Гуминья

(Гипотеза... или очередная историческая фантазия автора сайта)

Вырезка из археологической карты Харьковской губернии 1902 г.
Вырезка из трехверстовой карты окрестностей Чугуева начала 20-го века
Вырезка из полукилометровой топографической карты по состоянию на 1949 г.
Спутниковый снимок местности Google Earth
Спутниковый снимок места предполагаемого  расположения городища Гуминья
Увеличенный снимок предполагаемого городища Гуминья

Маленькое вступление.

Пожалуй, это единственное городище, упоминаемое в "Книге большому чертежу", которое видели наши далекие предки, и следы которого действительно стерло время.
Упоминания о нем датируются началом  ХVII века. Но в те времена к старине относились больше с позиции меркантильной, типа выгодного использования, то ли с военной, то ли с хозяйственной точки зрения.  В эпоху заселения Слобожанщины - на первом месте стояла военная безопасность и древние городища при удобном их месторасположении заселялись первыми. Древние фортификационные сооружения по-максимуму использовались новыми поколениями земляков при строительстве крепостей и укреплений.
Только с середины ХVIII века начал проявляться общественный интерес к историческим памятникам. Так, например, указом 1771 года, предписывалось фиксировать в уездных планах и описаниях "экономических журналов" замечания о древних курганах, древних развалинах, пещерах, заводах, каналах "с изъяснением: когда они начаты, и сколь давно в обветшание пришли и от чего". Увлечение отечественной историей привело к появлению многочисленных исторических исследований как светских, так и церковных авторов, породило первые общие истории России Татищева и Карамзина.
К началу ХХ –го века были осмыслены три основных положения.
Первое - памятники культуры являются единственными осязаемыми свидетельствами исчезнувших цивилизаций, в непосредственном и ярком переживании передающими нам эмоциональный и духовный опыт ушедших поколений. Без них невозможно формирование национального и индивидуального самосознания, а также осознание народа и личности внутри ценностей мировой цивилизации.
Второе - понимание уникальности и неповторимости, невозобновляемости и незаменимости этих свидетельств.
Это обусловило третье - необходимость государственного обеспечения особого режима жизни памятников, который в основном сводиться к ограничению их использования  в функциональных целях - для их максимальной сохранности.
Публиковались первые списки памятников. Церковное управление требовало сохранения внутреннего и внешнего вида древних церквей, запрещая их перестройку и замену древней живописи. Издавались указы о порядке хранения церковного имущества в монастырях и церквях и составлении описей.
Но большее внимание оказывалось сохранению церковных, а не светских исторических памятников. Поэтому, до начала ХХ-го века многие древние памятники, которые можно было использовать в хозяйственных целях, не сохранились.
Ко времени проведения XII-го археологического съезда в 1902 г. в Харькове были обобщены  и осмыслены исторические памятники и находки в наших краях.

Местность, о которой идет речь в этой фантазии-гипотезе.

Вернемся к упоминанию о городище Гуминья в "Книге большого черетежа".

"А ниже Кодковского городища, верст с 5, городище Гумнинья,
а ниже Гумнинья, на Донцы, Каганскои перевоз, от Гумнинья верст з 5.
А ниже Гумнинья, выше перевозу с версту, пала в Донец речка Бабка.
А ниже Бабки, с версту, пала в Донец речка Тетлега.
А ниже Тетлеги на Донцу Чюгуево городище, а от Тетлеги
версты с 4."

Посмотрим кусочек археологической карты исторических памятников и находок Харьковской губернии, составленной к XII –му археологическому съезду проф. Багалеем, относящегося к упоминаемой местности по состоянию на начало ХХ-го века.
Историческими находками отмечены:
Чугуево городище(г. Чугуев-несколько предметов);
Кодковское городище (г. Ново-Белгород, он же Печенеги- многочисленные предметы, клад монет);
Каганский перевоз (п. Кочеток, следы поселений каменного, бронзового, железного веков + городище, которое почему-то не заметили в ХVII веке. Его, впрочем, не видно и в наше время из-за зарослей деревьев).
А о городище Гуминья – никаких следов!
Где же оно могло находиться?
Начнем с топономики. Слово "гуменье", оно же "гумно" это очень древнее славянское слово, в русском языке означает  - место, где осуществлялся обмолот зерна с участием рабочих быков, крупного рогатого скота, их копытами, когда их водили по собранным колосьям. Иными словами – ровная площадка на возвышенности.
Привязка по расстоянию от Кодковского городища (центра Печенег) более-менее определенная – приблизительно 5 верст. А вот привязка к западным ориентирам какая-то путанная. Привязка по расстоянию только к Каганскому перевозу (броду через реку), который и сам менял свое местоположение из-за меняющегося каждый год русла Северского Донца. Долина Донца - широкая, болотистая с остатками стариц.
В других сюжетах сайта уже упоминалась версия, что Каганский перевоз – это переправа через реку на кратчайшем историческом сухопутном торговом пути, соединявшем земли верхнего Приднепровья с Кавказом и Азией. Этот же путь нес и военную угрозу для жителей этих земель.

Реки и леса (в особенности лиственные, "черные" леса)- серьезное препятствие для путешественников  древних времен. На большом протяжении течения правый берег Донца крутой и покрыт густыми лиственными лесами. На интересующем нас участке местности в западном и северном направлении имеется два более-менее свободных прохода в этих направлениях одно мимо Чугуева, второе – вдоль реки Большая Бабка (в старину - Бабка). Чугуевское городище контролировало Западное направление. Два городища Чугуевское и Кодковское - по краям рассматриваемого участка. Ненайденное городище Гуминья ищем на возвышенном правом берегу Донца. Оно, очевидно, контролировало северное направление вдоль реки Бабка (На археологической карте указано, что в районе с. Большая Бабка обнаружен клад Византийских монет - возможное подтверждение средневекового торгового пути ).

Смотрим старые карты, на которых попытаемся найти какие-нибудь ориентиры - оставшийся след от валов исчезнувшего  городища. На удалении 5-6 км от центра Печенег  по гребню правого берега реки обозначены курганы в районе высоты 160,9.

Большое видится  на расстояньи.

В наше время стали доступными спутниковые снимки местности с довольно хорошим разрешением. Снимки, снятые ранней весной или осенью после уборки урожая, позволяют хорошо видеть все складки местности, которые иногда трудно обнаружить, бывая непосредственно на месте поиска.
Снимки района высоты 160,9  увы, не дают никаких зацепок для определения местоположения городища. Ровные распаханные поля, пересекаемые лесополосами.
Даже видимые лет 40 назад курганы, обозначенные на старых картах, исчезли и не видны на снимках. В то же время, на подобных снимках можно до сих пор рассмотреть даже городища скифских времен, находящиеся на обрабатываемых сельскохозяйственных полях.
Предполагая, что городище Гуминья могло располагаться выше к северу вдоль долины реки Большая Бабка, поищем его там.
При просмотре северного направления вдоль реки Бабка и был обнаружен интересный объект, еле видимый на снимке. В верховье оврага Бабарова, пересекающего с запада на восток долину реки Бабка, просматривается след обвалованного квадрата со сторонами около 260 метров. Возможно, это и есть исчезнувшее и до сих пор не обнаруженное городище, распаханное за три последних века своего существования.

P.S. У Вас есть возможность самим попытаться найти исчезнувшее городище Гуминья.
Вырезки исторических карт места упоминаемого в "Книге большому чертежу" у Вас есть. Google Earth Вам в помощь! :)

| В НАЧАЛО | ИСТОРИЯ | ФАНТАЗИИ | ГОСТЕВАЯ |


DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz