4.4 ПРОСПЕКТ ГАГАРИНА
Назван в честь первого
в мире космонавта, летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза Ю. А. Гагарина
в 1961 году. В конце XVII — начале XVIII века это была дорога на Змиев. Позже,
когда дорога превратилась в улицу, ее стали называть Змиевской. В начале прошлого
столетия улица доходила до нынешнего Молчановского переулка. Она оканчивалась
каменным домом с большим фруктовым садом. Позднее здесь были построены казармы.
В 50-х годах XIX века Змиевская улица продолжала застраиваться на юг и дошла
до Молочной улицы (ныне улица Кирова), где в то время заканчивался город. На
протяжении второй половины прошлого века улица застроилась дальше. В 1876 году
ее замостили, и она стала частью шоссе на Змиев (ныне
Готвальд).
1 июля 1878 года на Змиевской дороге при выезде из города приехавшая в Харьков
специальная боевая группа народнической организации «Земля и воля», в состав
которой входили С. Перовская, Александр и Андриан Михайловы, Н. Морозов, А.
Баранников, М. Фроленко и другие, сделала попытку освободить арестованного революционера
П. И. Войнаральского Воспоминание участника этой акции А. Баранникова приводится
в книге «Повести моей жизни», написанной одним из членов боевой группы, известным
русским революционером Н. А. Морозовым: «...Показалась около города тройка,
быстро подвигавшаяся к Змиеву. Андриан сильно ударил по лошадям. Через несколько
минут мы уже ехали впереди жандармов, заставляя их следовать за собой на не-большом
расстоянии... Я и Фроленко быстро выскочили из брички. Выступив на дорогу, я
крикнул: «Стой!». Ямщик осадил лошадей... В этот самый миг Фроленко выстрелил,
но промахнулся. «Что тут! Что это!» — крикнул в испуге сидевший по другую сторону
от Войнаральского жандарм. Я выстрелил, и он упал на дно повозки лицом вниз.
Испуганные лошади жандармов дернули и помчались... Произошло смятение... Расстояние
между нами и жандармами все увеличивалось... и мы, убедившись в бесполезности
дальнейшей погони, решили возвратиться в Харьков на постоялый двор».
В дореволюционный период застройка Змиевской улицы шла медленно. Судя по плану
города 1903 года, улицы Державинская, Уральская, Колчигинская с примыкавшими
к ним переулками только начинали застраиваться. Отдельно на пустыре стояла скотобойня,
построенная в 1897 году.
В годы Советской власти проспект Гагарина и прилегающие кварталы стали средоточием
целого ряда промышленных предприятий. На базе бывших скотобоен создан крупный
мясокомбинат, который в настоящее время снабжает мясными изделиями не только
Харьков, но и отправляет свою продукцию в братские республики страны. Далеко
за пределами области известны изделия завода «Оргтехника», чулочной и ювелирной
фабрик, фабрики головных уборов, заводов дорожных машин, экскаваторного, алюминиево-бронзовых
сплавов, резиновых технических изделий «Прогресс», фабрики мороженого и других
предприятий.
На проспекте Гагарина, кроме промышленных предприятий, находится также Украинский
государственный институт по проектированию предприятий электропромышленности
— Укргипроэнергопром, Украинский научно-исследовательский институт сельскохозяйственного
машиностроения — Укрниисхом и Опорно-зональная научно-исследовательская лаборатория.
Коллектив основанного в 1943 году института Укргипроэнергопром вместе с филиалом
в Запорожье осуществляет большую работу, направленную на увеличение потенциала
электротехнической промышленности страны. В девятой пятилетке институт проводил
комплексное проектирование строительства и реконструкции 82 производственных
предприятий и восьми научно-исследовательских институтов электротехнической
промышленности, в том числе создал проекты технического перевооружения таких
харьковских предприятий, как ХЭЛЗ, ХЭМЗ, «Электротяжмаш».
Значительный вклад в развитие сельскохозяйственного машиностроения страны вносит
коллектив Укрниисхома. На протяжении 1966—1970 годов в институте создано около
20 сельскохозяйственных машин, среди которыx пунктирная сеялка СКРИ-12, комбайн
СКН-2А для уборки сахарной свеклы и другие машины. В 1972 году институт демонстрировал
в Москве на Международной выставке «Сельхозтехника-72» новые образцы, один из
которых — самоходная шестирядная свеклоуборочная машина КС-6 — запущен в серийное
производство на Тернопольском свеклокомбайновом заводе. Всего за годы девятой
пятилетки коллективом института совместно с конструкторскими организациями и
заводами разработано и внедрено 16 наименований машин для обработки и уборки
сахарного сырья. Институт поддерживает тесные связи со специалистами Венгрии,
ГДР и Чехословакии. В январе 1974 года на базе института проводила свою работу
секция сельхозмашиностроения и тракторостроения стран — участниц СЭВ.
На многокилометровом проспекте Гагарина разместились учебные и культурно-просветительные,
медицинские, торговые, бытовые учреждения: учебный комбинат треста Укрглавхлеб,
три школы, профессионально-техническое училище, библиотечный коллектор, библиотека
имени Н. В. Гоголя, 13-я районная больница, 4-й клинический детский санаторий,
мотель «Дружба», гостиница «Аэропорт», рестораны, кафе, магазины.
Нынешний проспект Гагарина — одна из важнейших магистралей Харькова, связывающая
центр города с аэропортом.
Харьков — один из крупнейших авиационных узлов страны. Харьковский аэропорт
возник в первые годы Советской власти. В 1923 году было принято решение об организации
воздушного сообщения на Украине. С этой целью в Харькове создали Украинское
акционерное общество «Укрвоздухопуть», почетным председателем которого был избран
Г. И. Петровский, а заместителем— М. В. Фрунзе. Летом 1924 года началось регулярное
воздушное сообщение по первым воздушным трас-сам Харьков—Киев, Харьков—Одесса.
В мае 1926 года открылась первая на Украине международная линия Харьков—Тегеран.
Ё 1928—1930 годах на южной окраине Харькова был сооружен аэропорт—один из первых
на Украине. Змиевская улица связала его с центром города.
Во время оккупации города фашистские захватчики нанесли авиационному хозяйству
огромный ущерб. Харьковский аэропорт был превращен в груду развалин. После освобождения
началось его восстановление, закончившееся в апреле 1945 года. В 1954 году по
проекту архитекторов Г. Элькина, Г. Крюкова, Н. Литневича построен новый авиационный
вокзал.
В 1971—1975 годах Харьковским аэропортом перевезено свыше трех миллионов пассажиров,
94 490 тонн груза и 7 955 тонн почты.
Сегодня Харьковский аэропорт — один из крупнейших авиационных узлов страны,
перекресток больших воздушных дорог с интенсивным круглосуточным движением многих
типов самолетов. Он связан прямыми рейсами с Москвой, столицами союзных республик,
с крупными индустриальными и курортными городами страны. К услугам пассажиров
комфортабельные турбовинтовые и реактивные лайнеры, в том числе харьковские
самолеты ТУ-134А.
Аэропорт связан с городом троллейбусной линией Центр—Аэропорт, открытой 15 марта
1958 года. Сооружение этой линии длиной 10 километров осуществлено методом народной
стройки трудящимися Коминтерновского и Червонозаводского районов. В 1966 году
на проспекте Гагарина построено троллейбусное депо. На проспекте находится также
автовокзал междугородного сообщения, открытый накануне Первомая 1958 года. Он
расположен на углу проспекта и Молчановского переулка. В начале 60-х годов на
проспекте Гагарина развернулось большое жилищное строительство. За мясокомбинатом
по правой стороне магистрали возник новый жилой массив. Здесь поднялись десятки
пятиэтажных домов, облицованных керамической плиткой.
Во второй половине 60-х годов по левой стороне проспекта к северу от улицы Байрона
был построен жилой микрорайон, а с конца 60-х — в начале 70-х годов между мясокомбинатом
и улицей Кирова по обе стороны проспекта выросли светлые многоэтажные корпуса
новостроек.
В связи с застройкой проспекта Гагарина весной 1971 года началась реконструкция
проезжей части магистрали. На участке проспекта между улицами Кирова и Байрона,
где особенно интенсивное движение, создана одна из самых широких магистралей
в городе, что :позволило более чем в два раза увеличить пропускную способность
проспекта. Реконструкция магистрали продолжается.
В 1975 году на проспекте вошла в строй действующих станция метрополитена «Проспект
Гагарина». Станция метро мелкого заложения, колонного типа. Путевые стены главного
зала облицованы уральским мрамором и темно-серым гранитом. Тема архитектурного
оформления станции — освоение космоса. При входах в главный зал из вестибюлей
установлены два больших витража, один из которых посвящен первому в мире космонавту
Ю. А. Гагарину.
Станция метрополитена очень удобна для пассажи ров. Один из ее выходов находится
непосредственно у платформ железнодорожного вокзала Левада, второй выход расположен
рядом с автовокзалом, откуда отправляются автобусы во многие города страны.
Сверху над станцией метрополитена прошла асфальтовая дорога, соединившая кратчайшим
путем проспект Гагарина с Красношкольной набережной.
Проспект Гагарина удобно связан троллейбусным сообщением с центром города, Основой,
Салтовским жилым массивом, Селекционной Станцией, Орджоникидзевским районом.
Здесь пролегают и автобусные маршруты. В будущем вдоль проспекта к аэропорту
пройдет линия метрополитена.
В 1976 году на проспекте Гагарина, 2, построено высотное здание одного из крупных
на Украине межотраслевого территориального центра научно-технической информации
и пропаганды Украинского научно-исследовательского института научно-технической
информации Госплана УССР. Задача центра — обслуживание Харьковской, Сумской
и Полтавской областей. В 13-этажном здании из стекла и бетона будет размещено
свыше 13 миллионов экземпляров специальной литературы по различным отраслям
промышленности, строительства, сельского хозяйства. Абонентами нового центра
станут свыше двух тысяч предприятий, организаций и учреждений и 15 тысяч инженеров,
рабочих, ученых.
<<предыдущая||содержание||следующая>>