ПЕРЕКОП
При вершине р. Мжа, в 10 верстах от города Валок на северо-западе.
Через нынешний Перекоп идет старинный Мурафский шлях; этой дорогой татары обыкновенно врывались в Россию. Против их набегов устроен был Перекоп — широкий и глубокий ров с валом. «А меж Мжа и Коломака на Мурафской дороге — рву версты с три; а ров в ширину саж. с полторы, а в глубину сажень, а инде больше». Так говорит Книга большого чертежа. Перекопский ров, еще целый, и ныне имеет почти ту же самую глубину, какая назначена ему в Книге большого чертежа. Боевой стороной обращен он на юг, на Крымский Перекоп. Местами видны по вершине вала правильно расположенные впадины и площадки для тяжелых орудий. И еще на памяти старожилов находили во рву чугунные пушки. Уже и потому, что этот вал описан в Книге большого чертежа, очевидно, что на протяжении 3 верст он устроен был раньше царя Михаила. Но нынешнее протяжение его в одну сторону, к Донцу, идет более чем на 80 верст, а в другую — до Рублевки. Вал идет от Перекопа через Левендаловку, Снежков Кут и потом, исчезая, является около Гуляй-поля, где вытягивается между вершинами Джгуна и Берестовой. Там линия его соединяется с береговыми укреплениями Донца. На юго-запад, до Рублевки, тянется он верст на 30. На этом протяжении построение его относилось к 1675—1681 гг. В Чугуевском архиве уцелела часть переписки о построении сего вала, важного для времени разбоев и грабежей Крыма.
Перекопский вал, соединясь с береговыми укреплениями Донца, под защитою казацкой стражи был военною линией, тянувшейся от Перекопа по Донцу до самого Изюма. Вот одна отписка полковника Константина Донца к Белогородскому воеводе, которая объясняет место и значение перекопской линии. «В нынешнем 189 (1681) г. июня 20 писано ко мне в полк,— велено мне в новом Перекопе и по новостроенной черте по причинным местам поставить заставы, а самому итти со всем полком в Харьков. И я в Новом Перекопе Валковской и Одринской сотни казаков для заставы оставил и велел им новопостроенной черте и причинных мест оберегать накрепко; а со всем полком с Новоперекопу пришел в Харьков июня 22 числа» .
Время, с которого начали продолжать старинный Перекопский вал, видно из отписки кн. Якова Семеновича Барятинского. От 2 июля 1679 г. князь требовал к себе чугуевских старожилов, которые «досматривали валоваго дела, с воеводою Борисом Александровичем (Репниным, около 1666 г.) и которые были в тех же урочищах во 183 (1675) г. с Андреем Щепетевым». По донесению авг. 1673 г. царскою граматою предписано было собрать в Белгородском полку с 10 дворов по человеку «на воловое дело и нынешния осени сделать валу всякому человеку по сажени». В отписке 10 сент. 1679 г. говорится: «Видели с валу валковские сторожи сент. 7 дня воинские люди Татаре с 2000 пришли к Валковскому валу». В архиве сохранились две росписи 1681 г. харьковцам и поселенцам Харьковского полку, которые «высланы для валоваго дела и в Изюм для городоваго дела». По отписке от 26 февр. 1681 г. видно, что в этом годуделали «выше Изюма за валом лесныя засеки до Берецкаго устья». Вал от Перекопа до Рублевки, так как линияего шла по границе Полтавскаго полка, указом от 7 марта 1682 г. предписано гетм. Самойловичу строить со своимиполками, но от 30 марта 1682 г. Самойлович доносил, что он со своими полками не в состоянии докончить вала, идущего от слободских до малороссийских городов. Вероятно,окончили его (до Рублевки) с помощью слобожан.
Полковник Григорий Донец писал в 1689 г.: « И я, господине, полку своего с Харьковскими и Золочевскими казаками стою на валу у Деркилева рогу, а Ольшанцы и Перекопцы и Салтовцы поставил на заставе на черте за Перекопом, на Мурафском шляху; против робленой могилы; также Мерефянцев и Соколовцев поставил у Валковскаго городка по причинным местам по черте ж». Сл. о Змиеве примеч. 8. Что военная черта от Перекопа шла до самого Изюма, это видно, например, из следующей отписки: «197 (1689) г. Авг. 22 д. приехал на Изюм Демьян Компанейщик, который был вожем с стольником и полковником Иваном Сасовым (острогожским полковником) до Самары к Новобогородицкому городу, и сказал: наехали они вверху р. Береки шлях воинских людей Татар Авг. 21; а тот шлях пошел на Сухую Береку под Бугаев пристен... А знатно пошли они под новопостроенные городки, которые построены по р. Донцу и валу». Или: «Лета 198 Сент. 22 (1689) по новопостроенной черте в Савинск, в Балыклею, в Андреевы лозы, в Бышкин, в Лиман воеводам и приказным людем память».
Что касается до Мурафского шляха, который пересекался перекопским рвом, то это был татарский путь кровей, самая старинная и самая торная дорога, которой татары входили в Россию, предавая жителей мечу или плену, а то, чего не могли захватить, отдавая огню. В Слободскую Украйну она входила между верховьями р. Березовой и Братеницы, затем шла в 3 верстах от Кадницких яруг и, пересекая вершину Мерчика, шла к Перекопу. От Перекопа проходила близ вершины речки Шляховой, получившей от нее свое имя, и здесь разделялась на две ветви: правая шла к Днепру по берегу Коломака и за Днепром поворачивала налево в Крым. Левая линия от р. Шляховой шла к Снежкову Куту и к верховьям р. Берестянки, Берестовой, Оре-ли, Самары в Крымский Перекоп. Почти на всем протяжении своем Мурафская дорога идет по плоскому хребту, из которого на обе стороны вытекают реки, речки и источники. Хребет, или точнее плоская возвышенность, начинаясь на севере Курской губернии, простирается до Азовского моря, по местам понижаясь в уровень с плодоносными равнинами, идущими по сторонам хребта.
В статейном списке (посольском журнале) 1681 г. читаем: «Из Ольшанска вышли октября 5 дня и ночевав на степи пришли на черту в городок Малые Валки, зовомый новый Перекоп окт. 6 по утру рано. Городок Валки устроен крепко».
По сим словам городок Перекоп построен прежде 1681 г., а по местному положению, вероятно, что он построен в одно время с охранной линией, т. е. около 1675 г., если только не прежде того. Укрепление перекопское в ведомости 1785 г. описывали так: «В сем месте небольшой четвероугольный редут о четырех бастионах, обнесен земляным валом, вышиною от горизонта в 2 саж., шириною в сажень». Само собою понятно, что со времен основания своего до 1785 г. перекопское укрепление потерпело много перемен.
Первый храм в военном Перекопе, посвященный имени Архистратига Михаила, построен был, без сомнения, в одно время с самим городком. В 1711 г. он был сожжен татарами, как увидим ниже.
В переписи 1724 г. снова видим: «Городка Перекопа церковь Архистратига Божия Михаила» с двумя священниками. Новый храм после сожженного построен был в 1714 г. Следовавший затем храм в 1798 г. освящен был во имя Св. Троицы, и в то же имя освящен он в 1850 г. перестроенный по новому, весьма красивому плану.
Утварь храма очень приличная. Церковной земли 91 дес.
Жители Перекопа, стоявшего на дороге кровей, так много страдали от татар, как едва ли кто-либо из слобожан.
В 1681 г. послы русские писали в своем журнале: «От жителей того города (Перекопа) слышали, что и прежде сего в 188 (1680) г. тот городок сожжен и пленным расхищеньем от крымскаго хана разорен... Жители говорили нам и жаловались со слезами, если де впредь от харьковскаго полковника тому городу и валовой черте будет такое же худое береже-нье и малолюдная сторожа: и они больше того жить не смеют, а хотят итти в рознь, кому Бог случай покажет».
В 1699 г. 9 марта Чугуевский воевода доносил, что по известию, полученному от полтавского полковника Искры, крымский хан с 30 000 войска и с 9 пушками идет в Россию и будет проходить Перекоп Коломацкий. По фамильным сведениям гг. Захаржевичей-Капустянских видно, что несчастный Перекоп не уцелел и в это время от татар, он частью был ограблен, частью и выжжен, а многие из жителей его уведены были в плен. «Прадед мой Иван Захаржевич-Капустянский, так писал в 1788 г. поручик Капустянский в дворянское собрание, пришел в Россию в Харьковский полк до 1680 г. и будучи в том полку за верную службу пожалован в местечко Перекоп сотником. Как же в тогдашнее время от неприятеля частыя были на Российские границы нападения и в одно разорены и выжжены были многия селения, в том числе и местечко Перекоп, и не малое число обоего пола душ забрато в плен, в которое время и прадеда моего дом сожжен, и имение разграблено, и некоторые из свойственников деда моего взяты в плен, по каковом разорении Иван Захаржевич-Капустянский с 1700 г. пришел в Изюмский полк» и проч.
Спустя 10 лет Перекоп снова и страшно был опустошен. «В 1711 г. 23 июля, доносил Соколовский сотник полковнику Квитке, от нахождения Крымской орды городок Перекоп разорен весь без остатку, а по ведомости тамошняго сотника Ивана Волошинова в том городку и на посадех жили дворов 270. А сколько душ числом вырубано и в полон забрано, о том справливаться не с чем, того для, что того городка обыватели от мала до велика, в полон забраны, со всеми их скоты и пожитки».
В 1724 г. видим опять в Перекопском приходе 162 двора, в том числе и сельцо Ковеги.
В новое время в Перекопе от холеры умерло в 1831 г. 72 человека, в 1848 г. — 53 человека, от цинги 1849 г. умерло 15 человек, 1834 и 1848 гг. памятны падежом скота.
Между священниками перекопскими известен октября 1786 г. священник Андрей Герасимович из фамилии дворян Смородских.
Число прихожан: в 1730 г. — 582 муж., 548 жен., в 1750 г. — 638 муж., 590 жен., в 1770 г. — 687 муж., 643 жен., в 1790 г. — 770 муж., 772 жен., в 1800 г. — 887 муж., 886 жен., в 1810 г. — 991 муж., 1004 жен., в 1830 г. — 1107 муж., 1187 жен., в 1850 г. — 906 муж., 957 жен. пола.
Благочестивая особенность древних прихожан перекопских: в 1732 г. видим в актах братчиков перекопской церкви Архистратига Михаила.
Достоин памяти казенный крестьянин Стефан Былец: будучи преклонных лет и по бедности не имея, чем благотворить храму, он посвящал свою старость на испрашивание доброхотных подаяний перекопскому храму с просительной книгой и собрал для храма Божиего до 2000 р. серебром.
<<предыдущая||содержание||следующая>>