ВАСИЛЬКОВСКИЙ
Сергей Иванович
7 октября 1854 г. Изюм Харьковской губ. 25 сентября 1917 г. Харьков
«Когда из рам глянет на вас все облитое сиянием широкое поле и оттуда послышится песня жаворонка, как легко, как свободно вдохнется тем воздухом, который волнами и целыми потоками льет на вас художник. И он, живший одной жизнью с природой, плакавший над ее звуками и красками, принуждает и вас трепетать перед раскрытыми им тайнами жизни, вслушаться в роскошную песню соловья и печальное воркование горлицы...»
Г.Хоткевич
19 октября 1854 года родился Васильковский Сергей Иванович, один из известнейших украинских пейзажистов конца ХІХ - начала ХХ ст. За чрезвычайную лиричность его пейзажных и исторических произведений этого художника называют поэтом украинской живописи, за светлую колоритность -"солнечным художником".
Поэтичность мироощущения, большая эмоциональность и чрезвычайное колористичное богатство живописи зародились у Сергея Ивановича еще с детских лет - на Слободской Украине, на берегах Северского Донца, в небольшом городке Изюме, где все дышало историей, воспоминаниями о знаменитом казацком прошлом, где во всем еще сохранялось народное искусство и песенный фольклор. От отца, виртуоза-чертежника и писаря, Васильковский заразился рисованием, а мать навсегда заронила в его душу любовь к украинской песне.
В 1861 году его родители переехали в Харьков. Васильковские поселились на Москалёвке. Старожилы и сегодня показывают место на углу улицы Примакова и Краснодонского переулка (а тогда - Катериненской и Единоверческого), где когда-то находилась усадьба Васильковских. Отсюда, с Москалёвки Сергей бегал без малого 3 километра до 1-й городской гимназии. Здесь и начался его путь как художника. Когда одаренному мальчику было семь лет, на него обратил внимание Дмитрий Иванович Безперчий, учитель рисования Харьковской гимназии, бывший крепостной, знакомый Тараса Шевченко и ученик Карла Брюллова в Петербургской Академии искусств.
На выбор жизненного пути Васильковским повлиял и близкий родственник Владимир Александров - двоюродный брат матери, украинский поэт, драматург и переводчик, автор популярных в то время оперетт «За Неман иду», «Не ходи, Грицю, на вечерницы», стихов, которые стали народными песнями.
Д. И. Безперчий посоветовал Сергею Васильковскому учиться, сам что-то показывал и помог попасть в частную художественную школу Марии Дмитриевны Раевской-Ивановой.
Однако, окончив гимназию, по настоянию отца Сергей поступает в Ветеринарный институт. Семья, в общем-то, справедливо считала, что специальность ветеринара - это гарантированный кусок хлеба в будущем. Отец, Иван Фёдорович, мечтал, что вдвоём они наконец-то тогда накопят средств, чтобы хотя бы настелить дощатый пол в своем доме.
Кроме художественных способностей Сергей Васильковский обладал бесспорным талантом имитатора-пародиста, превосходно играл на бандуре и пел. Ему пророчили консерваторию, театральную карьеру, столичную академию художеств. В Ветеринарном институте Сергей проучился всего один год. Мечта стать художником была сильнее. Но денег на поездку в далёкий Петербург всё равно не хватало. Васильковский работает младшим канцеляристом Харьковского казначейства, потом отправляется на заработки в Киев, возвращается. Вместе с Дмитрием Безперчим и ещё одним его знаменитым учеником - Петром Левченко расписывает иконостас церкви в Каменной Яруге.
В 1876 г. Сергей поступает в Петербургскую Академию Художеств, где по1885 г. обучается в пейзажном классе у М.К. Клодта (1832-1902) и В.Д.Орловского (1842-1914).
Именно Владимир Орловский был наставником выходцев из Украины, развивал в них желание обращаться к национальной тематике. Под влиянием благотворного окружения своих земляков Васильковский, которому пророчили большое будущее в Петербурге, за годы обучения несколько раз оставляет город на Неве и осуществляет путешествия по Украине, где запечатлевает мотивы родной природы в присущей ему светоносной живописной манере.
Работая преимущественно на этюдах во время каникул на Харьковщине, Полтавщине, на Запорожье, он потом в мастерских по памяти воссоздавал свои впечатления на полотне. За время путешествий Васильковский создал множество эскизов и этюдов, получил за них пять малых и больших серебряных медалей, благодарностей и премий от Академии. Вершиной его раннего творчества была картина «На Донце», которая дала ему большую золотую медаль Академии, звание художника первой степени и академический пенсион за границей на четыре года. Два года из них Васильковский проводит в странствиях по Европе: Германия, Франция, Италия, Испания, Англия. И даже в Африке, в Алжире сумел побывать.
Во Франции молодой художник без всякой надежды представляет жюри знаменитейшего парижского Салона три своих работы. Вскоре жюри решило принять все предложенные работы и дало право и дальше выставлять в Салоне без решения жюри какое угодно количество «столь замечательных работ!» Аналогичным правом в Салоне пользовался ещё только один художник из Российской империи (и тоже, кстати сказать, украинец - к сожалению, не особенно хорошо известный отечественной публике Иван Похитонов). Это было абсолютное признание.
В 1888 году Васильковский возвращается в Харьков. Здесь его ждала печальная весть: не дождавшись возвращения любимого, умерла Соня Безперчая - дочка первого учителя, самый близкий человек. 10 лет ждала из Академии, выходила, поставила на ноги заболевшего перед отъездом за границу Васильковского, а сама…
Сергей Иванович брал этюдник, днями подряд бродил по Харькову и окрестностям, а нарисовать ничего не мог. Только через 8 лет в его жизни появилась другая женщина - бывшая послушница Куряжского монастыря Татьяна Тимофеевна.
Шло время… Васильковский с головой погружается в общественную деятельность: занимается организацией Художественного училища и музея. Налаживается быт. Его окружают друзья: историки Багалей и Яворницкий, писатель и бандурист-виртуоз Гнат Хоткевич. Еще более сдружились после учёбы в Академии и совместной поездки за рубеж с Самокишем. Их объединяла общая работа - в 1900 году они выпускают уникальнейшие альбомы "Из Украинской Старины" 1900 г. и "Мотивы украинского орнамента" 1912 г..
Летом, как охотник на дичь, художник устраивает засады на восходы и вечера. Мечтает написать, как "Теплеет", "Холодает", "Пахнет чебрецом". Его техника достигает совершенства. Мазок каллиграфичен, филигранен. Свои картины шлифует пемзой, лессирует - делает изображения как будто выплавленными из эмали. Его произведения приобретают музеи Парижа и Рима, Москвы и Санкт-Петербурга.
Главной темой творчества художника стало изображение природы Украины - широкой украинской степи, небольших тихих рек и прудов. Привлекал художника и Святогорсок: «Святогорский монастырь», «Виды Святогорского монастыря», «Святые Горы. Харьковщина», «Возле Святогорска», «Святые Горы. Славянск» - это его полотна.
Вместе с выдающимися представителями харьковской интеллигенции, среди которых были: художник-любитель М. Сабо, жители Петербурга – уроженец Харькова, писатель Г. Данилевский и художественный критик А. Матушинский, выпускник харьковского университета, основательница первой в Харькове художественной школы М. Раевская-Иванова, преподаватель харьковского университета Н. Сумцов, харьковские художники Д. Безперчий, П. Левченко, архитектор А. Бекетов,
С. Васильковский принимает участие в открытии Харьковского художественно–промышленного музея в последствии называвшегося музеем Слободской Украины. Этот музей стал вторым в российской империи (первый – Радищевский художественно-промышленный музей – был открыт в Саратове) и первым в Украине. Конечно, музейные собрания в России существовали и до того, но они были либо частными, либо принадлежали университетам, академиям и другим организациям, и попасть в их залы, что называется, «с улицы» было практически невозможно. Открытие городского музея дало возможность обыкновенным людям прикоснуться к искусству, узнать об истории своего края. В этом просветительская роль музея была уникальна.
В последние дни своей жизни С.И.Васильковский завещал Музею Слободской Украины 1340 своих произведений и большую сумму денег.
Художник оставил после себя достойное наследие для украинского искусства - почти 3 тыс. работ. Из 1340 работ, переданных Харьковскому художественному музею, большинство погибло в годы Второй мировой войны. Сейчас в музеях и частных собраниях насчитывается около пятисот его произведений.
Собрание произведений С.И. Васильковского в Харьковском художественном музее является наибольшей коллекцией полотен художника в Украине.
Некоторые из работ художника