ВОЛЬНЫЙ КУРГАН
Некогда важный город в ряду городов московской сторожевой лини на юге, ныне слобода, омываемая заливом Ворскла и самым Ворсклом. В 1640 г., в одно и тоже время, как воевода Василий Толстый занимался построением города Хотмыжска, товарищ его Гаврило Бокин строил гор. на Вольном Кургане, и вооружил его 9-ю пушками. На построение того и другого города отпущено было из казны 13532 руб., сумма огромная по тогдашнему времени. Вольный Курган после того был центральным местом для селившихся близ него военных поселений. В 1764 г. в официальной бумаге писали: «в гор. Вольном церковь соборная Успения Пр. Богородицы построена и давних годах государевым коштом. Она была прежде на руге его с 169 (1661.) г.; по грамате вел. Государя Царя и Вел. Кн. Алексея Михайловича определено было тоя церкви священнику Герасиму Андрееву жалованья по 5 р., по 7 четв. ржи, овса тож, из государевых житниц. Приходских дворов в то время при той церкви не было. Жалованье денежное и хлебное в котором году от Вольновской Воеводной Канцелярии дачею отставлено и по кавому указу, никто не припомнит».
«Тому лет со 100 как построена в Вольном за городом на полугоре церковь Божия Знамения Пресв. Богородицы; ныне она ветха и водою подмыта и похилилась». Так писали Вольновцы в своей просьбе 1736 г., когда испрашивали и получили разрешение перестроить храм на другом месте.
В ведомости о церквах 1764 г. сказано, что первый храм Знамения построен в Вольном в 1646 г. на иждивении прихожан-одводворцев, что в тоже время воевода князь Никифор Белосельский отвел в пользу причта, который был тогда один, дикое поле, и что против выписи князя Белосельского причт ныне пользуется только половинною частию земли, а другую присвоили себе прихожане. Знаменский храм по ветхости давно закрыт.
Закрыты и другие храмы, бывшие в Вольном. Под крепостными актами гор. Вольного 1721 г. видим подписи Вольновского Николаевского священника Прохора, вольновского Ильинского священника Порфирия, вольновского Дмитриевского священника Сильвестра, и вольновского Космо-Демьяновского священника Иоанна.
О Николаевском храме г. Вольного находим в делах сведение, что он сперва был придельным Знаменского храма, потом построен отдельно вместо храма Пр. Илии. В храме Успенском доселе хранится евангелие М. п. 1711 г. с надписью: «1713 г. окт. 18 сие св. евангелие подал по обещанию для поминовения родителей своих в церковь Знамения Пр. Богородицы да Николая Чудотворца вольновский казак Семен Андреев сын Козаринов; куплено за его деньги 5 р. и 20 алтын в слоб. Пнсаровке в ярмарку сент. 8 713 г.» Впрочем по ведомости генерального межевания 1785 г. в с. Стрелецкой (ныне дер.) храм св. Николая с 217 муж. 169 жен., однодворцев.
С 1671 г. первым священником храма Пр. Илии, по желанию вольновских стрельцов, был священник Антпоний — в последстви основатель вольновского Троицкого монастыря.
Вольновский Дмитриевский священник 1721 г., по всей вероятности, был священником Дмитриевского храма Тарасовки.
По ведомости генерального межевания в слоб. Пушкарной (ныне дер. писар. прихода) храм св. Василия с 77 муж. 75 жен., душ однодворцев. Последним вероятно заменен вольновский Косьмо-Демьяновский храм.
Ныне при Успенской церкви 3 класса 66 дес. земли.
По числу храмов, бывших в г. Вольном, можем видеть, что нынешнее население Вольного далеко меньше населения давних времен. По ведомости о числе лиц муж. пола, живших в Вольновском уезде с 1719 г. можем видеть, что вообще население русских в бывшем Вольвовском уезде было в 1719 г. гораздо значительнее, чем оно ныне есть. Это произошло от того, что русские боярские дети, иначе однодворцы, получив дозволение продавать из участков своих лишнее, продавали и необходимое, так что оставались сами без земли и потому должны были искать себе средств к жизни в других местах.
Представляем любопытную ведомость о населении Вольновского уезда 1719 г. и для сравнения ставим ее в ряд с населением 1850 г.
|
Число душ муж. п. 1719 г. |
Число душ муж. п. 1850 г. |
Город Вольный |
273 |
2219 |
Казацкая Стрелецкое |
1218 |
|
Казацкая Пушкарное |
||
Станичное |
230 |
412 |
Тарасовка |
782 |
797 |
Дерновая |
293 |
411 |
Славгородок |
465 |
- |
Пожня |
209 |
468 |
Печины |
429 |
573 |
Ницаха |
509 |
318 |
Люджа |
584 |
416 |
Верхолюджа |
752 |
425 |
Каменецкая |
549 |
412 |
Катанская |
444 |
312 |
Рябовка |
6 |
26 |
Добреньское |
159 |
561 |
Порозок |
413 |
250 |
Верхопожня |
- |
277 |
Солдатское |
581 |
1173 |
Мезиновка |
1 |
374 |
Крамское |
146 |
364 |
Обратеница (Александровка) |
25 |
302 |
По ведомости генерального межевания в Казачей (Вольном) 1133 муж. 1161 жен., 4345 дес.земли. Кроме того в Стрелецкой и Пушкарной 4385 дес. земли.
Вольновцы старого времени обязаны были постоянно стоять на стороже против татар и поляков. Особенно в начале освования г. Вольного татары сильно домогались прогнать русских с Вольного кургана. В 1640 г. они три раза подступали под город. О последующем времени кое что находим в Чугуевской перешиске. Так 24 апреля 1647 г. воевода Никифор Леонтьев писал с Вольного в Чугуев: «прибежали сторожи с Мокрой Прости; на утренней заре за р. Ворсклом объявились огни и люди и в 3 часу дни оказались в степи люди, человек до 100 и больше». Июня 3 Леонтьев извещал, что посланные им станичники «на сагайдачный шлях, за р. Боровою», июня 1 за час до вечера встретились с татарами, которые «гонялись за ними». В 1646 г. августа 11 «в ночи прибежали в город на Вольное сторожи с мельницы и сказали: были, они на карауле у надолоб; в 1 часу ночи приезжали к надолбам воинские люди татары. Харьковский полковник Лаврентий Шидловский писал: «в 711 г. с полком был я. на приступе под Вольным городом, в котором сидели воры и изменники Запорожские казаки, и оный город взят штурмом».
В 1810 г. в овраге Вольновского кургана, на правом берегу р. Ворскла, после сильных дождей, найдено массивное кольцо чистого золота, весом в 3 1/2 фунта. Оно представляло круглый, по краям расплющенный жезл, который свит в два кольца, расплющенные и в виде змеиных головок изваянные оконечности сходятся под внутренним кольцом. Назади головок на плоском месте вытеснены изображения оленя, рыси и вепря, а за ними чешуя. На нижней стороне против этих изображений начертаны какие-то буквы, но которых никто не разобрал. По всей вероятности это памятник язычества — принадлежность идольского жреца.
<<предыдущая||содержание||следующая>>