СЛОБОДА КОЛОМАК

На берегах р. Коломака, при большой доро­ге из Харькова в Полтаву, в 21 версте от Валок на юго-запад.
Коломацкое городище времен дотатарских видим еще в акте 1571 г.
О начале черкасского Коломака говорит дошедшая до нас грамота царского наместника боярина Петра Шереметьева 1680 г. Помещаем здесь этот драгоценный памятник старины.
«Божиею милостию Великаго Государя Царя и Великаго Князя Федора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца и многих государств и земель восточных и западных и северных Отчича и Дедича и Наследника и Государя и Обладателя Его Царскаго Величества, ближший боярин и воевода и наместник Нижегородский Петр Васильевич Шереметьев стоварищи: Великаго Государя, Его Царскаго Величества, вновостроенный городок Коломак атаману Ереме Михайлову и казакам и мещанам и всему посполитству. В нынешнем 188 году били челом вы Великому Государю, Его Царскому Величеству: в городе де вас малолюдство, и те от приходу воинских людей разорены, и чтоб Великий Государь Его Царское Величество пожаловал вас, велел в тот городок на житье призывать свою братию черкас охочих людей и дать вам свою Великаго Государя Его Царскаго Величества обнадеживанную милостивую грамату по вашему черкасскому обыкновению. И Великий Государь Его Царское Величество указом ближнему боярину и воеводе и наместнику нижегородскому Петру Васильевичу Шереметьеву в тот городок на вечное житие призывать пришлых людей и сотнику Ереме Михайловичу в нововыстроенный городок Коломак призывать свою братию на житье, черкас с женами и детьми приходцов из Малороссийских Заднепровских городов, чтобы они в тот городок на житье шли, без всякаго сумнительства и на посаде дворами и в уездах селами и деревнями и всякими заводы строились и на милость Государя Его Царскаго Величества во всем были надежны. И сказывать им приходцам и обнадеживать, что те места жительству угодны, лесами и пашенными землями пространии и рыбными ловлями и зверными промыслы довольны. Да их же приходцев Великий Государь Его Царское Величество пожаловал в том новостроенном городке Коломаку воево­дам и приказным людям русским у них быть не велел лет с десять и больше, а ведать в том городку полковнику и сотнику и уряднику и ста­рине, кого они выберут своими вольными гласы. Да в том же новостроенном городку Коломаку торговать им самим и с ними ж в новостроенном городе и по ярманкам приезжим людем торговать всякими товарами безпошлинно; им же Коломацким жителям, кроме русских людей, держа шинки по своим прежним обыкностям безоброчно, и полковые службы не служить и податей и оброков никаких не платить, кроме того, что строить тот городок свой и место и селиться дворами, селы и деревнями и пашенныя свои земли распахивать и береженье держать для себя от приходу воинских людей; а после тех льготных лет винные варницы и шинки держать безоброчно против того, как пожалованы Белогородских, Сумскаго, Ахтырскаго и Харьковскаго полков полковники и полковые службы казаки. И дана им будет в то время Великаго Государя Его Царскаго Величества жалованная грамата за отворчатою печатью. А из Украинских городов русских беглых служилых и тяглых людей и боярских холопей и крестьян к себе не принимать и у себя их не держать ни которыми делы, а буде объявится, и их поймав отсилать в города, куда пристойно, и отдавать в тех городах воеводам и приказным людям. И атаману Ефиму Михайлову и всему посполитству, о призывании в новостроенный городок Коломак приходцев из-за Днепра и о всем чинить по указу Великаго Государя Его Царскаго Величества, как писано в сем обнадеживанном листу выше сего. Писан в обозе под Усердом у реки Тихия Сосны, у черемховой липи, лета от создания мира 7188 году Июля 24 дня.
Царскаго Величества ближний боярин и воевода и наместник нижегородский Петр Васильевич Шереметьев печать свою приложил».

По этой грамоте видим, что а) Коломак основался прежде 1680 г., в этом году он уже назывался городком, и в нем был сотник Иеремия Михайлов с казаками. По другим источникам, Коломак известен еще в 1668 г.  б) В 1680 г. в Коломаке было мало жителей, было «малолюдство», но потому, что населе­ние Коломака пострадало от татар; вероятно, вследствие той же войны Коломак называется новостроенным городком, т. е. крепость его разорена была неприятелем и после войны едва только была восстановлена. Потому атаман просил дозволения принять из-за Днепра новых жителей с правами и льготами черкасов. Атаман, конечно, уже знал, что заднепровские казаки, особенно жившие около Паволочья, раздраженные жестокостями Дорошенко, который «чего Турки в Украйне его не добрали, то чрез разосланных своих пограбил, тогда как прочие около Паволочья разбой и грабежи на дорогах делали», поднялись из сел и «в за днепровскую часть пошли», что началось 1676 г.14 Атаман коломакский не мог не знать и того, что «прежде жившие в заднепровских городах, а ныне живущие в малороссийских городах на сей стороне Днепра, не имеют у себя пашенных заводов, только их кормит и во всем нужды их призирает гетман из своей гетманской шкатулы», почему гетман просил царя поселить несчастных «в слободских угодьях». Этих-то людей имел в виду атаман. в) Что касается до укрепления Коломацкого, то в 1780 г. описывали его так : «На правой стороне р. Коломака и на левой речки Вязовой — редут о пяти бастионах, вокруг онаго земляной вал вышиною от горизонта и в заложении шириною в одну сажень, вокруг котораго сухой ров глубиною в одну сажень и шириною в две сажени, сделанный в давних годех; в нем две церкви деревянныя, первая — Успения Пресв. Богородицы, вторая Чудотворца Николая, третья за валом Вос­кресения Христова». Остатки рва и вала вид­ны еще и поныне.
Первый Успенский храм в Коломаке построен был, без сомнения, в одно время с крепостью.
В 1771 г. старанием и иждивением прихожан построена ныне существующая деревянная церковь Успения Божией Матери. В 1823 г. церковь сия укреплена каменным фундаментом и покрыта железом.
В библиотеке хранятся Апостол к. п. 1738 г., Минеи служебные 12 книг м. п. 1750 г.
В консисторском архиве сохранилась запись 1723 г. «гор. Коломака успенскаго попа Михаила приходу его детем духовным, которые испове­довались и не исповедовались с 1716 по 1723 г.», в числе первых исповедовавшихся записан «атаман Ярема Семенов Мураховец».
Первый Никольский храм в Коломаке построен был, вероятно, около 1680 г., когда явились здесь новые заднепровские выходцы. По гражданским документам коломацкий Никольский священник Федор Федоров был свидетелем купчего акта 1725 г.16 К 1744 г. Николаевский храм уже обветшал, и прихожане приступили было к починке его, но он сгорел, почему испрошено было благословение построить новый храм. В 1824 г. освящен был каменный храм во имя Святителя Николая с такой же колокольней. Постройка его производима была преимущественно на счет пожертвований при­хожан, из коих значительные пожертвования делали казенные крестьяне: Михаил Шапувал, поставлявший два года кирпич собственной выделки; Гавриил Чичибаба, своим иждивением сделавший пол и все окна в церкви; Петр Гороховатский, бывший в то время волостным головой, он, по усердию своему к святому делу, не упускал из виду ни одного случая, из кото­рого можно было бы извлечь пользу для храма. Из таковых случаев самый замечательный был в то время винный откуп, при отдаче коего сам Гороховатский пожертвовал на постройку церкви 1000 р. ассигнациями и других бывших при отдаче откупа расположил к благотворениям. Гавриил Чичибаба, благотворивший весьма много при постройке храма, не раз жертвовал в церковь разные вещи, из коих большая икона в серебренной ризе св. Николая особенно замечательна, как по ее живописи, так и по ценности; пред смертью же своей пожертвовал он на возобновление иконостаса 1000 р. ассигнациями. Казенный крестьянин Димитрий Бондарь купил потир в 140 р. серебром.
Метрические книги начинаются с 1774 г. , исповедные — с 1775 г.
Воскресенский храм освящен в первый раз в 1779 г. По преданию, согласному с ведомостью 1780 г., сей храм первоначально был приходским. Ныне храм сей остается кладбищным.
Древние обыватели Коломака, как войсковые обыватели, притом жившие невдалеке от татарских границ, много терпели превратностей и бед.
Грамота от 3 июля 1680 г. говорит, что жители Коломака «разорены от прихода воинских людей». В летописи о войнах Хмельницкого замечено, что в начале 1680 г. татары немалый вред нанесли слободам около р. Мерла, опустошили край на 30 миль и что они свободно вышли из оного края, «бо никто за ними не ходил». По Чугуевской переписке можем признать за верное, что несчастье с коломацкими жителями совершилось в конце генваря, когда татары выгнаны были из округа Харьковского полка полковником Донцом и пошли вон из России мимо Ольшаной18. Коломак находился тогда в ведении ахтырского полковника Фе-одора Сагуна, а Белогородскими воеводами были Петр Шереметьев и князь Петр Хованский. Не знаем, до какой степени справедлива летопись относительно ахтырского полковника и воевод в своем известии о начале 1680 г., когда случилось разорение Коломака; по крайней мере знаем, что во второй половине года, когда снова шли орды в Россию, ни полковник Сагун, ни воеводы не были беспечны, и коломацкий сотник Евстафий Подерня деятельно передавал тогда сведения о татарах и ахтыр-скому, и харьковскому полковникам.
По повествованию Самуила Велички, с 16­82 г. генерал и воевода Касогов с гадяцким полковником Михаилом Васильевичем по царскому указу производил размежевание земель полтав­ских и коломацких жителей, возбудившие потом много неприятностей и смут. Тогда оказалось: а) «в Коломацком городку жителей всяких чинов 200 человек»; Коломацкое укрепление в том году вновь было устроено; б) «Коломацкому городу земли, сенных покосов и всяких угодий вниз по р. Коломаку, меж р. Коломака и Коломацкаго лесу, от Кринице Свячение по Страшной брод, по Грашкову долину, в длину по мере» четыре версты и 900 сажень, поперек верста, а и в иных местах и меньше; в) против такого разграничения земли возражали не только полтавцы, но и гетман, который ссылался на размежевание границ Польши и России 1648 г. , впрочем, не совсем справедливо. Полтавские полочане и впоследствии при полковниках Жученке и Герцикове не раз вооруженною рукой хотели согнать колома-чан с земель их, считая эти земли собственными, но коломачане каждый раз обещали или перейти в другие места, или состоять в ведении Полтавского полка. Для удержания дерзких ахтырский полковник Перекрестов испросил царскую гра­моту, которою утверждены земли за Коломаком как городком Ахтырского полка; гетман Апостол в 1728 г. входил с протестом против последнего решения, но без успеха.
Эти происшествия объясняют, между прочим, и то, почему в 1687 г. видим гетмана Самойловича в Коломаке в самое печальное для него время. В июле сего года набожный Самойлович слушал в коломацком храме всенощное богослужение, как внезапно арестован был в самом храме, здесь же взят был и сын его Яков, и оба отправлены были в Сибирь.
В 1688 г. жители Коломака едва ли уцелели от проходивших вблизи Коломака татар, после битвы их с харьковскими казаками у Тумаева Рога; во всяком случае это не обошлось для них без сильных тревог.
В 1694 г. по случаю вторжения татар в Изюмский полк ахтырский полковник Осипов стоял с полком своим «около новой Перекопи, Высокополья и Коломака на бродах и перелазах», но татары поспешили убраться в Крым.
В 1709 г. во время Шведской войны Карл, разбитый в Городнянке, мстил за свою неудачу истреблением украинских слобод и, между прочим, сжег Коломак.
О бедствиях Коломака 1711 г. представляет нам сведения любопытное прошение коло мацкого священника. Священник пишет: «Вел. господину, преосвящ. Илариону митрополиту белогородскому бьет челом богомолец твой города Коломака Николаевской церкви поп Яков. В прошлом 1711 г. в приход воинских людей Татар и воров изменников Запорожцев тот город Коломак разорен без остатку и церкви Божии, что в том городку было, пожжено, и Никольская церковь, в которой я, богомо­лец твой, служил, сожжена. И я, богомолец твой, с женою и детьми иман в полон и был в полону в гор. Карасове в неволи по се время. И из той неволи ныне в октябре мес. выкупили меня, богомольца твоего, гор. Карасова Греки Ян да Илья, а откупу дали за меня 170 талярей и отпустили меня из той неволи за поруками сроком, а жена моя с детьми и ныне в неволи, на откупе, в с. Каракупе; а откупа за ту жену мою с дочерью просят 300 талярей. И ныне я в том городку Коломаку в приход свой Николая Чудотворца с мирскими требами вхо­дить, так и на искупление свое и жены своей с детьми у всяких чинов людей и у духовных особ просить без твоего архипастырскаго бла­гословения не смею. И ставленная моя грамата в тот воинский приход взята с пожитками моими». Архипастырем выдана была грамота как на право служения, так и на право собирания подаяний от 2 декабря 1712 г.
По ведомости генерального межевания 1785 г. в Коломаке показано 1830 душ муж. пола и 1830 жен. пола войсковых обывателей да 77 душ муж. и 78 жен. пола подданных черкасов, при 15 231 дес. земли, в числе которых 1565 дес. дровяного леса.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz