Кое-что о древностях Харьковской губернии
Древности Харьковской губ., мало обращали на себя внимание ученых изыскателей и писателей; немного сделано и в смысле систематическим обзора наших вещественных памятников. Больше других работал в этом направлении известный исследователь и землевладелец нашей губернии Вадим Пассек. Он в 30—40 годах поместил несколько статей о монументальных памятниках нашего края в журнале Мин. Вн. Дел (1837 г. № 9, Курганы и городища в Харьковской губ.), в Харьковских Губернских Ведомостях (1841 г. № 37, Замечат. городища в Харьков., и Валковском уездах : Хазарское, Куколевское, Казаново, Донецкое, Салтовское, Валковское, Гуменное и Чугуево), в Русском Историческом Сборнике (1837 г. т. 1 кн. 3-я Заметка о курганах Изюмскаго и Харьк. уу. ;
1838 г. т. 2 кн. 2-я Курганы и городища Харьк., Валков, и Полтавск. уу.;
1839 г. т. 3-й Хазарское городище и ров на Муравской дороге), в изданных им Очерках России (1840 г. кн. 2-я Границы южной России до нашествия татар; здесь есть сведения о городищах Харьков, губ.). О здешних древностях писал также В. Н. Каразин в Историко-Статист.- Геогр. Журнале (1829 г. кн. 3-я Древности Харьк. губ.), в Харьков. Губ. Вед. (1839 г. № 19 и 20 0 Харьков. древностях ). Была еще статья Об остатках древних зданий в Слободско-Украин. губернии в 5-й кн. жур. Мин. Вн. Дел (Заметка о курганах в окрестностях г. Змиева и о Святогор. монастыре). Затем статьи: Г. П. Данилевскаго в Харьк. Губ. Вед. 1865 г. № 18 О разрытии кургана по имении Жмелин, в х. Петропавловском, Змиевск. у. Я. Голяховскаго Турецкая могила в г. Валках в X. Губ. Вед. 1867 г. № 29, Д. А. Самоквасова Заметка о народности курганов, изследованных в Курской губ. в 1872—1875 гг. в Статистическом Сборнике, изданном Курским Губерн. Стат. Комит. в 1877 г., вып. 1-й. Здесь упоминается и Харьковская губ. Н. Д. Борисяка: Несколько слов о новейших находках в Харьковской и Екатер. гг. в Трудах III-го Археол. съезда 1878 г. т. 2-й.
Вот, кажется, и все, заслуживающее внимания, что написано о наших памятниках старины, в виде отдельных работ, посвященных этому предмету. (Мы не говорим об отдельных заметках , преимущественно в Харьк. Губ. Вед., посвященных случайным находкам . Таких было немало. К числу бодее выдающихся относится сообщение о находке в 1863 г. свящ. сл. Нижней Сыроватки, Сумскаго у., Георгием Рнжевским нескольких металлических предметов , из которых три продолговатый фигуры с звездообразными украшениями на одном конце, Археологической Коммиссией, определявшей их , отнесены к разряду так называемых фибул и застежек; совершенно подобные застежки встречаются в франкских и алеманских могилах V—VШ столетий). Но чуть ли не более этих статей, вместе взятых, дает Филарет в своем известном Историко-статистич. описании Харьковской епархии. Описание это заключает в себе очень полный перечень местных городищ , курганов , земляных укреплений и т. п.
Бедна или богата наша губерния памятниками старины? На этот вопрос можно ответить так: она бедна письменными древностями, памятниками украинской домашней жизни и вообще быта, но зато богата монументальными памятниками более глубокой старины, обильна кладами и т. д. Таких остатков старины у нас гораздо больше, чем это принято думать. Если бы собрать потщательнее сведения о кладах, пещерах и пр., то перечень вышел бы довольно порядочный. В подтверждение сказаннаго приведем те сведения о кладах и находках монет в нашей губернии, который появились в местных губернских ведомостях в течении 1885—86 годов .
В корреспонденции из Богодуховскаго уезда, помещенной в № 95 „Губ. Вед." за 1885 г. сообщается:
В хуторе Павлово, находящемся верстах в 8 от Шаровки, в имении г. Хрущева, крестьянином Никитою Калюжным, при заволочивании им вспаханной земли, усмотрена была, на пространстве приблизительно 4 кв. сажень, разной величины древняя серебрянная монета, которую он с находящимися при нем внуками и начал собирать. Весть о находке клада с быстротою молнии разнеслась по хутору Павлово, состоящему из 30 дворов. Все жители от стараго до малаго бросились на место обнаружена клада, где в продолжении 4, 5 и 6 апреля почти всеми жителями производилась усиленная и оживленная работа над выбиранием обнаруженной почти на поверхности земли дорогой монеты. Каждый находил в изрядном количестве. 6 апреля в Павлово не замедлил явиться из ближайшей местности и скупщик монет, а 7 апреля монеты вынесено было на базар в сл. Хрущово-Ннкитовку такое количество, что ее мог приобретать каждый желающий. Вскоре же узнав о находке, в Павлово прибыл богодуховский исправник и полицейский урядник со старостою и сотскими. Найденной монеты автор корреспонденции видел в количестве более тысячи экземпляров. Вся она серебрянная, высокой пробы, пяти видов: 1) в рубль серебрянннй величиною—1652 года с надписью вокруг: AR. Rex. PHIL. IIII. D. Gr. Hisp. et Ind., с довольно рельефным гербом, мало поддающимся описанию, представляющим косое перекрестье двух каких-то, состоящих из несколько линий и черт с орнаментами, предметов. Из этого вида есть монеты на которых нет года, с непонятным для меня гербом , но с надписью же вокруг: Dei gratia Albertvs et Elisavet; 2) величиною в старинную 50-ти копеечную монету с (украшениями) орнаментами по средине и с надписью вокруг на одной стороне: GROS. AROEN. Sex. Rex. Polo. На другой стороне—бюст польскаго короля с надписью вокруг Sigis. Ill D. g. Pol. X. D. h.; 3) величиною в старый четвертак и 4) в 20 к. и 10 к. с указанным бюстом и такими же надписями; 5) серебрянные пятачки в половину меньше теперешняго нашего серебрянаго пятачка, но вдвое толще, овальной формы, времен Петра Алексеееича (царя), Ивана Васильевича—князя и царя и Василия Ивановича, (князя), надпись славянская, герб—Георгий Победоносец. До воспрещения продажи монеты, она продавалась различно: мелкая (пятачки) продавалась по две на копейку, 4-й вид—по 3 к. и 5 к., 3-й вид—по 10 к., 2-й—по 10 и 15 к., и первый—по рублю. По рассказам соседей в прошлом году Калюжным же будто бы на том же месте, где найден клад, выпахана была круглая каменная доска, которую он разсщепил в брусья для оттачивания ножей и земледельческих орудий. По тем же рассказам он выкопал и дорогую трубку, которую, как он говорил, "не продам и за сто рублей". Словом сказать, все жители Павлово подозревают Калюжнаго в том , что он выкопал богатый клад, о котором дети семейства Калюжнаго первые разнесли весть и они же говорили хуторянам, что монеты принесено дедом и отцами их два мешка и мерка. Предание о том, что около х. Павлово зарыт богатый клад, нисходит в глубокую старину и упорно держится до сего времени. Один из управлявших имением лет 15-ть тому назад, на основании этих слухов, производил раскопки, около веховой громадной сосны, им же до начала раскопки и срубленной; но клада не нашел. В настоящее время место где найден клад, представляет плоскость, прорезанную глубоким длинным и широким яром, имеющим направление с севера на юг долине Мерчика. Не так давно эти и окружные местности покрыты были непроходимый лесами, о которых свидетельствуют множество выкорчеванных еще на полях пней. Теперешнее население Павлова не помнит эти леса. В равных местах леса эти носили разные названия, напр: Сторожа, Чесный, Осадчий. В Чесном, деды рассказывали своим потомкам, жил Чесный—очень добродетельный человек. Здесь обнаружен клад. Следы от жилья в этой местности кое-где обнаруживаются по оставшимся осколкам стекла, кусочкам кирпича и пр. Что касается Сторожи, то о нем существует такое предание: побуждаемые жаждою наживы, крестьяне принялись рыть в Осадчем клад, кто чем попало, и вырыли скелет стоящаго человека без двух зубов ; но посоветовавшись между собою, опять зарыли в свое место. В Павловоке издавна сохраняются предания об этой местности, как о богатой: кладами. Указывают места, где, по преданию, существуют три погреба, замурованные и тщательно засыпанных землею. А крестьянин Сидор Калюжный рассказал мне следующее: один из отделенных предков, живших верстах в 15-ти от дебрей, именовавшихся Осадчим выселком — где теперь Семенов -Яр,—недосмотрел на пастьбе своего вола и, отправившись искать его в леса, схвачен был неизвестными вооруженными людьми, которые привели его к своему атаману. Место это находилось в глубоком и в непроходимом лесу. Пойманный крестьянин объяснил цель своего путешествия в лесу и по распоряжению атамана был накормлен, одет и одарен подарками. По его же распоряжению, он был выведен с завязанными глазами далеко от этого места и выпущен на свободу. Освобожденный крестьянин разсказал, что он видел вооруженную группу с главным их помещения (леха), увешанныя оружием с роскошным убранством, с богатыми запасами пищи и питья. Вообще местность наша богата преданиями о глубокой древности. В числе других с незапамятных времен сохраняется предание и о богатом кладе, зарытом в имении г. Гебенштрейта в Шаровсвом лесу, в известном для некторых старожилов месте. И замечательно, что это предание принесено в Шаровку лет сто тому назад из Крыма и почерпнуто от жившего тогда глубокаго старика, бывшаго запорожца Шаровки, Потакевич.
В № 94 „Губ. Вед." за 1886 г. из с. Дерновой, Ахтырскаго уезда в первых числах апреля в нашей волости было получено через новаго пристава предписание, что в случае приезда куда-либо в село нашей волости правительственнаго археолога оказывать ему все нужное безвозмездно, как то: давать людей для раскопки, лошадей дли проезда и проч. Это у нас будет первый приезд археолога и который наверное найдет кое-что, если не без интересное, то быть может редкое. A y нас ежегодно если не в том, то в другом селе, а уж что-либо из редкостей находят. Так, недавно например в селе Костевке, во время колки горы, откуда брали камень на замощение плотины, был найден белый скелет допотопнаго мамонта, вполне сохранившагося. Но благдаря незнанию крестьян он весь был взломан, в том числе и один из клыков раздроблен, другой же удалось спасти, и он находится у однаго владельца г. Дудки; весит более пуда. В других селах так же часто во время копки иди пахоты каких либо бугров находит или монеты или какую либо посуду древних времен. Так, в селе Севреньках некоему Полипцу недавно удалось найти несколько древних монет, в том числе и платиновую монету времен существования Византийской Империи; монета послана для точнаго определения в Киев профессору Антоновичу. Наконец в том же самом селе и в настоящее врёмя есть еще не раскопанные и не расследованные подземные ходы, занимающие часть Полипцоваго двора, Николаевской площади и одну из прилегающих улиц; на этих местах несколько раз были обвалы; не в столь давнее время раз в такой обвал попала свинья, которая, как слышно было по ея крику, ходила под землею в разных направлениях . К сожалению, здесь на это никто не обращает внимаиия и только поговорят, поговорят и этим кончается. Вообще же говоря, если ожидаемый археолог посетит наш край и если ему точно укажут некоторыя места, достойный расследования, то поездка не будет напрасна, даже хотя бы в деревню Березовку, где по преданию находится клад серебра, золота и жемчуга, между тремя вековыми дубами, как гласит найденная рукопись времен Сагайдачнаго. Впрочем этот последний клад уже предпринимался к вскрытию бывшим Сумским помещиком Иваном Дмитриевичем Кондратьевым и художником Леви, но вследствие весьма малых средств и безтолковой раскопки они вскоре бросили работы.
Из с. Русские Тишки, Харьковскаго уезда сообщают в 65 № „Губ. Вед." 1886 года: Невдалеке от села Русских -Тишков и с. Борщовой (в Ольховом яру) находится курган, где по догадкам, особенно жителей Русских Тишков, находится клад и многия лица ранее неоднократно производили раскопку кургана с целью добыть его, но никаких кладов не находили. В настоящее же время раскопка того места снова производится довольно серьезно. Поводом к этому послужил сон, приснившийся одному крестьянину Тишков К—яну: видел он во сне, что на том месте выкопали крест на половину золотой и на половину серебрянный. Проснувшись утром, он отправился к одному старику за советом,—приступать ли к раскопке, или нет, на что тот сказал, что бывают иногда справедливые сны. Ободренный отчасти сновидец, заявил некоторым своим знакомым о случившемся и тотчас отправляется к кургану, где начали производить раскопку. Работа эта сначала медленно подвигалась, а когда присоединилось еще около 16 человек , то в продолжении почти целой недели наши труженики разрыли почти совсем курган, но никаких успехов не имели, почему многие начали понемного отставать и теперь работает только 5 человек , которых нельзя разубедить в напрасной работе.
Окажись в Харьковской губ. настоящий любитель старины, он нашел-бы в пределах ея и такие памятники, о которых сообщалось в литературе лишь мельком или же и вовсе ничего неизвестно. Мы подразумеваем пещеры и надписи на камнях. Еще в 1867 г. свящ. Попов, Старобельскаго уезда, открыл около места его жительства древнюю пещеру, и доставил Стат. Комитету подробное ея описание. К сожалению, описания этого не оказалось в делах Комитета, так как оно в подлиннике было отправлено в Археологическую Коммиссию. Нам неизвестно, было-ли оно где-либо напечатано.
В издании Киевскаго отделения Русск. Географич. Общества „Народные предания" (Киев . 1874 г. стр. 213), сообщены разсказы монаха Святогорскаго монастыря, уроженца села Богородичнаго, Изюмскаго уезда, о местах около этого селения, служивших жилищем козаков-гайдамак . Сообщаем в переводе один из упомянутых народных разсказов.. „И теперь повыше Богородичнаго есть урочища, где жили гайдамаки: одно называется „Государев Яр", другое „Погрибивский" и третье „Городище". Государев Яр получил свое название от того, что там закопана государева казна. Вез, говорят, чумак государю с линии деньги на двух парах, а тогда дороги на Голую долину не было, а шел он через Теплянский лес. Вот гайдамаки и перехватили того чумака и завели в яр, выкопали яму и вывернули туда те деньги, возами затоптали, а чумака пустили. С тех пор и пошло название Государев яр. А Погрибивсвий яр получил свое имя от гайдамацких погребов; там где они жили, есть и до сих пор пещеры. Городище обнесено кругом валом и окопано канавой, а по средине площадка—там именно вся их братия жила. Разсказывают , что один человек , поехавший рубать дров, встретил в лесу нензвестного, который сообщил ему, что в городище, в том месте, где заметен вход, находится клад , а другой закопан на самой площадке, и указал приметы. Примета—это дуб простреленный; он служил целью для выстрелов . Примету нашли, а денег нет."
Из этого разсказа видно, что в пределах Харьковской губ. имеются пещеры, в которых в позднейшее время жили казаки и разбойники. Автору настоящей заметки также пришлось видеть одну старинную пещеру в Харьковской губ., нигде не описанную.
Пещера эта находится в Валковском у. на земле имения Ал. Ром. Шидловскаго, при с. Знаменском, или Иваны, между г. Кадками и бывшим торговым селением Новыя Вододаги. Пещера расположена в двух верстах от с. Знаменскаго, при начале балки Жмайловой (на трехверстной карте военно-топогр. депо неправильно названа балкой Шяшайловой).
Пункт ея нахождения перед тем местом, где от Жмайловой балки отделяется балка Найденова. Пещера выделана на склоне песчаником Жмайловой балки. На обоих концах своих она имеет по выходу, Расстояние между выходами сажень 8. На разстоянии четырех сажень пещера открыта взрывом пороха, остальная часть закрыта. В одном из входов проделано было что-то в роде окна иди трубы из камней. Взорвана порохом и взрыта пещера была, по распоряжению вдадельца, года четыре тому назад. Когда стали рыть землю при входе в пещеру, то нашли близко от поверхности каменную плиту с надписью; ширина плиты в 2 четверти, длиной 1,5 ч. Ниже этой плиты оказалась другая искусственно сложенная; часть последней плиты была сорвана рабочими другая оставлена нетронутой, и дальнейшия работы прекращены. В самой пещере оказались лишь истлевшия деревянный бирки (карбяж ) и лопаточка; на полу угли и кости мелких животных. По плите можно заключить, что пещера известна была в начале XVII столетии и служила убежищем людей. Так как она находится в разстоянии всего 12 верст от знаменитаго Муравскаго шляха, то и неудивительно, что ее знали степные скитальцы. Впрочем, надобно сказать, что она была закрыта густым лесом, существовавшим там до позднейшаго временя. По местному преданию, известному всем крестьянам с. Знаменскаго, в пещере жили запорожские козаки и в ней они зарыли свой клад. Существование этого предания и побудило управляющего имением начать свои поиски.
Надпись на плите сдедующая:
Radiorum argenteus ordo axe року.
Внизу помещены коса и еще ниже стрела. Т. е. в переводе точный смысл надписи таков: ряд серебряный, т. е. серебряных лучей (или палочек, спиц), 1605 года..
Очень может быть, что надпись свидетельствует о кладе, а стрела на плите указывает направление, где следовало его искать. Слово року доказывает, что плита положена малороссиянами. А кто в те времена, пустынном крае мог посещать пещеру, кроме малороссийских (запорожских) козаков ?
В заключение нашей заметки сообщим, что в том же имении Знаменском несколько лет тому назад найдена древняя бронзовая монета. Эту монету мы посылали к известному археологу, проф. Киевскаго Университета В. Б. Антоновичу для определения. Он сообщает: „Это монета босфорскаго царя Митридата II, царствовавшего с 41 по 46 год по Рожд.Христове; она описана в сочинении Mionet—Description de medailles grecqnes--Supplement t. IT стр. 494 №66. На хорошо сохранившихся экземплярах кругом головы Митридата читается греческая надпись: царь Митридат, на обороте изображена: львинная шкура, висящая на палице; по сторонам колчан и трезубец".
Это не исключительный случай находки у нас остатка такой отдаленной древности. В Ахтырском у. недавно найдена была монета, которая, по определению того же проф. Антоновича, оказалась монетой римскаго императора Марка-Аврелия (сообщ. Д. И. Багалей).
Эти два примера показывают, какое важное значение для древнейшей истории нашего края могут иметь монеты, даже находимые единичными экземплярами, если только оне будут собираемы и опредедяемы научным образом .
Что мешает завести у нас, в Харькове, такое хранилище древностей, куда бы могли сдаваться для хранения или, по крайней мере, временно, для определения, старинные монеты, надписи и т. п. исторические памятники?.
П.Е.
< содержание | следующая страница >