Неповторимый облик придают Харькову площадь Дзержинского, многочисленные памятники, промышленные комплексы Московского проспекта, архитектурные ансамбли Сумской улицы, проспектов Ленина и Гагарина, жилые районы Салтовского массива, Павлова Поля, Селекционной Станции, парк имени Горького и Сад Шевченко.
Время основания города совпадает со знаменательным событием в истории нашей Родины — воссоединением Украины с Россией. В архитектуре Покровского собора — самого старого здания, сохранившегося до наших дней (построен в 1689 году), интересно сочетаются украинские и русские традиции. Архитектурной достопримечательностью Харькова является и колокольня Успенского собора, возведенная в первой половине XIX столетия в память о победе русских войск в войне 1812 года. Она построена в стиле русского ампира и является памятником архитектуры.
Русский классицизм — архитектурный стиль XVIII века нашел свое отражение в планировке городов того времени, в том числе и Харькова. Это выразилось в четкости планировки, геометричности очертания площадей, скверов и парков. На рубеже XIX и XX столетий в центральной части города был построен ряд монументальных сооружений общественного назначения и жилых зданий, которые определили архитектурный облик центра. Но в основном дореволюционный Харьков был городом с раздробленными мелкими кварталами, узкими улицами, зданиями разных стилей и архитектурных направлений.
Коренные социальные, экономические и технические преобразования, происшедшие в нашей стране за годы Советской власти, существенно изменили и облик города.
В 1923—1924 годах здесь строится ряд крупных рабочих поселков в промышленных районах — имени Герцена, имени Артема и другие. Начинается строительство коммунальных трех- и четырехэтажных жилых домов, в проектировании которых впервые была применена специально разработанная типовая двухквартирная секция.
Новый характер сооружений внес в облик Харькова свежие, характерные для социалистического города черты.
В последующие годы появляются жилой комплекс «Луч» по Московскому проспекту, новое здание почтамта на Привокзальной площади, семиэтажный жилой дом на Пушкинской улице.
За годы предвоенных пятилеток в Харькове было сооружено несколько театров и клубов. К их числу следует отнести Краснозаводский театр, Дворец культуры железнодорожников, клуб строителей на площади Руднева.
В городе было построено большое количество многоэтажных жилых зданий. Как правило, они проектировались на уровне последних для того времени достижений советской архитектуры. Харьковчане настойчиво учились у мастеров Москвы, Ленинграда и Киева решению больших творческих задач. В этот период проводятся всесоюзные и международные конкурсы на лучшее решение отдельных зданий и градостроительных комплексов. К участию в них привлекаются ведущие мастера того времени нашей страны и зарубежных стран.
Принципиально новым, надолго определившим архитектурно-планировочные традиции Харькова, явилось создание площади Дзержинского и промышленно-жилого комплекса тракторного завода, сыгравших значительную роль в развитии советской архитектуры.
Величественный архитектурный ансамбль площади Дзержинского— одной из крупнейших в мире — создан в 1925—1936 годах. Вокруг площади поднялся первый в Советском Союзе комплекс высотных сооружений — Дом государственной промышленности, Дом проектов и Дом промкооперации.
Проект Госпрома был отобран в 1925 году в результате конкурса, в котором участвовали виднейшие архитекторы страны. Победителями конкурса стали ленинградцы С. С. Серафимов, М. Д. Фельгер и С. М. Кравец. Сооруженное из железобетона и стекла, здание состоит из отдельных корпусов, расположенных по периметру круглой площади. Корпуса соединены между собой переходами в разных уровнях. Комп лекс отличается пластичностью, легкостью и вместе с тем монументальностью.
Большой интерес, представляет проложенный за Госпромом проспект «Правды», повторяющий линии площади Дзержинского, и прилегающий к проспекту жилой район.
Крупнейшим достижением советского градостроительства 30-х годов является создание нового промышленно-жилого района тракторного завода, где впервые применен принцип микрорайонирования и построены дома из типовых конструкций.
Жилая часть района делится на ряд укрупненных кварталов, отделенных от промышленных территорий широкой транспортной магистралью — Московским проспектом и 500-метровой зеленой зоной. Новые планировочные принципы, положенные в основу проекта первой очереди жилой зоны, не устарели и сейчас. Поселок ХТЗ является одним из лучших примеров массового жилищного строительства на Украине. Здесь созданы кварталы, включающие не только жилые дома, но и рационально размещенную сеть школ, детских учреждений, магазинов, столовых, объектов бытового обслуживания, игровых и спортивных площадок и зоны озеленения.
Зона зеленых насаждений состоит из районного парка площадью 96 гектаров, полукилометровой защитной зеленой зоны, нескольких скверов, озелененных участков общественных зданий, бульваров и уличных посадок, а также внутриквартального озеленения.
Защитная зона создает санитарно-гигиенический разрыв между промышленной площадкой и жилым массивом и играет важную роль в архитектурной композиции жилого района. Она смягчает переход от промышленности к жилью и служит хорошим фоном для кварталов многоэтажного строительства.
Сооружением поселка ХТЗ удалось создать новый по художественному облику район, принципиально отличающийся от старой, дореволюционной застройки. Архитектура его определяется не фасадами отдельных домов, а суммой органически связанных элементов архитектурно организованного пространства.
За годы довоенных пятилеток жилой фонд города почти удвоился. Город хорошел и благоустраивался. Значительным событием в культурной жизни Харькова стало открытие в марте 1935 года памятника Т. Г. Шевченко — одного из лучших памятников великому Кобзарю в нашей стране.
В предвоенные годы Харьков стал одним из крупнейших промышленных, научных и культурных центров страны.
Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз прервало строительство Харькова, нанесло огромный ущерб его хозяйству. К моменту освобождения города частями Советской Армии здесь практически не было ни одного действующего предприятия, был полностью разрушен железнодорожный узел, выведены из строя все сооружения коммунального хозяйства, население уменьшилось до 192,3 тысячи человек.
Харьковчане за короткий срок восстановили промышленные предприятия и транспорт, высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты, школы и больницы, детские учреждения и клубы, кинотеатры и библиотеки, театры и торговые предприятия.
Жилая площадь города была доведена до довоенного уровня за счет восстановления капитальных зданий и строительства нового жилого фонда как на окраинах, так и в центре, расширено коммунальное хозяйство, введены в действие новые транспортные маршруты.
Развитие индустриальной базы жилищного строительства создало предпосылки для перехода на путь многоэтажного строительства, позволило вплотную подойти к осуществлению основных мероприятий по застройке города в соответствии с генеральным планом реконструкции.
Генеральный план реконструкции Харькова, разработанный в 1965—1967 гг., развивает лучшие из предыдущих планировочных решений, совершенствует архитектурно-планировочную структуру города и улучшает жизненную среду с учетом последних достижений советского градостроительства.
В генеральном плане определены перспективы развития города, намечены этапы его реализации, выделены первоочередные мероприятия. Предусмотрено строительство зданий повышенной этажности, реконструкция малоэтажного фонда и снос ветхих строений. Промышленное строительство намечено вести не путем создания новых производств, а за счет реконструкции существующих предприятий. Намечено дальнейшее совершенствование улично-дорожной сети, строительство новых скоростных магистралей, улучшение транспортного обслуживания.
В генеральном плане заложены основы эстетики будущего города: предусмотрено размещение общественных центров, крупных зеленых массивов, архитектурно-художественное
оформление магистралей, учтены природные условия и рельеф местности.
При сравнительно незначительном территориальном расширении Харькова население города будет расти, поэтому в генеральном плане необходимо было прежде всего решить проблему расселения с учетом сложившейся застройки, размещения мест приложения труда и природных условий.
На основе комплексного учета всех этих факторов предусмотрено повышение плотности расселения в центральной зоне города за счет реконструкции малоэтажной застройки и формирование новых жилых районов на свободных от застройки территориях.
Основным районом нового расселения стали северо-восточные территории — Салтовские плато. Будут освоены также свободные от застройки территории в северо-западной частигорода — район Алексеевки и в дальнейшем — Дергачей. Они расположены вблизи центрального района и имеют с ним хорошие транспортные связи. Кроме того, эти части города имеют благоприятные природные условия.
Генеральным планом намечалось также завершение строительства жилых районов Павлова Поля и Селекционной Станции.
Вопросы расселения неразрывно связаны с экономическими возможностями и рентабельностью реконструкции существующей жилой застройки. В соответствии с этим было предложено определенное соотношение объемов строительства на свободных и реконструируемых территориях и постепенное увеличение удельного веса реконструкции.
В генеральном плане четко выделены части города: общегородской общественный центр; жилые зоны — с учреждениями культурно-бытового обслуживания, зонами отдыха; производственные зоны промышленных районов; зоны общегородского отдыха; комплексы здравоохранения и специального отдыха; коммунальные зоны; зоны внешнего транспорта; санитарные зоны с зелеными насаждениями для изоляции жилых территорий от промышленных предприятий.
Наличие в Харькове большого количества учебных, научно-исследовательских и проектных институтов, расположенных, как правило, в жилых кварталах, сделало необходимым организацию зоны науки.
Генеральным планом предусмотрена реконструкция центральной части города, исторически сложившегося района Нагорного плато. Здесь сосредоточены крупные общественные, административные сооружения, памятники, поэтому и в будущем эта зона станет ядром общегородского центра.
Центральная часть города охватывает территорию площадью 1570 гектаров. Для наиболее рационального размещения здесь новых объектов общественного назначения ее территория подразделяется на ряд зон.
Административно-хозяйственные здания будут преимущественно размещаться в районе от площади Советской Украины до площади Восстания.
Культурно-просветительные здания планируется строить вдоль Клочковских склонов от площади Советской Украины до парка Шевченко и на территории, прилегающей к проектируемому водоему в районе Красношкольной набережной на реке Харьков. Уже сегодня строится крупнейший в республике театр оперы и балета, здание библиотеки имени В. Г. Короленко. В 1974 году вступило в строй новое здание цирка на площади Урицкого. Зал цирка вмещает 2100 зрителей. Предусматривается строительство концертного и выставочных залов, картинных галерей.
Торгово-бытовые учреждения будут сосредоточены в районе Коммунального и Конного рынков. В этой зоне уже построены «Дом торговли», универмаг «Харьков», планируется строительство центрального Дома одежды, бытовых комбинатов, универсамов.
Научно-исследовательские и учебные институты будут сосредоточены в основном вдоль Журавлевских склонов. Здесь строятся Дополнительные корпуса институтов — политехнического, коммунального строительства, промышленно-художественного и ряд научно-исследовательских институтов.
Историко-мемориальная зона охватывает территорию исторического центра Харькова. Центр города — Университетская Горка и прилегающие к ней площади —хранит память о крупнейших исторических событиях. Здесь 11—12 (24—25) декабря 1917 года в здании бывшего Дворянского собрания рабо тал I Всеукраинский съезд Советов, провозгласивший Украину Советской Республикой. В годы Великой Отечественной войны это здание было разрушено фашистами. Сейчас на его месте воздвигнут Монумент в честь провозглашения Советской власти на Украине. На Советской площади установлен памятник Борцам Октябрьской революции.
В центре площади Дзержинского — самой большой и красивой площади города — возвышается величественный памятник основателю Коммунистической партии и Советского государства В. И. Ленину. Памятник был торжественно открыт в 1963 году.
В центре города сосредоточены и наиболее значительные архитектурные сооружения. Генеральным планом предусмотрено сохранить все наиболее ценные здания в этой зоне. Новое строительство здесь будет ограничено.
Зона отдыха и спорта включает Сад Шевченко в его новых границах, прибрежные территории рек Харьков и Лопань со спорткомплексом «Спартак». Здесь заканчивается строительство одного из интересных в архитектурно-художественном отношении сооружений — зимнего плавательного бассейна «Спартак».
В районе Красношкольной набережной на реке Харьков, в районе спорткомплекса «Спартак» на реке Лопань и в районе Журавлевских склонов планируется создать водоемы.
Большое внимание в проекте уделено транспортной организации общегородского центра. Намечается расширить существующие и пробить ряд новых магистралей. Для связи Салтовского массива с центром предусмотрена пробивка проспекта Машиностроителей от улицы Академика Павлова до проектируемого тоннеля у Театрального спуска с выходом тоннеля у Бурсацкого спуска. В дальнейшем проспект пройдет мимо Южного вокзала в район Холодной Горы. Намечается также строительство магистрали непрерывного движения по трассе ул. Плехановская — район станции Левада — ул. Ярославского — ул. Клочковская, которая обогнет зону центра с южной и западной сторон. Из Салтовского района будет проложена магистраль к площади Дзержинского, которая выйдет на Холодную Гору в район Кузинского путепровода. Будет построен мост через реку Лопань, расширен и продолжен спуск Пассионарии, который свяжет район площади Дзержинского с Ивановским промышленным районом, Южным вокзалом и Холодной Горой. Будут расширены улицы Клочковская и Шевченко.
Самой крупной базой отдыха по-прежнему будет Лесопарк. Уже сейчас здесь, в живописнейшем месте города, размещаются спортивные и игровые площадки, базы отдыха. Одно из интересных сооружений в Лесопарке — лыжная база института инженеров коммунального строительства.
Намечается организация новых зон отдыха у Даниловской акватории и у Немышлянской акватории.
В таком крупном индустриальном центре, как Харьков, организация производственных зон приобретает, естественно, первостепенное значение. Производственные комплексы города расположены в основном по оси юго-восток — центр — северо- запад. Лицо Харькова как индустриального центра определяют промышленные гиганты союзного значения — ХТЗ, ХЭМЗ, турбинный завод, завод транспортного машиностроения и многие другие.
На базе крупных предприятий ведущего профиля предусматривается формирование современных промышленных районов, с кооперированием подсобных предприятий, складского хозяйства, подъездных путей и коммунального обслуживания.
В Орджоникидзевском районе впервые на Украине построен крупный производственный комплекс профтехучилищ, объединенных по производственному принципу. Здесь готовятся кадры для ХТЗ, подшипникового завода, станкозавода и завода «Электротяжмаш».
Харьков — город-миллионер. В 1975 году население города составило 1 млн. 370 тыс. человек. Вот почему так много внимания уделяется жилищному строительству. В 1975 году жилой фонд города составил 18 млн. кв. м общей площади.
Перспективным планом предусмотрено дальнейшее широкое жилищное строительство. Новое жилищное строительство в Харькове за последние десять лет, как и в других крупных городах, осуществлялось в основном на свободных территориях. Удельный вес реконструкции до 1975 года составил 18 процентов.
Первым крупным жилым районом Харькова, построенным по единому проекту, является Павлово Поле. Этот район, строительство которого завершается, вместе с Алексеевским жилым районом в будущем станет одним из крупнейших жилых массивов Харькова. Он расположен вблизи центра и городских зон отдыха.
В проекте детальной планировки Павлова Поля впервые на Украине был применен принцип микрорайонирования и ряд прогрессивных для того времени приемов по планировочной организации микрорайонов. В 1955 году началась застройка первых двух микрорайонов, и в настоящее время район почти полностью застроен.
Павлово Поле занимает территорию 500 гектаров, в том числе 373 гектара жилой территории. Сейчас здесь проживает 55 тысяч человек.
Район застроен пяти и девятиэтажными кирпичными и панельными домами. В последние годы по индивидуальным проектам были построены многосекционные девятиэтажные дома и четырнадцатиэтажные дома-башни.
Жилой район состоит из пяти микрорайонов, каждый из которых имеет полный комплекс микрорайонного и районного обслуживания. Микрорайоны группируются вокруг проспекта Ленина и улицы 23-го Августа, которые являются основными композиционными осями района. На пересечении этих осей будет создан общественный центр района. Его композиционное значение усиливается тем, что это место хорошо просматривается с западной части города, а также при подъезде к Харькову со стороны Москвы.
Интересно застроена улица 23-го Августа. Она имеет живописное криволинейное очертание, которое подчеркивают шесть четырнадцатиэтажных жилых домов башенного типа.
Южная панорама Павлова Поля хорошо обозревается со стороны Саржина Яра, где застройка постепенно «раство ряется» в зеленом массиве. Силуэт застройки с этой стороны формируют девятиэтажные «точечные» дома, которые на фоне пятиэтажных создают интересный объемно-пространственный контраст с массивом застройки и зеленью парка и удачно вписываются в очертание улицы Отакара Яроша.
Сейчас на Павловой Поле ведется строительство гостиницы «Интурист», завершается строительство общегородского студенческого спортивного комплекса с трибунами на 15 тысяч зрителей. Разработаны проекты гостиницы на 1000 мест и Дворца культуры авиационного завода.
На месте стыка жилых районов Павлова Поля и Алексеевского создается крупный водоем.
Примыкающая к Павлову Полю юго-западная часть территории Алексеевского района в первые послевоенные годы была застроена малоэтажными жилыми и культурно-бытовыми зданиями. В последующие годы вдоль улиц Целиноградской и Бульварной были построены пяти и девятиэтажные общежития учебных институтов, поликлиника, столовая, Дом быта, корпус института переливания крови, автодорожный техникум, хлебозавод и другие учреждения. В южной части района, на склонах Алексеевской балки поднялись девятиэтажные «точечные» жилые дома, кинотеатр.
Институтом Харьковпроект разработан проект детальной планировки Алексеевского района и разрабатываются микрорайоны первоочередной застройки.
В этом районе предполагается расселить 115 тысяч человек. Район будет застроен крупнопанельными многоэтажными жилыми домами, в том числе домами, скомпонованными из блок-секций.
Крупным жилым районом является Селекционная Станция, расположенная в восточной части города.
Территория Селекционной Станции расчленена на две самостоятельные части, каждая из которых тяготеет к разным транспортным артериям. Северная часть примыкает к Московскому проспекту, южная часть расположена по обе стороны улицы Байрона. С западной стороны обеих зон проходит проспект 50-летия СССР.
Жилой район, прилегающий к Московскому проспекту, ко времени утверждения генерального плана был в основном застроен. Район улицы Байрона начал застраиваться в 1964 году и в настоящее время близок к завершению.
Отличительной особенностью застройки этого района является стыковка пятиэтажных жилых домов и создание блоков большой протяженности (9—16 секций). Более 80 процентов этого района застроено зданиями повышенной этажности. Это позволило рациональнее использовать территорию, разместить внутри микрорайонов детские, спортивные и хозяйственные площадки.
Общественный центр этого района, в который войдут и Дворец культуры, и Дом быта, будет создан на пересечении улиц Байрона и Стадионной.
На территории Селекционной Станции планируется построить Дворец спорта и вечернее отделение политехнического института.
Наиболее крупным районом нового жилищного строительства является район Салтовки. Его освоение началось в 1967 году, и с этого времени он стал основной строительной площадкой города. Здесь строится свыше 320 тысяч квадратных метров жилой площади в год. Кроме жилых районов, здесь разместятся комплексы вузов и научно-исследовательских институтов, для которых отведены специальные зоны.
Планируется здесь разместить институты Гипротяжмаш, Птимаш, Промзернопроект, институт культуры, педагогический, УЗПИ и другие.
На западе район выходит к реке Харьков, на юге — к реке Немышля. Генеральным планом предусмотрено создание на реке Харьков самого крупного водоема — Даниловской акватории шириной 600 метров и длиной более 3 километров. Вдоль водоема будет посажен большой парк. В парке будут созданы спортивные зоны. Вторая зона отдыха будет создана у реки Немышля. Озеленение и обводнение столь значительных территорий благоприятно скажется на микроклимате этой части города. При проектировании Салтовских районов впервые в Харькове был применен так называемый «метод фокусирования» — остановки общественного транспорта предусмотрены у объектов обслуживания. В центре микрорайонов размещаются школы, детские сады, спортивные сооружения.
В настоящее время застройка южной части Салтовки завершена.
Следующим по времени проектирования и намеченным срокам строительства являются жилые районы Холодной Горы, района Рогани, микрорайоны в поселках Лосево, Жуковского, Шишковке.
Район Холодной Горы, расположенный несколько выше по сравнению с основным ядром города, занимает одно из главенствующих мест в создании выразительного силуэта города.
Чтобы избежать монотонности и однообразия в застройке, помимо типовых девяти-, двенадцатиэтажных домов, здесь предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов
повышенной этажности, базирующихся на блок-секциях. Основная масса зданий общественного назначения будет возведена по индивидуальным проектам.
Жилой район Рогань расположен в непосредственной близости к крупнейшему в городе тракторозаводскому промышленному району. Здесь будет жить в основном население, связанное с предприятиями, организациями и учреждениями этого района. Площадь проектируемого нового жилого района составляет 260 гектаров. Будет создано 4 микрорайона.
Интересно решена застройка 731 микрорайона в поселке Лосево вдоль Московского проспекта.
Здесь планируется создать обособленные зоны жилой застройки, детских учреждений, отдыха и спорта. Пешеходные аллеи и проезды свяжут их в единую архитектурно-пространственную систему.
Территория поселков Жуковского и Шишковки находится в крайней северной части города. Здесь расположен ряд промышленных предприятий, авиаинститут. Особое внимание при застройке этого района обращено на основную магистраль — проспект Жуковского. Вдоль проспекта поднимутся многоэтажные дома, которые будут хорошо просматриваться со стороны Салтовского массива. Район будет застроен домами из блок-секций различной конфигурации и этажности, а это даст возможность вести строительство жилых домов на сложном рельефе по принципу свободной планировки. На крутых склонах балки поднимутся террасообразные здания, повторяющие изгибы рельефа.
Часть территории отводится для зоны отдыха. Здесь будет создан спортивный центр авиационного института, комплекс спортивного центра жилого района со стадионом, плавательным бассейном и спортивными залами.
Значительное жилищное строительство ведется на реконструированных территориях — в районе проспекта Гагарина.
Строительство здесь уже заканчивается. Проспект застраивается девятиэтажными крупнопанельными и четырнадцатиэтажными кирпичными жилыми домами. На пересечении проспекта Гагарина и улицы Кирова предусмотрено строительство крупного торгового центра.
Удачным примером создания архитектурного комплекса в зоне реконструкции служит Красношкольная набережная. Она застроена девятиэтажными кирпичными домами со встроенными магазинами и расположенными между ними двенадцатиэтажными зданиями общественного назначения. Правильно выбран масштаб домов, четок ритм выразительных эркеров, интересно решены первые этажи. Застройка повторяет плавный изгиб реки.
Генеральным планом города предусмотрено рациональное использование подземного уровня.
В августе 1975 года в Харькове вступил в строй метрополитен. Это уникальное подземное сооружение в значительной степени решает транспортную проблему большого города, обеспечивает быстрое передвижение населения, предоставляет пассажирам максимальный комфорт и удобства. Строительство метро продолжается.
Увеличение количества автомобилей связано с проблемой организации мест их хранения и стоянок.
В Харькове уже существуют полуподземные и подземные стоянки различной вместимости, что позволяет улучшить условия пользования транспортом.
Перед новым зданием театра оперы и балета проектируется подземная автостоянка на 500 автомобилей. Она будет иметь лифтовый выход к главному вестибюлю. При стоянке предусмотрена автоматизированная мойка на 30 машин в час, две смотровых ямы, а также специальная пенная система пожаротушения. Размещение автомобилей по манежным отсекам будет регулироваться электронным табло перед въездом на автостоянку.
Большое внимание уделяется использованию подземного пространства для автостоянок у отдельных общественных зданий. Под одним из корпусов института Гипротракторосельхозмаш предусмотрено строительство подземной стоянки на 30 автомобилей. Подземная автостоянка на 35 легковых автомобилей запроектирована при гостинице «Интурист».
На повестку дня все настойчивее ставится вопрос о необходимости разработки комплексного проекта организации подземного уровня города и поэтапного его осуществления.
Генеральный план застройки и реконструкции Харькова успешно реализуется.
Важным этапом его выполнения были годы девятой пятилетки. Построено и введено в эксплуатацию 3 млн. 800 тыс. кв. м жилой площади. В городе построен ряд интересных сооружений. Увеличение процента реконструкции качественно меняет застройку центральной части города.
Наращиваются темпы строительства, все больше внимания строители и архитекторы уделяют качеству возводимых сооружений.
<<предыдущая||содержание||следующая>>