ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ В КАМЕННОМ ВЕКЕ

ГЛАВАI

ПАЛЕОЛИТ


рис.1, рис.2


рис.3.


рис.4


рис.5


рис.6

рис.7


рис.8


рис.9


рис.10


рис.11


рис.12


рис.13


рис.14

Начало истории человеческого общества относится к очень отдаленным временам. Изучение находимых в земле костных остатков ископаемых человекообразных обезьян и остатков древнейших людей показывает, что человек появился на земле в начале четвертичного периода кайнозойской эры, несколько сот тысяч лет тому назад.
Территория, па которой происходил процесс превращения обезьяны в человека, охватывала довольно значительную часть тропической и субтропической зоны Старого света (Европы, Азии и Африки). Некоторые находки позволяют предполагать, что в зону, где совершалось очеловечивание обезьян, входили и южные районы СССР, в частности Украины. Здесь в конце третичного и в начале четвертичного периода были благоприятные природные условия и водились человекообразные обезьяны. Это подтверждается находкой 1939 г. в местности Удабно на территории восточной Грузии двух зубов и обломка верхней челюсти ископаемой человекообразной обезьяны удабнопитека (Udabnopithecus garedziensis). Остатки другой ископаемой обезьяны — мезопитека (Mesopithe cus pentelicus) — обнаружены на юге Украины.
Процесс превращения обезьяны в человека был очень длительным. «Наверное, — говорит Ф. Энгельс, — протекли сотни тысяч лет,— в истории земли имеющие не большее значение, чем секунда в жизни человека,— прежде чем из стада лазящих по деревьям обезьян возникло человеческое общество».

Многочисленные находки и исследования показывают, что в конце третичного периода на земле появились уже высокоразвитые человекообразные обезьяны (типа австралопитека, плезиантропа и др.) (Остатки этих обезьян были найдены в Южной Африке)
,у которых в результате приспособления к изменяющимся условиям существования выработались некоторые новые важные признаки. Они постепенно начали ходить на двух нижних конечностях, стали питаться не только растительной, но и мясной пищей. Когда обезьяны стали передвигаться преимущественно на двух нижних конечностях, их верхние конечности освободились для других функций. Лапы обезьян постепенно приспосабливались для различных целенаправленных действий с предметами, находимыми в окружающей природе (камни, палки). Эти предметы они употребляли для защиты от врагов и для нападения на мелких животных, которых можно было съесть. Таким образом, у высших обезьян выработались предпосылки, способствовавшие превращению их в людей. Однако это еще не были люди.
Ф. Энгельс, тщательно исследовавший эту проблему в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», впервые научно, с материалистической точки зрения доказал, что процесс происхождения человека нельзя рассматривать только с биологической точки зрения как простое накопление новых признаков в ходе естественного отбора. Здесь мы сталкиваемся с таким явлением, когда биологическое качество переходит в общественное — обезьянье стадо превращается в человеческий коллектив. И это превращение произошло благодаря труду, который начинается с изготовления орудий производства. Труд есть «...первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека».
Трудовая деятельность играла и играет в жизни человека огромную роль. Под влиянием изготовления и использовании орудий производства совершенствуется человеческая рука, развивается мозг. Одновременно у человека вырабатывается и необходимое для жизни в обществе средство общения — членораздельная звуковая речь.
То обстоятельство, что важнейшим признаком, отличающим даже самого примитивного человека от самой высокоразвитой обезьяны, является труд, имеет огромное значение для современных исследователей. Труд начинается с изготовления и употребления орудий производства. Следовательно, найти древнейшие орудия, выяснить их форму, назначение, время и технику изготовления — это значит разыскать ту путеводную нить, которая поможет продвигаться в деле изучения первых страниц истории человеческого общества. Ибо только человек сознательно изготовляет и применяет орудия производства, в отличие от него, "ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа". Древнейшая эпоха, от которой до нас дошли вполне, достоверные каменные орудия человека, носит в археологии название древнекаменного века или палеолита (от греческих слов ра1аios — древний и lithos — камень).

РАННИЙ  ПАЛЕОЛИТ (500—30 ТЫС. ЛЕТ ТОМУ НАЗАД)
Шелльская и ашельская эпохи
Природные условия и внешний облик юга Восточной Европы, в частности территории, по которой ныне протекает Северский Донец со своими притоками, в древности значительно отличались от современных.
В начале плейстоцена большая область между Днестром и Волгой представляла собой равнину, по которой текли полноводные и широкие, но сравнительно неглубокие реки. Слабая расчлененность рельефа не благоприятствовала стоку вол и поэтому значительные пространства были покрыты озерами и болотами. На территории нынешнего Донбасса происходили медленные, но значительные по размерам колебания земли, выражавшиеся преимущественно в поднятии почвы.
Климат был влажный и более теплый, чем сейчас, близкий к субтропическому. Небольшие оледенения в самом начале четвертичного периода не оказали значительного влияния на климат этой территории. Исследователи считают, что температура даже в холодное время года не опускалась ниже +8° С.
Обилие влаги и тепла способствовало развитию пышной луговой и лесной растительности. Вечнозеленый лавр, самшит, бук, смоковница и другие растения, которые ныне встречаются лишь на юге, произрастали даже в лесах севера современной Украины. Далее на севере Русской равнины простиралась полоса смешанных хвойно-широколнственных лесов. В целом господствующим ландшафтом была лесостепь.
Фауна начала плейстоцена характеризуется наличием вымерших в настоящее время теплолюбивых животных (южный слон и трогонтериевый слон, носорог Мерка, гиппопотам, саблезубый тигр, эласмотерий) наряду с такими животными, как олень, бык, лошадь, медведь, волк и т. д., которые в несколько видоизмененных формах живут и сейчас.
Следы древнейших стоянок первобытного человека, на которых находят каменные орудия, относящиеся к раннему палеолиту, встречаются сравнительно редко. Плотность населения была тогда очень небольшой, и люди выбирали для жизни самые удобные места. Кроме того, незначительные сами по себе остатки многих древнейших поселений могли быть уничтожены в процессе грандиозных геологических изменений, которые переживала Европа в эпоху плейстоцена.
Неудивительно поэтому, что до недавнего времени на территории СССР не было известно остатков жизни людей шелльской эпохи, и лишь в небольшом количестве были зафиксированы памятники ашельской эпохи. Однако благодаря тщательным розыскам советским ученым все же удалось доказать, что юг Восточной Европы был заселен человеком еще в самом начале раннего палеолита.
В 1946—1948 гг. археологи С. А. Сардарьян, М. 3. Паничкина и С. Н. Замятин исследовали на холме Сатани-Дар («Бугор сатаны») в Армении местонахождение позднешелльского времени, где были собраны грубые отщепы и примитивные орудия из обсидиана в виде ручных рубил.
Первое и пока единственное шелльское местонахождение на Украине было открыто в 1946 г. С. Н. Бибиковым и П. И. Борисковским на левом берегу Днестра у с. Лука-Врублевецкая (в 20 кмот Каменец-Подольского). Исследовавший это местонахождение в 1946—1947 гг. П. И. Борисковский обнаружил здесь массивные отщепы и три типичных ручных рубила из кремня (рис.1). Такие древние памятники больше нигде на территории СССР пока не обнаружены. Однако вполне вероятно, что дальнейшие исследования дадут возможность найти шелльские орудия и в других местах юга Восточной Европы, в частности, в бассейне Северского Донца, где на протяжении всего плейстоцена были довольно благоприятные для жизни человека природные условия.
Пока же самыми древними  в бассейне Северского Донца являются каменные изделия, найденные Г. И. Горецким и А. Д. Столяром в 1950 г. у хутора Хрящи.
(Если не считать краткого сообщения о находках Н. В. Сибилевым шелльских и ашельских орудий на берегах Сев. Донца, у с. Яремовки, близ Изюма. П. И. Борисковский в своей обобщающей работе «Палеолит Украины» упоминает об этих находках, не отрицая и не подтверждая их  достоверности,  но  не включает их  в  карту  палеолита).
Они приурочены к третьей надпойменной террасе левого берега Донца в его низовьях. К сожалению, здесь собрано несколько кремневых отщепов и лишь одно орудие типа скребла неправильно-прямоугольной формы из светло-серого кварцита (рис.2,1). Часть изделий была собрана на бечевнике среди материалов, вымытых водой, а два отщепа были обнаружены при раскопках непосредственно в нижнем горизонте аллювия и. судя по стратиграфии, относятся к ашельской эпохе, к миндель-рисскому времени.
Эти находки свидетельствуют о том, что низовья Северского Донца были заселены человеком уже в раннем палеолите. Подтверждением такого вывода может служить и находка типичного ашельского ручного рубила (рис.2,2) в непосредственной близости к Сев. Донцу, на территории Приазовья, около ст. Амвросиевка (на правом берегу р. Крынки).
Находки древнейших орудий производства, сопровождающих их иногда костных остатков и других предметов, дают возможность выяснить основные черты и особенности жизни первобытных людей. Для получения более или менее цельной картины приходится использовать материалы не одной какой-либо сравнительно небольшой территории, а всю совокупность находок шелльской и ашельской эпохи. Этому, впрочем, благоприятствует то, что формы материальной культуры древнейших людей довольно однообразны во всех местах земного шара — и в Европе, и в Азии, и в Африке. Наблюдающиеся различия крайне невелики.
Выделившийся в начале четвертичного периода из животного мира человек имел очень примитивные орудия производства из камня, главным образом из кремня. Кремню отдавалось предпочтение по ряду причин. Этот материал скрытокристаллического строения, состоящий в основном из кремнезема, встречается в природе довольно часто (в известняках, мергелях, в меловых и других отложениях) в виде различных неправильной формы желваков. Для первобытного человека было очень важно то, что в кремне сочетаются такие свойства, как твердость, способность раскалываться в любом направлении и давать тонкие, но прочные пластины с острыми режущими краями. Только там, где кремень не встречается или имеется в небольшом количестве, первобытный человек заменял его другими породами камня, например, такими, как кварцит, обсидиан (вулканическое стекло), роговик, диорит.
Техника изготовления каменных орудий очень долго сводилась к простому раскалыванию камня и к грубой оббивке его. Такая обработка кремневого желвака давала множество бесформенных осколков и лишь некоторое количество массивных отщепов самых разнообразных, случайных форм с очень грубо оббитой рабочей частью, которые могли применяться в качестве режущих и рубящих орудий или инструментов для скобления. Однако устойчивых серий похожих друг на друга орудий эти отщепы не давали.
Лишь постепенно, после многочисленных попыток, в процессе которых накапливался опыт, закреплялись трудовые навыки и рука приобретала большую гибкость, выработалась определенная, устойчивая форма достаточно целесообразного для примитивного первобытного хозяйства орудия в виде ручного рубила. Для шелльской и ашельской эпох рубило — это основная, руководящая форма каменного орудия, хотя везде наряду с ним встречаются и отщепы.

Рубило представляло собой массивный желвак, симметрично оббитый с двух сторон. Нижняя часть его заострялась, а в верхней оставлялся обычно гладкий участок валунной корки (пятка) для упора в ладонь. Наиболее распространена была миндалевидная форма рубила, но встречаются и другие. При использовании рубила его держали прямо в руке, без всякой рукоятки. Средние размеры рубил 12—15 см.
Шелльское ручное рубило, как и отщепы. не имело узкоспециализированного назначения. Оно предназначалось для грубого резания, скобления и для нанесения удара заостренным концом. При помощи такого орудия можно было грубо заострить палку для выкапывания из земли съедобных корней и клубней; сделать зарубки на стволе, чтобы удобней было взобраться на дерево; убить какое-либо мелкое или слабое животное, расчленить на части его тушу и т. п. Короче говоря, рубило было орудием универсального назначения. Оно очень характерно для начальной эпохи человеческой истории. «Орудия дикаря,— говорит Ф. Энгельс,— обусловливают его общество совершенно в той же мере, как новейшие орудия — капиталистическое общество».
Действительно, применение всеми членами первобытного коллектива одного основного каменного орудия устойчивого типа в виде универсального ручного рубила свидетельствует о том, что у древнейших людей еще не существовало никакого разделения труда. Трудовая деятельность и орудия производства были еще настолько просты, что никакой специализации отдельных людей не было, все взрослые занимались одной и той же деятельностью.
По той же самой причине ясно, что основным занятием людей шелльской эпохи было собирательство, дополняемое лишь в определенной мере охотой. Специально охотничьего оружия еще не было, а при наличии только рубила, отщепов и палок охота не могла давать большого эффекта. Даже защищаться от хищников было очень трудно. Изредка древнейший человек использовал для своих нужд, в частности, для защиты от хищников, огонь. Однако это не было массовым явлением (Кострища были обнаружены вместе с остатками древнейших людей и их орудий в Китае в пещере у деревни Чжоу Коу-Дянь. Следы использования огня   имеются   также в европейских   стоянках Бурбах и Шпихерн в Эльзасе),
так как люди могли лишь случайно сохранять и поддерживать огонь, возникший естественным путем (например, от лесного пожара), но добывать огонь они еще, очевидно, не умели.
При таких условиях первобытный человек не мог жить и трудиться в одиночку, вне коллектива, хотя бы и очень примитивного. Этот древнейший человеческий коллектив принято обычно обозначать термином «первобытное стадо».
Ф. Энгельс в одном из своих писем к русскому писателю П. Лаврову указывал: «По моему мнению, общественный инстинкт был одним из важнейших рычагов развития человека из обезьяны. Первые люди, вероятно, жили стадами, и, поскольку наш взгляд может проникнуть в глубь веков, мы находим, что так это и было». В. И. Ленин также употреблял термин «первобытное стадо», противопоставляя древнейшую форму общества более поздней родовой организации.
Первобытное стадо было очень примитивной формой общества, но оно уже отличалось от стада животных тем, что людей в этом коллективе связывали, объединяли не только чисто биологические потребности, но и коллективный труд. Первобытное стадо представляло собой группу древнейших людей, объединенную коллективным трудом по изготовлению орудий производства, добыванию пищи и совместной защитой от опасностей. Распределение добытых продуктов могло быть только коллективное, уравнительное. Первобытные стада древнейших людей мало соприкасались друг с другом, так как свободных территорий было много и обычно не было поводов для нарушения этой замкнутости. Не существовало ни мирного обмена, ни военных захватов по той простой причине, что в условиях примитивного хозяйства первобытного стада не накапливалось никаких излишков продуктов, которые можно было бы обменять или захватить. Нет абсолютно никаких данных, которые позволяли бы говорить о наличии у человека этой эпохи даже примитивных религиозных верований.
Неразвитому человеческому обществу в виде первобытного стада, очевидно, соответствовала и примитивная, неупорядоченная форма брачных отношений — промискуитет
(От лат.  promiscuus— смешанный, общий). Неупорядоченная «постольку, поскольку еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем».
Костные остатки людей, живших в начале раннего палеолита, встречаются еще реже, чем хорошо противостоящие воздействию времени каменные орудия. На земном шаре известно всего несколько пунктов, в которых обнаружены остатки древнейших людей.
Первая находка была сделана в 1891 г. голландским ученым Евгением Дюбуа на о. Ява в Индонезии. Он производил здесь раскопки в местности Триниль на берегу р. Бенгаван и на глубине 12—15 м, в слоях, относящихся к началу плейстоцена, обнаружил много костей различных ископаемых животных (слонов, носорогов, гиппопотамов и др.), а также черепную крышку, бедренную кость и три зуба существа, которое занимало промежуточное положение между самыми высокоразвитыми человекообразными обезьянами и человеком современного физического типа. Дюбуа назвал его обезьяночеловеком  прямоходящим   (Pithecanthropus erectus).  

Впоследствии на о. Ява были найдены кости еще нескольких особей питекантропа.
Судя по всем этим находкам, питекантроп имел довольно крупный рост, передвигался на двух нижних конечностях хотя и несколько согнутых. Череп его имел еще ряд примитивных черт: уплощенный черепной свод, огромные надбровные дуги (рис.3,1). Подбородочного выступа на нижней челюсти не было. Объем черепа достигал 900 см. куб, т. е. был гораздо больше, чем у любой человекообразной обезьяны, но меньше, чем у современного человека.
Питекантроп — это уже не обезьяна, а древнейший человек. На этом же острове, близ села Патжитана, в слоях, близких к тем, в которых найдены были кости питекантропа, обнаружены каменные орудия из кварцита и среди них отщепы, пластины и ручные рубила. Подобные, а может быть и еще более примитивные орудия из камня, по-видимому, имелись и у питекантропа.
Остатки древнейших людей, близких к питекантропу, но живших несколько позже его, были найдены в Китае, в пещере близ деревни Чжоу Коу-Дянь, в 50 кмк юго-западу от Пекина (рис.3,2). Первый хорошо сохранившийся череп такого человека обнаружил в 1929 г. китайский археолог Пэй Веньчжун. В настоящее время в этой местности найдено уже большое количество различных костей древнейшего человека, который получил название синантроп (китайский человек). Средний объем черепа у синантропов — 1043 см3. Кроме того, у синантропов отмечается уже и такой, сближающий их с современным человеком, признак, как преимущественное развитие правой руки. Вместе с остатками синантропа найдено много костей ископаемых животных начала четвертичного периода и грубо сделанные орудия из кварца, гранита, песчаника и других пород камня.
В последнее время появились сообщения о находках костных остатков древнейших людей в Африке. На юге Африки в 1949 и 1950 гг., в пещере Сворткранс, ученым Д. Робинзоном были найдены обломки челюсти телантропа
(В 1939 г. в Южной Африке был найден еще зуб африкантропа. Однако вопрос о том, к кому ближе стоит этот ископаемый человек — к синантропу или к неандертальцу— является спорным.). В 1954 г. на севере Африки, в Алжире, были обнаружены обломки двух челюстей атлантропа.
На территории Европы в начале плейстоцена также жили люди, близкие к питекантропу и синантропу. Остатки этих людей представлены пока лишь одной нижней челюстью, найденной в 1907 г. в древних отложениях на берегу р. Неккер, близ города Гейдельберга.
Люди типа питекантропа, синантропа, гейдельбержца жили в шелльскую и ашельскую эпохи раннего палеолита, все они относятся к древнейшей стадии формирования физического типа человека. Поэтому в целом их принято называть древнейшими людьми, или обезьянолюдьми.
В ашельскую эпоху происходит хотя и медленное, но заметное развитие орудий производства и хозяйственной жизни древнейших людей. Основной устойчивой формой орудия все еще остается ручное рубило, изготовленное путем двухсторонней оббивки камня. Но техника эта совершенствуется. Вся поверхность камня оббивается более тщательно, и орудия получаются более тонкие, с более острым рабочим краем. Разнообразней становятся и формы рубил. Пятки из валунной корки на них уже нет, так как ашельские рубила при работе зажимались между пальцами без упора в ладонь. Использовались они в основном уже не как ударные, а как режущие орудия — ножи. По-прежнему используются в качестве орудий и разнообразные отщепы.
Усовершенствование орудий дало возможность первобытному человеку этой эпохи сделать охоту более эффективной. Об этом свидетельствует увеличение количества костей крупных животных, которые находят на ашельских стоянках. Охотничья добыча стала существенно дополнять продукцию собирательства, а это имело огромное значение в связи с постепенным изменением условий жизни человека во второй половине ашельской эпохи.
Это был период днепровского (рисского) оледенения. Из трех оледенений, которые, по мнению большинства исследователей, имели место на территории Европы в эпоху плейстоцена, днепровское оледенение было самым большим. Центром его была, по-видимому, Гренландия, но захватило оно даже территорию современной Украины. Южная граница ледника проходила на территории СССР приблизительно по линии Львов—Ковель—Сарны—Житомир, далее узким языком опускалась по долине Днепра до устья Ворсклы и затем поднималась к северу, немного западнее Полтавы и Сум, примерно до Орла. Отсюда вторым узким языком ледник спускался по долине Дона до устья Хопра и здесь поворачивал на северо-восток.
В эпоху максимального оледенения климат в Европе был более холодным, чем в настоящее время. Однако суровость климата даже в зоне распространения ледника не следует преувеличивать. Для того чтобы создавались условия, способствовавшие накоплению и превращению в лед огромного количества снеговых осадков, температура зимы не должна была быть чрезмерно холодной. Лето было коротким и не жарким. Это приводило к тому, что выпавший зимой снег не успевал растаять, постепенно накапливался и превращался в лед.
На территории, непосредственно примыкавшей к леднику, была скудная тундровая растительность. Летом эти места обильно заливались талыми водами и заболачивались. Южнее  господствовала травянистая  степь с небольшими участками леса из сосны, березы и лиственницы.
Животный мир вполне соответствовал этим природным условиям. Теплолюбивые животные вымерли, а распространились такие, как покрытый длинной шерстью мамонт, сибирский носорог, пещерный медведь, пещерный лев, первобытный бык, дикая лошадь, северный олень, песец и др., приспособленные к холодному климату.

Бассейн  Северского  Донца   непосредственно  не затрагивался даже  максимальным днепровским ледником, но большая часть его, охватываемая с запада, севера и востока языками ледника, представляла собой малопривлекательную тундру. Лишь в самой южной части бассейна господствовала травянистая растительность степного типа.

Несмотря на суровые условия максимального оледенения, человек благодаря труду не только выжил, но и продолжал в рамках того же первобытного стада совершенствовать свое хозяйство. Возможности собирательства в условиях тундровой и степной растительности уменьшились, но возросшая эффективность охоты позволяла удовлетворять самые необходимые потребности   питания   за   счет  увеличения   мясной пищи.
Кроме того, в ашельскую эпоху для обогревания и защиты от хищников стали широко использовать огонь, о чем свидетельствуют часто находимые на стоянках остатки кострищ. При помощи огня удобней было и организовать охоту с массовым загоном животных в ловчие ямы или к людям, спрятавшимся в засаде. Возможно, в процессе изготовления каменных орудий человек уже в эту эпоху научился добывать огонь путем высекания его ударами кремня о кремень. В условиях ледникового климата человек не мог обходиться и без одежды. Остатки ее до нашего времени, конечно, нигде не сохранились, но можно полагать, что это была очень простая одежда из шкур животных.

МУСТЬЕРСКАЯ ЭПОХА

Природные условия в мустьерскую эпоху мало отличались от тех, которые сложились еще в конце ашельской эпохи. Продолжался период максимального днепровского оледенения. Но в жизни первобытного человека наблюдаются значительные изменения.
Антропологические находки свидетельствуют о появлении в мустьерскую эпоху нового физического типа человека, который известен в науке под названием неандертальского (Homo neanderthalensis) или древнего человека (рис.3,3). Череп древнего человека был впервые найден в 1848 г. в каменоломне на склонах Гибралтарской скалы. Однако большую известность получила находка, сделанная в 1856 г. в Германии, близ Дюссельдорфа. Здесь, в долине Неандерталь, из пещеры Фельдгофер были извлечены костные остатки человека, который сохраняет еще много сходства с питекантропом и синантропом, но в целом по своему развитию стоит уже выше древнейших людей.
Надбровные дуги у неандертальца еще велики, ясно выраженного подбородочного выступа обычно нет, но средний объем мозга равен уже 1400 см3. Руки у него были несколько длиннее, ноги короче, чем у современного человека, а ходил он слегка согнувшись, что придавало некоторую неуклюжесть всей его фигуре.
Костные останки древнейших людей имеются и в других местах Европы, а также в Африке и в Азии. Останки древних людей (неандертальцев) были обнаружены и на территории СССР.
В 1924 г. советский исследователь Г. А. Бонч-Осмоловский в пещере Киик-Коба в Крыму нашел плохо сохранившиеся скелет ребенка и взрослого неандертальца. От скелета взрослого удалось собрать остатки костей ног, рук и зуб. Тщательное исследование этих остатков дало весьма интересные результаты. Так, изучение кисти показало, что кисть неандертальца была шире и мощнее, чем у современного человека, но вместе с тем не имела достаточной гибкости. Неандерталец, следовательно, не мог производить трудовые операции так же ловко, как современный человек.
В 1938 г. советский археолог А. Н. Окладников обнаружил остатки скелета мальчика-неандертальца в прекрасно датированном различными орудиями мустьерском слое пещеры Тешик-Таш в Узбекистане. Наконец, недавно, в 1953 г., археолог А. А. Формозов нашел в пещере Староселье близ Бахчисарая в Крыму остатки скелета ребенка-неандертальца, у которого имеются уже черты, сближающие его с ископаемыми людьми современного физического типа. Судя по обнаруженным здесь же каменным орудиям, эта находка относится к концу мустьерской эпохи.
Исследование орудий, найденных на различных поселениях неандертальцев, показывает, что в мустьерскую эпоху значительно совершенствуется техника обработки камня. Вырабатываются и распространяются новые приемы, которые в археологии называются техникой скола. Сущность ее заключается в том, что сначала из кремневого желвака при помощи простой оббивки делалась заготовка — нуклеус. Для получения нуклеуса с кремневого желвака грубыми ударами удалялась сначала естественная корка, а затем отбивалась верхушка так, чтобы получилась более или менее горизонтальная поверхность — ударная площадка. Ударами по краю площадки от нуклеуса откалывались тонкие пластины, которые шли для выработки орудий.
Для мустьерской эпохи характерны дисковидные нуклеусы (рис.6,1). Откалываемые от такого нуклеуса пластинки имеют обычно форму, близкую к треугольнику или овалу и тонкий режущий край. Однако при использовании таких пластинок их тонкие края быстро обламывались, тупились. Поэтому рабочий край орудий подвергался дополнительной обработке — ретуши, т. е. оббивке путем ряда легких ударов небольшим каменным отбойничком — ретуширом. При этом край получался не такой тонкий, но достаточно острый и прочный. При помощи ретуши с кремня удалялись также лишние выступы, и орудию придавалась наиболее целесообразная форма.
Два основных типа орудий были распространены в мустьерскую эпоху: остроконечник и скребло. Остроконечник — это кремневый нож в виде треугольной пластины с более или менее массивным основанием. Некоторые виды остроконечников могли применяться и в качестве наконечников копий. Один или оба края ножа заострены при помощи ретуши. Скребло обычно имеет форму овальной пластинки с одним ретушированным краем. При помощи такого орудия удобно содрать с животного шкуру, очистить ее от мездры, кроить одежду, ремни и т. п.

Реже в мустьерских стоянках встречаются другие типы орудий, например, скобель -  кремневая пластинка с дугообразной выемкой, предназначенная для сдирания коры и примитивного строгания палок,  которые употреблялись для копий и других деревянных орудий.
Усложнение техники обработки камня, а также появление и широкое распространение в мустьерскую эпоху двух основных видов орудий производства — остроконечника и скребла свидетельствуют о том, что у неандертальцев возникает уже первоначальное, естественное разделение труда.
Очевидно, часть членов первобытного коллектива занималась главным образом охотой на крупных животных. Это требовало от людей, вооруженных такими примитивными орудиями, как кремневый нож-остроконечник, деревянное копье, рогатина и т. п., помимо большой физической силы, ловкости и выдержки, также хорошего знания различных охотничьих приемов. При этих условиях человек мог успешно охотиться даже на таких крупных животных, как мамонт. Например, пигмеи в экваториальной Африке до сих пор охотятся на слонов очень простым, но требующим хорошего знания повадок животного способом. Они выслеживают слона и стараются осторожно подобраться к нему в то время, когда он спит. Если это удается, то охотники перерезают у животного главное сухожилие под коленом задней ноги. Раненый, охромевший слон не может достаточно быстро преследовать людей и ищет спасения в бегстве. Охотники непрерывно нападают на слабеющее от боли и потери крови животное, наносят ему новые раны и стараются перерезать ему сухожилие второй задней ноги, чтобы совершенно лишить его возможности двигаться. Когда это удается, слону разрезают хобот, от чего он в течение нескольких минут истекает кровью. Этот этнографический пример наглядно показывает важность овладения различными охотничьими навыками.
Другая часть первобытного коллектива, состоявшая, повидимому, из стариков, детей и подростков обоего пола, не играла основной роли в охоте на крупных животных. Они помогали охотникам загонять животных в сторону засады, занимались собирательством, строили временные убежища или приспосабливали для жилья естественные укрытия, делали одежду и т. д. В их деятельности основным орудием было скребло. Старики, которые не могли достаточно ловко действовать на охоте, занимались также изготовлением каменных орудий. Довольно сложная техника скола и ретуши требовала большого опыта и навыков, которые приобретались только со временем.
Развивающиеся производительные силы неминуемо должны были вступить в противоречие со старыми производственными отношениями, требовали создания более гибкого и вместе с тем более сплоченного коллектива, чем первобытное стадо. Разделение труда, связанное с дальнейшим развитием хозяйства и специализацией, приводило к усложнению структуры первобытного стада и к зарождению еще в мустьерскую эпоху первоначального рода с групповым браком, который приходит на смену промискуитету. При групповом браке определенная группа мужчин имеет право всту пать в брачные связи только с определенной группой женщин. Это значительно ограничило кровосмешение, а следовательно, устранило вредные последствия браков между близкими родственниками и способствовало более быстрому развитию физического типа человека.
Не следует, однако, преувеличивать успехи древнего человека в конце раннего палеолита. Жизнь его еще была очень тяжела, и это вело к большой смертности неандертальцев в раннем возрасте. Исследования костных остатков неандертальцев антропологами показывают, что 55% из них умирало, не дожив до 20-летнего возраста, и почти никто не жил больше 50 лет. Только благодаря упорному труду и сплоченности первобытных коллективов они развивали свое хозяйство и выходили победителями в борьбе с суровой природой.
Если вопрос о шелльских и ашельских стоянках в бассейне Северского Донца остается пока еще открытым, то несомненные следы обитания здесь древних людей в мустьерскую эпоху уже обнаружены.
В  1924 г. П. П. Ефименко впервые открыл и исследовал местонахождение Деркул. Оно расположено у хут. Колесников Станично-Луганского района Луганской области, на правом берегу р. Деркул, недалеко от впадения последней в Северский Донец.
В основании берегового обрыва здесь находится мел, перекрытый слоем мергеля. Над мергелем залегает песок косослоистой структуры. Каменные орудия были обнаружены в слое галечника на размытой поверхности этих древних песчаных наносов, перекрытых в свою очередь более поздними отложениями кварцевого песка. Жившие здесь первобытные люди использовали для изготовления орудий преимущественно кварцит, так как хорошего кремня в ближайших окрестностях нет. Из кварцита были сделаны и найденные орудия: большой дисковидный нуклеус, несколько скребел, остроконечник и ряд пластин. Кремневые орудия представлены лишь одним характерным мустьерским остроконечником (рис 6,1-3).
Из костных остатков удалось найти только обломок трубчатой кости большого млекопитающего — слона или носорога.
Отсутствие значительного количества остатков, связанных с жизнью первобытного человека, П. П. Ефименко объясняет тем, что здесь был временный лагерь мустьерских охотников (Некоторые исследователи придерживаются иной точки зрения. Так,С. Н. Замятнин считает, что здесь имеется несколько различных комплексов и часть каменных изделий  следует  отнести  к  раннему   неолиту).

Другое мустьерское местонахождение было обнаружено у с. Красный Яр Ново-Светловского района Луганской области, примерно в 10 кмк северо-востоку от г. Луганска. Первые находки здесь сделал сотрудник Луганского музея А. С. Альбрехт еще в 1925 году, но мустьерский возраст местонахождения был установлен лишь после исследования С. Н. Замятнина в  1933 году.
Каменные орудия и несколько сильно минерализованных костей ископаемых животных были найдены на небольшой отмели в русле Донца, отделенной узким протоком от правого берега. Отмель состоит из песка и кремневой щебенки, и найденные здесь несколько десятков орудий сделаны почти исключительно из кремня. Среди них имеются различные виды скребел, типичные мустьерские остроконечники, нуклеусы и отщепы подтреугольных форм, сколотые с дисковидного нуклеуса (рис.6,4-7). Характерно крупное орудие в виде рубильца, сделанное из уплощенной кремневой гальки, отесанной с двух сторон. Такое орудие могло применяться и как остроконечник и как скребло. Произведенное В. И. Зубаревой (Бибиковой) исследование костных остатков, найденных на отмели, показало, что тут имеются зуб шерстистого носорога, два зуба дикой лошади и несколько обломков трубчатых  костей  какого-то крупного млекопитающего.
Еще одно мустьерское местонахождение было обнаружено у города Каменска в Ростовской области в 1927 г. Наблюдавший за работами в карьере на левом берегу Донца краевед Л. А. Абаза собрал в течение нескольких лет значительную коллекцию костей ископаемых животных, среди которых оказались зубы и различные части скелета мамонта, первобытного быка и ископаемой лошади. Во время исследования карьера С. Н. Замятниным здесь был найден и очень характерный для мустьерской эпохи дисковидный нуклеус из кварцита. Наконец, имеются сведения о находке отщепа из отложений мустьерского времени в низовьях Донца у хут. Хрящи.
Таким образом, археологические и палеонтологические находки показывают, что по крайней мере бассейн среднего и нижнего течения Северского Донца в конце раннего палеолита был заселен первобытными людьми. Костные остатки животных этого времени встречаются и на более северной территории.

ПОЗДНИЙ ПАЛЕОЛИТ (30-15 ТЫС. ЛЕТ ТОМУ НАЗАД)
 Ориньяко-солютрейская и мадленская эпохи

В эпоху днепровско-валдайского (рисс-вюрмского) межледниковья произошло некоторое потепление, шире распространилась лесная растительность, но состав флоры и фау ны Восточной Европы почти не изменился. По мере развития последнего, валдайского (вюрмского), оледенения климат значительно ухудшился. Понижение средней температуры было незначительным, но оно сочеталось с засушливостью и континентальностью климата. Ледник был меньшим, чем в период днепровского оледенения. Он захватывал своей южной оконечностью лишь верховья бассейна Днепра, и Волги, доходя до Валдайской возвышенности. Однако очертания морей и суши в связи с рядом сложных геологических явлений выглядели на юге Восточной Европы не так, как сейчас. Каспийское море (Хвалынский бассейн), уровень которого был гораздо выше современного, соединялось узким проливом с Азовским и Черным морями (Ново-Эвкгинский бассейн). Донец, по-видимому, не был в это время притоком Дона, а самостоятельно впадал в этот пролив.
В северных, расположенных близко к леднику, районах преобладала скудная тундровая растительность, южнее лежала полоса лесостепи, захватывавшая верховья Донца, а далее простирались степи.
В фауне этой эпохи еще сохранялись мамонт и шерстистый носорог, дожившие в некоторых местах до голоцена. Считают, что эти крупные животные вымерли не по естественным причинам, а были истреблены человеком, который усиленно охотился на них. Наряду с мамонтом и носорогом для фауны позднего палеолита характерны такие полярные животные, как северный олень, мускусный овцебык, песец и такие степные, как антилопа-сайга, бизон, суслик и др.
В позднем палеолите на основе дальнейшего развития древних людей (неандертальцев) появляется человек современного физического типа (Homo sapiens)
(Среди людей современного физического типа различают ныне живущих и тех. которые жили в древности и известны нам лишь по костным остаткам. Последних обозначают термином Homo sapiens fossilis (ископаемый разумный человек). Впервые костные останки ископаемого человека современного физического типа были найдены в 1823 г. На территории Англии в пещере Павиланд. Однако здесь был обнаружен лишь скелет без черепа. Более удачной была находка археолога Ларте и 1868 г. на берегу р. Везер во Франции, в пещере Кроманьон. В этой пещере оказались кости пяти людей вместе с типичными орудиями ориньякской эпохи. Исследование этих и подобных им остатков дало возможность выяснить основные черты, характерные для так называемого кроманьонского типа человека, как одного из представителей Homo sapiens fossilis, распространенного в палеолите, мезолите и даже в более поздние эпохи  (рис.3, 4).
Кроманьонцы представляли собой рослых, широкоплечих людей с хорошо развитым черепом, объем которого уже вполне соответствовал объему черепов современных людей. Для лицевой части черепа кроманьонца характерны прямой и широкий лоб, узкий нос, хорошо сформированный, резко выступающий подбородок, небольшие размеры глазных орбит и некоторые другие признаки.
Останки людей кроманьонского типа имеются и на территории СССР. Например, несколько погребений таких людей эпохи верхнего палеолита были обнаружены во время раскопок под руководством П. И. Борисковского и А. Н. Рогачева в 1952—1953 гг. в стоянках у с Костенки под Воронежем. Еще больше находок относится к эпохе мезолита (погребения из раскопок С. Н. Бибикова и С. А. Трусовой в пещерах Фатьма-Коба и Мурзак-Коба в Крыму и др.).
Некоторые особенности строения черепа кроманьонцев (узкий и резко выступающий нос, широкий лоб, не выступающая вперед верхняя челюсть и др.) сближают их с представителями современной европеоидной  расы.
Однако в эпоху палеолита не все население принадлежало к кроманьонскому, европеоидному типу людей. Археологические находки и антропологические исследования показали, что физический тип ископаемого Homo sapiens представлен уже несколькими разновидностями или расами, которые близки к расам, обитающим на земле в настоящее время.
Так. во Франции (Шанселад), в Восточной Азии (Китай) и в Сибири (Афонтова гора) были найдены костные остатки ископаемых людей современного физического типа с признаками монголоидной расы. В Африке (Асселяр), Италии (Гримальди), Чехии (Пшедмост) и на территории европейской части СССР (Маркина гора близ Воронежа, с. Волошское около Днепропетровска) найдены скелеты ископаемых людей современного физического типа, близких к современной негроидной расе. Следовательно, начиная с эпохи позднего палеолита, на земле существовало уже несколько рас (подразделений) одного и того же вида человека (Homo sapiens).
Следует учитывать, что расовые признаки людей касаются только телесных, естественно-биологических особенностей человека, имеющих в его жизни второстепенное значение. Нет абсолютно никакой связи между наследственными расовыми признаками людей (цвет кожи, цвет и форма волос особенности черт лица и т. п.) и их умственными способностями или способностями к развитию хозяйства и культуры. Не существует «высших» или «низших» рас, как утверждают
реакционные буржуазные ученые. Расовые признаки появились у людей лишь тогда, когда физический тип современно го человека уже совсем сформировался. Все человеческие расы относятся к одному биологическому виду и одинаково совершенны. Определяющую роль в развитии человеческого общества играют не такие второстепенные биологические признаки, как цвет волос или форма глаз, а трудовая деятельность людей и другие социальные факторы. Кроме того, следует помнить, что на земле вообще не существует чистых рас, так как представители различных рас издавна смешивались  между собой.
Судя по вещественным остаткам, которые дошли до нас от конца плейстоцена, первобытный человек в ориньяко-солютрейскую и мадленскую эпохи позднего палеолита улучшал и разнообразил свои орудия производства, совершенствовал хозяйство и обеспечивал себе лучшие, чем раньше, условия существования, несмотря на суровую природную обстановку.
При этом формы хозяйства, быта и идеологических представлений у родовых общин, живших в разные эпохи позднего палеолита на территории Восточно-Европейской равнины, как показывают исследования археолога П. И. Борисковского, были очень близки. Различие наблюдается главным образом лишь в формах кремневых орудий. Учитывая к тому же небольшое количество известных в настоящее время в бассейне Северского Донца позднепалеолитических памятников, целесообразно здесь дать общую характеристику позднего палеолита без разделения его на отдельные эпохи.
Важным техническим достижением первобытного человека периода верхнего палеолита было появление и широкое распространение отжимной техники обработки кремня. Раньше при изготовлении орудий производства человек довольствовался сравнительно грубыми пластинами преимущественно треугольной формы, которые откалывались от дисковидного нуклеуса. Постепенно, в поисках наиболее целесообразной формы нуклеуса, люди научились делать довольно правильно ограненный призматический нуклеус. От него при помощи особой костяной или деревянной палочки (отжимник) можно было отжимать длинные, узкие и тонкие ножевидные пластинки, служившие прекрасным материалом для изготовления разнообразных орудий. Края этих пластинок обрабатывались ретушью, т. е. в нужных местах от них откалывались или отжимались тонкие чешуйки кремня, и пластинки приобретали форму ножа, скребка, резца, наконечника Для копья или дротика, проколки и т. и. (рис.7). В некоторых случаях в позднем палеолите отжимной ретушью обрабатывались не только края, но и вся поверхность орудия   (наконечники  солютрейского типа).
Расширялся круг материалов, которые человек употреблял для выработки орудий и других предметов. Наряду с камнем и деревом широко применялись кость и рог. Чаще всего полеолитические  люди   использовали    рога   северного оленя и бивни мамонта, которые  имели  достаточную  прочность, упругость и вместе с тем хорошо   поддавались   обработке кремневыми резцами и скребками.

Из кости и рога делались наконечники дротиков, иглы для шитья одежды, костяные рукоятки для кремневых орудий,   выпрямители древков   копий   и  дротиков, мотыги для
выкапывания ловчих ям и землянок, гарпуны и даже рыболовные крючки.
Рис. 8-9

Очень важным изобретением этого периода была копьеметалка. Это простое приспособление в виде костяной или деревянной палочки с упором для древка копья или дротика позволяло бросать последние на большое расстояние и, следовательно, значительно увеличивало эффективность метательного оружия.
Применение новых типов орудий производства и оружия давало возможность первобытным коллективам получать минимум необходимых продуктов собирательства, охоты и рыбной ловли на сравнительно небольшой территории. Поэтому в эпоху позднего палеолита появилась оседлость населения, хотя еще и не прочная. О том, что люди подолгу жили в некоторых местах, свидетельствуют мощные культурные слои ряда стоянок и появление довольно сложных для того времени постоянных жилых сооружений (рис.10).

Такие искусственные жилища были впервые обнаружены и исследованы советскими археологами С. Н. Замятниным. В. А. Городцовым, П. П. Ефименко и др. Оказалось, что формы палеолитических жилищ были довольно разнообразны. Встречаются землянки и наземные постройки в виде шалаша, у которого пол лишь немного углублен в почву. Основание жилищ иногда укреплено каменными плитами и крупными костями мамонта Раскопки А. П. Окладникова на стоянке Буреть около Иркутска и раскопки И. Г. Шовкопляса на Мезинской стоянке в Черниговской области свидетельствуют о том, что бивни мамонта и большие рога северного оленя использовались наряду с деревом для сооружения основы перекрытия жилища.
Весьма показательны данные о размерах палеолитических жилищ. Так, в Пушкаревской стоянке в Черниговской области жилище достигало в длину 12 м а в ширину 4 ми состояло из трех соединенных между собой помещений с тремя очагами. Это свидетельствует о том, что здесь жил большой родовой коллектив.
В  период  позднего  палеолита в   первобытном   обществе окончательно оформляется родоплеменная организация. Род представляет собой хозяйственное, общественное и идеологическое объединение кровных родственников, ведущих свое происхождение от одного общего предка.  Брачные отношения между людьми регулировались в позднем палеолите еще при помощи различных форм группового брака. Родственные связи же при групповом браке, когда достоверно неизвестен отец ребенка, можно было определить лишь по материнской линии. Кроме того, женщина играла большую роль в хозяйстве палеолитического первобытного общества. Поэтому род оформляется как материнский.
Сплоченность родового коллектива, общий труд, новые орудия и усовершенствование производственных навыков обеспечили первобытному человеку лучшие, чем раньше, условия существования. Это видно хотя бы из того, что значительно уменьшилась смертность в раннем возрасте. Подсчеты показывают, что в позднем палеолите процент людей, умерших в возрасте до 20 лет, снизился по сравнению с мустьерской эпохой с 55 до 34.
Первобытные стада раннего палеолита жили весьма изолированно. В условиях развитого, сложного общественного хозяйства позднего палеолита родственные роды иногда объединялись для совместной коллективной охоты для общей защиты своей территории от врага. Со временем эти связи укреплялись, становились устойчивыми, и родственные роды объединялись в более   крупные коллективы — племена.
В позднем палеолите наблюдается не только значительное развитие производства и усложнение общественной организации первобытных людей. В это время впервые возникает и развивается в разных формах искусство человека. Еще в ориньякскую эпоху появляются скульптурные изображения женщин, реже животных, вырезанные из мягких пород камня, из кости или рога. Для женских статуэток характерно специальное подчеркивание признаков женского пола (рис.11).

 Видно, что первобытный художник старался яснее передать черты взрослой женщины-матери. Появление таких статуэток в эпоху оформления матриархально-родового общества, конечно, не случайно. Эти изображения женщин — родоначальниц, покровительниц рода — свидетельствуют о важной роли женщин в жизни  родовых общин.
В разных позднепалеолитических стоянках найдены также образцы первобытной живописи на стенах пещер и на скалах, образцы гравюры по камню, рогу и кости (рис.5,2 и 12,1-4). Среди этих изображений мы видим главным образом тех животных, на которых первобытный человек охотился: мамонта, носорога, бизона, оленя, лошадь, медведя и др. Рисунки отличаются простотой и первобытным реализмом. Художник, который одновременно был и охотником, хорошо знал этих животных и умел немногими, но выразительными штрихами передать наиболее существенное в образе того или иного животного. Многие изображения, несомненно, были связаны с религиозно-магическими действиями, при помощи которых первобытный человек старался обеспечить себе удачную охоту.
Другие рисунки, изображающие каких-то странных существ, имеющих получеловеческий, полузвериный облик, очевидно, связаны с тотемизмом. Тотемизм—это своеобразная форма первобытной религии, которая выражалась в том, что человек верил в кровную связь, в родство всех членов рода с каким-либо животным, рыбой, птицей и т. п. Это животное считалось тотемом рода (Слово «тотем» на языке индейцев североамериканского племени оджибвеев означает "его род"), и все люди, входившие в данный род, считали, что оно является их предком.
Родовая организация, объединявшая кровных родственников, играла огромную роль в жизни первобытного человека. Между тем представление о далеком предке, родоначальнике, было очень туманным, неопределенным. Поэтому, как показывают этнографические факты, в ряде случаев возникло представление о том, что основателем рода было какое-то фантастическое существо. Например, у якутов существовала восходящая еще к первобытно-тотемистическим верованиям легенда о том, что сначала был сотворен богом конь, от которого произошел полуконь-получеловек и, наконец, от последнего произошел настоящий человек.
Таким образом, целый ряд фактов свидетельствует о том, что у людей позднего палеолита уже существовали определенные религиозные верования (Предположение о существовании религии в более раннее время — у неандертальцев является спорным). Это подтверждается и наличием погребений с ясно выраженным религиозным обрядом, говорящем о вере в загробную жизнь. В таких погребениях вместе с покойником находят различные орудия производства, остатки пищи, украшения и т. п. предметы, которые были положены в могилу его родственниками, чтобы обеспечить его всем необходимым в потустороннем мире.
Возникновение религии объясняется прежде всего условиями материальной жизни первобытного человека Жизнь эта была тяжелой. В своей деятельности первобытный человек часто наталкивался на непонятные, грозящие ему бедствием силы, которые он не мог устранить при помощи своих примитивных орудий и своих бедных знаний. В таких случаях человек начинал предполагать существование каких-то сверхъестественных сил. «...Бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей чудеса и т. п.».

 Образцы палеолитических рисунков на территории СССР были найдены в 1941 г. археологом А. П. Окладниковым на скалах в долине р. Лены близ деревни Шишкино. Археолог С. Н. Замятнин обнаружил схематические изображения эпохи палеолита в гротах Мгвимеви в Грузии. В 1959 г. биолог А. В. Рюмин обнаружил рисунки мамонта, лошади и других животных в Каповой пещере, расположенной в верховьях р. Белой на Южном Урале. Исследования археолога О. Н. Бадера подтвердили палеолитический возраст этих рисунков.
О высоком уровне палеолитического искусства свидетельствуют также находки украшений в виде костяных бус и орнаментированных подвесок, находки браслетов, покрытых сложной резьбой (рис.12).

 Для ожерелий применялись и раковины со специально просверленными отверстиями.
В стоянке Молодова-5 в Черновицкой области археолог А. П. Черныш в 1953 и в 1954 гг. нашел две палеолитические флейты. Эти музыкальные инструменты сделаны из рога се верного оленя и имеют несколько отверстий, рассчитанных на воспроизведение различных звуков (рис.12,5).
Все эти данные говорят о больших достижениях первобытного человека в эпоху позднего палеолита, о сложности его хозяйственной и общественной жизни, о развитии  его идеологических представлений.
В бассейне Северского Донца известен в настоящее время целый ряд позднепалеолитических памятников, но все они, к сожалению, изучены еще слабо и сами  по себе не дают
сколько-нибудь полной картины жизни людей в конце ледниковой эпохи на этой территории. Они освещают пока лишь отдельные стороны этой жизни.
Находки, относящиеся к позднему палеолиту, сосредоточены пока в четырех местах бассейна Донца: вблизи Балаклеи, южнее Изюма, севернее Луганска и в низовьях реки (см. рис. 22).
Самым северным является местонахождение на берегу Донца, у с Щуровки,  Балаклейского района, Харьковской области. Здесь в одном из яров вместе с костями мамонта было обнаружено несколько кремневых пластинок и резцов. На правом берегу Донца южнее Изюма зафиксированы следы нескольких стоянок. На стоянке в урочище Пристен у с. Синичено, Изюмского района Харьковской области, на стоянке Шаруканская II близ с. Богородичного и на стоянке у с. Пришиб Н.В. Сибилев нашел кремневые орудия позднепалеолитического облика и обломки костей мамонта, последние две стоянки находятся в Славянском районе Донецкой области. В этом же районе расположена исследованная лучше других Миньевская стоянка. Она была открыта в 1924 г. П. П. Ефименко в устье Миньевского Яра у села Богородичного (близ бывшего Святогорского монастыря). Раскопки здесь производили в 1938 и 1940 гг. Н. В. Сибилев, а в 1950 г. И. Ф. Левицкий и Д. Я. Телегин. Исследования показали, что  стоянка имеет два основных культурных слоя: верхний относится к мезолиту, а нижний, залегающий на глубине около 2,75—2,80 м в желтоватом суглинке,— к мадленской эпохе палеолита. В нижнем слое найдено много кремневых призматических нуклеусов, резцов, крупных пластин, из которых делались наконечники копий, отщепов (рис.13).

 Н.В. Сибилеву во время раскопок удалось найти характерную для позднего палеолита, но, к сожалению, плохо сохранившуюся статуэтку из мела. В одном месте обнаружены остатки очага. Однако костного материала в культурном слое оказалось немного, и он представлен преимущественно неопределимыми обломками костей. Некоторые кости, по мнению И. Г. Пидопличко, могут принадлежать зубру. Предполагается, что это место, изобилующее выходами хорошего мелового кремня, служило по преимуществу мастерской первичного раскалывания   камня   и   изготовления   некоторых  орудий.
Большой интерес представляет Веселогорское местонахождение в Александровском районе Луганской области. Древние остатки здесь, на отмели правого берега Донца, были открыты еще в 1918 г. местной жительницей Поповой. Во время научного обследования в 1919 г. удалось собрать, по-видимому, вымытые водой из береговых отложений кости мамонта, сибирского носорога, дикой лошади, зубра, благородного и северного оленя. Здесь же был найден прекрасно отделанный наконечник копья из бивня мамонта (рис.14).

 Длина наконечника — 25 см. Верхний конец его конусообразно заострен, а прилегавший к деревку нижний конец уплощен в виде лопаточки. Веселогорский наконечник представляет собой прекрасный образец костяного орудия того типа, который был широко распространен в мадленскую эпоху. Наконец, следы верхнего палеолита были зафиксированы в 1950 г. на левом берегу Северского Донца в его низовьях находкой у хут. Михайловского сильно патинизированной ножевидной пластины.
Все эти находки показывают, что к концу палеолита большая часть бассейна Северского Донца была уже заселена первобытными людьми, хозяйство и культура которых существенно не отличались от хозяйства и культуры других позднепалеолитических групп населения, обитавших на Русской равнине.

< предыдущая страница | содержание | следующая страница >



|На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz