ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО
(1778—1843)
Памятник Г.Ф. Квитке-Основьяненко ул. Квитки - Основьяненко скульптор. Якубович С.А. архитектор Шкодовский Ю.М. 1993 г. |
Григорий Федорович Квитка родился 29 ноября 1778 г. в слободе Основа близ Харькова в дворянской семье (от названия слободы и происходит его псевдоним — Основьяненко).
Слобода Основа - живописное малороссийское село – было расположено на изгибе Лопани. Чистая речка, в которой водилась в изобилии рыба, густой сосновый бор, бесхитростные нравы, отсутствие разбоя и воровства, добрые паны Квитки, разрешавшие брать столько земли, сколько в состоянии обработать крестьянская семья – настоящая малороссийская идиллия. Современники утверждали, что Квитки помогали своим крестьянам, попавшим в беду – в случае пожара давали деньги на обзаведение имуществом, если крестьянин разорялся - дарили скот и одежду. Основяне почитали своего помещика за родного отца. Среди старинного украинского дворянского рода Квиток самыми известными были двое – Андрей Федорович Квитка, бывший в царствование Николая Первого сенатором и заботившийся о нуждах Украины; и Григорий Федорович Квитка – общественный деятель, просветитель и литератор.
Усадьба Квиток была расположена на берегу реки; вокруг барского дома был прекрасный парк, а неподалеку Квитки построили деревянную церковь для жителей села, как только число прихожан достигло пятисот. При церкви Квитки организовали хор из местных, основянских мальчишек и даже открыли специальную школу для обучения пению. Кроме того, учили огородничеству, которое в усадьбе было возведено, как писали современники, в ранг иконы.
Хозяева слыли людьми гостеприимными. Редко кто из знакомых семейства Квиток, ехавших на юг, не гостил в Основе у радушных хозяев, не любовался великолепными слобожанскими пейзажами, не заслушивался малороссийскими песнями местных жителей – людей простых, миролюбивых и суеверных. Многие потом вспоминали гостеприимный дом, в котором Григорий Квитка написал свои знаменитые повести, пьесы, романы и навсегда обессмертил название Основы, приписав к своей фамилии через дефис – Основьяненко. Кстати, именно в Основе в 1854 году нашел приют у племянника писателя знаменитый художник Иван Айвазовский, вынужденный с семьей покинуть любимую Феодосию из-за Крымской войны, и именно в Основе он написал целый ряд знаменитых полотен.
Сначала Григорий Федорович учился дома, а потом в Куряжской монастырской школе.
В 1793 г. Григорий как дворянин был зачислен на военную службу, через четыре года вышел в отставку в чине капитана.
В 1804 г. он стал послушником монастыря, а в следующем году возвратился на военную службу.
В 1806 г. будущий писатель подал в отставку, поселился в Харькове, стал комиссаром в народном ополчении.
В 1812 г. он работал директором Харьковского театра, основал Институт благородных девиц, со временем организовал, отредактировал и опубликовал первые в Украине общественно-литературные журналы «Харьковский Демокрит» и «Украинский вестник». Собирал средства на открытие Харьковской публичной библиотеки.
На протяжении 1817—1828 гг. Г. Квитка четыре раза переизбирался Предводителем дворян Харьковского уезда.
С 1827 г. начал писать прозу и драматургию.
Первая книга «Малороссийских повестей, рассказываемых Грыцьком Основьяненком» («Маруся», «Салдацкий патрет», «Мертвецкий Великдень») вышла в 1834 г.
В 1837г. вышла вторая книга «Малороссийских повестей, рассказываемых Грыцьком Основьяненком».
В 1840 г. Г.Ф. Квитка возглавил Харьковскую палату уголовного суда на должности надворного советника.
Писатель умер 20 августа 1843г., похоронен в Харькове.
Григорий Федорович Квитка-Основьяненко оставил после себя значительное литературное наследство, написанное русским и украинским языками: это комедии «Сватанье на Гончаровке», « Шельменко-Денщик», «Шельменко — волостной писарь»; литературно-публицистические статьи «Письмо к издателям «Русского вестника»; историко-художественный очерк «Головатый»; фельетон «Письма Фалалея Повинухина»; шутливые стихи «Шпикачки»; романы «Пан халявский», «Жизнь и похождения Петра Степанова, сына Столбикова», повести «Ганнуся», «Панна сотниковна», «Конотопская ведьма», «Маруся», рассказ «Салдацкий патрет», «Купленный ум», «Пархомов завтрак», «Перекати-поле», «Малоросийская быль» и прочие. Его наследство насчитывает около 80 прозаических и драматических произведений.
Сквозь все творчество Квитки-Основьяненко (исключение представляют отдельные реалистические произведения второй половины 40-х гг.) проходит просветительская мысль о том, что причиной общественных недостатков является невежество, недостаточность воспитания. Поэтому писатель активно пропагандировал и, как сказал И. Срезневский, «внес в сознание интеллигенции идею образования всей массы народа». В художественных произведениях и публицистических статьях он последовательно проводил мысль об одаренности простого народа, пропагандировал идею предоставления образования простым людям.
Чуткий к назревшим потребностям времени, Квитка-Основьяненко создал на украинском языке повесть «Маруся» (1832), а также ряд повестей и рассказов, которые вышли двумя сборниками «Малороссийских повестей, рассказываемых Грыцьком Основьяненком». Тем самым, он убедительно продемонстрировал высокие эстетичные возможности украинского литературного языка, ее пригодность для разработки серьезных тем в повествовательных жанрах, положил начало развития новой украинской прозы, за что С. Ефремов назвал его «отцом украинской прозы». Появление повестей и рассказов Квитки-Основьяненко знаменовала новый важный этап не только в творчестве писателя, а и вообще в развитии украинской литературы, в формировании ее реализма и народности.
Прозаические произведения Квитки-Основьяненко на украинском языке делятся на две основных группы: бурлескно-реалистические рассказы и повести и сентиментально-реалистические повести. К первой группе принадлежат юмористические рассказы «Салдацкий патрет», «Мертвецкая Пасха», «Вот тебе и сокровище», «Пархімове снідання», «Підбрехач», а также юмористически-сатирическая повесть «Конотопская ведьма», которая является выдающимся бурлескно-реалистическим произведением писателя. Это прежде всего острая сатира на невежество, ничтожество и лень сотника Забрёхи, вредного и подлого плута и пьяницы писаря Пистряка, своевольного Халявского, отца Симеона, который, привыкши паразитировать на человеческом горе, обнаруживает недовольство тем, что уменьшилась смертность людей. Писатель показал типичные черты той казацкой старшины, значительная часть которой во времена упадка гетманщины и системы казацких полков XVIII ст. выродилась в эксплуататорскую верхушку, вскрыв тогдашнюю уродливость административных порядков, нарушение характерного для времен Запорожской Сечи и козацко-повстанческих движений принципа комплектования командного состава по личными способностями и боевыми заслугами, а не за знатностью происхождения. В «Конотопской ведьме» писатель заботился не столько о выразительности исторического колорита, сколько о создании социальной сатиры, направленной против характерных порождений тогдашнего несправедливого устройства.
Среди сентиментально-реалистических произведений Квитки-Основьяненко — повести «Маруся», «Козырь-девка», «Несчастная Оксана», «Искренняя любовь». Центральным персонажем каждой из них выступает сельская девушка. Идейную основу повести «Маруся» (1832) представляет реальный жизненный конфликт социально-бытового содержания: на препятствии к бракосочетанию влюбленных стоит перспектива трудной двадцатипятилетней солдатской службы для жениха и нищей судьбы женщины-солдатки для невесты. Квитка-Основьяненко старается облегченно решить этот конфликт, «находя» нереально благотворного хозяина, который обещал герою повести Василию за честную одно-двухлетнюю работу найти ему за деньги замену при рекрутском наборе. Пока Василий зарабатывал деньги, Маруся простудилась и умерла. Возвратившись с заработков и не застав живой любимую, Василий идет в монастырь и там с горя умирает. Сюжет повести — опоэтизированная история чистой и верной любви сельской девушки Маруси и парня из городских ремесленников Василия; завершение сюжета - трагическое.
Желая показать лучшие духовные черты украинского трудового народа и продемонстрировать высокую эстетичную способность украинского литературного языка на народной основе, Квитка-Основьяненко создает яркую картину жизни, быта, взаимоотношений душевно богатых простых людей. Главные персонажи олицетворяют идею о высоких моральных добродетелях простого народа, следуя традициям сентиментализма, писатель наделяет Марусю и Василия чрезмерной чувствительностью и душевной впечатлительностью. В изображении Марусиного отца, зажиточного крестьянина Наума Дрота, оказалось стремление Квитки показать жизнь крепостного в украшенном виде. Василий, как и Маруся, обрисован идеальным как извне, так и внутренне. Он честный, скромный, искренний в чувствах, добрый, трудолюбивый, умный. А что уже остроумный: «на россказни, на приложения — впереди всех: только его и слышать, от него весь хохот идет». Тем не менее, лукавства в шутках Василия нет. И к танцам, и к разговорам, и к работе — ко всему он способный. Такого парня уважают старшие (так как и он их уважает), с таким хотят дружить молодые, такому подражают ребятишкам. Василий — сирота, беден, работает в городе свитником. Его воля и умственные способности выразились в том, что он быстро научился у купца грамоты. И натурой своей этот парень чрезвычайно чувствителен. Как увидел он Марусю под образами в гробу, «закричал жалобно, застонал, побледнел как смерть и здесь же и упал, будто безжизненный...». Чрезмерная впечатлительность чуть было не довела его до самоубийства, когда он узнал о смерти любимой. Язык Василия перенасыщен ласковыми словами: «Марусенько, моя лебідочко, зіронько моя, рибочко, перепілочко!».
На образах Маруси и Василия обозначилось влияние сентиментализма. Сентиментализм (с французской — чувствительность) — литературное направление второй половины XVIII — начала XIX ст., характеризующееся особым вниманием к духовному миру человека и отмечался идеализацией действительности и преувеличением чувств. Сентименталисты считали своей задачей умилить читателя, вызвать у него сочувствие к несчастной судьбе героев. В украинской литературе сентиментализм объединялся с реализмом в повестях Квитки-Основьяненко «Несчастная Оксана», «Искренняя любовь», «Маруся»; некоторые элементы сентиментализма находим в «Енеиде» и «Наталке Полтавке» Котляревского, в «Гайдамаках» Шевченко.
Особенностью языка повести «Маруся» является растроганный тон рассказа о встречах влюбленных, разлука, смерть Маруси, горе ее жениха и отца.
Источниками для написания повести были реальная действительность украинского села и народное творчество: украинские баллады, лирические, свадебные песни, фольклорные мотивы (любви, разлуки, смерти влюбленных). От народной поэзии — образность повести, от сказки и пересказа — ее повествовательный стиль.
Благодаря песенности «Маруся» быстро и навсегда полюбилась народу.