Маршрут №13
Поселок Эсхар — город Змиев — Коробовы хутора — поселок Червоный Донец — село Меловая — село Байрак — село Залиман — хутор Норцовка — село Ивановка — город Изюм — село Оскол — село Студенок — станция Славяногорск — Артемовские горы
Маршрут второй категории сложности,протяженностью 190 км
Продолжительность путешествия 11—12 дней
Большая часть маршрута от поселка Эсхар до села Ивановка (105 км) проходит по правому высокому берегу реки Северский Донец, наиболее изрезанному глубокими балками и ярами. Остальной путь идет по боровой террасе на левом берегу реки.
Основные естественные препятствия встретятся на трех участках маршрута.
Первый участок — от биологической станции Харьковского государственного университета в селе Гайдары до устья реки Гомольши протяженностью 11 километров. Здесь наиболее пересеченная местность всего маршрута. Движение по узкой прибрежной тропе, пересекающей многочисленные яры, подъем на Казачью гору требует хорошей физической подготовки участников похода.
На участке от села Ивановка до города Изюма протяженностью 20 километров и от села Червоный Оскол до Артемовеких гор тоже 20 километров — маршрут проходит по лесной есчаной дороге, по которой идти очень трудно.
Многодневное путешествие по Харьковской области начинается от поселка Эсхар. Описание участка пути от Эсхара до устья реки Гомольши дано в маршрутах № 7 и № 9. От реки Гомольши идти прибрежной тропой на юго-восток до села Нижний Бишкин 3,5 километра. От села Нижний Бишкин пройти около дного километра до яра Бишкин и повернуть а юго-восток, обходя с юга высокое, покрытое лесом урочище Тюндик. К юго-востоку от уроища по берегу Донца раскинулось село Гиевка. Отсюда с прибрежных холмов на север открывается красивая панорама на крупнейшее озеро Харьковщины — Большой Лиман. От села Гиевки путь продолжается по прибрежной тропе на восток и северо-восток к поселку Шебелинского газового промысла — Червоный Донец. Переход занимает 7 километров. На противоположном берегу раскинулось большое село Андреевка Вторая. Здесь имеются прекрасные пляжи. Целесообразно сделать дневку, чтобы осмотреть промышленные объекты — Змиевскую ГРЭС, буровые Шебелинского газового промысла, разработки известняка и мела, где можно найти отпечатки фауны мелового периода, собрать окаменелые раковины моллюсков.
От поселка Червоный Донец всего лучше родолжать путь прибрежной тропой до села Червоная Горка. Это займет 7 километров.
Дальше идти по верхней полевой дороге к слободе Меловой тоже 7 километров. Здесь имеется большой карьер по добыче мела. Мел транспортируется отсюда на левый берег на цементный завод, который хорошо виден с высоких береговых круч.
От села Меловая идти по правобережной тропе, огибая Балаклейскую луку, через Криничное и Первомайское до села Байрак. При желании от села Криничного на Байрак можно пройти по левому берегу Северского Донца через районный центр Балаклею. Город Балаклея стоит на холме, возвышающемся нал поймой реки. Уже в середине XVI в. это был крупный сторожевой пункт против нападения татар. Дальнейший путь идет полевыми дорогами через село Червоная Гусаровка, хутор Заплавы до большого села Залиман. Напротив него, на левом берегу Донца, находится село и станция Савинцы.
Савинцы — старинное село, возникшее XVII в. В связи с тем что долина Соверского Донца в этом месте сужена прибрежными высотами до одного километра, до появления села Савинцы здесь был татарский «перелаз» (переправа) через реку, здесь проходил торговый путь татар в Россию. В окрестностях села можно осмотреть выходы отложений третичного периода с окаменелостями, а в оврагах— выходы цветных глин и мела. Есть несколько городищ и стоянок первобытного человека.
Из села Залиман идти по дороге на юг хутора Стенка, который расположился у опушки соснового бора. Далее дорога ведет по этой опушке к селу Норцовка. От села Норцовка идти песчаной дорогой через бор на юго-восток до переправы через Северский Донец у села Ивановки, которое находится уже на левом берегу реки. Этот путь занимает 5 километров.
В здешнем лесу была база Изюмского партизанского отряда. В селе Норцовка партизанский отряд по заданию командования Советской Армии 29 ноября 1941 года взорвал штаб немецко-фашистских войск и уничтожил два склада с боеприпасами.
От Ивановки до Изюма дорога идет через самый большой в Харьковской области сосновый бор, занимающий обширный массив большой петли Северского Донца. На этом участке маршрута туристы получают хорошую школу ориентирования на местности и преодоления естественных препятствий в пешеходном путешествии. В лесу довольно много дорог, и выбрать правильное направление сложно. Нужно двигаться по тем дорогам, которые идут под азимутом 120—130 градусов. Дороги песчаные, идти по ним тяжело. Наиболее тренированные в ориентировании туристы могут идти прямо по вышеуказанному азимуту.
Учитывая, что от Ивановки до Изюма около 20 километров и сложное ориентирование на маршруте, целесообразно в районе села Ивановки на берегу Северского Донца переночевать и выйти в путь утром, чтобы для движения оставалось больше светлого времени.
В Изюме туристам следует задержаться на один-два дня для ознакомления с городом и его окрестностями, так как район этот один из наиболее интересных в области по геологическому строению и историческому прошлому.
Изюм — старинный город, расположенный у подножья горы Кременец — высшей точки Харьковской области.
В «Книге большому чертежу» была обозначена Изюмская сакма (дорога). При Иван. Грозном на этом месте стояла путивльская русская стража для постоянного наблюдения за татарами.
Изюм — город больших революционных традиций. В доме по улице Октябрьской, 13 в марте 1917 года работал Совет рабочих депутатов, организованный при главных железнодорожных мастерских.
В конце августа 1917 года большевистская организация железнодорожных мастерских начала создавать отряды Красной гвардии. Они охраняли мастерские, станции, мосты. Сейчас
об этих событиях напоминает мемориальная доска, установленная на доме.
В центре города, у подножья горы Кременец, разбит сквер, в нем есть аллея боевой и трудовой славы изюмчан. В центре аллеи стоит памятник В. И. Ленину. На проспекте Ленина сооружен памятник генерал-лейтенанту танковых войск П. В. Волоху, погибшему в бою з Изюмский плацдарм летом 1943 года.
В городе есть краеведческий музей и планетарий. В музее имеется богатая экспозиция по истории города и природе района. С посещения музея рекомендуем начать знакомство городом.
Вблизи города, на левом берегу Донца имеется группа неолитических стоянок и поселений бронзового века. Об этом подробнее расскажут вам экспонаты музея.
С горы Кременец открывается замечательный вид на долину Северского Донца. Ha вершине горы стоит обелиск в память о крас ногвардейцах, расстрелянных здесь белогвар дейцами в 1919 году.
Большой интерес представляет западный склон горы (к селу Донецкому). Он изрезан многочисленными оврагами с обнажениями юрских, меловых и четвертичных пород известняков, песчаников, глин и т. д. В самом боль шом овраге—Красном находится карьер, где добывают известняк для строительных целей. Здесь можно собрать много образцов различных разновидностей известняка: кораллового, оолитового, ракушечного и окаменелостей — игл и панцирей, морских ежей, различных кораллов, раковин разнообразных моллюсков и т. д.
От Изюма дальнейший путь туристов лежит на Краснооскольское водохранилище через села Капитоловка и Червоный Оскол. От Изюма до плотины водохранилища 15 километров.
Шоссейная дорога на Червоный Оскол проходит мимо вокзала в восточном направлении. За железнодорожным переездом следует осмотреть карьер по добыче строительного песка..Здесь имеется несколько озер, одно из них довольно значительных размеров. Вскоре за карьером начинается село Капитоловка. Это старинное село, в нем бывал украинский писатель П. П. Гулак-Артемовский.
Село Червоный Оскол — родина маршала бронетанковых войск Я. Н. Федоренко. Во время Великой Отечественной войны, а также с 1945 по 1947 год Я. Н. Федоренко командовал бронетанковыми и механизированными войсками Советской Армии. В центре села —памятники героям гражданской и Великой Отечественной войн. На окраине села, на могиле танкистов, павших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1943 году, установлен танк. В окрестностях села за рекою Бахтыном, Hа правом берегу реки Оскол, сохранились остатки Царев-Борисовской крепости, основанной по указу Бориса Годунова в 1600 году для защиты от крымских татар. Царевборисовцы ходили на подмогу к Болотникову под Тулу. В 1670 году Царев-Борисов был одним из центров крестьянского восстания Степана Разина на Слободской Украине.
Б трех километрах выше Червоного Оскола по течению реки Оскол построена большая плотина, которая образовала огромное водохранилище.
Это важнейшее сооружение канала Донец — Донбасс.
На левом лесистом берегу водохранилища есть несколько заливов и уютных бухточек с песчаными берегами, где можно найти удобное место для бивуака.
От плотины Краснооскольского водохранилища нужно идти по песчаной лесной дороге на юго-восток до станции Славяногорская. Этот путь занимает 12 километров.
В пяти километрах от станции в большом сосновом бору на обоих берегах Северского Донца раскинулся Славяногорский курорт. Здесь в 1887 жил А. П. Чехов.
В районе Славяногорского курорта весной и летом 1943 года шли ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками.
Здесь на одной из полян находится дуб с мемориальной доской, рассказывающей о подвиге лейтенанта В. Катышева, павшего смертью героя в 1943 году. Рядом братская могила советских воинов и могила гвардии майора М. Ф. Батюка.
На высоком обрывистом правом берегу Северского Донца возвышается величественный памятник революционеру-большевику Артему (Ф. А. Сергееву). В честь него это место называется Артемовские горы.
Район Артемовских гор с полноводным Донцом, высокими меловыми скалами и большими хвойными и лиственными лесами очень живописен. Высота остроконечных меловых скал над Донцом достигает 85 метров. На вершине одной из них построена церковь, отсюда открывается замечательный вид на долину веки. В меловых скалах имеются пещеры. На крутых меловых склонах встречается меловая сосна, являющаяся реликтовым (остаточным) растением третичного периода.
Внизу, под обрывистым правым берегом Северского Донца, сохранились строения бывшего Святогорского монастыря, памятника архитектуры начала XVII века.
Путешествие заканчивается осмотром достопримечательностей Славяногорского курорта.
Возвращение в Харьков со станции Славяногорская поездом Дебальцево — Харьков на Южный вокзал.
<<предыдущая||содержание||следующая>>