МЖА (МОЖ, МЕЖА)
Малая река с богатым прошлым.
ЧАСТЬ 1.
От Перекопа - до Ракитного.
Одна із тисяч річок України, автор українець-стаття повинна бути на українській мові… Але ця невеличка річка зумовила історичний розвиток не тільки багатьох поколінь українців, в історії Росії вона теж відіграла вагому роль. Тому пишу на російській мові.
Детство, взросление, возмужание, старение и в конечном итоге уход каждого из нас проходит вблизи реки. Большой, малой, совсем крошечной… Кто-то может сказать: «Я вырос возле пруда, реки не было». Но если копнуть историю-пруд, гряда прудов - это бывшая река, которую наши предки приручили и приспособили для своих нужд. Что говорить, даже великий Днепр - и тот за последние 80 лет превращён покорителем природы в гряду прудов, гордо именуемых водохранилищами. Вот только правильно ли это? Не зря наши предки строили свои жилища возле рек. Сейчас нам, разбалованным цивилизацией, река место развлечения и отдыха, кому то - рабочее место. А в те давние времена река давала ЖИЗНЬ! Она давала воду и пищу человеку, корм для скота, выступала защитой от набегов не совсем дружелюбных соседей. В общем как в пословице: «без воды-ни туды и ни сюды»….
Вы можете задать вопрос: «почему о Мже пишет, мало ли ему рек?». Эта река была самая близкая к моему детству. Вот ты растёшь в небольшом селе, в котором реки нет, но зато в огороде есть пруд, даже не пруд- СТАВОК! С 5-ти лет ты в нём учишься плавать летом, с детским восторгом в октябре, после того, как рыболовецкая бригада колхоза вылавливает промысловую рыбу, сняв штаны, с посиневшими от холода ногами собираешь в иле (муляке) маленьких карасиков, которых потом с ворчанием чистит и жарит твоя любимая бабушка. Уже перевалило на 6-й десяток, какую только рыбу не приходилось пробовать - но те караси в сметане из детства – самые вкусные. Потом зима - каток, ледяная карусель… Игра в хоккей на «снегирях» с сделанной любимым дедушкой клюшкой из груши… Потом уже будет покупная клюшка производства Ужгородского завода и коньки с ботинками. Весной - тающий с холмов снег, ручейки и потоки, которые текут в ставок спускание деревянных, за зиму наготовленных корабликов, обсуждение со сверстниками прогнозов наполнения пруда водой. И всё это до 7-ми лет. Потом к тебе погостить на пару дней приходит сын сестры бабушки из посёлка, он старше на 4-е года, по твоим понятиям уже взрослый совсем, ты его ведёшь на СТАВОК - и тут с удивлением узнаёшь от него что это - фигня, вот у них есть речка Мжа, и это намного круче. Возникает масса вопросов к нему и своим родителям, вроде бы всё понятно. Но гложет вот это наше национальное - надо увидеть и пощупать. И вот 10-ти летним пацаном на велосипеде с товарищем рано утром едем 7 км., что бы посмотреть и окунутся. Да, всё подтверждается, река не широкая, вода холоднее, чем в ставке, есть течение - детское любопытство удовлетворено. А к этому времени из уроков истории и географии ты уже знаешь, что есть реки очень большие, и в Украине, и в СССР, и в Европе и в мире. Вот бы посмотреть… Мама везёт к родственникам в Киев - Днепр, в Казань - Волга. Школьная экскурсия в город Ленина, который сейчас город Петра Великого - Нева. В таком возрасте впечатляет не очень, наша Мжа - роднее. В 14-лет едешь учиться в большой город, по которому текут, по сравнению с Мжой, большие реки Харьков и Лопань, с гранитных набережных которых ты осенью на обмелевшем дне видишь мусор, а летом в месте их слияния катаешься на прокатных лодках с друзьями и подружками. А посмотреть реки за границей 35 лет назад - шансов практически нет. Для тех, кто помоложе - в СССР в конце 70-х прошлого века туроператоров, продающих путёвки за границу, было очень мало. Но тебе везёт: один из немногих туроператоров под названием «Министерство обороны СССР», который организовывал экскурсии по всей нашей необъятной Родине и не только, предлагает тебе тур в Венгрию на два года, от которого нет возможности отказаться. Обязательная программа экскурсии была скучной, проходила в основном на ограниченной территории, ограждённой 3-х метровым забором, краткие экскурсии по братской соцстране проходили не в комфортабельных автобусах, а в затентованных грузовиках и особых эмоций не вызывали. А потом «туроператор» предлагает продолжить «увлекательное» путешествие уже не рядовым экскурсантом, а в качестве «младшего гида». Ты соглашаешься - и вот, наконец, то попадаешь на очередной «экскурсии» на берега легендарного Дуная. На твоих глазах происходит грандиозная картина – Человек, при помощи металлических монстров, в декабре месяце, укрощает гигантскую реку в районе города Шольт, наводя переправу через реку, ширина которой в этом месте превышает пару километров. А тебе всего двадцать, с небольшим лет, тебя переполняет гордость за свою Страну, за то, что ты участвуешь в покорении реки… Это уже потом, с возрастом приходит понимание того, что человек слаб, что он дитя природы, понимание того, что природа не прощает своим детям насилия над собой.
Но тогда с восторгом и гордостью смотришь как железные «динозавры», управляемые человеком, сбрасывают в воду с берега свои «панцири». Как потом эти «панцири» «водоплавающие динозавры» буксируют и стыкуют друг с другом - и через пару часов два берега могучей реки Дунай связываются мостом, по которому с грохотом и дымом переправляются боевые машины на гусеницах и колёсах, один вид которых у нормального мужика вызывают чувства восхищения, восторга и немного страха одновременно.
Вот где-то так:
С этим чувством покорителя рек в частности, и природы вообще, ты продолжаешь идти по жизни следующие пару десятков лет. Благодаря тому же МО СССР ты уже живешь на берегу могучего Днепра – но видишь его со стороны: с мостов, через которые проезжаешь по несколько раз на день, с берега… Особых эмоций нет, ты знаешь, что человек может сделать с могучей рекой. Так бы и жил…
Но к счастью (зацепило, ничего не поделаешь), когда ты заканчиваешь разменивать пятый десяток лет своей жизни, товарищ-яхтсмен «присаживает» на яхту - у тебя весь мир переворачивается. Ты вникаешь в жизнь реки изнутри, и начинаешь понимать что река- живое существо, такое же, как и ты. С меняющимся настроением, со своими болезнями, со своим характером. Особо это понимаешь, когда на Каховском водохранилище, во время гонок, налетает внезапный шквал и яхта валится на бок, теряя управление. Ты в это время беспомощно болтаешься, судорожно уцепившись за ванты грот-мачты, с чувством своего ничтожества в этом мире и бессилия перед природой и РЕКОЙ! Твоё отношение к РЕКЕ меняется, приходит искреннее чувство уважения и любви к этому дару природы. С негодованием смотришь на пластиковый мусор в реке и на берегах, на браконьерские сети, перекрывающие реку.
Стоит чуть расслабиться – река реагирует мгновенно. В 2009 году при переходе с Запорожья в Энергодар при спокойном ветре «правильно» пообедали, расслабился – налетел внезапный шквал с ливнем – в итоге перелом ребра. Намёк реки налицо.
Чуден Днепр при тихой погоде...
И даже попадая в созданные человеком сооружения на реке чувства то же двоякие. Нет – нет - да и мелькает мысль: «а может не надо человеку этого делать…». Кто как – но я неуютно чувствую себя в шлюзах, даже не знаю с чем сравнить это чувство. Вроде тебе прислуживает закрепощённая кем-то до тебя рабыня, которая раньше жила свободной жизнью.
И вот, проникшись уважением к РЕКЕ, вспоминаешь ту, которая была первой. Как там она? За это время не раз, приезжая на выходные к родным, ее посещал. Купались летом, ловили рыбу и раков «подхваткой» в 80-е годы, потом только купались. А какая у неё история, как она сейчас?
В 30-е годы прошлого столетия классики юмористического жанра утверждали, что всё у нас знает статистика…
А теперь всё знает Гугл, Яндекс, Википедия. Обратился. И шок…
А речушка то ведь не простая. Мжа - она же МЕЖА! Делила Дикое поле и Московское царство, влияла на историю развития нашего края так, как не снилось Днепру, Северскому Донцу, Лопании, Харькову и другим уважаемым рекам. Как бы сложилась история родного края, не будь этой реки? Как бы сложилась моя судьба, появился бы я на свет, если бы эта река не защитила моих предков, казаков – черкасc, пришедших на Слобожанщину с берегов Днепра, с Канева и Черкасc в 16 веке под давлением польских шляхтичей, от набегов крымских татар в 16-17 веках? Ведь Муравский шлях, боль и слёзы нашего народа, только благодаря Мже пролёг в 30 км восточнее от моего родного села. Харьков, Мерефа, Змиёв, Люботин – где вы были бы построены, если бы не Мжа? А были бы вы вообще?
Зацепило. Позвали дали. А реку хочется посмотреть изнутри. Готовились год. Планы - на резиновых лодках от Валок до Змиёва. К истоку и до Валок - джипиком. Это план. А народная мудрость предупреждала: «домашняя думка в дорогу не годится». Так и получилось. Но об этом позже.
Обращаемся к Википедии:
«Экспедиция — путешествие, со специально определённой целью — научной или военной.»
Сухо, не ярко…
Бородатый анекдот про чукчей понятие «экспедиция» объясняет доходчивей:
«Крайний Север. Чум. В чуме сидит чукча (Ч) и курит трубку. Возле огня его жена (Ж).
Ж. –скоро солнце взойдёт, растает снег и зазеленеет тундра;
Ч (пыхнув дымом трубки) – весна называется;
Ж (спустя пол часа) – железная птица прилетит;
Ч (пыхнув дымом трубки) – вертолёт называется;
Ж – белый человек огненную воду привезёт;
Ч – водка называется;
Ж (спустя пол часа) – белые люди напьются огненной воды, нам нальют, потом меня будут трахать, а тебе морду набьют;
Ч (пыхнув дымом трубки) – Экспедиция называется.»
Подготовку начали в начале мая. Вдвоём с сыном Максимом не потянем, привлекаю племянника Олега, живёт в Харькове, соглашается сразу и обещает взять товарища в напарники на вторую лодку.
Составляем список самого необходимого из расчёта на двое суток автономного пребывания на воде. Дата - три дня праздника Святой Троицы. Подводит погода - прохладно и дожди, переносим дату на неопределённый срок. И вот Державный праздник, четыре дня выходных, гисметео обещает классную погоду, срок установлен. Сначала с Максом планируем 28 июня ехать в Харьков семьей, 29 рано утром в путь. У Олега проблема с напарником, поэтому Макс тут же в Днепре находит товарища Вову, который быстро соглашается. В 13-00 мы уже в Харьковской области, у тёщи, через час приезжает Олег. Олег меняет наши планы разумным предложением не ждать утра, а выезжать прямо сейчас, до вечера закончить автомобильную часть экспедиции, что бы с утра уже идти на лодках. Возражений нет - и в 15-00 мы стартуем машиной из Ватутино. В Валках покупаем мясо на вечерний шашлык, пиво, докупаем сигареты. Заодно останавливаемся на дамбе киевской трассы, что бы посмотреть место водного старта. Вид сразу настораживает, понимаем, что на лодке в этих зарослях мы ничего не сделаем.
Поэтому прекращаем созерцать Мжу в этом месте, и едем к истоку, что бы не терять времени. Ведь оттуда планировалось начало нашего путешествия.
Солидный путешественник всегда путешествует с путеводителем. А мы ж серьёзные. В интернете перерыл всё за полтора года. Здесь: http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B6%D0%B0 кроме общей протяженности реки и обще ознакомительных сведений нужной информации нет. Выручают любимые http://dalizovut.narod.ru/istorii/istorii.htm и Книга Большому Чертежу. Вот и посмотрим, что произошло с Мжой за 400 лет. Наш путеводитель здесь: http://dalizovut.narod.ru/valki/valki.htm и здесь; http://dalizovut.narod.ru/kn_bch/kn_bch.htm.
К истоку пруда не пробраться (охраняемая территория) да и время жмёт - направляемся к южной части истока.
Объезжаем второй пруд, поднимаемся на холм, переезжаем овраг – и вот мы у истока. Отсюда и начинаем.
N 49 51,890 S35 29,970 (здесь и далее ГГ ММ,ММММ).
Вот какая картина открывалась бы крымско-татарской коннице, прошедшей по Муравской сакме от Перекопа крымского к будущему Перекопу валковскому. Здесь им уже Мжа не мешала выходить на оперативный простор для дальнейшего грабежа южных пределов Московского царства.
Оказалось, что спустя 400 лет проход то же охраняется. Дозор увидели ещё на подъезде, без бинокля сразу и не поняли род войск и вооружение часового. Спасибо фотоаппарату Макса с нормальным разрешением. Потом уже слив фото на комп рассмотрели бдительных стражников.
Враг незамеченным не пройдёт однозначно!И вот собственно начало реки. Очень красиво, любоваться можно долго. Но время…
Маршрут с правого берега через дамбу второго пруда переходит на левый. И на этом пруду рыбачат и отдыхают.
После дамбы заросли камыша, реки почти не видно.
Передвигаться в целях экономии времени решили по цивилизованным дорогам. Но реку из вида не теряем. Из Можайского острога в южную сторону это смотрелось примерно так:
Проехали Старые Валки, обыкновенное село, каких тысячи на Слобожанщине. И вот мы в Валках. Первый левый приток Мжи. Названия реки на топографической карте нет. Информацию берём здесь: http://dalizovut.narod.ru/valki/valki5.htm .
Река Турушка при впадении в Валковский пруд. N 49 50,284 S35 36,232 |
Вид с моста реки на пруд. |
С дамбы Киевской трассы пруд впечатляет.
А ниже дамбы … N 49 51,890 S35 29,970
Резиновые лодки без дооборудования железным носом с косилкой впереди здесь не пройдут.
Машиной спускаемся до моста через Мжу в Валках, это на километр ниже дамбы, может быть там увидим воду? Увидели. N 49 49,635 S35 37,396
Едем дальше, в надежде найти место, откуда можно переходить на водный путь. Километров пять ниже делаем ещё один заход. Картина та же.
Едем дальше, не теряя реку из вида. Камыши, заросли кустарников. О переходе на лодки и думать нечего.
Останавливаемся в месте впадения в Мжу Карамушины возле села Пески. N 49 49,359 S35 39,717.
Лодки невостребованные лежат в машине. Уже бы и поужинать, но мы стойко продолжаем поиски участка, с которого можно уже плыть, экспедиция то планировалась по воде. Бьем "автопробегом по бездорожью и разгильдяйству" до Фёдоровки. С моста любуемся привычной картиной: камыши и заросли кустарника, углубившись, находим то, что осталось от места впадения в Мжу реки Иваны.
N 49 48,665 S 35 44,663
За мостом асфальт перескакивает на правый берег Мжи и уходит от реки. Нас это не устраивает и мы продолжаем наш автопробег по левому берегу. Выехав за Фёдоровку обнаруживаем место, которое подходит для ночёвки и утреннего старта уже на лодках. N 49 48,4295 S35 46,202. Пешая разведка в лице Макса, Олега и Володи докладывает, что вниз метров на триста река вполне проходима для наших плавсредств.
Здесь и разбиваем лагерь на ночёвку. Лёгкий перекус, дрова, костёр, замачивание мяса, палатка, ужин.
Взятая, на всякий случай, бутылка водки, под шашлык куда то исчезает, незаметно наваливается ночь. Тишина, жара уходит под давлением свежести реки. Тишина, покой, пение лягушек… Бытовые проблемы куда то исчезли. Что тебе ещё надо, человек? Вот оно счастье!
Племяш Олежка ухитряется найти себе ночное приключение даже в такие минуты. Вооружившись фонариком пошёл к воде и высветил щучку. Из снастей с собой была только подсака. То, что ловля щуки с берега с таким вооружением бесперспективна, до Олега дошло минут через 15, и он решился на более серьёзное предприятие. Мгновенно была накачана лодка, и они с Володей устроили на стометровом отрезке Мжи полуторачасовую разборку с несчастной щучкой. А может, ей было по приколу? Максим пытался зафиксировать это действие.
Расстроенные победой щуки, Олег с Володей вытащили лодку на берег. Я решаю что ночные приключения закончились, и, оставив молодёжь болтать у костра, завалился в палатку спать. Но ночные приключения, оказалось, не закончились. В 4 часа проснулся, и с удивлением обнаружил, что никого из участников экспедиции нет, костёр погас. Звонки их телефонов в палатке подсказали, что мобилок у них с собой нет. Только треск деревьев лесу подсказал, что ребята живы и здоровы. Оказалось, они просто решили, что в условиях реки, вместо вёсел пользоваться шестами будет удобней, и ушли на заготовку этой оснастки.
Проводим ревизию припасов, немножко удивляюсь тому, что если с продуктами у нас порядок, то с пивом и водкой надо что-то решать. Оставляю ребят сворачивать лагерь, а сам еду машиной в Фёдоровку. В магазине покупаю недостающее и заодно пристраиваю машину возле двора женщины на окраине села. Общаюсь с её зятем, он утверждает, что ничего у нас не выйдет, река заросла и непроходима для резиновых лодок. Но я, не споря с ним, оставляю машину и с покупками иду к месту старта, который оказывается, если идти пешком, не так уж и близко.
Команда готова ко второму этапу экспедиции, лодки загружены, в честь Державного праздника Олег да же закрепил прапор на своей лодке. Фото. В путь. Или в воду…
Метров через двести начинается что-то с чем-то. Камыш ещё борем, но с поваленными деревьями с переплетёнными поперёк реки корнями средств борьбы у нас нет.
Упираемся конкретно, вытаскиваем лодки на берег со всем снаряжением. Обидно, что проплыли всего метров триста-четыреста. Пешком иду по болоту и камышам вдоль реки. Картина не меняется. Есть небольшие просветы воды метров по сто-двести, но потом опять непроходимые места. Команда расстроена. Успокаиваю тем, что отрицательный результат в экспедиции - это то же результат. Пока ребята собирают лодки - возвращаюсь в Фёдоровку за машиной, грузим лодки и снаряжение и опять автопробегом по бездорожью по левому берегу к Бахметьевке. Река за камышами и зарослями только угадывается. Замечаем что-то непонятное на левом берегу напротив Старой Водолаги.
Оказались кормушки для лосей и кабанов с вышкой для гламурной охоты. N 49 47,965 S 35 48,015.
Следующая остановка на мостике через ещё один левый приток Мжи - Черемушную.
N 49 48,289 S 35 50,050.
Вид с моста через Мжу в Бахметьевке. Река по прежнему не для лодок. N 49 47,502 S 35 50,651
Переезжаем на правую сторону реки и через Павловку прибываем в излюбленную народом зону отдыха на Мже – бывший пионерский лагерь «Колос», где планируем остановится на ночь. Не смотря на выходной отдыхающих не много, находим нормальное место для костра и палатки и располагаемся. N 49 47,158 S 35 55,555. Перекус, купание в реке, заготовка дров, палатка, варим пшенную кашу с тушёнкой. Ностальгия по советской тушёнке. Интересно, в современную тушёнку изготовители мясо кладут?
В этом месте в 80-е годы хорошо поработал земснаряд, расширили русло Мжи и намыли посредине реки песчаный остров. Чистый песок, чистая вода, хвойный лес, красиво. Место для отдыха замечательное. После обеда решил поплавать по рукавам реки на лодке и посмотреть возможность проплыть вниз на лодке. Ниже слияния рукавов мель и заросли камыша, плыть на лодке - мучение, окончательно отказываюсь продолжать наше движение вниз по воде.
А вот вверх по течению есть возможность спокойно пройти вокруг намытого островка. На берегу отдыхающие. Народ купается, загорает, жарит мясо, рыбаки сидят с удочками. Возле воды в тени 34 градусная жара не донимает.
Поднимаюсь на лодке до разветвления русла. Судя по съеденному в воде камышу, рыба должна здесь быть.
Была бы вся река такой от Валок – удовольствие было бы получено от сплава на лодке на всю жизнь.
Но такая красота заканчивается выше разветвления рукавов Мжи. Привычные заросли камыша, кустарник, густые водоросли. На лодке даже не пытаюсь идти.
К тому же русло перед рукавами перегорожено сетью. Беспредел полный. Позже Макс с Олегом порезали это варварство.
Назад спускаюсь по правому рукаву. Ещё одна сеть. Эта перегораживает только один рукав. Срезали и эту.
Красота.
По пути причаливаю к островку. Он оказывается необитаем. Жаль, что не догадались лагерь разбить здесь.
Дальше вниз, к слиянию рукавов.
Всё, приплыли. За корягой намытый песок, глубина воды сантиметров 15.
На этом водная часть нашего путешествия закончилась, практически и не начавшись. Почему такое случилось с рекой, ведь ещё совсем недавно, лет 15 назад русло от лагеря вниз было нормальное, Максим с Олегом вспоминают, как летом они устраивали в этих местах гонки на брёвнах, течение было сильное? Одна из причин выясняется на следующий день, когда после ночёвки, завтрака и быстрых сборов продолжаем свой автопробег вдоль реки. Она выглядит так:
Между Ольховаткой и Ракитным кому-то очень надо ездить. Построить нормальный мост в падлу, просто кинули в реку кусок 1520 трубы и засыпали проезд грунтом. Вода перед трубой стала, заросла камышом.
Дальше просачивается ручеёк, у которого уже не хватает сил вымывать берег от водорослей и камыша.
В этом же месте впадает в Мжу следующий правый приток Ольховатка. И здесь человек «на высоте» в своём стремлении покорить и угробить природу. Технология та же – труба и дамба.
С другой стороны русло есть, но водорослями и тиной заросло сильно.
Грустно… N 49 47,340 S 35 56,339.
Не отдаляясь от реки, продолжаем свой автовояж к намеченному финишу, мосту через Мжу в Ракитном.
Ниже моста бывший левый приток Мжи, который со временем превратился в гряду прудов, но перед этим успел дать название бывшему казачьему хутору, а в последствии моему родному селу Мокрая Ракитная.
Выше моста чудесный вид на Ракитное и луга. Где то здесь по Большому Чертежу в Мжу впадал её левый приток Сухая Ракитная.
Лодкам хода нет и дальше.
Вот так, на половине намеченного маршрута, и закончился наш двухдневный поход, который вынуждены были из лодочного превратить в автомобильный. Сплав на лодке по Мже от Валок до Ракитного невозможен. Река гибнет, человек её в этом помогает. Если крымские татары надумают опять пройтись ордой в наше время – то Мжа им уже преградой не будет.
Вторую часть реки, без предварительной авторазведки, даже пробовать не будем. На следующий год, если будет возможность, попытаемся пройти до Змиёва, начинать будем от Мерефы или Утковки.Сергей Кравченко 2012 г.