1.11 КУЗНЕЧНАЯ УЛИЦА
Возникла в конце
XVII века. В начале XVIII века, когда Подол обнесли валом и рвом, здесь около
Лопатинского переулка стояла сторожевая башня. Долгое время улица, на которой
было мало зданий, не имела названия. Только в 1763 году в связи с переносом
сюда Кузнечных рядов ее начали называть Кузнечной.
В XVIII— начале XIX века оба конца Кузнечной упирались в реку Харьков. В то
время в начале улицы речка делала поворот, проходя мимо нынешнего кинотеатра
«3iрка». В восточной части улица вплотную подходила к плотине с двумя водяными
мельницами. Позже через реку построили Кузнечный мост. В 70-х годах XIX века
улицу замостили и стали застраивать каменными зданиями.
В апреле — июне 1917 года на Кузнечной 2, находился Харьковский комитет РСДРП
(б), избранный после Февральской революции. Здесь же работала редакция большевистской
газеты «Пролетарий». В этом здании 18 апреля 1917 года состоялось заседание
партийного комитета, где были обсуждены и одобрены Апрельские тезисы В. И. Ленина,
а 11 мая 1917 года Харьковский комитет РСДРП (б) принял решение о создании Красной
гвардии и образовал Военную организацию, во главе которой позднее стал Н. А.
Руднев.
За годы Советской власти на улице и прилегающих переулках построены фабрики
«Спорттрикотаж» и текстильно-художественных изделий, сокомаринадный завод, завод
«Электробытприбор», открылись Харьковское отделение Всесоюзного центрального
научно-исследовательского института комплексной автоматизации и отдел Украинского
государственного проектно-изыскательского института Укрремдорпроект.
В переулке Гамарника, примыкающем к Кузнечной улице, находится областной Дом
художественной самодеятельности с кинозалом, библиотекой, студиями.
Первого сентября 1964 года на Кузнечной гостеприимно распахнулись двери четырехэтажного
здания школы № 10, рассчитанной на 960 учеников.
В 1972 году по улице прошла троллейбусная линия, связавшая центр города с аэропортом
и Основой.
В 1975 году в начале улицы, рядом с кинотеатром «3iрка», начал работать Центральный
диспетчерский пункт трамвайно-троллейбусного управления. Он paспoложен в новом
трехэтажном здании. Центральный диспетчерский пункт, осуществляющий руководство
всем электротранспортом города, оснащен новейшим оборудованием.
<<предыдущая||содержание||следующая>>