовидными листьями; Euryale ferox. В той-же оранжерее можно видеть рис, сахарный тростник , различные тропические папоротники. За оранжереей с викторией следуют грядки с медицинскими растениями и в различных местах систематическия, не представляющия однако особаго интереса.
Сад с его древесными зарослями, тенистыми аллеями и открытыми полянами, склонами и ровными местами, представляет кроме научнаго интереса и приятное место для прогулки, особенно весной, когда здесь пышно цветут сирень, жимолость и другия растения.
Из отдельных деревьев заслуживает упоминания старая липа, имеющая возраст около 200 лет, и хорошие старые экземпляры различных акклиматизировавшихся породы грецкий орех, Gymnocladus canadensis, можжевель-ник высокий (Juniperus excelsa), сосна австрийская (Pinus austriaca), софора японская (sophora japonica) каркас (Celtis occidentalis), кизил (Cornus Mas), катальпа (Catalpa Kaempferi), красивые экземпляры белой акаций, редкий кустарник волчеягодник Софьи (Daphne Sophia.)
В противоположном углу сада находятся остальныя оранжереи. Шесть из них (№№ 2 - 7) соединены вместе в одно длинное здание, седьмая - стоит отдельно. Приводимое далее распределение в частностях может изменяться.
№ 1: Разнообразныя орхидныя: ваниль, каттлейя, дендробиум, Celogyne, Cymbidium, Odonthoglossun, Cypripedium. Пальма Acanthozha с корнями-колючками. Муравьиное pa стение - Myrmecodia echinata. В особом застекленном помещении насекомоядное с кувшинчатыми листьями - Nepenthes. Там-же один из немногих представителей вымерших споровых плауновых - Psilotum. Сахарный тростник - Selaginella.
Оранжерея № 2 (считая слева). Холодное отделение: лавры, эвкалипты, аралии, самшит, камелии; насекомояд-ныя - саррацения, росянка. № 3. Различныя тропическия растения (температура воздуха около 15°). На стенах лезет вверх целый ряд ползучих растений - фикус (Ficus scandens) перец , лотос, бигнония; древесное растение из сем. мальпигиевых Heteropteris chrysophylla - внизу с прямым стволом . вверху с вьющимся. Большой экземпляр ароиднаго Monstera deliciosa с многочисленными воздушными корнями; приносить в марте - апреле съедобные плоды. Бамбукообразная пальма Chrysolidocarpus lutescens. Кофейное дерево, хлебное дерево, черный перец. Пальма Caryota urens, погибающая после цветения. Ravenala madascarensis из банановых . Pandanus'ы, Rnthurium'ы. Молочайное Phyllantus с листовидными веточками, чрезвычайно похожими на перисто-сложные листья. Молочайное Poinsetia pulcherrima, замечательное тем, что верхния листья перед цветением (в сентябре) делаются ярко окрашенными. Мальвовое Goothea cauliflora с цветами, выходящими у самой поверхности стволов (характерно для многих тропических деревьев !). Орхидеи: ванда, станопея. Над бассейном папоротники (fldianthum). В воде разноспоровый папоротничек сальвиния. № 4. Отделение пальм и тропических хвойных (t° 120). Хвойныя: большие экземпляры араукарий, кунингамии (150 лет !), кипариса мощные экземпляры бамбука. Большие экземпляры пальм : ливистоны, корифы, веерной пальмы, финиковой пальмы, Trachycarus excelsa, Borassus flabelliformis. Банан (Musa Martyni); цветет летом, пригиосит плоды. Красиво цветущая Brexia madagascarensis. Священная смоковница (Ficus religiosa) с резковыраженными "капающими" листьями. Гречишное мюленбеккия с слюснутыми стеблями. Виды настоящих акаций с филлодиями. № 5. Отделение папоротников и саговниковых (to 16о). Папоротники - Platycerium (эпифит с особыми листьями, собирающими перегной), Marattia fraxinifolia, Rngiopteris (вывезена проф. Арнольди из Явы), Nephrolepis с красиво свешивающимися вайями, Biechnum; царский папоротник - Osmunda regalis из Закавказья. Старые экземпляры саговниковых - Суcas revoluta и Ceratozamia mexicana (оплодотворяются сперматозоидами!). По потолку ползет Rosa Marchal Ney с желтыми благоухающими цветами (весной). № 6. Отделение сочных растений to) 80). Разнообразные кактусы. Обращают на себя внимание крупные экземпляры Cereus, опунций. Беломохнатый Pilocereus senilis Чрезвычайно колючий EchinOcereus. Pereskia (кактус с обыкновенными листьями). Кактусовидные молочаи - Euphorbia Candelabrum, antiquorum, canariensis. Юкка, эщеверии, казуарины. Драцены. № 7. Холодная оражерея (зимой 4о), Старый экземпляр глицинии (цв. рано весной). Коллекция печеночных мхов и водорослей. Разнообразныя хвойныя породы (тис, туйя, можжевельник, кедр, Podocarpus).
На лето большинство растений оранжерей выносится на воздух. Из гербариев Университета замечателен всемирный гербарий Турчанинова. Помещается в зоологическом корпусе (там-же, где зоологический музей) и находится в заброшенном состоянии.
Второе Реальное Училище (Пушкинская, 81. площ. 100 Е - 1; трамвай № 4). Все оборудование, проведенное по строго обдуманному плану, резко отличается от общепринятаго шаблона. Весьма интересны небольшие по числу предметов, но прекрасно подобранные естественно-исторический и особенно физический кабинеты. Училище заслуживает подробнаго и внимательнаго изучения педагогов.
Метеорологическая обсерватория Университета (пл. 45а В-1, стр. 67), Университетский сад, ход с Сумской через вторыя ворота, что ближе к Ветеринарному институту. Наиболее удобное время для осмотра - 1 час дня; посещение группами - по особому разрешению. Кроме обычных метеорологических наблюдений обсерватория производит специальныя изследования. Обсерватория участвует в международной организации по изследованию высших слоев атмосферы и ежемесячно в определенные дни выпускает воздушные шары с самопишущими приборами. Некоторые из выпущенных обсерваторией шаров поднимались на высоту более 20 верст и приборы записывали температуру до - 66° ниже нуля.
Астрономическая обсерватория Университета (пл. 456 В-1, стр.67). Осмотр с разрешения заведывающаго, квартира котораго здесь же (на плане в). Прекрасный меридианный круг , фотографический аппарат Цейса для снимания звезд , туманностей и т. д.; горизонтальные маятники с автоматической записью, регистрирующие колебания почвы и дающие запись весьма отдаленных землетрясений.
Южно-Русское Общество акклиматизации (пл. 46 В-1, стр.67). Небольшой зверинец. Большинство животных - дар Ф. И. Фальц -Фейна.
Пчеловодный музей. Там же Шелководная станция.
Там же Технологический Институт Императора Александра III (пл. 83 Г - 2, стр. 63) открыт в 1885 г. Имеет два отделения: механическое и химическое; студентов около 1500.
Учебно-вспомогательныя учреждения Института размещены в 8 отдельных зданиях, расположенных на площади более 20 десятин; между зданиями разбит парк . В главном корпусе (на плане а) помещаются все административные учреждения Института, фундаментальная библиотека, учебный музей, рисовальный и чертежный залы. В чертежном корпусе (на плане б) - чертежный зал и кабинет по технологий волокнистых веществ; в остальных зданиях размещаются химическия лабораторий (химический корпус , пл. в), химико-техническия лабораторий (технический корпус, пл. г), лабораторий физическия и электро-техническия (физический корпус, пл. д), лаборатории по испытанию материалов, гидравлическая и лаборатория по изучению машин (инженерно-механический корпус, пл. е) в особых корпусах помещаются механическия мастерския (пл. ж), представляющия собою небольшой механический завод и лаборатория по испытанию сельскохозяйственных машин и орудий (пл. з), при которой имеется опытное поле в несколько десятин. Собственный газовый завод (пл. и).
Горнопромышленный музей. (Сумская ул., № 18; пл. 23 В - 2, стр. 68). Совета Съезда Горно-промышленников Юга России; открыт в воскресенье, понедельник , среду и пятницу; вход безплатный. Имеет целью наглядно показать богатства Донецкаго басейна, ознакомить публику с добычей полезных ископаемых , способами работы и статистическими данными. Кроме того музей собирает образцы предметов и товаров, употребляющихся на горнопромышленных заведениях.
В музее находятся коллекции каменных углей, антрацита, руд железных, марганцевых, ртутных, каменной и выварочной соли, а также огнеупорных глин, каолина, известняков и цементов и изделия из них.
Каменные угли представлены в виде многочисленных образцов угля, взятаго из различных пластов (коллекция эта уже имеет 240 образцов и постоянно пополняется), образцов торговых сортов и глыб (до 140 пуд. Тоже относится и до антрацитов).
Музей имеет богатыя коллекции карт, чертежей и фотографий. Между прочим, в музее имеется оттиск руки Петра Великаго, создателя горнаго дела в России.
Губернское Земство (стр. 67 пл. 28 В-1). Мероприятия Харьковскаго Губернскаго Земства по содействию местному сельскому хозяйству. По развитию агрономической помощи местному сельскому хозяйству Харьковское Губернское Земство занимает одно из первых мест среди всех земств России. Достаточно указать на то, что на первое Января 1912 года количество агрономов и специалистов по сельскому хозяйству в Харьковской губерний (земских, правительственнык и находящихся на службе общественных учреждений) было более 200, т. е. по количеству специалистов Харьковская губерния занимает первое место среди всех других губерний.
Мероприятия Земства по содействию сельскому хозяйству можно разделить на две важнейшия группы:
Экономическия мероприятия в тесном смысле слова и Мероприятия агрономически просветительнаго характера.
А.Собственно экономическия мероприятия слагаются из двух существенных частей: 1) развитие кредита сельскому населению и 2) содействие крестьянским кооперативным организациям.
Что касается организаиии кредита, то деятельность земства в этом отношении выражается: а) в пропаганде идеи кредитных кооперативов среди сельскаго населения через агрономов , b) в оказании кредитным товариществам прямого содействия, особенно на первых порах их деятельности, путем консультаций, ревизий счетоводства и т. п.; с) в снабжении их кредитом в основные и оборотные капиталы.
В настоящее время в губерний насчитывается свыше 250 кредитных и ссудосберегательных товариществ. Собственно земския кредитный учреждения получили свое начало в Харьковском Земстве только с 1908 года. В настоящее время в губерний функционируют одна губернская и 5 уездных Земских Касс Мелкаго Кредита.
Харьковская Губернская Касса Мелкаго Кредита принадлежит к числу наиболее успешно работающих учреждений этого рода в России. Обороты кассы за время ея существования выражались в следующих цифрах :
1908 год 251.102 р. 05 к.
1909 год 1.577.276 p. 28 к.
1910 год 4.198.468 р. 92 к.
1911 год 12.627.877 р. 01 к.
1912 год 23.449.488 р. 60 к.
Касса обслуживает исключительно кооперативный организации. Председателем Кассы со времени ея учреждения до 1913 года был Б. И. Каразин. С 1913 года касса помещается в новом здании, которое следует осмотреть (левый подъезд Земскаго дома).
Кроме кредитных кооперативови в губернии функционируют 95 сельскохозяйственных обществ, из которых одно областного характера, 7 обществ уезднаго типа и 87 мелких крестьянских сельскохозяйственных обществ с районом, редко превышающим одну волость.
Наконец, в связи с пропагандой земских агрономов в губернии замечается значительное развитие потребительских Обществ.
Наряду с земством широкую работу по пропаганде идеи кооперации ведет также Кооперативный Комитет Харьковскаго Общества Сельскаго Хозяйства.
В. Что касается агрономически-просветительной работы земства, то она выражается: а) в устройстве чтений по сельскому хозяйству, b) курсов по сельскому хозяйству для крестьян, с) в издании и распространении общедоступных книжек и плакатов , d) в организации сельскохозяйственных выставок , е) в устройстве конкурсов для лучших крестьянских хозяйств , f) в организации показательных полей и отдельных участков с применением рациональных приемов ухода за полями, с применением удобрений и т. п. В общем в губернии ежегодно устраивается свыше 1000 лекций для крестьян, распространяется свыше 100.000 экземпляров популярных изданий по сельскому хозяйству, устраивается до 70 сельско-хозяйственных выставок, закладывается несколько десятков показательных полей и свыше 500 показательных участков с применением лучших приемов хозяйства.
Вся эта работа производится агрономическим и инструкторским персоналом земства. Для выработки плана работ и обсуждения новых вопросов, выдвигаемых жизнью, Земство устраивает с езды и совещания агрономов. С езды эти бывают уездные, губернские и Областные.
В экономическом отделе, кроме чисто агрономической работы, находящейся в ведении губернскаго агронома, имеются бюро по животноводству, бюро по садоводству, энтомологическое бюро, бюро по грибным болезням, метеорологическое бюро и бюро статистическое. Во главе каждаго из этих бюро имеются соответственные специалисты, руководящее их деятельностью.
Наконец, Земством организуются опытныя учреждения для изучения сельскохозяйственных вопросов и ведется изучение губерний в почвенном, ботаническом и экономическом отношениях. С 1913 года кроме того организовано изучение местнаго животноводства.
За последние годы Харьковское Губернское Земство довело размеры своих ассигнований на агрономическия мероприятия до полумиллиона рублей; в общем же в губерний расходы по этим мероприятиям со стороны Правительства, земства и общественных организаций достигают огромной суммы до двух с половиной миллионов рубл.
Харьковская Областная Сельскохозяйственная Опытная Станция. Станция основана в 1907 году, когда была организована на этом месте опытная станция по сортоводству Харьковским Обществом Сельскаго Хозяйства на средства Департамента Земледелия и Губернскаго Земства. Задачами селекционной станции было: а) изучение сортов сельскохозяйственных растений и б) выведение новых сортов , подходящих по своим свойствам к местным климатическим , почвенным и хозяйственным условиям.
С самаго начала селекционная станция занялась изучением следующих растений: озимой и яровой пшеницы, ячменя, овса, вики и кукурузы, другими словами включила в программу своих работ почти все важнейшия местныя сельско-хозяйственныя растения. Для своих работ станция располагает прекрасно оборудованными лабораториями и земельным участком в 60 десятин, на котором и производятся самые опыты.
В 1909 году на том же месте, рядом с селекционной станцией, была основана Харьковским Губернским Земством Опытная Станция по полеводству. Задачей этой станции было поставлено - изучение приемов ухода за сельскохозяйственными растениями, т. е. посева их, обработки почвы, удобрения почвы, уборки урожая, смены посевов и т. д.
Для своих работ полеводственная станция также располагает участком земли в 75 десятин и необходимыми лабораториями.
В 1912 году законодательными учреждениями был принят закон, согласно которому Империя была разделена на физико-географические районы, с более или менее одинаковыми для каждаго района условиями почвенными, климатическими и хозяйственными. В связи с этим закон предусматривает организацию планомерной сети опытных учреждений для изучения сельскохозяйственных вопросов в России.
Для каждаго из вышеназванных районов предположена организация богато оборудованной центральной областной опытной станции с многими отделами, охватывающими все стороны сельскаго хозяйства, начиная с вопросов , полеводства и животноводства и кончая вопросами климата и вредных в сельском хозяйстве животных и болезней растений.
Первая такая областная станция и основана в Харькове на средства Департамента Земледелия и Губернскаго Земства. Таким образом, Харьковская станция имеет своей задачей изучать вопросы селькаго хозяйства своей области, в состав которой входят губернии: Харьковская, Полтавская, Курская и
Воронежская. В состав Областной Станции вошли в качестве отделов ея названныя выше полеводственная и селекционная станции. Кроме этих двух отделов организованы еще следующие отделы: метеорологии, животноводства, энтмологии, фитопатологии, агрономической химии, садоводства.
Таким образом областная станция изучает следующия стороны местнаго сельскаго хозяйства: о климате и его значении для местнаго сельскаго хозяйства (отдел метеорологии), о кормлении скота, уходе за ним, откорме скота и птицы, о пастбищах естественных и сеяных (отдел животноводства), о вредных в сельском хозяйстве животных, в том числе насекомых (отдел энтомологии), о болезнях сел.-хоз. растений (отдел фитопатологии) и мерах борьбы с ними, о культуре плодовых деревьев и ягодниках (отдел садоводства).
Одним словом , станция в своих работах охватывает все главнейшия отрасли сельскаго хозяйства.
Расходы на оборудование всех отделов областной станций исчислены в сумме около миллиона рублей и по богатству оборудования она должна быть признана учреждением , не имеющим себе равных во всей Европе.
Директором станций состоит агроном Б. Н. Рождественский, заведующий отделом полеводства.
Станция всегда открыта для осмотра интересующимся лицами, при чем персонал станции охотно дает обьяснения по всем вопросам, касающимися как организации станций, так и ея текущих работ.
< предыдущая страница | содержание | следующая страница >
|