2.4 ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ
Нынешняя Привокзальная
площадь долгое время представляла собой болотистую местность, носившую название
Архиерейской левады. В начале XIX века восточную часть левады занимала шелковичная
плантация,
В конце 60-х годов прошлого столетия, когда через Харьков проложили первую железную
дорогу, на леваде соорудили железнодорожный вокзал, построили дом для управляющего
дорогой и другие жилые и хозяйственные постройки. 22 мая 1869 года на Харьковский
вокзал по Курско-Харьково-Азовской железной дороге прибыл первый поезд, а с
6 июля 1869 года началось регулярное движение поездов.
Через несколько лет после открытия дороги недалеко от вокзала выросли здания
железнодорожного училища, депо, мастерских.
В конце XIX века Харьков превратился в один из важнейших железнодорожных узлов
России. Кроме Харьково-Севастопольской и Харьково-Николаевской железных дорог,
была проложена Юго-Восточная (Балашовекая, 1895 год) железная дорога. В связи
с усилением железнодорожных перевозок, особенно пассажирских, старое помещение
вокзала стало тесным и потребовало перестройки, которая началась в конце 90-х
годов. Строительство вокзала по проекту архитектора Загоскина, вернее его реконструкция,
завершилось в 1901 году. Новый вокзал стал одним из крупнейших в России.
В 1912—1914 годах напротив вокзала по проекту академика архитектуры А. И. Дмитриева
и архитектора И. Ракитина построили одно из крупнейших в дореволюционном Харькове
здание Управления Южных железных дорог.
После окончания гражданской войны большое внимание было уделено укреплению железнодорожного
транспорта. В 1926 году начались работы по расширению Харьковского узла. Реконструкцию
его намечалось произвести за пять лет, но железнодорожники значительно сократили
эти сроки. В те годы железнодорожное строительство шло не только в Харькове.
Были проложены сотни километров железнодорожных путей и в области, созданы новые
железнодорожные предприятия.
Одновременно с развитием Харьковского железнодорожного узла интенсивно застраивалась
Привокзальная площадь. В 1926 году в восточной ее части, там, где находился
шумный привокзальный рынок, был заложен большой дом для рабочих-железнодорожников,
строившийся по проекту академика архитектуры А. Н. Бекетова. Спустя год строители
сдали в эксплуатацию первый основной корпус. В 1927 году на северной стороне
площади по проекту архитектора
Г. Мордвинова началось строительство почтамта.
В ноябре 1952 года завершилось строительство нового вокзала Харьков-Пассажирский.
Он построен по проекту архитекторов Г. И. Волошина, Б. С. Мезенцева и Е.А. Лымаря.
Это один из самых крупных и благоустроенных вокзалов вашей страны. Десять массивных
колонн из белого инкерманского камня поддерживают портик, по o6е стороны поднимаются
башни. На портике — скульптурные группы, лепные украшения, у входа — литые чугунные
детали, полированный красный гранит. Массивны дубовые двери отделаны металлическими
украшениями, на белых стенах фасада — кружевная резьба по камню| Высота большого
зала 26 метров. Стены его облицованы полированным цветным камнем.
В 1950 году над платформами были сделаны капитальные навесы, представляющие
собой легкие сооружения из металла, опирающиеся на чугунные колонны Платформы
соединены с вокзалом подземными тоннелями.
6 июля 1957 года вступила в строй часть первой очереди электрифицированной магистрали
Москва -Харьков -Донбасс: электричка соединила Харьков с Мерефой. В ноябре 1958
года начала действовать вторая очередь электролинии — Харьков - Лозовая, а в
1959 году третья очередь — Харьков — Белгород.
В I960 году завершена электрификация участка Белгород — Курск, и осуществлена
электрификация пригородного сообщения на участке Харьков — Люботин и Харьков
— Лосеве. Через Харьков пошли электропоезда из Москвы на Кавказ и в Крым. Спустя
некоторое время была введена в строй новая электрифицированная линия Харьков
— Донбасс через Змиев и Изюм.
В десятой пятилетке начнется реконструкция Южного вокзала по разработкам, созданным
проектным институтом Харгипротранс. В результате реконструкции здание вокзала
будет продолжено до Свердловского путепровода, что даст возможность принять
растущий поток пассажиров.
Одновременно с развитием дороги меняется облик Привокзальной площади. В настоящее
время она состоит из двух частей — северной и южной, разделенных монументальным
зданием Управления Южной железной дороги. В южной части площади, примыкающей
к улице Свердлова, находится трамвайное кольцо, в северной— станция метрополитена
«Южный вокзал».
Станция «Южный вокзал» глубокого заложения. Ее строительство началось в июле
1968 года. В очень сложных условиях, используя метод замораживания грунта, харьковские
метростроевцы возвели огромный подземный дворец. Вход на станцию начинается
с просторного подземного перехода, выходы из которого расположены у здания Управления
Южной железной дороги и Почтамта. Двумя тоннелями переход связан со зданием
вокзала. Из перехода пассажиры попадают в вестибюль станции, стены и колонны
которого облицованы мрамором, а пол гранитными плитами. Четыре ленты эскалатора
(пропускная способность каждой восемь тысяч пассажиров в час) соединяют вестибюль
с распределительным залом станции, откуда через шесть пар проходов с левой и
правой стороны пассажиры попадают на посадочные платформы. Пилоны станции и
стены посадочных залов облицованы мрамором газган. Со временем на станции «Южный
вокзал» появится еще один эскалаторный ход и подземный вестибюль в районе улицы
Красноармейской.
<<предыдущая||содержание||следующая>>