ХОРОШЕВО

Замечательно преимущественно по памятнику дотатарской древности, по городищу. Спи­шем это городище подробно и со всей точностью. Городищем в Хорошеве называется часть Хорошевской горы, на которой стоит монастырь и несколько хат, отделенная теперь с севера и юга глубокими обвалами, с востока — р. Удами, а с запада — проезжей дорогой. Длина его с востока на запад 30 саж., ширина 12 саж. Вал защи­щал не только это пространство, но начинается в значительной дали от городища на юге. Этот вал, окружая городище и весь нынешний монастырь, начинается от Красной горки, у большой дороги, что идет на Соколово. Длина его до хорошевской дороги в монастырь 630 саж. Самая дорога проложена по валу же, за дорогой вал еще тянется на 200 саж. до городища и от городища кругом монастыря на 340 саж. Все протяжение вала, поныне очень заметное, доходит до 1170 саж. Вышина его не везде одинакова, с начала, от Красной горы, на протяжении 100 саж., имеет до 9 саж., далее, в 180 саж. от на­чала, доходит до 13 саж. В 490 саж. от начала возвышается даже до 15 саж., но в иных местах упадает до 2 саж. Ширина вала доходит от 4 до 8 саж. Впрочем, по нынешнему положению городища и вала трудно определить начальное положение их. Например, теперь нельзя решить того, глубокие обвалы с северной и южной сторон городища были ли нарочно вырыты или они углубились и расширились впоследствии времени от разлития весенних вод и, следовательно, изменили положение городища? Можно полагать, что в построении вала участвовали и черкасы. Но нечем доказать, что он весь принадлежит их труду, тогда как Хорошево городище известно было еще до поселения черкасов в этих местах и составляет памятник Хорошего города, существовавшего до татарского погрома.
Как поселение черкасское, Хорошево встречается с 1654 г. В деле 1685 г. видим «села Хо-рошева полковаго эсаула Дементия Хорошевскаго».
В исповедных росписях за 1728 г. показаны прихожане: а) «села Хорошева Воскресенской церкви 77 душ муж., 69 жен., тогож села девичьяго монастыря Вознесенской церкви 100 душ муж., 98 жен.». Метрики Вознесенской церкви, начинаясь с 1727 г., надписываются так: «сельца монастырскаго Вознесенской церкви Хорошевскаго монастыря».
После сего можем признать за верное, что приходской церковью с. Хорошева перво­начально была монастырская Вознесенская церковь, а впоследствии построен был особый Воскресенский храм, но при том так, что Вознесенская церковь осталась приходской для черкасов, живших на монастырской зем­ле. По переписи 1724 г. в Вознесенском приходе у священника Симеона 55 дворов черкасов, а в Воскресенском приходе у священника Иоанна 68 дворов, и прихожане — боярские дети — харьковской службы. В 1745 г. прихожане Воскресенской церкви писали, что храм их построен назад тому «лет 50», следователь­но, в 1695 г.

Книги: Евангелие к. п. 1697 г., Псалтырь малая к. п. без выходного листа, Триодь цвет­ная м. п. 1686 г., Триодь постная м. п. 1687 г. На обеих Триодях надпись: «1696 г. Харьков. уезду с. Хорошева се я Демьян Стефанов с женою своею Варварою Васильевною и сыном Кирилом отдалем сию книгу до храму Воскресения Христова». Итак, жертвователь помянутый есаул Дементий Хорошевский.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz