4.17 ПРОСПЕКТ ОРДЖОНИКИДЗЕ
Возникновение проспекта
относится к началу 30-х годов, когда в открытой степи у станции Лосево вырос
гигант советского тракторостроения — ХТЗ имени Орджоникидзе. Еще в процессе
сооружения Тракторостроя напротив завода появились небольшие рабочие поселки,
получившие позже название имени Фрунзе, Западный, Восточный, Южный. Одновременно
началась застройка поселка тракторозаводцев, проект которого был разработан
группой архитекторов под руководством профессора П. Ф. Алешина. К моменту пуска
завода был построен один из первых на проспекте домов — 20-й.
Дальнейшее строительство проспекта Орджоникидзе осуществлялось в годы довоенных
пятилеток. Тогда здесь появились здания школ, больницы, кинотеатра, райисполкома
и другие. На проспекте размещался райком комсомола.
Фашистская оккупация принесла проспекту и поселку тракторозаводцев большие разрушения.
Гитлеровцы превратили в руины 138 домов, повредили водопровод, энергосистему.
В послевоенные годы на проспекте выросли новые жилые кварталы. Как и прежде,
он является центром Орджоникидзевского района, население которого превышает
200 тысяч человек.
Ныне проспект Орджоникидзе — одна из красивых, зеленых магистралей города. Он
начинается у проходной ХТЗ, где на гранитном пьедестале установлена бронзовая
скульптура Г. К- Орджоникидзе работы скульптора С. Тоидзе, и, пересекая улицы
Мира, 2-й Пятилетки, Косиора, проходит на юг до улицы Луи Пастера. На проспекте
находится средние школы, республиканская школа киномехаников, общежития рабочих
ХТЗ, детские учреждения, стоматологическая поликлиника, магазины, кафе, ресторан
«Юбилейный».
Во Дворце культуры ХТЗ создан музей истории завода. Многочисленные документы
и экспонаты рассказывают о более чем сорокалетней истории завода. Широкой популярностью
пользуются самодеятельные коллективы Дворца: заслуженная хоровая капелла УССР,
оркестр народных инструментов, молодежный ансамбль танца «Буревестник» и украинский
народный хор «Вiзерунок».
* * *
Каждый
год в Харькове появляются новые улицы, переулки и площади, растут и хорошеют
новые районы, реконструируются и благоустраиваются старые. Будущее города, перспективы
его развития еще более грандиозны.
В ближайшие годы количество населения в Харькове возрастет до двух миллионов
человек. Крупное жилищное строительство развернулось на Алексеевке, Холодной
Гope, Красной Баварии, Основе и в других местах. Peконструкции будут подвергнуты
в первую очередь районы, расположенные к югу и юго-востоку от центра города,—
Левада, Нетеченская и Грековская улицы, Московский проспект. Значительные работы
по реконструкции намечено провести в районе Привокзальной площади, улиц Свердлова,
Коцарской, Клочковской и других.
С каждым годом будет улучшаться внутригородской транспорт. Новые троллейбусные
и трамвайные линии свяжут между собой различные районы города. Полностью войдет
в строй первая очередь метрополитена, начнется строительство второй очереди.
Зеленым кольцом охватят Харьков парки, сады, бульвары. Набережные харьковских
рек, наполненные водами Северского Донца, превратятся в прекрасные места отдыха.
<<предыдущая||содержание>>