СЛОБОДА МЕРЕФА

На ровном месте, по обоим берегам речки Мерефы, в 24 верстах от Харькова.
Это один из древних городов Слободской Украйны, который по положению своему на юге поселений имел важное значение. Поныне еще видны остатки бывшей здесь крепости; с востока она защищалась болотом, с запада р. Мерефой; площадь ее в длине с востока на запад простиралась на 130 саж., а в ширине с севера на юг на 75 саж. На башне была пушка. В 1785 г. находим крепость в таком виде: «Крепость сделанная в давних годех; вокруг оной земляный вал, вышиною от горизонта в 3 сажени с половиною, а шириною в 6 сажень; на каждом углу постав­лено по чугунной пушке. В той крепости церковь деревянная во имя Николая Чудотворца; при ней училище, в коем обучаются русской грамоте вольные люди; в оной же крепости магазейн для ссыпания хлеба. А за крепостию две церкви деревянные, 1-я во имя Преображения Господня, 2-я во имя Архистратига Михаила; 8 лавок деревянных; каждый год бывает три ярманки: Января 1, Июня 24 и Августа 6». До 1765 г. Мерефа была сотенным местечком Харьковского полка. С 1765 г. в ней было комиссарское управление, а с 1780 г. осталась она слободой.
Первая церковь во имя Св. Николая построена была в Мерефе не позже 1655 г. В 1711 г. храм сей был сожжен татарами.
Нынешний Николаевский храм «внутри вала» построен был в 1759 г. Особенное участие в постройке ее принимал полковник Бульский, который, впрочем, только начал дело, а окончи­ла вдова его Екатерина Бульская. В сем храме имеются: Апостол. М., 1688 г.; Триодь цветная. М., 1749 г.4
По просьбе 1712 г. прихожан Преображен­ского храма, которую увидим ниже, несомненно, что Преображенский храм существовал преж­де 1700 г.; по их свидетельству он был сожжен татарами в 1711 г., почему в 1712 г. выдана им грамота на построение нового храма. В делах консистории 1724 г. «Преображенская церковь гор. Мерефы, что над Мерефою», поставляется в числе давних окладных церквей, наравне с Николаевской. Ныне существующий Преображенский храм возобновлен был в 1818 г., но он до того стал ветх, что надлежало закрыть его, и он закрыт.
Третий храм городка Мерефы в делах 1724— 1727 гг. и последующих годов называется храмом «Архистратига Михаила, что на ринку». Сн построен был вместо Мерефянского храма Рождества Богородицы, в 1710 г. обращенного в храм Озерянской пустыни. В 1711 г. Архангельский храм гор. Мерефы испытал дикость татар, был сожжен ими, и в 1712 г. был вновь построен. В 1795 г. перенесена была сюда из упраздненной Озерянской пустыни, отстоявшей от Мерефы в 3 верстах, церковь Рождества Богородицы и заменила собой обветшавший Архангельский храм. Церковь сия имеет вид креста и с пятью главами. В 1840 г. все пять глав храма вызолочены.
С положении прихожан прежних времен можно судить уже потому, что Мерефа, расположенная на довольно открытом месте, находится на южном краю губернии и, следововательно, очень близка к степям, где рыскали почти до по­ловины XVIII ст. крымцы. В Чугуевских бумагах упоминается о нападениях татар на Мерефу в 1668, 1675 и в 1688 гг., но обстоятельства нападений не показаны. Довольно полные сведения дошли до нас о бедствии, какое испытала Мере-фа от татар в 1711 г. брачном деле 1734 г. обы­ вательница Мерефы казачка Евдокия говорит о себе: «В прошлом 711 г. взята я с мужем сво­им Василием Лукьяновым Руденком Татарами з Мерефы в неволю и того ж часу мужа моего Василия под час той руины Татаре зрубали из вышепоказаннаго году была я в неволе в Турок в Царграде; а прошлаго 731 г. в Сентябре мес. з оной неволи вышла». Другой житель г. Мерефы, подтверждая показание Евдокии, говорит, что он сам был в числе пленных. Прихожане Преображенской церкви в 1712 г. писали к пре­ освященному Илариону: «В прошлом, Государь, 711 г. в приход неприятельских людей Татар наш город и церкви все позжены и многие люди взя­ты в полон и та наша Церковь Преображенская в то число созжена до основания, и священника той церкви Димитрия в полон взяли. И ныне мы сироты твои, пришед из полону и из разных городов, по обещанию своему хочем построить на том сожженном месте церковь Преображе­ния Господня». Испрашивая благословение на построение храма, прибавляют просьбу о священнике: «приговорили мы себе в приход Архангельского попа Ивана, а у той Архангельской Церкви есть священник отец его поп Фома, который был в полону; а тот наш приходский поп Димитрий ныне служит у Запорогов».
По делу о грабежах запорожцев 1714 — 1720 гг. видим, что эти хищники, тогда подданные Крыма, грабили мерефянцев в 1716—1719 гг., всего чаще уводили лошадей, а иногда обирали все до нитки на дороге и в хуторах, иногда предавали беззащитных пыткам, допытываясь де­нег. Например, в июле 1714 г. «Преображенской церкви попа Михаила Харцизы конные отгнали 2 коней из стада Водолазскаго. 1717 г. Июля 22 д. обывателя Мерефянскаго Василия Сущен-ка пешие Харцизы у пасеки его мучили и вы­мучили с него денег 25 р., ручниц 2 взяли. Того ж году и числа обывателя Мерефянскаго Ильку малого с пасеки его мучили те же Харцизы и вымучили с него денег 3 рубли». В том же году в одно лето два раза нападали на хутор мерефянского сотника Федора Щербины, человек по 50 и по 100 разом, обира­ли все, что попадалось под руки,— баранов, смушки, сало, масло, горелку. В 1718 г., между прочим, «у Андрея Полтавченка, едучаго на дороге з Харкова з женою, ограбили Харцизы, грабежем взяли шубу кармазиновую, бай-барак китайчатой, подбит зайцеми, запаску штаметовую, маниста добраго 8 ниток, жемчужнаго 4 нитки, 3 пары рубах, 3 серпянки, а цена помянутой шубе 12 р. 23 ден., байбараку 6 р. 13 ден., запаске 26 р. манисту 29 р. 29 ден., жемчугу 57 р. 18 ден., рубахам 2 р. 6 ден. У Осипа Губаненка с товарищи 6 человек на р. Ореле и набегом конные Харцизы взя­ли 5 лошадей, 6 седел, 4 епанчи, 4 котла, 3 сети и рухлядь всю побрали и рубашки поснимали. Цена коням 37 р., ружьям 7 р. 26 ден., седлам 2 р. 28 ден., одежи побрали на 26 р. 26 ден.» В 1719 г. хищники увели, между прочим, 18 лошадей «отца Конона Мерефянскаго», священ­ника Николаевской церкви.
В новейшее время от холеры умерло в трех приходах: в 1830 г. — 26 человек, в 1833 г. — 75 человек, в 1848 г. — 171 человек. Голода и цинги в 1848—1849 гг. в Мерефе не видали.
Метрики в архиве консистории начинаются: Николаевской церкви — с 1725 г., Преображен­ской — с 1728 г., прежней Архангельской, нынешней Богородичной, — с 1725 г.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz