ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ ТУРИСТОВ  и ЭКСКУРСАНТОВ .
ТРЕТЬЕ ИЗДАНИЕ.
1915г.
Харьков  

Церкви и Часовни.

Успенский собор  (пл. 107 В-2); церковь заложена в  1771 г., освящена в  1783 г., строилась по плану и фасаду московской церкви св. Климента; расширена и отчасти изменена в  1885 и 1887 гг. Древний иконостас   - великолепный памятник  декоративных созданий стиля бароко XVIII века, выполнен  с 1775 по 1783 г.; сделан из липоваго дерева, густо вызолочен и отделан серебряными ризами старинных  икон, являя собою обычную в  той эпохе „золотую стену", какия имеются и в  некоторых  более ранних  храмах, напр. Козелецком, Андреевском  в  Киеве и других, принадлежащих  к  творениям  Растрелли и его школы. Создание этого ико­ностаса приписывается Растрелли, хотя для этого нет документальных  данных.
В  храме находится чудотворная икона Елецкой Божией Матери, изображающая явление образа Девы Марии св. Антонию Печерскому; икона украинскаго письма XVII века, пожертвована в  1867 году князем  Даниилом  Барятинским.

Соборная Александровская колокольня, высотою 42 саж., выше колокольни Ивана Великаго в  Москве; построена в  1821 году по проекту арх. Васильева, в  память отечественной войны 1812 года; строилась 20 лет, стоимость ея более 400000 рублей. Большой колокол  весит  1003 пуда. На первом  этаже колокольни в  железной часовне находится серебряный "царский" колокол  весом  18 пудов; отлит  в  1889 году в  память событие 17 октября 1888 года; ежедневно в  1 час  дня производится звон  в  этот  колокол. В  колокольне устроена церковь, в  которой находится высокочтимая икона св. Николая. Часы соборной колокольни видны на далекое разстояние.

Покровский монастырь (пл. 108, В-2). Лучший вид  на древнюю башенную колокольню с  Клочковской ул. (см. стран. 80). Покровский собор  монастыря  - самое древнее здание в  Харькове, освящен  в  1789 году. До учреждения монастыря в  1626 г. был  приходским  храмом. Прекрасно сохранившейся, не искаженный переделками памятник  украинскаго зодчества; особенностью этого стиля является расположение куполов  по главной оси храма, и особый способ  возведения куполов  (см. ниже), унаследованный от  деревянной архитектуры. Высота главнаго купола 23 саж. Храм  двух этажный. В  нижнем  ярусе помещается Крестовоздвиженская церковь, служившая в  древнее время усыпальницей представителей знатных  слободских  старинных  родов; здесь находится гробница почитаемаго в  городе епископа Мелетия. В  новом  храме монастыря пребывает  в  зимние месяцы почитаемая чудотворная Озерянская икона Божией Матери. 22 апреля совершается крестный ход  с  нею в  Куряжский монастырь, в  8 верстах  к  западу от го рода, где святыня находится все лето; 30 сентября икона переносится в  город.
В  монастыре проживает  Харьковский архиерей.

Церковь Рождества Христова (пл. 124 Б-3 стр. 56), построенная в  1783 году (колокольня в  1860 г.); древний храм  составляет  восточную перекрытую куполами часть теперишней церкви; эта часть дошла до наших  дней почти неизмененной; этот  первый в  Харькове каменный храм  весьма вероятно воспроизводил  план  существовавших  до него деревянных  церквей и именно этой стороной особенно тесно соприкасается с украинской храмовой деревянной архитектурой, приближаясь к  типу пятисрубных  пятикупольных  сооружений. По размещению куполов  алтарнаго, главнаго и западнаго по одной линии, а всех  в  форме обычнаго креста, если смотреть с  запада на восток , план  церкви расходится с  общепринятым  на севере России и отчасти еще ещё в  Византии купольным  размещением , когда таковое представляется при той же точке зрения в  форме андреевскаго креста. Вид  барабанов  и перекрытий также приближается к  украинскому деревянному зодчеству, имитируя и передавая в  камне принципы постройки бревенчатой. Однако многия детали, например  пилястры, заимствованы от  барочных  мастеров . В  1912 году храм  лишился штукатурки   и покрашен  современным  способом  и в  современной красочной гамме. Иконостас  устроен  в  1824 году и в  него вставлены многия иконы начала XIX века, с  ризами того времени. Рождественская церковь и монастырский собор  являются единственными архитектурными памятниками слободского периода в  истории города Харькова.

Николаевская церковь (стр. 59 пл. 118 В-2), построена на месте древняго каменнаго храма бывшаго ценным  памятником  украинскаго церковнаго зодчества, с  весьма оригинальной звоницей, разрушенной в  средине XX века. Новая церковь построена в  1896 году в  том  стиле, который у нас  принято называть византийским. В  колокольне находится колокол, отлитый в  1715 году в  Воронеже, с  надписью: „Дзвин  сей сооружен  для храма св. Николая в  городе Харькове старанием  попа Григория с  прихожанами".
Церковь Рождества Богородицы, называемая в  Харькове Каплуновской (пл. 123 Г -1 стр. 63). Построена в  1810 году, далеко за городом  и здесь было устроено кладбище. В  1912 году выстроена рядом  новая большая церковь, но по распоряжений св. Синода старое здание церкви сохранено от  разрушения, как  ценный архитектурный памятник. Вокруг  церкви уцелело несколько древних  могильных  плит  и памятников .

Часовня во имя св.  кн. Александра Невскаго (стр. 56). Сооружена в  1882 году приказчиками города Харькова в  память императора Александра II, по проекту Покровскаго. Типичная постройка башеннаго типа с  шатровой кровлей в  новоруссковизантийском  стиле; первоначальное здание было двухэтажное; нижний этаж  имел  вид  цоколя, с  площадкой вокруг  часовни, напоминавшей московское Лобное место; в  часовню вела широкая лестница. В  настоящее время низ  часовни переделан, площадка и лестница уничтожены и внутри оба этажа соединены в  один , вследствие чего высота здания оказалась не пропорциональной площади пола, а благодаря этому оказалось крайне неудобным  обозрение находящейся в  часовне иконы св. Александра Невскаго, писанной выдающимся передвижником  Мясоедовым  и составляющей ценное достояние часовни. Образ  писан  в  виде реалистической картины, хотя вокруг  головы изображено лучезарное сияние.

Единоверческая церковь (пл. 126. В-3). Небольшое, но хорошее собрание старых  икон ; заслуживают   внимания:  икона  св. Троицы  в   виде трех  странников, местныя иконы, декоративно лубучный образ  арх. Михаила на красном  коне.

< предыдущая страница | содержание | следующая страница >




| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz