Город Харьков
ХРАМЫ
Ныне в трех частях города 12 приходских церквей. В средней: соборная Успенская, Троицкая, Ни колаевская, Крестная, Рождества Богородицы. За Лопанью: Благовещенская, Рождества Христова, Димитриевская. За р. Харьковом: Воскресенская, Архангельская, Вознесенская и Иерусалимская (вновь строящаяся). Кроме того, в Харькове 10 домовых церквей и 2 кладбищные. Домовые церкви: в университете, в семинарии, в духовном училище, в институте благородных девиц, в 1-й гимназии, во 2-й гимназии, у единоверцев, в тюремном замке, в обществе благотворительном, в Приказе призрения.
а) КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
1. Построение его и колокольни
В 1685—1687 гг. внутри крепости, саженей на 25 к северу от деревянного, уже обветшалого тогда Успенского собора, который видим по надписям еще в 1659 г., построен каменный, крестообразный собор с 5 главами, наказным полковником Авдием Григорьевичем с соборянами и освящен в 1688 г. митрополитом Аврамием. Так показывает опись харьковского Успенского собора 1724 г. В 1770 г. оказались в нем опасные трещины, почему он разобран, и на место его, по благословению преосвященного Самуила Миславского, в 14-й день мая 1771 г., заложен нынешний храм, по плану и фасаду московского храма Св. Климента, квадратный, о пяти главах и стольких же престолах. Попечительностью протоиерея Михаила Шванского и церковного старосты поручика Федора Анастасьевича Грекова вся постройка его окончена в 1778 г. В 1780 г.
27 сентября освящен главный престол Успения Пресвятой Богородицы преосвященным Аггеем. При сем освящении присутствовал генерал-фельдмаршал граф Петр Александрович
Румянцев-Задунайский, прибывший в Харьков для открытия Харьковского наместничества и присутственных мест. Открытие присутственных мест последовало сентября 29 дня.
В 1818 г. в память знаменитых побед всероссийского воинства под личным предводительством государя императора Александра Благословенного и двукратного взятия Парижа соборяне и граждане г. Харькова, преимущественно соборного прихода, по предложению протоиерея Стефана Антоновского, в собрании своем 12 ноября положили воздвигнуть колокольню с наименованием ее Александровскою и, учинив первоначальную подписку, простиравшуюся до 12 тыс. серебром, предложили профессору архитектуры Евгению Васильеву, составить проект фасада и план колокольни в величественных размерах, с теплой внутри оной церковью. По составлении плана и одобрении его строительным комитетом колокольня, по разобрании старой, заложена преосвященным Павлом августа 2 дня 1821 г. Для осушки стен и окрепности строения громадного постройка продолжалась с промежутками времени и неспешно.
В 1833 г. 5 ноября освящен устроенный в ней главный престол во имя Богоявления Господня, а 12 ноября — придел во имя Св. Великомученицы Параскевы преосвященным Иннокентием Александровым.
В 1841 г. 1 октября, по совершении крестного хода из Покровского в Успенский собор преосвященным архиепископом Смарагдом и по совершении молебствия и окроплении св. водой, крест, обитый вызолоченными через огонь медными листами, взнесен и утвержден на колокольне московским мастером Лукиным при чрезвычайном стечении народа.
Фундамент колокольни углублен в землю на 14 саж., высота ее от цоколя с крестом 42 саж.; кирпича употреблено 3 500 000, а связного железа — до 4000 пудов. Вся постройка ее с теплою внутри оной церковью обошлась собору в 110 тыс. серебром.
б) ТРОИЦКИЙ ХРАМ
Прежде существующего каменного Троицкого храма был в Харькове деревянный Троицкий храм. По делам консистории видно, что в 1726 г. при Харьковской Троицкой церкви были уже два священника Павел Степанов и М ихаил Павлов, известный по Куряжскому акту 1719 г. После того были священниками зять М ихаила Павел Копейчик и (с 1743 г.) внук Павлов Борис Янкевич.
Надпись на каменной доске, вделанной в стене при входе в Троицкий храм, говорит:
«Во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы, а в пределе Рождества Пресвятыя Богородицы, начался сей храм строиться в 1758 годе месяца Июля 27 дня, за державы благочестивейшия великия Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, при Наследнике Ея благоверном Государе Цесаревиче Павле Петровиче, благословением преосвященнаго Порфирия епископа Белгородскаго 3 — присмотром иереея Бориса Янкевича. А окончен и освящен 1764 года месяца Мая».
По старым описям значится, что церковь устроена «старанием прихожан», но каких именно, не видно. Потому имена благотворителей, участвовавших в сооружении храма, остаются ведомыми одному Господу.
До 1835 г. Троицкая церковь была окружена постройками обывателей до того, что с Рыбной улицы от дома купца Карталова ее закрывали ветхие избы одного крестьянина, а с южной стороны — дом и двор мещанки Анны Ждановой. В 1835 г. церковный староста, купец Алексей Ханайченков приобрел первое место для церкви за 6000 р. ассигнациями, как необходимое для выгод и внешнего благолепия храма. На приобретенном месте, равно и на бывшем уже церковным, устроены тем же старостой три жилые комнаты с лавками.
С южной стороны, по Троицкому переулку, устроен в 1820 г. деревянный на каменном фундаменте дом, покрытый железной крышей, старанием церковного старосты купца Алексея Быковцова.
В 1840 г. приобретен покупкой двор и дом мещанки Анны Ждановой и в следующем году на месте ветхой кухни устроен каменный флигель о трех комнатах. За двор и дом Ждановой заплачено 10 000 р. ассигнациями, которые собраны церковным старостой Ханайченковым от доброхотных дателей-прихожан.
В 1838 и 1843 гг. на место бывшей каменной низенькой ограды устроена ограда железная с чугунными колоннами и двумя железными решетчатыми воротами. Суммы употреблено около 40 000 р. ассигнациями, которая собрана во время самого производства работы от жертвователей старанием купца Алексея Ханайченкова.
в) НИКОЛАЕВСКИЙ ХРАМ
В первый раз основан был в одно время с основанием города и не позже 1655 г., так как он занимал место у самой стены города. По Ахтырским актам видим в 1707 г. Харьковской Николаевской церкви протопопа Александра Петровича. Петр Великий в проезд свой через Харьков в 1709 г., приняв Николаевскую церковь за соборную, присутствовал в ней при богослужении.
Каменный храм Святителя основан в 1764 г. июля 6 дня преосвященным Порфирием, а освящен в 1770 г. преосвященным Самуилом.
К главной церкви в 1833 г. пристроен придел во имя Св. Пророка Илии, освященный преосвященным епископом Иннокентием (что ныне Екатеринославский) в 1835 г. июля 29 дня. Потом в верхнем этаже устроены два теплых престола: главный — во имя введения во храм Пресвятой Богородицы, освящен тем же преосвященным Иннокентием в 1834 г. октября 26 дня, а второй придельный — во имя Святителя Митрофана, освящен в 1834 г. ноября 4 дня.
г) ХРАМЫ КРЕСТА ГОСПОДНЯ И РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ
Оба первоначально кладбищные и построены были за чертой города согласно с указом
1771 г.
Нынешний каменный храм Креста Господня в 1783 г. освящен был на кладбище во имя Св. жен Мироносиц. Надобно при этом вспомнить, что в 1701 г. для Куряжского монастыря куплена была книга «на общие гроши сестр Мироносиц, жителей гор. Харькова», так говорит надпись на книге. Как долго и в каком виде существовало это общество благочестивых жен после 1701 г., неизвестно. Но почти несомненно, что живая память об этом обществе подала мысль построить на кладбище храм в честь Св. жен Мироносиц. В 1803 г., при умножении населения Харькова, храм обращен в приходский. В 1809 г. попечением купца Ивана Тараканова устроены в нем приделы во имя жен Мироносиц и Св. Николая с посвящением главного храма славе Креста Господня. С 1837 г. весь храм был перестроен и освящен в 1841 г. На эту перестройку купчиха Параскева Тамбовцева пожертвовала 5140 р. серебром; купец Иван Киткевич — 1375 р. серебром; помещица Анна Николаевна Безпальчева, попечитель надворный советник Крамаренков и церковный староста Иван Чекалов — по 1258 р. серебром.
В 1810 г. освящен на другом кладбище каменный храм в честь Каплуновской иконы Божией Матери. В 1841 г. он возобновлен, устроен теплым и, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, сделан приходским.
д) БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР
Храм Благовещения Богоматери за р. Ло-панью, с 1846 г. соборный города Харькова, в первый раз построен был не позже 1655 г. По Куряжским записям 1701 и 1713 гг. известен Харьковский Благовещенский священник о. Павел, а в записи 1720 г. видим «за рекою Лопанью парафию Благовещенскую»12. В архиве консистории метрики Благовещенской церкви начинаются с 1727 г., и уже в этом году при ней два священника Симеон и Иоанн. В архиве церковном находится увещание Святейшего Синода, напечатанное в московской типографии славянскими буквами 1722 г. с надписью: «Благовещенским Стцем Павлу да Симеону». Кроме того, в церковном архиве хранятся: а) манифест Екатерины I о смерти Петра I и о восшествии ее на престол и формы ектений 1725 г.; б) указ Петра II о смерти Екатерины I и о восшествии его на престол 1727 г. мая 12 дня, с формой возношения царской фамилии. Две другие формы того же года, печатанные в С.-Петербурге, одна — 1 июля, а деревянный с тремя главами, вместо ограды обнесен тыном, колокольня рубленная деревянная.
Ныне существующий каменный храм основан в 1789 г. 10 июня и освящен 1794 г. октября 8 дня. Сей храм, подобно древнему деревянному, с одним престолом. При отделке его значительные благотворения сделал подполковник Михаил Иванович Батузатель, который на свое иждивение подрядил вызолотить лучшим червонным золотом иконостас, жертвенник, горнее место, сень над престолом и главу на церкви, за что заплатил 850 р. серебром; а надворная советница Анастасия Петровна Дунина в 1831 г. устроила на местные иконы Спасителя и Богоматери серебряные шаты с вызлащеннымн венцами в 3000 р. ассигнациями.
Усердием церковного старосты купца Михаила Нехаева устроены на две иконы — храмовую Благовещения и Николая чудотворца — серебряные вызлащенные шаты с таковыми же венцами, всего на сумму 2820 р. ассигнациями.
В 1836 г. началось построение придельных храмов Св. Мученика Иоанна Воина и Св. Великомученицы Варвары, а окончены постройкою в 1839 г.
Главным действователем в построении сих приделов был купец Александр Дмитриевич Скрынников, который, быв прежде 13 лет церковным старостой, в 1836 г. избран был попечителем для построения приделов.
В 1844—1846 гг. устроен новый иконостас в храме, на что употреблено около 3000 р. сер. Купец Александр Скрынников устроил при сем серебренные ризы на две иконы иконостаса, ценою в 600 р. серебром.
е) ХРАМ ДИМИТРИЕВСКИЙ ЗА Р. ЛОПАНЬЮ
Когда построен был первый храм Великомученика Димитрия в Харькове, доподлинно неизвестно. Пожар, истребивший в 1804 г. деревянный храм, истребил и документы его. По сторонним документам открывается, что а) в 1710 г. храм сей уже существовал, так как в этом году Куряжская запись говорить о причетнике Димитриевской церкви; б) Димитриевский священник Григорий Витинский в 1739 г. писал, что отец его священник Петр Федоров «служил в Харькове на посаде при церкви Св. Вел. Димитрия», начав служение свое назад тому «больше 50 лет» и в 1731 г. принял монашество в Покровском монастыре, где умер в 1736 г., а он, священник Григорий, священствует при той же церкви с 1719 г. По сему показанию Димитриевский храм в 1689 г. уже существовал.
Каменный храм Великомученика Димитрия основан в 1805 г. и освящен в 1808 г. Преосвященным преосвященным Христофором. При построении его многое жертвовал набожный ктитор его Григорий Григорьевич Топчиев, которого и портрет долго стоял в храме.
В 1841 г. заложена была теплая церковь в виде пристройки к прежней о двух престолах в память явления Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии и в память преставления Преподобного Сергия Радонежского чудотворца.
Надобно при семь заметить, что в 60 саженях от Димитриевской церкви, на площади, пред нынешним тюремным замком в 1785 г. было кладбище для трех залопанских приходов; тогда это место было «за городом», а ныне город подвигается уже на Холодную гору, и кладбище находится на Холодной горе, в соседстве с Лысою горой.
ж) ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ЗА Р. ЛОПАНЬЮ
По актам Куряжского монастыря видим:
а) в 1678 г. братчина Рождества Христова;
б) в 1713 г. «Стца Григория Ивановича, попаХарьковской Рождественской церкви». По переписям приходов 1724 г., при храме РождестваХристова два священника Андрей и Феодор.
В 1722 г. построен был новый храм РождестваХристова. Итак, первый храм сего имени основался не позже 1655 г.
По фамильной летописи г. Квиток «Февраля с 12 на 13-е (1731 г.) в полночь преизрядная церковь Рождества Христова в Харькове за рекою Лопанью згорела». После сего новый храм освящен был по указу 1735 г., а разрешение о построении его было дано еще в мае 1732 г.
Каменный, ныне существующий, храм Рождества Христова освящен в 1783 г.; в 1801 г. построены колокольня и в ней теплый храм Сретения Господня.
В недавнее время в главном храме устроен новый иконостас старостой купцом Федором Понома-ренковым (в 1824 г.); четыре местные иконы обложены сребренными вызлащенными ризами — даром почетного гражданина Козмы Никитича Кузина; чугунный пол куплен старостою Федором Базилевским (в 1818 г.).
з) ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Население местности за р. Харьковом, и именно за площадью, на которой стоят Вознесенский и Архангельский храмы, не принадлежит раннему времени: за р. Харьковом, на восточной стороне города опасно было жить тогда, как татары рыскали по юго-восточной степи. Потому и первый храм Вознесения Господня построен в Харькове не раньше 1675 г.
По Куряжским записям храм сей известен в 1687 и 1703 гг. Хранящийся в церковном архиве печатный указ с манифестом 1725 г. о кончине Петра I и о вступлении на престол Екатерины I, подписан так: «Харьковской Вознесенской церкви попу Иакову».
В 1733 г. архиепископом Досифеем выдан был антиминс в харьковский храм Вознесения Господня, т. е. в новый храм.
Ныне существующий деревянный храм построен в 1794 г.
и) ХРАМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА
Из просьбы прихожан Михайловской церкви 1740 г. видно, что деревянный храм Архангела Михаила в Харькове строился в 1711 г. и строителями его были: ктиторы Иван Ус, Петр Миргород и ключник Василий Савченко. Харьковец Андрей Молчан и изюмский судья Андрей Скочков пожертвовали при том по 100 р. каждый. На месте сего храма, на северной стороне нынешней церкви, стоит каменный памятник.
Каменный храм во имя Св. Архистратига Михаила строился четыре года. Основание ему было положено 1738 г. сентября 10 числа по благословению преосвященного Аггея, протоиереем Михаилом Шванским, а освящение совершено тем же протоиереем 1787 г. 6 сентября; строителем его был майор Григорий Мосцевый.
i)ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Первый храм сего имени построен в Харькове не позже 1655 г. Указом 1742 г. дозволено было построить храм Воскресения Христова на новом месте, так как «прежняя церковь, говорит указ, за давностию времени весьма обветшала, от чего службы Божией служить не можно». В 1725 г. Воскресенский священник Иоанн писал, что он посвящен к Харьковскому Воскресенскому храму в 1708 г., а между тем под просьбою 1719 г. подписался Воскресенский священник Стефан; следовательно, тогда уже были два священника при этом храме, что опять указывает на давность храма.
Ныне существующий каменный храм, основанный в 1795 г., освящен в 1797 г., но начальный фасад его закрыт пристройками, которые начаты с 1841 г. для его распространения. В западной пристройке — теплый храм с двумя престолами: во имя Св. Иоанна Предтечи и в честь Донской иконы Божией Матери.
<<предыдущая||содержание||следующая>>