|
Осмотр города.
Маршрут 4.
Восточная часть города.
С Павловской площади (стр. 56) выезжаем трамваем № 1 или № 5, идущим на Петинскую ул. С площади трамвай поворачивает направо в узкий Костюринский переулок и затем пересекает оживленную и торговую Рыбную улицу. Далее, на углу Подольскаго переулка, по которому идет трамвай и Кузнечной улицы - молитвенный дом караимов - кенаса (пл. 41 В-3). По Кузнечной налево, на берегу р. Харькова находится огромное сооружение городской электрической станции (пл. 131 Г-3), обслуживающей все трамвайныя линии и дающей ток для освещения всего города. Станция дает городу чистаго дохода около 500000 руб. в год.
По Подольскому мосту линия переходит через р. Харьков; с моста налево открывается вид на электрическую станцию (см. выше).
Далее вагон трамвая проходит по мелким уличкам, не представляющим интереса, по Нетечинской улице поднимается в гору и останавливается на углу этой улицы и Михайловской площади; в нескольких шагах от остановки - Михайловская церковь (пл. 117 Г -3).
Направо начинается длинная Змиевская улица, в конце которой расположены городския скотобойни, на которых убивается около 170000 штук различнаго скота в год (пл. 70 Д-4) (при них микроскопическая станция для изследования мяса), а еще дальше, за линией Юго-восточной ж. д. и верстах в двух за городской чертой - утилизационный завод, перерабатывающий остатки и отбросы скотобоен и вообще всякие животные отбросы (трупы павших животных ); здесь же вскрываются трупы павших животных для определения болезней. Там же альбуминный завод, перерабатывающей кровь убитых животных и кишечный завод.
Пройдя один квартал по Змиевской, трамвай поворачивает налево на длинную, около 2 верст, Петинскую улицу. В самом начале, направо, №8 - городское Ремесленное училище, Курсы рабочих и трамвайное депо (пл. 104). Курсы рабочих, начавшись в весьма скромных размерах, постепенно развивались и к 1905 - 6 году начали приобретать характер Народнаго университета; затем отношение к курсам изменилось и в настоящее время это - вечерние классы для элементарных занятий.
Через три квартала - пересечение Молочной улицы с линией трамвая № 3 (стр. 74).
Пройдя всю Петинскую ул., трамвай останавливается у полотна Юго-Восточной ж. д.; через линию - капитальный путепровод (в постройке) Направо Балашовский вокзал - товарная станция железной дороги (пл. Е-4), налево - завод Гельферих -Саде.
За железнодорожной линией огромная площадь направо занята Паровозостроительным заводом (пл. Е- 4), с 3000 рабочих; завод может выпускать ежедневно по паровозу; кроме того, обширное производство земледельческих орудий и проч.
За паровозостроительным заводом - новое городское кладбище, на котором Кирилло-Мефодиевская церковь.
Налево Крайняя улица приводит к почтовому чугуевскому тракту (Чугуев - безуездный город в 50 верстах от Харькова; более удобное сообщение по Ю -В. ж. д.), на котором у самой городской черты - обширная городская Николаевская больница (пл. 10 за Е -4, стр. 30).
За городом по чугуевскому тракту, в 2 верстах от Николаевской больницы, находится Харьковская Областная Сельско-хозяйственная Опытная Станция. Туда можно отправиться на извозчике от конечной остановки трамвая, или же, лучше, предварительно сговориться по телефону 23 - 15 и тогда со станций будут высланы лошади. Правление станций помещается в Губернской Земской Управе (пл. 28 В-1, стр. 67), Сумская 64.
< предыдущая страница | содержание | следующая страница >
|