О  ЧЕМ МОЛЧАТ ЛЕТОПИСИ
(Вместо предисловия)

Неисчерпаемо богата наша Родина различными историческими памятниками, в том числе и такими, возникновение которых относится к очень отдаленным эпохам. Немало древностей можно встретить и на берегах Северского Донца несущего свои воды среди разнообразного ландшафта нескольких областей РСФСР и Украинской ССР.

Довольно часто употребляют ошибочное название «Северный Донец», возникшее в результате неправильной расшифровки сокращения «Сев. Донец». На самом деле исторически правильное название реки— Северский Донец. Такое название она получила от имени славянского племени северян, территория которого охватывала и часть бассейна этой реки.

Нередко на полях здесь можно увидеть то очень небольшие, то довольно высокие могильные насыпи — курганы. На вершине древнего кургана, словно безмолвный страж, возвышается иногда сглаженная ветрами и дождями, поросшая мхом каменная статуя. В некоторых местах на высоких берегах рек, причудливо изрезанных оврагами, можно заметить земляные валы  и рвы, ограждающие остатки древнего поселения.

Кто же и когда здесь жил? Каковы были хозяйство, общественный строй, быт и культура местных племен и народностей? С какими событиями в истории нашей Родины связаны эти памятники седой старины? В каких древних документах сохранились сведения о жизни людей на той территории,  где расположено  современное  село  или  город?

Такие или подобные вопросы возникают у людей разного возраста и самых различных профессий, которые интересуются краеведением, работают в исторических кружках, составляют маршрут туристского похода, собирают материал для школьного исторического музея кабинета или, наконец, просто  желают  получить историческую  справку.

Эти вопросы вполне закономерны. В наше время трудно найти такого культурного человека, который, независимо от его профессии, обладал бы настолько ограниченным кругозором, что совершенно не интересовался бы историей человечества, историей того, как возникло и постепенно изменялось общество, как развивалась и совершенствовалась его культура. Человек не может не интересоваться своей собственной историей, биографией своих предков.

Мы не люди без роду и племени, не имеющие своих исторических традиций, не знающие своего прошлого. У советских людей широкий кругозор и большое стремление к глубоким знаниям истории своей Родины. Народы нашего социалистического государства по праву гордятся теми достижениями, тем крупным вкладом, который внесли в общую сокровищницу культуры их далекие предки.

На заре человеческой истории, в эпоху первобытного общества были созданы первые орудия производства, человек овладевает огнем, изобретает первые формы одежды и жилищ. К этим же временам относится появление гончарства и металлургии, скотоводства и земледелия, начало изобразительного искусства, музыки и других достижений человеческой культуры. Древнейшая история наглядно показывает, как человек благодаря труду, путем огромных усилий добивается первых, решающих успехов в борьбе со стихийными силами природы. Без этих скромных начальных шагов не было бы и достижений современной химии и физики, автоматики, атомной энергетики, космических ракет и многого другого.

К изучению далекого прошлого влечет наших людей не только простое любопытство, но и желание лучше осмыслить исторический процесс, глубже понять основные закономерности развития человеческого общества.

Следует иметь в виду, что изучение далекого прошлого связано с некоторыми трудностями, которые объясняются, прежде всего, своеобразием источников.
Если речь идет о событиях, происходивших на нашей территории полторы-две тысячи или несколько сотен лет тому назад, то некоторые сведения о них иногда можно получить в архивных документах, летописях, в сочинениях древних путешественников, писателей, историков и в других письменных источниках. Но как узнать о событиях, о людях, живших много тысячелетий тому назад? В таком случае даже неполные ответы на целый ряд вопросов трудно, а подчас и вовсе невозможно найти в летописях или в трудах древних ученых.

Человек, судя по известным нам в настоящее время находкам, появился на земле приблизительно 500 тысяч лет тому назад, а первые памятники письменности, рассказывающие о некоторых событиях из истории человечества, появились гораздо позже, в эпоху возникновения в странах древнего Востока (в IV—III тысячелетиях до н. э.) первых рабовладельческих государств. До этого люди вообще не знали еще настоящей письменности. Следовательно, письменные источники могут, да и то недостаточно полно, осветить лишь одну сотую часть времени существования человеческого общества. И вот там, где молчат письменные источники, берет слово археология.

Археология — это историческая наука, изучающая историю человечества по вещественным источникам.


Само слово "археология", т. е. «наука о древностях» происходит от двух греческих слов: агсhios—древний и lоgos—слово, понятие, рассказ.

К таким источникам относятся всевозможные остатки жизни и деятельности людей, сохранившиеся в той или иной мере от далекого прошлого: древние орудия производства, оружие, посуда, украшения, остатки пищи, монеты, предметы культа и т. п.

Археологические остатки являются более точными, более достоверными источниками, чем письменные. Это объясняется тем, что археологические памятники были непосредственно связаны с жизнью людей, использовались ими в хозяйстве, в быту и т. д. Этих немых свидетелей прошлого, правда, нелегко заставить «говорить». Иногда бывает трудно объяснить значение той или иной археологической находки. Однако тщательное, часто сложное и очень кропотливое изучение этих памятников дает возможность восстановить в основных чертах, а иногда даже и в некоторых деталях, жизнь людей в отдаленные времена.

Письменные же источники рассказывают нам об определенных событиях так, как эти события отражались в сознании людей. К тому же авторы нередко весьма односторонне или тенденциозно освещают факты, искажают их. Буквальный смысл письменных источников обычно сравнительно легко понять, но они нуждаются еще в тщательной критической проверке с целью выяснения степени их достоверности.
Большое значение имеет и то, что количество очень древних письменных источников (летописей, юридических документов, трудов древних ученых, писем и т. п.) весьма ограничено. Подавляющее большинство их детально изучено, а новые письменные источники если и появляются, то уже с помощью археологических изысканий. Количество же археологических источников так велико, что практически они неисчерпаемы. Везде, где жил и трудился человек, он оставил какие-то следы, которые улавливаются путем археологических исследований.

Вещественные остатки, изучаемые археологами, находят преимущественно на местах древних поселений, мастерских, рудников, культовых сооружений или в могилах. Встречаются также клады древних вещей, различные изображения и отдельные находки.

Среди древних поселений различают стоянки, селища и городища. Стоянкой археологи называют остатки временного или постоянного неукрепленного поселения людей каменного, медного или бронзового века. Остатки укрепленных поселений, которые на нашей территории появляются обычно уже в железном веке, называют городищами, независимо от характера оборонительных сооружений. Временные или постоянные неукрепленные поселения, существовавшие одновременно с городищами, называют селищами. На поселениях любого типа археологи тщательно исследуют, прежде всего, культурный слой, т. е. такой слой почвы, который образуется из органических и неорганических остатков в результате жизни и деятельности человека. Именно в культурном слое залегает основная масса вещественных находок (обломки керамики, кости употреблявшихся в пищу животных, птиц, рыб, случайно потерянные или выброшенные как негодные для дальнейшего употребления изделия из камня, металла, рога и проч.).

Для исследования производственных процессов очень важную роль играют древние рудники и мастерские. Последними называют места, на которых вырабатывались различные орудия, оружие, бытовая утварь и другие вещи, независимо от того, были ли для этого сооружены какие-либо постройки или здесь имелся просто удобный участок. Изучение древних рудников дает возможность выяснить, какими способами человек добывал руду, какие орудия он применял в древнейших горных разработках. Химический анализ руды, плавильных шлаков и готовых изделий позволяет установить места древних центров добычи и обработки металла, проследить торговые связи.

Культовые места — это участки или специальные сооружения, предназначенные для совершения различных религиозных обрядов. Эти места имеют большое значение не только для изучения древних религиозных представлений, но и для характеристики других сторон жизни людей. Так, например, здесь иногда находят изображения животных, на которых охотился человек, или изображения вещей, которые очень плохо сохраняются либо совершенно не сохраняются в земле. Среди жертвоприношений встречаются подлинные вещи, употреблявшиеся людьми того времени, или их миниатюрные копии, изготовленные специально для культовых целей. Это помогает получить важные сведения о хозяйственной деятельности человека.

Ценными археологическими источниками являются древние погребения. Возникнув еще в каменном веке, обряд погребения покойников принял у различных племен и народностей своеобразные формы. Поэтому уже сам обряд погребения служит важным этнографическим признаком. Археологи встречают самые разнообразные типы погребальных сооружений — от простой ямы до сложных каменных гробниц и огромных курганных насыпей. Под одной и той же насыпью кургана можно встретить иногда не одно, а несколько разновременных погребений. При этом оказывается, что и насыпь кургана постепенно изменялась: перерезалась, досыпалась и т. п. Проследить эти изменения очень важно, так как они дают возможность установить последовательность захоронений. Самое древнее погребение, над которым была сооружена первоначальная насыпь кургана, называется основным, а более поздние погребения этого же кургана называются впускными.

Вера людей в загробную жизнь приводила к тому, что очень часто в могилу вместе с покойником клали пищу и различные вещи, которые якобы должны были употребляться в потустороннем мире. Найденные в древних погребениях предметы археологи называют могильным инвентарем. Если погребение не подвергалось ограблению, го само расположение вещей в могиле дает возможность выяснить их назначение, остающееся иногда неясным при находке случайно потерянной или брошенной на поселении вещи. Кроме того, на поселениях мы имеем обычно дело с обломками, а в могилы клали, как правило, вещи хорошей сохранности.

Своеобразие источников ведет к тому, что исследовательские приемы археологов значительно отличаются от приемов работы других историков. Древние вещественные остатки иногда попадаются на современной поверхности почвы. Такой подъемный материал уже дает возможность предварительно ознакомиться с археологическим памятником. Однако, чаще древние остатки сохраняются в земле под позднейшими наслоениями почвы, под развалинами построек, в древних могилах и т. д. Поэтому, прежде чем приступить к непосредственному исследованию вещественных источников, археолог должен произвести разведки и найти то место, где скрыты памятники старины, затем, с соблюдением особых правил  и   предосторожностей,   выкопать   их   из   земли.

В связи с этим советский ученый А. В. Арциховский очень удачно сказал,  что «археология  есть история,  вооруженная лопатой».

Найденные вещи археолог обязан так обработать, чтобы предохранить их от дальнейшего разрушения, а если нужно, то реставрировать эти вещи, т. е. придать им по возможности тот вид, который они имели в далеком прошлом.
Для научного использования вещественных памятников в качестве исторического источника необходимо еще установить их абсолютную или относительную хронологию, т. е. определить последовательность их существования во времени. Исторический памятник или событие, не приуроченные, хотя бы приблизительно, к определенному моменту истории общества, бесполезны для науки. Археологи используют как абсолютную, так и относительную хронологию.

При установлении абсолютной хронологии определяется точная или приблизительная дата существования какого-либо предмета или явления- Даты исчисляются в различных единицах времени (день, год, столетие, тысячелетие и т. п.) от какого-то определенного момента, который называется эрой.

В древности часто за начало летоисчисления брали год вступления на престол царя или год начала правления определенного магистрата. Слово «эра» (от латинского аега) возникло, по-видимому, вследствие сокращения до начальных букв фразы «аb ехогdiо rengi Augusti» («от начала Царствования Августа»).

Такой эрой может быть, например, сегодняшний день. Тогда, указывая на какое-нибудь событие, мы можем сказать, что оно произошло, скажем, 700 лет тому назад (от сегодняшнего дня).

В настоящее время у нас и во многих других странах летоисчисление ведется от мифического «рождества Христова». Понимая, что никакого научного обоснования это летоисчисление не имеет, его именуют летоисчислением от «нашей эры» или «новой эры» (сокращенно: н. э.). Эра эта искусственно создана в IV веке римским монахом Дионисием Малым, уроженцем Северного Причерноморья. До этого в течение более пяти веков существования христианской религии ее приверженцы пользовались разнообразными системами летоисчисления, но не употребляли эры от «рождества Христова». Более того, точной даты мифического рождения Иисуса Христа даже сами церковники не могут назвать. Делались попытки вычислить дату его рождения, исходя из библейского рассказа о сотворении мира. При этом подсчеты расходились на 1525 лет. Представители католической церкви считали, что Христос родился в 3983 году после сотворения мира, а православные священники утверждали, что он родился лишь спустя 5508 лет после сотворения мира.

Дионисий, конечно, тоже не имел никаких определенных данных, но поступил весьма решительно. В его время на территории бывшей Римской империи было распространено установленное еще в III веке летоисчисление по эре Диоклетиана, т. е. вели счет лет, начиная с первого года правления императора Диоклетиана (с 284 года и. э.). Дионисий на место 248 года эры Диоклетиана поставил 532 год «после рождества Христова» и таким образом установил новую эру летоисчисления. Цифру 532 он взял из чисто практических соображений — для удобства вычисления дней празднования пасхи, которая через каждые 532 года вновь приходится на одно и то же число по юлианскому календарю.

Летоисчисление от «рождества Христова» далеко не сразу получило широкое распространение. Только в XVI в. оно было введено в Германии и Франции, а с XVIII в.— в Англии. В России Петр I ввел это летоисчисление с 1700 г.

Обычно возникает вопрос о том, как археологи устанавливают даты существования древних поселений, даты погребений или отдельных вещей. Абсолютные даты археологических памятников иногда дают возможность установить краткие упоминания в произведениях древних авторов, находки древних монет и надписей, находки характерных вещей, которые изготавливались и применялись лишь в течение известного промежутка времени.

В последнее время разработан метод датировки органических остатков по степени распада радиоактивного углерода.

Известно, что в молекулах живых организмов наряду с другими атомами содержатся и атомы различных изотопов углерода, в том числе в очень небольшом   количестве   имеется радиоактивный углерод с атомным  весом   14.   При  этом   в живом организме, благодаря непрерывному обмену с окружающей средой, поддерживается определенное соотношение между простым и   радиоактивным   углеродом   С-14.    После гибели растения или животного возобновление радиоактивного углерода прекращается, а самопроизвольный распад неустойчивых ядер С-14  ведет к уменьшению его в остатках органического вещества. Через 5568 лет остается лишь половина первоначального количества радиоактивного   углерода. Зная это, можно путем  специальных исследований датировать скелеты людей и животных, а также изделия из кости и дерева, уголь из древних очагов и т. п.

Существуют и другие способы определения абсолютных дат (фторовый метод, коллагеновый метод, дендрохронологический метод, археомагнитный метод и др.) Однако в настоящее время еще далеко не всегда удается установить абсолютную хронологию археологических памятников и поэтому при исследовании древнейших исторических эпох ученые широко используют также относительную хронологию.
При   установлении   относительной     хронологии не измеряют время теми или иными единицами, а лишь определяют соотношение между  событиями   во  времени.  Иначе говоря, относительная хронология показывает, что какое-то событие произошло раньше или позже другого, но не говорит, на сколько раньше или позже. Археологи используют как геологическую, так и собственно археологическую систему относительной хронологии.

Геологическая относительная хронология основана на изучении последовательности возникновения напластований земной коры. Общий возраст земли по некоторым подсчетам определяется примерно в 2—3 миллиарда лет, а возраст земной коры (литосферы) равен 1,4—1,6 миллиарда лет. В течение этого огромного промежутка времени земная кора претерпевала значительные изменения. История земной коры хронологически делится на пять геологических эр: архейскую (начальную), археозойскую (начальной жизни), палеозойскую (древней жизни), мезозойскую (средней жизни) и кайнозойскую (новой жизни). Начавшаяся примерно 50 миллионов лет тому назад кайнозойская эра продолжается и сейчас. Она подразделяется на два периода: третичный и четвертичный. Последний некоторые исследователи называют еще антропоген, т.е. период возникновения и жизни человека. Четвертичный период состоит из двух геологических  эпох: плейстоцен  (ледниковая эпоха) и голоцен (современная геологическая эпоха).

Отложения, образовавшиеся в течение каждой геологической эры, периода и эпохи, соответственно называются группа, система и ярус. В этих отложениях находят различные остатки животных и растений (например, раковины моллюсков, окаменевшие остатки скелетов рыб и наземных животных, отпечатки растений и т.п.), которые существовали лишь определенный промежуток времени. Эти остатки помогают устанавливать последовательность напластований (стратиграфию) земной коры.

Археологическая относительная хронология охватывает только четвертичный период (антропоген) и основана главным образом на изучении и классификации орудий производства по форме, материалу и технике их изготовления. В настоящее время археологи установили следующую систему относительной хронологии:
I. Эолит (заря каменного века).
II.  Палеолит (древний каменный век).
1.  Ранний палеолит,
а)   Шелльская эпоха.
б)  Ашельская эпоха.
в)   Мустьерская эпоха.
2.  Поздний палеолит.
а)   Ориньяко-солютрейская эпоха.
б)  Мадленская эпоха.
III.  Мезолит (средний каменный век).
IV. Неолит (новокаменный век).
V.  Энеолит  (медно-каменный век).
VI.  Бронзовый век.
VII.  Железный век.

Подробно останавливаться на описании этих веков и эпох мы здесь не будем, так как характеристика их дается в соответствующих разделах книги.

Из вышесказанного видно, что только после длительной, иногда очень сложной предварительной работы археолог получает возможность использовать памятники древней материальной культуры в качестве полноценного исторического источника.

Но зато, какие большие перспективы раскрываются перед историком, который может заставить говорить немых свидетелей угасшей жизни! Добывая и исследуя древние орудия производства, остатки костей домашних или добытых на охоте животных, остатки жилищ, детали одежды и т. п., а также используя данные антропологии,

 Антропология (от греч. anthropos — человек и logos — слово) - наука, изучающая происхождение и развитие физического строения человека и его рас.

советские археологи делают выводы о производственном опыте людей, об их трудовых навыках, о развитии техники производства, т. е. получают данные, характеризующие производительные силы общества. Вместе с тем один из законов исторического материализма гласит, что определенному уровню развития производительных сил в основном соответствуют и определенные производственные отношения. Следовательно, изучая по памятникам материальной культуры различные элементы производительных сил общества, сопоставляя полученные таким путем выводы с данными других исторических наук, особенно этнографии,

Этнография (от греч. ethnos — народ и grapho — пишу) — исто­рическая наука, изучающая происхождение, состав, расселение, особенности материальной и духовной культуры различных народов мира, а также их культурно-исторические взаимоотношения.

археологи могут получить определенное представление о базисе, о совокупности производственных отношений общества
Пусть сегодня для характеристики некоторых очень отдаленных эпох мы имеем еще недостаточно материалов и при освещении ряда вопросов вынуждены ограничиваться лишь более или менее убедительными гипотезами, но исследования продолжаются, накапливаются новые факты и постепенно наука все увереннее рассеивает тот густой туман, который закрывает от нашего взора истоки истории человечества.

Главное внимание при изучении памятников материальной культуры археологи уделяют орудиям производства, т. е. наиболее подвижной, наиболее характерной части производительных сил любого человеческого общества.

Одновременно нельзя, конечно, допускать упрощенчества, схематизма и, исследуя одну группу памятников (даже такую важную, как орудия производства), игнорировать остальные источники. Только изучение всей совокупности фактов — археологических, антропологических, лингвистических, этнографических, палеонтологических и других, с привлечением письменных источников,— позволяет постепенно восстанавливать картину жизни человечества в далеком прошлом.

В этой книге автор, опираясь главным образом на материалы, полученные в результате археологических исследований, делает попытку познакомить читателей с основными  фактами истории тех племен и народностей, которые жили на берегах рек бассейна Северского Донца с древнейших времен до XIII—XIV вв. н. э. Территория, о которой здесь идет речь, довольно велика. Истоки такого крупного притока Донца, как Оскол, расположены в Курской области, а верховья самого Северского Донца находятся в Белгородской области РСФСР; отсюда река направляется на юг и в пределах УССР пересекает Харьковскую, Донецкую и Луганскую области, а затем уже на территории РСФСР впадает в Дон.

В книге используются в основном материалы, добытые различными исследователями в бассейне Северского Донца и его притоков. Но для полноты исторической картины привлекаются часто и другие источники. Это оказывается совершенно необходимым при описании жизни людей в очень отдаленные времена, тем более, что вещественных остатков тех эпох вообще сохранилось мало, а локальные различия вкультуре населения различных территорий были невелики. Это расширение источников целесообразно также для характеристики тех более поздних культур, общая территория распространения которых выходила за рамки бассейна Северского Донца. Наконец, история народов, живших на любой территории, не может вообще рассматриваться изолированно. Поэтому в начале каждого раздела книги дается краткая общая характеристика эпохи, а затем уже излагаются факты местной истории.

Археология — молодая наука. Огромное количество древних памятников еще совершенно не исследовано и даже неизвестно археологам. Поэтому, несмотря на то, что автор пытался использовать большое количество источников и что ряд материалов публикуется здесь впервые, все же книга не может дать полного и окончательного решения всех исторических проблем, даже если они касаются лишь древнейшей истории населения, жившего на территории, охватываемой только бассейном Северского Донца. Но тот, кто интересуется древнейшей историей нашей Родины, может сам принять непосредственное участие в дальнейшем археологическом изучении ее. О том, в какой форме это возможно даже без длительной специальной подготовки, сказано в последнем разделе.

Считаю своим долгом выразить искреннюю благодарность члену-корреспонденту АН УССР С. Н. Бибикову, докторам исторических наук Б. Н. Гракову и К. Э. Гриневичу, кандидатам исторических наук Н. Я. Мерперту, К. Ф. Смирнову и Д. Я. Телегину, археологу В. И. Кадееву, которые прочитали всю работу или часть ее в рукописи и дали ряд ценных советов. Автор весьма признателен дирекции Гос. исторического музея в Москве, Гос. Эрмитажа, Харьковского исторического музея, Донецкого областного краеведческого музея и Изюмского краеведческого музея за предоставленную ему возможность обстоятельно ознакомиться с фондами этих музеев и использовать в своей работе некоторые неопубликованные материалы.
Автор будет очень благодарен также всем читателям, которые сообщат ему о новых находках каких-либо древних памятников, а также свои пожелания и отзывы об этой книге.

Данная книга была полностью сверстана еще в 1960 г., по по независящим от автора техническим причинам ее выход в свет сильно задержался. В готовый текст автор, разумеется, уже не мог вносить значительных дополнений.

< содержание | следующая страница >




|На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

 

Hosted by uCoz