ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ ТУРИСТОВ  и ЭКСКУРСАНТОВ .
ТРЕТЬЕ ИЗДАНИЕ.
1915г.
Харьков  

Городская электростанция

Михайловская церковь

городское Ремесленное училище

Народный дом "Металлист", построенный на деньги рабочих

Осмотр города.

Маршрут 4.
Восточная часть города.

С  Павловской площади (стр. 56) выезжаем  трамваем  № 1 или № 5, идущим  на Петинскую ул. С  площади трамвай поворачивает  направо в  узкий Костюринский переулок  и затем  пересекает  оживленную и торговую Рыбную улицу. Далее, на углу Подольскаго переулка, по которому идет  трамвай и Кузнечной улицы  - молитвенный дом  караимов    - кенаса (пл. 41 В-3). По Кузнечной налево, на берегу р. Харькова находится огромное сооружение городской электрической станции (пл. 131 Г-3), обслуживающей все трамвайныя линии и дающей ток  для освещения всего города. Станция дает  городу чистаго дохода около 500000 руб. в  год.
По Подольскому мосту линия переходит  через  р. Харьков; с  моста налево открывается вид  на электрическую станцию (см. выше).
Далее вагон  трамвая проходит по мелким  уличкам, не представляющим  интереса, по Нетечинской улице поднимается в гору и останавливается на углу этой улицы и Михайловской площади; в  нескольких  шагах  от  остановки  - Михайловская церковь (пл. 117 Г -3).
Направо начинается длинная Змиевская улица, в  конце которой расположены городския скотобойни, на которых  убивается около 170000 штук  различнаго скота в  год  (пл. 70 Д-4) (при них  микроскопическая станция для изследования мяса), а еще дальше, за линией Юго-восточной ж. д. и верстах  в  двух  за городской чертой  - утилизационный завод, перерабатывающий остатки и отбросы скотобоен  и вообще всякие животные отбросы (трупы павших  животных ); здесь же вскрываются трупы павших  животных  для определения болезней. Там же альбуминный завод, перерабатывающей кровь убитых  животных  и кишечный завод.
Пройдя один  квартал  по Змиевской, трамвай поворачивает  налево на длинную, около 2 верст, Петинскую улицу. В  самом  начале, направо, №8  - городское Ремесленное училище, Курсы рабочих  и трамвайное депо (пл. 104). Курсы  рабочих, начавшись в  весьма скромных размерах, постепенно развивались и к  1905  - 6 году начали приобретать характер  Народнаго университета; затем  отношение к  курсам  изменилось и в  настоящее время это  - вечерние классы для элементарных  занятий.
Через  три квартала  - пересечение Молочной улицы с  линией трамвая № 3 (стр. 74).
Пройдя всю Петинскую ул., трамвай останавливается у полотна Юго-Восточной ж. д.; через  линию  - капитальный путепровод  (в  постройке) Направо Балашовский вокзал   - товарная станция железной дороги (пл. Е-4), налево  - завод  Гельферих -Саде.
За железнодорожной линией огромная площадь направо занята Паровозостроительным заводом  (пл. Е- 4), с  3000 рабочих; завод  может  выпускать ежедневно по паровозу; кроме того, обширное производство земледельческих  орудий и проч.
За паровозостроительным заводом   - новое городское кладбище, на котором  Кирилло-Мефодиевская церковь.
Налево Крайняя улица приводит к  почтовому чугуевскому тракту (Чугуев   - безуездный город  в  50 верстах  от  Харькова; более удобное сообщение по Ю -В. ж. д.), на котором  у самой городской черты  - обширная городская Николаевская больница (пл. 10 за Е -4, стр. 30).
За городом  по чугуевскому тракту, в  2 верстах  от  Николаевской больницы, находится Харьковская Областная Сельско-хозяйственная Опытная Станция. Туда можно отправиться на извозчике от  конечной остановки трамвая, или же, лучше, предварительно сговориться по телефону 23  - 15 и тогда со станций будут  высланы лошади. Правление станций помещается в  Губернской Земской Управе (пл. 28 В-1, стр. 67),  Сумская 64.

< предыдущая страница | содержание | следующая страница >




| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz