Каменное городище (Сухая Гомольша)

Пожалуй, трудно найти на Харьковщине древнее городище столь удаленное от больших дорог и, в то же время, обладающим всеми необходимыми природными условиями для ведения обычного натурального хозяйства, характерного для далекого прошлого. Естественный узкий береговой мыс с крутыми склонами с трех сторон и прикрытый лесом с четвертой южной стороны позволял здесь искать естественную защиту от возможных враждебных соседей. Лес, озера и реки, открытые участки территории, удобные для пастбищ и земледелия - все это привлекало людей во все неспокойные в прошлом времена. В районе городища археологами обнаружены следы поселений и могильники древних поселенцев с эпохи неолита по средневековье Хазарского Каганата. Отсутствие близких проторенных путей в те неспокойные времена не отпугивало людей, а наоборот привлекало. Наверное, первыми соорудили на этом городище защитные валы, как и впрочем, на многих других, скифы. В эпоху Хазарского каганата фортификационную защиту городища дополнили, очевидно, еще каменные стены. Известный исследователь средневекового Подонья С. А. Плетнева писала: "городище Сухая Гомольша в КБЧ упоминается как "Каменное", т. е. на нем в XVII в. стояли (были хорошо видны) каменные стены и даже в XIX в. еще была видна окружавшая городище каменная стена (упоминаемая в 1905 г . Багалеем), но в настоящее время при визуальном осмотре этого памятника его "валы" выглядят точно так же, как на остальных городищах - просто земляными насыпями, гребень которых покрыт щебнем. Разрез вала позволил выяснить, что в основе этих валов лежат остатки стены: два панциря, сложенные из больших песчаниковых камней, и забутовки из глины и щебня между ними".
Наиболее заметный след после себя в районе городища оставили аланы, жившие в эпоху Хазарского Каганата.
Сухогомольшанский могильник принадлежат к числу наиболее изученных захоронений салтовской культуры верховьев Северского Донца, здесь археологами исследовано 317 захоронений по обряду кремации.
Согласно выводам исследователей средневековья В. В. Седова и Г. Е. Афанасьева, салтовские поселенцы столкнулись в лесостепи с большим массивом Пеньковского (славянского) населения, вследствие чего происходила инфильтрация славян в салтовскую среду. В результате и появляются салтовские могильники типа Сухой Гомольши с обрядом трупосожжения.
Большое количество исследованных на могильниках погребений указывает на относительную длительность их существования. Так, Сухогомольшанский могильник, по данным исследовавшего его В. К. Михеева, в целом существовал со второй половины VIII по начало X в., хотя отдельные территориальные группы захоронений датируются более коротким временем. Этот могильник по числу погребений превосходит все другие, известные к настоящему времени памятники региона с по­гребениями по обряду кремации. Исследования археологами могильника позволили им сделать вывод, что Сухогомольшанская община характеризовалась большой степенью обособленности, замкнутости, закрытости, что косвенно и под­тверждается антропологическими данными.
То, что Сухогомольшанский могильник находится рядом с городищем, окруженным несколькими крупными селищами, указывает на достаточно значительную роль всего комплекса для окружающего населения. Относительно малая ве­личина объема труда, затраченного па возведение оборонительного сооружения, характер использования мысовой площадки позволили интерпретировать Сухогомольшанское городище как общинное убежище. Вероятно, хорошие естественные условия защищенности данной местности отчасти может объяснить низкий уровень вооруженности населения сухогомольшанской общины. В таком случае на воинов были возложены обязанности, вероятно, только по несению сторожевой службы и охране городища, что больше характерно для относительно спокойной, стабильной военно-политической обстановки. Факт прекращения существования дружинной группы погребений могильника Сухая Гомольша в первой половине IX в. может быть объяснен изменением ситуации, повлекшим увеличение оборонительного значения другого пункта.
Вооружение из комплекса могильника (сабли, боевые топоры-чеканы, пиковидные наконечники копий), наличие в захоронениях конского снаряжения однозначно указывают того вероятного противника, нападений которого так опасалось местное население. Таким врагом могли быть степняки, ибо славянское население лесостепных и лесных районов в этот период еще не представляло для салтовцев серьезной военной опасности, да и возможности конных отрядов при столкновении и местах с большими лесными массивами существенно ограничены. Вполне возможно, что перераспределение оборонных функций между населением сухогомольшанской и ближайшей южной красногорской общин связано с появлением и степных районах в начале IX в. венгерских племен. Примечательно, что все известные в настоящее время салтовские кремационные погребения с оружием и конским снаряжением в бассейне Северского Донца и Оскола расположены на границе степи и лесостепи, как бы маркируют своим присутствием своеобразную буферную зону между лесостепным земледельческим населением и кочевым населением степных районов.

Этот набор вооружения салтовского конного дружинника случайно обнаружен любителями -поисковиками в районе раскопок соседнего Красногорского могильника .
Сабля, как самое дорогое оружие, передавалась мужчинами по наследству в пределах семьи. Если в роду мужчин больше не было, сабля ломалась или изгиналась (приводилась в негодность), как в представленном наборе и хоронилась вместе с последним ее хозяином.
Снимок взят с сайта http://seraleksandr.narod.ru/

Судя но набору предметов вооружения и наличию конского снаряжения в кремациях могильников, в обществе существовал слой профессиональных воинов, который был достаточно неоднородным и включал воинов с разным имущественным положением. При этом, по-видимому, па верхней ступеньке воинской иерархии можно было оказаться как благодаря определенным достижениям в ратном деле, так и по принадлежности к социальной верхушке общества. Инвентарь воинских сожжений могильников указывает па существование легкой конницы, тогда как наличие профессиональных воинов-пехотинцев материалами из захоронений никак не подтверждается. Вероятно, в случае необходимости роль пехоты могли выполнять отряды ополченцев, состоящие из свободных мужчин, вооруженных кто чем может. Этим и обусловливается трудность их выделения из общей массы погребений.
Салтовская керамика совместно с пеньковской обнаружены в некоторых жилищах Сухой Гомольши.
Жилища в районе городища, содержавшие пеньковскую и салтовскую керамику, представляли собой полуземлянки с глубиной пола 0,1-0,5 м от уровня материка и размерами стен в среднем 2,6 х 3,3 м. Жилища Сухой Гомольши имели наклонные к полу стенки по периметру или отвесные прямые стенки срубной конструкции, в углу имелись печи. Салтовская керамика, найденная здесь представлена кухонными горшками, сделанными па поворотном столике и орнаментированными горизонтальными или волнистыми линиями по тулову, зубчатым штампом по краю венчика, фрагментами лощеных кувшинов, аналоги которым имеются на многих салтовеких памятниках и амфор с ровной, бороздчатой и украшенной зональным рифлением поверхностью.

Использованы материалы сайта http://www.history.univer.kharkov.ua


р.Сухая Гомольша. Впереди по правому берегу -городище

Северный склон городища

р.Сухая Гомольша.
Вид с городища

На вершине холма остатки укреплений или археологических раскопов

Следы археологических раскопов

Следы археологических раскопов

Вид на "Каменное городище"со стороны реки Сухая Гомольша

Панорама с "Каменного городища" в северном направлении

Панорама с "Каменного городища" в восточном направлении

Панорама с "Каменного городища" в южном направлении

Стертые временем. Городища Харьковщины.

| В НАЧАЛО | ИСТОРИЯ | ФАНТАЗИИ | ГОСТЕВАЯ |


DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz