БАБАИ

Книга большого чертежа говорит: «Выше Хорошаго городища в 5 вер. Донецкое городище». Хорошее, или Хорошево, городище мы уже видели. На той же правой стороне р. Уд, на которой расположено Хорошево городи­ще, в 5 верстах от Хорошева, между Бабаями и Филипповым селом, поныне известно Го­родище. Оно расположено на высоком берегу р. Уд, в 45 саж. от края берега. Время и люди много изменили вид его, но еще можно разли­чить его части. С юга и севера оно защищено рвом и валом, с востока — крутизной берега и р. Удами, с запада — рвом, который почти вы­ровнен проложенною здесь дорогою. Площадь городища между валами длиной в 24 саж., шириной в 121/2 саж., вышина берега 15 саж. На юге городища по наклону горы есть еще два земляных укрепления, но величины незначительной, составляющие как бы передовое укрепление. Это памятники бывшего здесь города Донца, в который Игорь, князь Северский, в 1186 г. прибежал из плена половецкого. Г. Пассек, расчищая ров с севера, видел много черепков, костей, кусочек красной листовой меди и какое-то украшение, сделанное из гли­ны, покрытое лаком, с двумя пронизками.
Московское население Бабаев началось с 1643 г., когда бабаевская земля отдана была чугуевским боярским детям, которые впоследствии (в 1658 г.) поступили в службу харь­ковскую. Между этими служивыми один был Федор Клементьев Бабай, оставивший свою фамилию селу16.
В грамотах и других бумагах с. Бабаи с 1653 г. обыкновенно называется так: «село Архан­гельское, Бабаи тож». Потому первый храм во имя Архангела Михаила построен в Бабаях, по всей вероятности, около 1650 г. В 1782 г. вла­дельцем Бабаев Петром Андреевичем Щерби­ниным построен ныне существующий камен­ный храм. В топографическом описании Харьковского наместничества 1785 г. сказано: «Помещика Щербинина село Бабаи, в коем церковь каменная с иконостасом лучшей работы». И здесь же сказано о тогдашнем уезде Харьковском, что в нем только «одна каменная церковь», т. е. бабаевская. В настоящее время экономия помещика снабжает св. храм ризницей и отоплением, но ныне, за отсутствием помещика, нельзя сказать того же о храме, что говорено о нем в 1785 г..

Грам. в Арх. губ. правл. № 2, 10, 18. В последней (от18 авг. 1686 г.): «По указу царя и в. к. Михаила Федор. сведены деды и отцы их (Ивана Емельянова Смольянинова идруг. жителей Бабаев) с женами и детьми на вечное житье
в Чугуев из разных городов и в прошлом 151 (1643) и в 156(1648) г. по указу ц. и в. к. Алексея Мих. дано им в поместье земли по 20 чет. на человека. И как построен город Харь­ков, и они де для близости приписаны и служат по Харькову. Да в прошлом же во 161 (1653) г. дана Емельяну с товари­щи поместная земля со всякими угодьи в Чугуевском уезде, въ селе Архангельском, Бабаи тож, в урочищах от устья Леднаго колодезя вниз к р. Удам до Хорошева городища, а от Хорошева городища к Пастушьему полю,— на Ржавый Колодезь и вниз по Ржавому колодезю и вверх по Мерефе по Кременной колодезь». В деле 1700 г. № 2: «Лета 7161 нояб. в 25 день (1652 г.) били челом — Емелька Смоляни-нов, Федка Бабай... на пашню им детям боярским указано земли дикаго поля, доброй земли; от устья Леднаго коло­дезя вниз по Удам мимо дворовых их усадьб до Хорошева городища и до Пастушья поля и до Леднаго колодезя по 20 четей человеку в поли, а в дву по томуж». По третьей бумаге Сидор Колчинцов и Феодосий Димшинский с товарищами в 1654 г. получили усадебную землю на колодезе Жихоре, и для пашни и сенных покосов землю по тому же колодезю; в 1658 г. переведены из ведения чугуевского в харьковское; а в 1668 г. «в измену Ивашки Серка с Черкасы» межевая выпись на их землю утерялась.

Метрические книги в церковном архиве начинаются с 1744 г., а в архиве Харьковской консистории — с 1725 г.
По переписи 1732 г. в Бабаях приходская школа, она поддерживается и ныне.
Ныне в состав Бабаевского прихода входят: сельцо Ржавец, без храма, и село Филиппово, также без храма. Между тем с 1722 г. видим ржавецкий храм Зачатия Св. Анны и в чис­ле прихожан его жителей Гиевки. Метрики его в архиве правления начинаются с 1725 г. А в книге «окладным церквам харьковскаго полку на 724 г.» видим «церковь св. Апостол Петра и Павла в селе Филиппове».
Ныне в Бабаевском приходе 4-го класса: в Бабаях и Ржавце — 691 душа муж., 741 жен., в сельце Филиппове с деревнями — 879 муж., 919 жен., а всего — 1570 муж. и 1660 жен. душ.
С состоянии бабаевских прихожан древне­го времени представляем выписки из царских грамот 1689 и 1699 гг. и из челобитной 1691 г. В первой бабаевцы, боярские дети, говорят: «И в прошлом 176 (1668 г.) в измену Ивашки Брюховецкаго разорены они все без остатку». В грамоте 1699 г. те же владельцы жалуются, что «только 14 дворов осталось в селе Бабаях и в деревне Жихоре, а прежде того их было дворов 90». По справке, прописанной в первой грамоте, открылось, что многие из бабаевцев во время волнения, возбужденного Брюховецким, разошлись в разные места. В челобитной 1699 г., по-прежнему жалуясь на Григория Иерофеевича Донца, пишут: «Сн Григорей за межами и гранями нашею землею владеет насильством своим по прежнему, и которых Черкас поселил он Григорей на той нашей по­местной земли, и они Черкасы в то наше село приезжают и нас холопей ваших и женишек наших и детишек бьют смертным боем и в летнее время детишек они Черкасы на поли, на нашей даче, бьют и грабят и насильно лошадей и вся­кую скотину отымают, и с женишек наших и с дочерей всякия платья грабежем снимают».
Спор начался с того, что по окончании волне­ний, возбужденных гетманом Брюховецким, во время которых многие из бабаевских боярских детей разбежались, другие были убиты, а немногие остались, бабаевские земли, равно как земли нынешних сел Березового, Коротича, Жихаря, Гиевки, Буд, Водолаг, Должика, утверждены были царской грамотой за знаменитым заслугами полковником Григорием Донцом19, полковнику хотелось остальных ба­баевских однодворцев довесть до того, чтобы они продали ему свои участки, а боярские дети надеялись владеть и участками пропавших своих товарищей. От споров на словах доходило дело до драк. Боярские дети сами пишут, что в схватке с черкасами они убили одного казака. Следовательно, дикий произвол располагал делами на той и на другой стороне. Заметим, что вследствие ревизии 1722 г. выслано из Харь­ковского полка до 220 человек русских, частию детей боярских, частию беглых крепостных, как не имевших права на жительство в посе­лениях полка.
Беды нового времени: холера, от которой умер­ло в 1830 г. 5 человек, в 1831 г. — 24, в 1847 г. — 3,
в 1848 г. — 113 человек, тогда как больных было до 300 человек.

В 1848 г. от страшной засухи, продолжавшей­ся все лето, не только хлеб на полях выгорел, но и трава. Пастбища и сенокосы сделались похожими на проезжие дороги. Только в низких и болоти­стых местах накошено было немного травы в запас для наступающей зимы. От сухого и жаркого лета не могли приготовить достаточного корму для скота на суровую и продолжительную зиму 1848/49 года. Недостаток пищи, жар лета и холод зимы были, как полагают, причиной падежа скот­ского. В Бабаях пало рогатого скота 180 штук.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz