СЕННЯНСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Сеннянский Покровский монастырь в 7 верстах от бывшего города Сенного в Богодуховском уезде.
В царской грамоте, данной Киевскому Печерскому монастырю в 1703 г., вот что сказано о Сен-нянском монастыре: «Пожаловали мы, Великий Государь, Киевопечерския Лавры Успения Пресвятой Богородицы архимандрита Иоасафа Кроковскаго с братиею, повелели им дать нашу, Вели-каго Государя жалованную грамату, для того, что в 1703 г. генваря в 27 день по нашему Царскаго Величества имянному указу, по прошению богомольца нашего Преосвященнаго Стефана Явор-скаго, Митрополита Гязанскаго и Муромскаго, и по челобитью той Киевопечерской Лавры архимандрита Иоасафа с братиею велено в Ахтырском полку в Сеннянском уезде Покровский монастырь с принадлежащими к тому монастырю землями и лесами и мельницами и рыбными ловли и со всеми угодьи приписать к той Киевопечерской Лавре вместо вотчин и рыбных ловель, которые по нашему Царскаго Величества указу от той Киевопечерской Лавры в договор вечна-го мира с королем Польским отошли в стороны королевства Польскаго. А по справке в Разряде 7196 (1688) году по нашему Царскаго Величества указу, по челобитью Сеннянскаго Сотника Василья Григорьева дано ему Василью в вотчину из поместной земли по выписи 7190 (1682) году, какову подал в Приказе великия России, в Сеннянском уезде в урочищах на Ломакином яру пашни 30 четвертей в поле, а в дву по тому ж, да сенных покосов по ярам и по дубравам 30 копен. А по сказке его Васильевой на той земле он Василий построил тот монастырь на свои пожитки, и в том монастыре постригся, имя ему Варлаам, и был в том монастыре строителем. И поступися он тем монастырским строением и землями и со всеми заводы для поминовения родителей своих, чтоб быть в приписке к той Киевопечерской Лавре. А по описным книгам Ахтырскаго подьячего Кузьмы Карташева, каковы прислал в Разряд из Ахтырки воевода Афанасий Милюков, написано: в том монастыре Церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы, другая верховных Апостолов Петра и Павла; к тому монастырю в Сеннянском уезде в урочище на Ломакину яру, на р. Мерле, три мельницы и тех мельниц по взливе рыбныя ловли и около мельниц сенные покосы; живут повольно по своему черкаскому обыкновению на Малижинской долине; в дву местах пасечные места и около пасек лес с угодьи, на речке Братенице сенные покосы. А в выписи, которую подал у той описи того монастыря строитель Варлаам, написано, в 7205 (1696) году ноября в 16 д. Золочевскаго приказнаго Якима Авдеева по осмотру и по описи и по мере межа той монастырской земли: от граннаго столба, что стоит подле Мурафскаго шляху, на земли Харьковскаго полковника Федора Донца от села Разинки (Рогозянки) по урочищам до Мурафскаго шляху и от вышеписаннаго граннаго столба, что стоит на земле Харьковскаго полковника, от села Разинки (Рогозянки) от Мурафскаго шляху по меже и по признаком в округе той монастырской земли на леве земля и села и сенные покосы со всеми угодьи Богодуховских и Сеннянских жителей всяких чинов людей и села Ряснаго помещика Алексея Микулаева, а на праве земля и лес и сенные покосы и всякия угодья того монастыря. А по мере той земли монастырской и лесу и сенных покосов и со всеми угодьи в длину явилось на две версты, поперег на версту. Да у той же описи тот же строитель Варлаам сказал: в 7196 (1687) году дек. в 6 день бывшаго Ахтырскаго полковника Микулая Матвеева сын Алексей для поминовения отца своего к тому ж Покровскому монастырю поступился в вечное владение поместной своей порожней земли на выгон малую часть, что справлена была за ним Алексеем по смерти отца его Микулая, к селу Рясному до Лодиной долины и от речки Мерла от монастырскаго ставу до Бе-логородскаго шляху; а та земля смежна с монастырскою землею и пригодна на выгон. И по той его Алексеевской поступке Микулаева тою выписанною частью земли владеют к тому монастырю; а поступная в пожарное время в 7199 (1691) году утерялась. Всего за тем монастырем пашни 30 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов 30 копен; жителей 100 дворов; три мельницы и у тех мельниц во взливе рыбныя ловли и около мельниц на реке Братенице сенные покосы, на сколько копен не написано; да на Шаложной долине в дву местах пасечныя места и около пасек лес и угодьи; да по поступке Алексея Микулаева на выгон, едучи от того Покровскаго монастыря к селу его Алексееву Рясному до Лодиной долины и от речки Мерла, от монастырскаго ставу до Белогородскаго шляху часть земли; а на сколько десятин, не сказано».
Таким образом, отселе видим, что а) Сеннянский Покровский монастырь основан и устроен сен-нянским сотником Василием Григорьевым не позже 1682 г.
б)  В монастыре Сеннянском набожный сотник устроил два храма: главный — в честь Покрова Богоматери, почему и монастырь назывался Покровским, и другой — в честь Апостолов Петра и Павла. Храмоздатель не говорит, из камня или из дерева построены были храмы, но в Сеннянском монастыре и в позднее время не было ни одной каменной церкви. Ведомость 1785 г. говорит: «В том монастыре (Сеннянском) две церкви деревянныя, первая Покрова Богородицы, вторая Ап. Петра и Павла». Та же ведомость дополняет описание монастыря 1703 г. тем, что по ее показанию «вокруг монастыря ограда деревянная, в коей сад нерегулярный с плодовитыми деревьями, яблоновыми, грушевыми, дулевыми, сливовыми и вишневыми, с коих собираемые плоды употребляются на монастырский обиход». По всей вероятности, заведение сада принадлежит набожному ктитору монастыря сотнику Василию.
в)  Набожный сотник не удовольствовался тем, что построил обитель на свое иждивение, но он пожертвовал обители земли и угодья, которые доставила ему честная служба его. Всей земли, пожертвованной им, было на две версты в длину и на версту в ширину; на этой земле было 100 дворов, без сомнения, подданных его. К этому присоединилось, по его старанию, пожертвование Алексея Микулаева, — земля для выгона скота. По ведомости 1787 г. всей земли под монастырем и монастырскою слободкою Братеницею 3661 дес.; кроме того, в деревне Чернетчине того же монастыря  дес. Сеннянскому монастырю принадлежала еще слоб. Малая Писаревка с 600 душами муж.
г)  Строитель монастыря получил заведование монастырем его Киево-Печерской лавре, конечно, по тому благоговейному уважению, какое имели все козаки к обители пр. Антония и Феодосия Печерских.
д)  Благочестивый сотник, построив монастырь, сам принял монашество с именем Варлаама и был первым строителем обители. В Сеннянском синодике между первыми записан: «Схимонах Василий строитель монастыря Сеннянскаго». Поэтому набожный сотник Василий и благочестивый инок Варлаам строитель пред кончиною своею принял схиму и имя Василия. По другим документам видно, что а) бывший сеннянский сотник Василий был по фамилии Душеченко и, следовательно, был черкашенин; б) сын его Василий и племянник его Петр были священниками в городке Сенном.

По закрытии монастыря монашествующие переведены были в Куряж, а Покровский храм обращен в приходский для монастырских крестьян Малой Писаревки.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz