ИЗУЧАЙ РОДНОЙ КРАЙ!
(Вместо заключения)

На страницах этой книги мы попытались дать обзор того, что нам известно сейчас о древнейшей истории одной небольшой части нашей необъятной страны. Немало сделали, особенно за последние годы, советские археологи, но еще много тайн хранит в себе земля. Тайны эти будут раскрыты тем быстрее, чем шире и организованнее развернутся дальнейшие археологические исследования.

Многие из читателей во время летних полевых работ, на строительствах, в туристских походах или просто отдыхая где-либо на берегу реки, несомненно, встречают археологические памятники, подобные описанным в этой книге или даже совершенно неизвестные науке. Культурный советский гражданин не может равнодушно пройти мимо таких находок, зная, что они помогут открыть новые, интереснейшие страницы истории нашей Родины. А историей этой мы вправе гордиться, так как племена и народности, жившие в древности на территории СССР, внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. И действительно, ежегодно в наши научные учреждения поступает много сообщений от рабочих, колхозников, служащих и учащихся, в которых рассказывается о новых находках. Каждый может оказать помощь в изучении истории нашей страны, но только если будут соблюдены определенные правила.

Различные древние предметы встречаются обычно не разрозненно, а в составе сложных производственных, бытовых, погребальных и иных комплексов, которые должны исследоваться очень тщательно и всесторонне. Каждую стоянку, селище, городище, культовое сооружение или могильник нельзя рассматривать просто как склад интересных вещей и копаться в этом складе по своему усмотрению.

Археологические раскопки должны дать полное представление о возникновении данного памятника, о различных сторонах жизни тех людей, которые здесь обитали, о растительном и животном мире того времени и т. д. Иначе, говоря словами В. А. Городцова - одного из крупнейших советских археологов, археологические раскопки должны вестись так, «чтобы в результате явилось столь же точное и связное чтение памятников, как чтение обыкновенной книги».

Правильно организованные научные раскопки, надежная консервация и тщательное хранение археологических материалов, специальные лабораторные исследования делают археологический памятник достоянием науки. При этом раскопки и камеральное изучение археологических памятников, так же, как исследование и издание письменных архивных источников и проведение физических или химических опытов, одинаково требуют от исследователя специальных знаний и навыков. Разница тут состоит главным образом в том, что ошибки, неточности и неполнота при издании письменного источника могут быть исправлены вторичным уточненным и дополненным изданием по оригиналу, хранящемуся в архиве. Физический или химический опыт также обычно можно повторить. При археологических же раскопках оригинал памятника частично или полностью уничтожается, а поэтому ошибки и пробелы в описании данного археологического объекта часто совершенно не могут быть исправлены. Следовательно, ненаучные раскопки, проведенные малоквалифицированными людьми, не только бесполезны для науки, по и вредны.

Уже в первые месяцы существования Советского государства были приняты меры чтобы сохранить памятники, которые имеющие большое значение для изучения исторического прошлого. В ноябре 1917 года по указанию В. И. Ленина при Народном комисарпате просвещения была организована Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и страны. В. И. Ленин, несмотря на чрезвычайную занятость другими делами, с огромным вниманием сам следил за сохранностью историко-культурных ценностей. Нарком просвещения А. В. Луначарский регулярно докладывал ему о всех мероприятиях по охране памятников. 19 сентября 1918 года Советское правительство издало декрет за подписью В. И. Ленина, согласно которому все монументальные и вещественные памятники старины были поставлены на государственный учет; было постановлено произвести их регистрацию и организовать охрану. После этого был издан ряд других законов, уточнявших вопросы охраны древних памятников на территории СССР.
В настоящее время основными документами, обеспечивающими сохранение и научное исследование археологических объектов, являются Постановление Совета Министров СССР № 3898 от 14 октября  1948 г. и утвержденное тогда же «Положение об охране памятников культуры».

В постановлении Совета Министров СССР указывается, что «все находящиеся на территории СССР памятники культуры, имеющие научное, историческое или художественное значение, являются неприкосновенным народным достоянием и состоят под охраной государства». В числе других памятников культуры государственной охране подлежат археологические памятники: курганы, городища, свайные постройки, остатки древних стоянок, селищ, городов, земляные валы, рвы, следы оросительных каналов и дорог, древние кладбища, могильники, надмогильные  сооружения, дольмены, менгиры, кромлехи, каменные бабы, рисунки и надписи, высеченные на камнях и скалах, места находок костей ископаемых животных (мамонтов, носорогов и пр.), а также находки отдельных древних  предметов.

Археологические раскопки в Советском Союзе могут производить только лица, имеющие теоретическую и практическую научную подготовку и получившие специальное разрешение в виде Открытого листа. Открытые листы на право производить археологические раскопки или разведки выдаются Академией наук СССР и академиями наук Союзных республик через соответствующие организации. Для исследований на территории РСФСР они выдаются через Институт археологии АН СССР, а на территории УССР -  Институтом археологии АН УССР.

Открытый лист выдается на определенный, указанный в нем срок, без права передачи его какому-либо другому лицу. После окончания полевых работ и камеральной обработки добытых материалов исследователь обязан представить в учреждение, которое выдало Открытый лист, соответствующий отчет со всеми необходимыми чертежами, рисунками и фотографиями.

Лица, получившие Открытый лист на право производить археологические исследования в том или ином районе, обязаны содействовать охране памятников в этом районе.

Таким образом, в Советском Союзе обеспечиваются все условия для бережного хранения и научного изучения археологических памятников, являющихся своеобразным вещественным архивом. Однако это не значит, что только специалисты-археологи могут исследовать различные древности. В нашей стране научные учреждения (археологические институты, соответствующие кафедры исторических факультетов университетов, исторические   и   краеведческие   музеи)   привлекают к изучению древних памятников широкие слои советской общественности.

Археологические обследования, но без проведения земляных работ или каких-либо других действии, которые могут привести к повреждению или уничтожению археологического памятника, имеют возможность производить и местные любители-краеведы, учителя, школьники и другие лица, интересующиеся древнейшей историей нашей Родины. О результатах обследований археологических памятников необходимо сообщать в Институт археологии, в университет или в ближайший музей.

Ежегодно в нашей стране проводится Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников. Юные исследователи совершают увлекательные краеведческие походы по разным маршрутам и, выполняя другие задания, могут собрать интересные сведения и о жизни людей в древности. Для того чтобы облегчить поиски древних памятников, следует обратиться в какое-либо из названных выше научных учреждений и получить там определенное задание с указанием пунктов, в которых следует произвести археологические обследования. Такие обследования помогут лучше узнать историю родного края и дадут интересный материал для школьного исторического кабинета или даже для небольшого школьного музея. Экспонаты музея или кабинета будут хорошими наглядными пособиями при изучении древней и средневековой истории. Этот материал можно с большим успехом использовать и при чтении лекций, для антирелигиозной пропаганды, для борьбы с другими пережитками старины, а также для воспитания советского патриотизма и чувства гордости за  великие, достижения своих  предков.

Примером удачного использования историко-археологических материалов может служить музей, созданный по инициативе преподавателя Я. И. Красюка в Первомайской средней школе, Змиевского района. Харьковской области. Ученики под руководством Я. И. Красюка собрали замечательную коллекцию вещей эпохи бронзового века, скифского времени, салтовской и славянской культуры, а также нумизматическую коллекцию, сделали много рисунков, схем и макетов исторических памятников. Большую работу провели и ученики Иорданской средней школы (Полтавская область), в которой археологическим кружком руководит директор школы В. С. Петренко. Здесь учащиеся также совершают археологические разведки, они составили археологическую карту окрестностей и организовали при школе краеведческий музей. Археологический уголок имеется и в 13-й средней школе г. Харькова, ученики которой под руководством преподавателя истории Г. Л. Каца ежегодно проводят увлекательнейшие турист- ские походы. Археолого-краеведческая работа ведется также в школах Балаклеи, Богодухова, Золочена, Волчанска и в других местах.

Нельзя не сказать о ценном опыте создания музеев в колхозных селах. В 1957 г. в с. Козиевке, Краснокутского района, Харьковской области, открылся Музей истории сел Ко-зиевки, Городного и Новой Одессы, созданный по инициативе колхозников. Экспонаты и материалы музея дают представление о жизни людей на этой территории с древнейших времен, в частности сообщают о находке близ Новой Одессы замечательных бронзовых изделий VI—VII вв. Они показывают жизнь крестьян Козиевской волости до революции, рассказывают о революционных и национальных традициях, о социалистических преобразованиях, происшедших за годы Советской власти. Бережно хранятся в музее портреты местных жителей, принимавших активное участие в гражданской н в Великой Отечественной войне. 24 аналогичных музея и музейных комнаты создано уже по инициативе общественности в ряде других колхозов Украинской ССР.

Школьные и колхозные музеи, несомненно, имеют большое культурно-просветительное и воспитательное значение и распространение их следует всячески поощрять.

Дли успешного сбора археологических сведений и материалов следует провести определенную подготовительную работу. Прежде всего, необходимо позаботиться о снаряжении группы. Она должна иметь следующие вещи:

1.  Карту большого масштаба (сейчас выпущены карты областей и туристские карты, которые можно использовать при археологической разведке).
2.  Компас или буссоль.
3.  Небольшой планшет для чертежных работ.
4.  Рулетку (10- или 20-метровую).
5.  Складной метр.
6. Плотничий уровень.
7. Несколько простых кухонных ножей.
8.  Щетки для расчистки.
9.  Лопатку саперного образца.
10.  Упаковочный материал (бумага, вата, шпагат, разной величины коробочки для небольших и хрупких вещей).
11.  Материал для консервации находок (можно использовать клей БФ-2 в тюбиках).
12.  Альбом для зарисовок.
13.   Миллиметровая бумага для черчения.
14. Три общих тетради в твердом картонном или клеенчатом переплете: одна для ведения дневника, вторая для описи найденных предметов, третья для записей различных измерений  при съемке планов и профилей.
15.  Различные канцелярские принадлежности (линейка, кнопки, треугольник, транспортир, перочинный ножик, резинка, циркуль-измеритель, простые карандаши и т. п. Ни в коел; случае нельзя вести полевые записи химическим карандашом
16.  Фотоаппарат с соответствующими принадлежностями Лучше всего использовать зеркальный фотоаппарат типа «Зенит» или «Кристалл».

Тетради, канцелярские принадлежности и другие мелкие предметы удобно носить в обычной полевой сумке военного образца, остальное снаряжение и находки — в туристском рюкзаке (вещевом мешке).
Лучшее время для проведения археологических разведок— весна и осень, когда на полях нет посевов, деревья и кустарники не покрыты густой листвой, мешающей хорошему осмотру местности, когда дожди и половодье размывают склоны и берега рек, а на поверхности почвы яснее выступают омытые водой обломки древней керамики, изделия из камня, металла и проч. Летом также можно производить разведки археологических памятников, но условия для наблюдения в это время хуже.

Перед выходом в поле необходимо ознакомиться с литературой, в которой описываются встречающиеся на данной территории памятники, и, если есть возможность, то осмотреть соответствующие материалы в коллекции ближайшего музея. Это позволит более или менее ясно представить облик основных предметов и условия, в которых они могут быть найдены. Опыт показывает, что без такого предварительного ознакомления многие пропускают в ходе разведки даже ярко выраженные археологические объекты, так как не подозревают, что они могут иметь какую-либо научную ценность, или вообще не считают их древними памятниками. При ознакомлении с литературой и с музейными коллекциями необходимо сделать зарисовки наиболее характерных вещей, для того чтобы иметь возможность сравнивать с ними свои находки.
Следует также собрать у  местных старожилов  сведения об известных им древних   (или  предположительно древних) памятниках, о местах случайных находок отдельных древних вещей. Указанные старожилами пункты надо в ходе разведки осмотреть и критически, внимательно проверить полученные сообщения. Собранные сведения по каждому отдельному пункту заносятся на карточки с точным указанием, когда и от кого они получены. Кроме того, места находок или расположения древних памятников при помощи условных знаков (рис.150) наносятся на карту местности. Около каждого значка ставится порядковый номер, совпадающий с номером регистрационной карточки. Материалы для археологической карты можно заносить не в картотеку, а в отдельную тетрадь, но картотека удобней тем,   что   отдельные   карточки легче   систематизировать (по бассейнам рек, по археологическим культурам и эпохам, по отдельным пунктам и т. п.).

После того как участники похода ознакомятся с имеющими   сведениями  о   местных   памятниках,   разрабатывается маршрут   разведки   с   учетом  времени  и   проходимости   той или  и иной местности в данное время года. Заранее намечаются места привалов и ночевок, рассчитывается количество необходимого продовольствия и средства для оплаты переездов, если они необходимы. Если территория, выбранная для археологического обследования, расположена далеко от исходного пункта, то до нее можно добираться на поезде, на автомашине, на лодке или при помощи других транспортных средств, но во время самой разведки можно передвигаться только пешком. Ни в коем случае нельзя отмечать как обследованные те участки, которые осматривались, например, с автомашины.

Во время разведки следует придерживаться такого порядка работ:

1.  Осмотр местности и дополнительный опрос местного; населения.
2.  Осмотр найденного памятника (городища, селища, могильника и т. п.).
3.  Снятие глазомерного плана и профилей.
4.  Зарисовка стратиграфии напластований (т. е. порядка залегания различных отложений) по имеющимся естественным или искусственным обнажениям вдоль берега реки, в овраге, в канаве и т. н.
5.  Сбор подъемного материала и составление описи находок.
6.  Фотографирование. Снимается общий вид памятника и крупным планом — наиболее важные детали.
7.  Составление общего описания памятника.

Следует постоянно помнить, что во время археологических обследований, проводимых школьниками или любителями-краеведами, нельзя делать раскопок. Допускается лишь зачистка имеющихся обнажений для того, чтобы получить более ясную картину напластований при зарисовке профиля. Раскопки могут производиться только в том случае, если группу возглавляет лицо, получившее Открытый лист.
В течение всего похода ежедневно ведется дневник, в котором в произвольной форме, но последовательно освещаются все основные этапы работы. При характеристике отдельных памятников должно быть отмечено следующее:

1.  Время работы (год, месяц, число).
2.  Место расположения памятника по существующему административному делению (область, район, село и т. и.).
3.  Археологическое наименование памятника (местонахождение, стоянка, селище, городище, курган, майдан, бескурганный могильник, культовое место и т. п.) и название, под которым памятник известен местным жителям.
4.  Топографические данные о расположении памятника относительно реки, озера, оврагов, леса, дороги, построек и т. п.
5.  Описание внешнего вида памятника, его размеров, ориентировки относительно стран света, степень сохранности.
6. Описание работ, которые были проведены во время обследования.
7. Общее описание подъемного материала с указанием основных находок (полный перечень дается в отдельной описи находок). Общие выводы.

Все полевые записи необходимо делать сразу же при выполнении соответствующих этапов обследования, а не после возвращения из разведки, так как в противном случае пропадает свежесть впечатлений, некоторые важные детали могут быть забыты или искажены. В записях, сделанных позже, часто встречаются выводы, сами по себе ценные, но полученные уже в результате сопоставления разных фактов, еще неизвестных в момент обследования памятника.

Описание следует дополнять возможно более подробными крупномасштабными зарисовками, планами, профилями, схемами. При вычерчивании профилей разрезов почвы те напластования, которые даже незначительно отличаются от соседних но цвету или по составу находок, необходимо отмечать условными знаками или разными цветами. Перечень условных знаков должен быть помещен на том же чертеже. На всех чертежах должна быть указана ориентировка их по отношению к странам света.
Особое внимание следует обращать на точное обозначение и описание особенностей культурного слоя, в котором залегает основная масса вещественных находок (керамика, кости животных, изделия из камня, металла, рога и пр.).

Каждая из найденных вещей должна быть тщательно упакована. Крупные прочные предметы просто заворачивают в бумагу, мелкие кладут в коробочки, а хрупкие предварительно еще обертывают ватой. Внутрь упаковки вкладываются сопроводительный ярлычок-бумажка, на которой обозначаются дата и место находки, краткое название памятника, номер, под которым вещь числится в описи, Небольшое количество керамики, собранной на одном памятнике, можно упаковывать в один пакет. Если находок очень много, то площадь данного памятника делится на отдельные участки, которые отмечаются на плане, и вещи с каждого участка складываются в отдельный пакет. Все пакеты тщательно обвязываются шпагатом и на внешней стороне бумаги также делаются надписи, аналогичные тем, которые вкладываются внутрь упаковки. Ни в коем случае нельзя допускать смешивания вещей, найденных на разных памятниках.
После возвращения из разведки вещи осторожно очищаются от грязи и моются. Металлические предметы нужно мыть в дистиллированной воде. Использовать хлорированную водопроводную воду нельзя, так как она способствует образованию вредных хлорных соединений, которые разрушают металл.

Каждая вымытая и высушенная вещь шифруется, т. е. на ней тушью наносится краткое содержание сопроводительного ярлычка. На металлических вещах, на черной керамике, на изделиях из камня с темной или неровной поверхностью и т. п. предварительно следует эмалевой белой краской нанести небольшой прямоугольник. После того как краска высохнет, на гладкой белой поверхности прямоугольника тушью пишется шифр. Если на самой вещи надпись сделать невозможно, то к ней гонкой проволочкой или шнурком прикрепляется картонная бирка с шифром.

При осмотре местности надо прежде всего обращать внимание на вспаханные, но еще свободные от всходов поля, на песчаные дюны. Здесь легче найти древние остатки, так как они выпахиваются плугом или оказываются на поверхности земли в результате разрушения культурного слоя водой и ветром.
Довольно часто древние поселения разрушаются со стороны берега реки или оврага. Тогда культурный слой, даже невидимый на поверхности, можно заметить в береговом обнажении обычно в виде темной полосы с торчащими предметами. Нередки случаи, когда культурный слой или древнее погребение открываются во время различных строительных или хозяйственных работ (при рытье канав, рвов для фундаментов, силосных ям и т. п.). В таких случаях работы необходимо временно прекратить и немедленно сообщить в ближайшее научное учреждение или местным органам власти.

При обследовании городища следует не только зарисовать его план, но и в нескольких местах снять профили, чтобы можно было видеть форму и глубину рвов, высоту валов.

При обследовании курганного могильника необходимо снять общий план расположения курганов с указанием высоты и диаметра основания каждого из них. Описывая отдельные курганы (одиночные или в могильнике), надо указать форму насыпи, наличие ровика у основания и каменных обкладок, сохранность насыпи. Небольшие, сильно распаханные курганы часто почти незаметны на поверхности поля. В таких случаях их лучше фиксировать рано утром или вечером, когда низкие скользящие лучи солнца яснее оттеняют рельеф. Распаханные курганы иногда можно заметить также по желтоватым пятнам от примеси к чернозему глины, выброшенной при рытье могилы.

Маленькие курганы не следует путать с небольшими холмообразными возвышениями-зольниками, которые встречаются на местах поселений. Задернованные зольники внешне иногда очень похожи накурганы, но никогда не имеют кольцевого рва у основания. Насыпь зольника обычно обильно насыщена различными культурными остатками: костями животных, обломками керамики, угольками, золой и т. п. На поверхности насыпи курганов этих остатков нет или они встречаются в небольшом количестве.

От курганов надо отличать также своеобразные, по-видимому, культовые сооружения — майданы. Встречаются они, как правило, около курганных могильников и имеют вид незамкнутой кольцеобразной насыпи с ямой в центре. От разомкнутых концов насыпи обычно отходит еще несколько «усов» в виде продолговатых насыпей. Местные жители часто называют майданы городищами или разрытыми могилами.
Распаханный бескурганный могильник типа полей погребальных урн легко можно спутать с остатками селища этой же культуры. Однако на территории распаханного могильника, кроме обломков керамики, встречаются обломки пережженных человеческих костей, остатки обожженных или оплавленных при кремации вещей (фибул, пряжек, бус и т. п.), чего не должно быть на поселении.

Воронкообразные провалы почвы могут быть связаны с наличием на этой территории катакомбного могильника. При обвале свода катакомбы получается воронка. Однако провалы земли возникают и в результате чисто геологических причин, там, где под землей имеются легкорастворимые горные породы (например известняк). Такие естественные провалы называются карстовыми. В отличие от обвалов сводов катакомб салтовской культуры они обычно не имеют правильной воронкообразной формы.

Трудно перечислить все особенности археологических памятников и различные обстоятельства, при которых они могут встретиться. Никакое описание, конечно, не заменит практического опыта. Но можно посоветовать всегда быть внимательным и помнить, что иногда, казалось бы, недостойная внимания мелочь может оказаться очень важной деталью при изучении того или иного памятника. Нельзя забывать, что каждый археологический памятник является ценным документом, позволяющим нам заглянуть в древнейшее прошлое нашей Родины.

 

<предыдующая страница | содержание>


l


|На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

 

Hosted by uCoz