ЦАРЕБОРИСОВ
Цареборисов – некогда укрепление очень значительное. Цареборисов самым именем своим указывает на своего основателя – царя Бориса Феодоровича Годунова. Борисов город основан был в 1598 году. На правом, высоком берегу Оскола он укреплён был самою природою. С востока защищала его крутая гора, с юга – глубокий овраг, по которому протекает ручей Бахтин; с запада и северо-запада – другой овраг. Только небольшое пространство на северной стороне оставалось открытым; но здесь, как и с других сторон, площадь окружена была высоким валом. Книга большого Чертежа не раз упоминает о Цареборисовской крепости, под именем Царева града – нового Царева града. Об основании Цареборисова вот что пишет новый летописец: “Царь Борис положил построить город в своё имя в защиту со стороны Крымской; послав Окольничего Богдана Яковлевича Бельского и Семёна Альферова, он приказал поспешить построением города; с ними послано много ратных людей, а иным из козаков и стрельцов приказано остаться там на житьё. Богдан Яковлевич был очень богат и взял с собою всего с избытком. Он начал строить город наперед своими людьми, - построил башню и немалую часть города с большою крепостью; по тому примеру приказал потом работникам строить и остальное. Скоро город отстроен, укреплён и населён разными жителями. Во время постройки города кормил и поил он всех ратных на свой счёт; иным давал он деньги, другим одежду и вообще снабжал всем нужным. Все хвалили его. Сильные похвалы Бельскому дошли в Москву. Борис объявил сильный гнев на него за службу, приказал схватить его как злодея и с бесчестием отправил его в ссылку, где посажен он в темницу; имущество его велено продать, поместья и отчины Борис взял на себя. Старших дворян, бывших у него в полку, Афанасия Зиновьева с товарищами, также разорил и сослал в заточение за то, что хвалили Богдана”. Цареборисовские жители в Белогородской промемории 1727 года говорят: “в прошлых годах давних деды и отцы наши сведены с разных городов в новопостроенный город Царев-Борисов, а иные к родственникам своим пришли сами собою, и для поселения дана была нам земля и сенные покосы, близ оного города по обе стороны реки Оскола и речки Бахтина». К югу от Цареборисова, вёрст на 30, на 40 и далее в глубину степей, тогда же насыпан вал, которого следы видны у города Славянска. Он шёл до деревни Опошни. Первыми защитниками и поселенцами Борисова города были стрельцы, потом, когда образовался слободский Изюмский полк, Цареборисов стал военной слободой черкасов.
Нет сомнения, что в то же время, как основалась крепость, основались в ней храмы Божьи. В промемории 1727 года сказано, что в предохранение от губительной заразы, свирепствовавшей в 1718 и 1719 годах, в Цареборисове сожжены были вместе с жилыми домами церкви Божьи, но какие именно не видно. Не в самом Цареборисове, а совсем в другом месте, сохранился памятник, который говорит, что в древнем Цареборисове был храм Преображения Господня. В храме военной слободы Петропавловки сохраняется напрестольное евангелие, М. п. 1654 года, пожервованное, как говорит надпись на нём, «в церковь Преображения Господня, что в Цареве Борисове городище, 7164 (1656) года марта во 5 день».
В нынешнем Николаевском храме Цареборисова хранится напрестольное евангелие, М. п. 1661 года, приобретённое для Николаевского храма, как говорит надпись, при атамане Агафоне казаком Мироном. При этом евангелии и при известии 1727 года нельзя сомневаться, что в Цареборисове существовал и храм Святого Николая ещё в половине XVII столетия.
Во время моровой язвы 1719 года храмы Цареборисова, как сказали мы, были сожжены. В новой слободе храм Святого Николая освящён был в 1721 году. В делах бывшего Изюмского Духовного Правления видим, что в 1722 году в слушании указа подписались Цареборисовские Николаевские священники – Григорий и Пётр. По этому делу ясно, что при Николаевском Цареборисовском храме в 1722 году были два причта, хотя по ведомости 1732 года прихожан при Цареборисовском храме показано 65 дворов. Конечно эти причты были прежде при двух храмах Преображенском и Николаевском; но теперь они соединены при одном храме, за недостатком другого. С 1799 года существует нынешний Николаевский храм с одною главою, деревянный, как и все предшествовавшие ему.
Другой храм Цареборисова, храм Рождества Богородицы, освящён был в 1770 году. В 1799 году, на место обветшалого, построен и освящён новый, который существует поныне. Старец, крестьянин Андрей Яковлев Ковалевский, многое сделал для украшения сего храма; в 1829 году он пожертвовал до 300 рублей серебром для возобновления его.
В Цареборисове были в прежнее время раскольники, как это видно по делу 1737 года. Это и естественно: в Цареборисове укрывались разные бродяги, убегшие от суда и помещиков из России. В 1722 году оказалось таких бродяг 102 человека, и управитель Цареборисова обязан был подпиской выслать их всех из Цареборисова. Но в 1725 году открылось, что они опять возвратились в Цареборисов и поселились тут, как хозяева. Так показывает промемория, посланная из Белгородской канцелярии в Бахмутскую от 20 апреля 1727 года. По делам бывшего Изюмского Духовного Правления видно, что в 1724 году эти люди построили было себе часовню и приняли к себе беглого священника, но сей последний тогда же выслан был из Цареборисова, а часовня была сломана. Ныне здесь нет раскола.
В помянутой промемории о Цареборисове сказано: «в 1718 году в сих людях было моровое поветрие и померло людей многое число; а в 1719 году в июне месяце прислан Тобольского полку Майор Князь Григорий Волконский с драгунами и их из города выслал в лес, содержал под караулом, а Цареборисовскую городовую крепость и церкви Божьи и в них Святые иконы и церковную утварь и пороховую и протчую казну и дворы с пожитками велел всё пожечь без остатка». По той же промемории, от морового поветрия уцелело 23 человека из Русских да 74 из Слободских Черкасов. А в 1722 году оказывалось сверх того: а) под ведением управителя Воинова 94 человека Русских, которые пришли в Цареборисов «из разных городов» после моровой язвы; б) под ведением сотника Андрея Самборского – казаков Изюмского полка «новопришлых их гетманских городов из Слободских полков, которые пришли после морового поветрия, 229 человек». Следовательно, в 1722 году было всего 420 человек. По исповедной росписи 1737 года было при Николаевском храме: 20 душ муж. 20 жен. духовных; 114 муж., 84 жен. душ служащих казаков; 148 муж., 120 жен. посполитых; 210 муж., 158 жен. однодворцев; 352 муж., 292 жен. подданных черкасов, а всего 849 муж., 674 жен. душ. В 1739 году было 9 муж., 7 жен. душ духовных; 128 муж., 116 жен. казаков; 111 муж., 94 жен. посполитых; 92 муж., 77 жен. однодворцев; 77 муж., 74 жен. подданых черкасов, а всего 417 муж., 368 жен. душ. Следовательно убавилось на половину. Это значит, что чума и в 1738 году опустошила Цареборисовский приход.
В 1847 году от холеры умерло здесь только 5 человек, но от кори умерло 48 младенцев. В 1848 году от холеры умерло 109 человек; цинга в 1849 году похитила 22 человека.
Что касается до бедствий, какие испытал город Борисов, впадая, по выражению пророка, в руки человеческие, то прежде всего надобно сказать, что во время всеобщего расстройства России, самозванец Лже-Пётр в 1610 году занимал Цареборисов, и Цареборисовские стрельцы, волею или неволею, ходили тогда вместе с ним в Путивль, а оттуда в Тулу, где самозванец был разбит и пойман. После того Борисов город несколько времени оставался в запустении, и оттого долго назывался Борисовым городищем, даже и после занятия его стражею, которую видим здесь в 1633 году. Со времени построения Чугуевской крепости, т.е. с 1639 года, в Борисов присылали стрельцов и станичников из Чугуева, для наблюдения за Татарами. Но так как, по одному положению своему на край степей Крымских, Борисов был опасным местом: то Чугуевцы неохотно отправлялись сюда, и несколько раз испрашивали себе, как милости Божьей, увольнения от содержания стражи в Борисове. Борисов был сколько важным, столько же и опасным местом и по другой особенности своей. Через него проходила посольская дорога в Крым. Послы останавливались в Цареборисове как для отдыха, так и для получения распоряжений Правительства.
Здесь была оберегательная застава против чумы; проезжающий с юга окуривали своё имущество, а послы, сделав списки с своих бумаг, подлинники предавали огню, списки же, подвергнув окурке, передавали на другую сторону заставы для немедленной отсылки. Эта особенность местности была причиной как раннему основанию Борисова города, так и тому, что часто нападали на него, кроме татар, шайки воров и грабителей, иногда по распоряжению польских панов и чиновников.
Отписка Валуйского Воеводы 1644 года в Чугуев: «июля 4 посылал он в Валуйки до Святогорского Монастыря для проведыванья Атамана… Июля 6 были они в Княже Иванове Луке и в том месте разгоняли их воровские люди Черкасы. Июля 12 посылал он до Святогорского Монастыря… И сказывал им Святогорский старец Иов. В июле приходили к ним в Святые Горы Черкасы 8 человек и сказали им: пришли они из Мордвы все 70 человек и дожидаются громить Крымских гонцов и Государевых Посланников… Оприч тех Черкасов 70 человек иные воровские Черкасы лежат около Святых Гор по Донцу и около посольской дороги многие люди». Отписка из Белгорода 1644 года «Июля 22 наехали за рекой Осколом сакму, прошли воры Черкасы, прошло человек 300». По статейному списку 1642 года «в феврале сего приходили на реку Донец и посланника (Крымского Хана) разгромили и побили Запорожские Черкасы из порубежных городов королевства Польского – из Мир-городка, из Жигимонтова, из Полтавы; а атаман у них был Грицко Торский». Посланник Мегмет Чауш и 6 человек свиты его были убиты, брать его Мустафа Челебей и другие ограблены.
При таких местных условиях Борисова города, трудно было удержать в нём русскую стражу. Другое дело – черкасы того времени, которые привыкли к боевой, тревожной жизни. Естественно было и то, что царь рад был, когда Донские казаки вызвались жить в Цареборисове, хотя до 1647 года начальство строго предписывало Борисовцам остерегаться сношения с донцами. В 1657 году видим в Борисове черкасов и русских людей, и в этом же году прислано было царское жалованье «новоприборным Русским людям» и казакам, «пришедшим из разных городов». В 1666 находим в Борисовом городе троякого рода жильцов – Донских казаков, русских людей и черкасов. Но если и Московские русские люди не очень мирно жили с черкасами, то ещё менее можно было ожидать мира от донцов того времени. Эти обиды со стороны донцов, и особенно их начальников, были причиной тому, что в 1668 году Цареборисовские черкасы принимали сторону бунтовавшего гетмана Брюховецкого. Но чрез два года после того явились в Цареборисов ватаги донцов, овладели городом и навели такой страх на порубежных русских воевод, что Белгородский воевода немедленно выслал из Острогожска «Полковника Рейтарского строя Михаила Гопта и Сумского полковника Герасима Кондратьева с полками их и иных полков с многими ратными людьми к Цареборисову городу». Чугуевскому воеводе велено было, соединясь с полковниками, идти «на воров и клятвопреступников». Однако скоро дело кончилось без больших трудов. Оказалось, что в Цареборисове было донцов не больше 150 человек. По Чугуевской переписке, из которой заимствуются эти сведения, не видно, что побудило донцов поднять эту тревогу. Вероятно, дело стало из-за того, что правительство, по событиям 1668 года, узнав в Цареборисовских донцах ненадёжных слуг царских, хотело или вытеснить их из Борисова или подвергло их другим наказаниям, и те призвали на помощь себе новые ватаги с Дона. По крайней мере, по бумагам последующего времени в Борисовом городе видим мы не донцов, а переселенцев и выходцев из России, хотя управление последними по-прежнему было отдельное от управления черкасами, которыми управлял сотник.
По отписке Степана Звегинцева в Чугуев «Декабря 16, 189 (1680) года, приходили в Цареборисов Татаров человек 100 и больше, и Цареборисовских жителей, многих людей, в полон побрали и животинные стада все отогнали и Государевы крепости надолобы проломали ниже Бахтина колодезя». В это время захвачено в плен 16 человек, в том числе Иван и Елисей Емченки и Иван Сезененко. На другой день, 17 декабря, татары захватили ещё 3-х человек за Осколом.
«В нынешнем 189 (1681) году в январе», так писал Борисовский голова в Чугуев, «приходили к Цареборисову Татарове, человек 200 и больше, и многих людей Цареборисовских в полон побрали, а мещан осталось в Цареборисове малолюдство, с отписками в города некого посылать, а козацкий (Черкасский) Сотник Матвей Редька с своими козаками в город на караул не ходит и в отъезд на караул козаков не посылает».
Это нападение татар было 13 января, и они увели тогда 24 человека Цареборисовцев и почти одних черкасов, притом людей пользовавшихся известностью, как то: Якова Коломийца, Ерёму Бегуненка, Максима Евтушенка и Лариона Дзюбаного.
«Писал ко мне, говорит полковник Григорий Донец, полку моего Цареборисовский Сотник Матвей Радко: февраля 16 (1681) года под Цареборисов город снизу Донца от Репиной Ямы подгонялись Татары, а было их человек 100 и, бывши под Царевым пошли вверх реки Нетриуса». В этот раз они захватили 12 человек Цареборисовцев и двух убили; между взятыми в плен были: Максим Шумейко, Кондратий Кобыляцкий, Григорий Емченко, Лаврентий Радченко и Павел Пугачёв; иные из них взяты за Осколом на Князь Ивановой Луке. «Були Татаре под Царев из бору чрез Оскул», доносил тогда же Изюмский Сотник Савелий Лебежчик».
Наказной сотник Царевский доносил наказному полковнику Гавриле Могилке: «были Татаре под Царевым и 21 ч. (1681) взяли в полон трёх человек».
26 декабря 1681 года полковник Григорий Донец писал генералу Косагову: «Могилка (Савинский Сотник) ходил за Татарами, которые были под Цареборисовом, а под Изюмом не бывали. И он, Могилка, пишет, что за теми Татарами ходил он за Торец и не мог их достигнуть, и что небольшие люди были».
В феврале 1682 года князь Пётр Иванович Хованский писал в Чугуев: «Января 31 писал ко мне в Курск из Белгорода Окольничий и воевода товарищ мой Пётр Дмитриевич Скуратов, по письму Григория Донца: января 29 воровские Татары были под Цареборисовом и взяли в полон человек 50 и больше». Затем предписывает немедленно выслать копейщиков и рейтаров в Харьков, под опасением строго отвечать за злодейства татар.
Константин Донец воеводе Неплюеву писал: «Сентября 26, 200 (1691) года, прислал к нам в Изюм из Царева Борисова Сотник Лаврентий Иванов (Самборский) с вестями, что сентября 26, будучи жители Цареборисовские со звериною добычею в бору за рекой Осколом, с нагайской стороны видели татар, человек з 40 и больше, и шли тайным обычаем под с. Радьковку». По донесению «Лариона Герасимовича Деменки» татары «перешли Донец за 3 версты выше Цареборисова» и пошли вверх по Осколу. Цареборисов остался цел, но Радьковцы пострадали.
Последнее нападение татар на Борисов было в 1737 году.
По ревизии 1732 года в Борисове 380 душ муж., в том числе 14 подданых Сотника Андрея Лаврентьевича Самборского.
Метрики Николаевского прихода начинаются с 1729 года, а Богородичного с 1768 года.
<<предыдущая||содержание||следующая>>