СУМСКОЙ УСПЕНСКИЙ

В округе поселений Сумского полка, кроме Лебединского Михайловского, были два монастыря, и оба невдали от города Сум — Сумской Успенский мужской и Сумской Предтечев женский монастырь.
Успенский монастырь находился в 9 верстах от г. Сум. Он занимал местность довольно живописную. Расположенный на небольшой возвышенности, он окружен был горами, покрытыми лесом. Вблизи монастыря был пруд.
Основателем его был знаменитый полковник Герасим Кондратьевич Кондратьев. Построение его, по обыкновенному мнению, относилось к 1658 г. Документы на земли его начинаются с 1671 г.
В последние десятилетия своего существования он был великолепный. В нем было три храма, и все три каменные.
Храм Успения Богоматери, каменный, с приделом Вознесения Господня на хорах, построен был с 1750 г. старанием игумена Иоасафа и ктитора подполковника Якова Алексеевича Шубского, который употреблял на то и свой капитал.
Второй храм, каменный, при котором была братская трапеза, освящен был в честь Архангела Михаила в 1755 г. и был построен на месте деревянного г. Губаном.
Третий храм над св. вратами, во имя Всех Святых, построен г. Шубским с 1753 г. и освящен в 1760 г.

Указом от 4 апр. 1787 г. предписано было: «В Сумском монастыре править игуменскую должность иеромонаху, Иякову Шубскому». В июле посвящен он был в игумена. Это тот самый ктитор обители, который в 1751—1755 гг. строил ее храмы, — лицо замечательное. Урожденец слободы Белков Ахтырского полка, из духовного звания, он в детском возрасте с прекрасным голосом взят был в придворную капелль. Когда же лишился голоса, то, будучи известен по доброму поведениу и уму, сделан был чтецом, а потом и ктитором придворной церкви; благочестивая императрица Елисавета любила его и пожаловала ему чин бригадира. По смерти императрицы он выехал из Петербурга и поселился в Сумском монастыре, где скончался и отец его иеромонах Арсений. Сперва жил он здесь для самоиспытания, спустя же несколько годов принял монашество. Когда в 1788 г. Сумской монастырь был закрыт и монахам его предписано было перейти в Куряж, о. Иаков, по разрешению начальства, остался доканчивать дни свои в собственных кельях. В июле 1788 г. доносил он, что наместническое правление при описании монастыря описало «и хранящиеся в казенке червонные разных сортов около 2 фунтов, сверх того монастырскаго, церковнаго и экономическаго, сбора деньги 2714 руб. 50 коп., а после описи собраны мною остальные крохи 606 рублей 38 копеек». Вследствие просьбы его наместник Пашков дозволил оставить суммы в монастыре, о чем игумен приложил и письмо наместника. Консистория предписала передать все деньги в наместническое правление. С. Иаков скончался в 1790 г., и по смерти его не осталось ни копейки.
Что ж сталось с храмами и прочими строениями обители? Ныне на месте монастыря, кроме Всесвятского храма и колокольни, только кучи щебня. Кирпич главной церкви продан был для церкви Верхней Сыроватки, железо — для Сумской Воскресенской, а железные двери — для Сумской Николаевской. Иконостас, по определению Свят. Синода, передан был в Каплуновскую церковь.
Архангельский храм поступил на постройку колокольни Сумской Покровской церкви.
Каменная ограда, окружавшая монастырь, продана для Богословской церкви Чернетчинской.
Деревянные кельи проданы сумским жителям.
В прочие постройки перешли монастырские крестьяне Чернетчины и составили приход бывшей монастырской Всесвятской церкви.
Куда девались дорогие ризы, бывшие на иконах, книги, утварь — неизвестно.
Монастырь имел богатые хозяйственные заведения. У него было 6 фруктовых садов, не в дальнем друг от друга и от монастыря расстоянии. Дионисиев и Сосипатров сады занимали каждый до 15 дес. земли, Новый — 6 дес., Котов и Камышин — 6 дес. На р. Псле, в 3 верстах от монастыря, в дер. Чернетчине была мельница с 10 колесами. Еще и ныне целы лесные дачи монастыря, но далеко не в том виде, как они сохранялись монастырем.
Сохранилась копия крепостей на недвижимые имения монастыря. По этим актам видно, что самая большая часть земель приобретена была монастырем за деньги.
Прилагаем здесь более других важные грамоты.

1. Царская грамота от 12 марта 1685 г. об утверждении земель за монастырем
«От Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержцев, в Сумин Фоме Алексеевичу Исакову. Били челом нам, Великим Государям, Сумина города Успенскаго монастыря Игумен Пахомий с братиею, а в челобитной их написано: в выписке челобитчик того монастыря наместник черной поп Каллист сказал: в прошлом де во 180 (1672) г. по указу отца нашего, Великих Государей, блаженныя памяти Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, и по наказу из Курска боярина нашего и воеводы князя Григория Григорьевича Ромодановскаго с товарищи по челобитью того ж Успенскаго монастыря бывшаго игумена Варнавы с братиею и по межеванию Курченина Григория Мезинцова, дано им к тому монастырю в Сумском уезде над речкою Пслом от города Сум в пяти верстах из порожей земли в поместье земли и лесу и всяких угодий на сто пятьдесят четвертей в поле, а в дву потому ж, да для мельничнаго завода и рыбной ловли берег реки Псла; а другой берег реки Псла лежал в порозже и в дачах ни за кем не написан и они де надеясь на нашу Великих Государей премногую и превысокую милость и жалованье на той поместной земле поселили прихожих Черкас восемьдесят дворов и с тех де их крестьян сумские приказные люди емлют подводы и иныя всякия подати и от того де тем прихожим их крестьянам чинится разорение и жить им за монастырем стало не в мочь. Да они ж де, игумен с братиею против той своей деревни через реку Псел учинили мельничную плотину и на той плотине для монастырскаго обихода на своем данном и на другом на порозжем на берегах построили мельничных три анбара, а в них восемь каменей; да подле монастыря на речке Гнилице заняли мельничную плотину да на речке Камышанной мельничное пустое место займища, да в Сумах в большом остроге для приезда построили двор; да к той же де поместной земли игумен Варнава купил в Сумском уезде у сумских жителей у Константина Бекешенка да у Михайла Козченка на речке на Бездрику хутор с леском и к тому ж леску сенные покосы и займища на мельничную плотину84; а другой хутор купил у Сумскаго козака у Степана Мазана на той же речке Бездрику со всем оселеньем и к тому хутору сенные покосы и на те де купленные хутора есть у них купчия и теми де пашенными землями и сенными покосы и рыбными ловлями и мельницами и дворами и хуторьми и порозжим берегом реки Псла, что они против своих дач заняли на мельничную плотину, владеют по тем крепостям, а спору де и челобитья о тех их угодьях и о порозжем берегу реки Псла ни от кого ныне нет и впредь не будет. И в нынешнем 193 (1685) г. марта в 5 день челобитчик, того Успенскаго монастыря наместник, черной поп Каллист на поместныя монастырския земли и всякия угодья подал в Разряде выпись с отказных книг Курченина Григория Мезинцова за его рукою да две купчих Сумских жителей Константина Бекешенка да Михайла Коз-ченка да Степана Мазана за их руками и с той выписи и с купчих к выписке взяты списки за его на-местниковою рукою, а подленные отданы ему по-прежнему. А в списку, с выписи Григория Мезинцова написано октября в 1 д. 180 (1671) г., по указу отца нашего Великих Государей блаженныя памяти Великаго Государя и по наказной памяти из Курска боярина нашего и воеводы князя Григория Григорьевича Ромодановскаго с товарищи, в Сумском уезде от Федорова стана до красной горки и от красной горки вверх рекою Пслом Путивльца по Кондратьев стан Вышневскаго и по криницу речки Камышанной да по кроковистый дуб до Успенскаго монастыря отвел он Григорий Успенскаго монастыря игумену Варнаве с братиею пустой земли по смете на сто на пятдесять четвертей в поле, а в дву потому ж, с лесом хоромним и дровяным да им же оба берега речки Гнилицы и речки Камышанной по их граням да берег речки Псла по их земле рыбы ловить и всякия угодья владеть: а межи и грани той их поместной земле и всяким угодьем написаны в той выписи по урочищам имянно. И в списках с купчих написано: в 185 (1677) г. тогож Успенскаго монастыря игумену Варнаве с братиею сумские жители продали поместья свои октября в 8 день Константин Бекешенко да Михайло Козченко, свой хутор на речке Бездрику со всем и с сеножатьми и с садовиною и заим на мельницу на той же речке Бездрику меж хуторов Дацкаго и за речкою, а взяли у него игумена за тот хутор сорок талярей итого 24 рубли. Июля 15 д. Степан Мазан продал на отвершку речки Бездрика хутор свой с избою и со всем оселеньем и с сеножатьми, да к тому хутору ставок и владеть им тем хутором по межу с Ивановым хутором Козчина, а взяли у него игумена за тот хутор денег по их черкаскому счету восемьдесят золотых итого четырнадцать рублей да ниву земли, а сколько четвертей или десятин пашенной земли и сенных покосов и иных каких угодей к тем хуторам продано, того в купчих именно не написано. И нам, Великим Государям, пожаловать бы их велеть на тую их поместную землю и на мельницу и на мельничную плотину и на двор, что в Сумах, и на купленные хутора и на сенные покосы против выписи и купчих дать нашу Государскую грамату, почему им теми землями и всякими угодьи владеть и с монастырских их крестьян приказным людям подвод и всяких податей имать не велеть. И как к тебе ся наша Великих Государей грамота прийдет: и ты б Сумина города игумену Пахомию с братиею велел бы землями что им в 180 (1672) году по наказу из Курска боярина нашего и воеводы князя Григория Григорьевича Ромодановскаго с товарищи Курченин Григорий Мезинцов отвел в Сумском уезде у реки Псла на пашню земли сто пятдесят четвертей со всеми угодьи и что он игумен в Сумском уезде купил у жителей у Константина Бекешенка да у Михайла Козченка да у Степана Мазана хутор и мельничные плотины со всеми угодьи владеть по тем купчим и по даче Григория Мезинцова, да ему ж игумену владеть реки Псла другим берегом и новопостроенною мельницею, буде того берега земля и сенные покосы и всякия угодья не за кем не в дачах. И те земли и всякия угодья велел бы измерить в десятины и положить в четверти и в описных книгах написать те земли и всякия угодья за ними имянно и с кем смежни, да о том и нам Великим Государям писал бы и описные книги прислав к Москве велел бы подать в Разряде думному нашему дьяку Василию Григорьевичу Семенову с товарищи. А впредь земель и никаких угодей в тот Успенский монастырь покупать не велеть, а крестьянам того Успенскаго монастыря для новаго селения в подводах и во всем дать льготы до нашего Великих Государей указа, а прочтя сю нашу Великих Государей грамату и списав с ней список слово в слово отдать ему игумену с братиею впредь для владения той их земли и всяких угодей, а список с той граматы скрепя своею рукою оставить в Сумах в приказной избе впредь для иных Сумских приказных людей. Писана на Москве лета 7193 (1685) марта в 12 день.
Дьяк Порфилей Оловенников».

2. Царская грамота от 26 февраля 1686 г. с укреплением земель
«От Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержцев, в Сумин Кондратию Борисовичу Борисову. В прошлом в 193 (1685 г.), марта в 12 день, по нашему Великих Государей указу, по челобитью Сумина города Успенскаго монастыря игумена Пахомия с братиею, послана наша Великих Государей грамата в Сумин к приказному Фоме Исакову: велено тому игумену Пахомию с братиею земли, что им в 180 (1672 г.), по наказу из Курска боярина нашего и воеводы князя Григория Григорьевича Ромодановскаго с товарищи Курченин Григорий Мезинцов отвел в Сумском уезде у реки Псла на пашню земли сто пятьдесят четвертей со всеми угодьи и что того монастыря прежний игумен Варнава в Сумском уезде купил у сумских жителей у Константина Бекешенка да у Михайла Козченка да у Степана Мазана хутор и мельничные плотины со всеми угодьи владеть по тем купчим и по дачам Григория Мезинцова да ему ж игумену велено владеть реки Псла другим берегом и новопостроенною мельницею, буде земля и сенные покосы и всякия угодья того города ни за кем не в дачах и те земли и всякия угодья велено измерить в десятины и положить в четверти и в отказных книгах написать те земли и всякия угодья имянно и тем смежныя да о том и нам Великим Государям писать и описныя книги прислать к Москве в Разряд. И в нынешнем в 194 (1686 г.), генваря в 28 день писал к нам Великим Государям из Сумина Фома Исаков и прислал того Успенскаго монастыря игумена Пахомия с братиею монастырской их земле отказныя книги, а в книгах написано: июня в 31 число 193 году, по нашему Великих Государей указу и по грамате из Разряду он Фома против челобитья Успенскаго монастыря игумена Пахомия с братиею по межеванью Курченина Григория Мезинцова из порожей земли от Федорова стану до красной горки, а от красной горки вверх рекою Пслом Путивльца по Кондратьев стан Вышневскаго и по криницу речки Камышанной да по кроковистый дуб до Успенскаго монастыря и что того ж монастыря бывший игумен Варнава с братиею купил в 180 (1672 году) у Сумских жителей у Константина Бекешенка да у Михайла Козченка хутора их на речке Бездрике со всем и с сеножатьми и с са-довнею и заимками на мельницу на той же речке Бездрике меж хутора Дацкаго и за речкою; да у Степана Мазана на отвершку речки Бездрикуж хутор его с избою и со всем оселеньем и сеножатьми да к тому хутору ставок по меже с Ивановым хутором Козчина и те земли и всякия угодья описал и измерил и положил в четверти; а межа поместной монастырский земли от речки Гнилицы и от лесу, не доезжая дороги, что ездят из города Сумина в тот Успенский монастырь, стоит дуб комловат, на нем две грани, одна грань указывает назад к речке Гнилице и к лесу, а другая грань указывает прямо через две дороги на болото и на ольховый колок, а в том колку с краю на большой ольхе две грани, одна грань указывает назад через две дороги на дуб комловатый, что с граньми, а другая грань указывает на Федоров стан, а у Федорова стана вниз под горку подле болота стоят вместе две ольхи, на одной ольхе две грани, одна грань указывает назад на ольховый колок и на ольху большую, что с грань-ми, а другая грань указывает прямо долиною, а на долине стоит дуб вьзголив, на нем две грани, одна грань указывает назад к Федорову стану на две ольхи и на грань, а другая грань указывает прямо через лес на красную горку; а на горке подле лес, на березе ветвистой две грани, одна грань указывает назад через лес на дуб вьзголив, что стоит на долине с граньми, а другая грань указывает на перед к Пселскому затоку на дуб моложав, что стоит под горкою; на том дубе две грани, одна указывает назад на березу, что с граньми, а другая грань указывает прямо чрез заток к реке Пслу и к устью речки Бетици, а от устья речки Бетици река Псел в верх (и через мельницы того монастыря), не доезжая стану Путивльца Кондратьева Вышневскаго, до устья речки Белоцерковки их монастырская (для того, что Кондратьев стан Вышневскаго, по нашему Великих Государей указу и по грамате против купчей написан в даче за Сумским Полковником за Герасимом Кондратьевым), а от устья речки Бе-лоцерковки вверх рекою Пслом, недоезжая устья Синяковы озера за сто сажень; река Псел в обоих берегах монастырская ж, а от того урочища до устья речки Камышанной, что впала в луг и тою речкою Камышанною вверх до займища их же монастырской плотины, что на той речке Камышанной и та речка Камышанная вверх в обоих берегах того Успенскаго монастыря, за речкою Камышанною против плотины на полугоре стоит клен, на нем две грани, одна грань указывает назад к устью речки Камышанной, что впала в луг, а другая грань указывает через речку Камышанку и через лес на кро-ковистый дуб, что с прежними граньми и того дуба одна сторона с ветвьми отломлена бурею, на том дубе две грани, одна грань указывает назад через лес и через речку Камышанку на клен, что стоит за речкою Камышанною на полугоре с граньми, а другая грань указывает наперед через лес к засеки сумской козака Федора да Евстафия Басмана, а от той козацкий засеки лес большой вниз речкою Гнилицею до засеки ж их монастырской, что засечено от города Сумина. И меж тех обоих земель по речке Гнилице лес их монастырский. А по мере той данной монастырской земле во всех полях и сенных покосов и дикаго поля и на лесу всего пятьсот тринадцать десятин с полудесятиною итого тысяча двадцать четей. Да купленныя земли, что в прошлом 185 (1677 г.), Успенскаго монастыря бывший игумен Варнава с братиею купили к тому монастырю у сумских жителей у Константина Бекешенка да у Михайла Козченка хутор их на речке Бездрике со всем и с сеножатьми и с садовнею и заимка на мельницу на той же речке Бездрике меж хуторов Дацкаго и за речкою да у Степана Мазана на от-вершке речки Бездрика хутор его с избою и со всем селеньем и с сеножатьем да к тому хутору ставок; а смежно тот хутор с Ивановым хутором Козчина; а межа тем купленным землям, которыя земли куплены у сумских жителей у Константина Бекешенка с товарищи от леса и от засеки сумских козаков Федора да Сстафия Басманов логом к Бездрицкому болоту, а над тем болотом и над логом стоит дуб ветвист, на нем две грани, одна гранью указывает назад к лесу и к засеке Басмановой, а другая грань указывает через болото Бездрицкое на лес и на монастырскую пасеку, на правой стороне купленная монастырская земля, а на левой стороне до Бездрицкаго болота земля Федора да Евстафия Басманов, а от монастырской пасеки подле леса на лесок, что к Бездрицкому болоту, а от леска прямо на монастырскую плотину, на правой стороне купленная монастырская земля, а на левой стороне земля Левка Федосова, а от плотины логом на околок липовый, а от колка на гору и на горе стоит дуб ветист, на нем две грани, одна грань указывает назад к колку, а другая грань указывает через лог на дуб, что стоит над логом сухим; на том дубе две грани, одна грань указывает назад на дуб ветист, что с грань-ми, а другая грань указывает через бугор прямо на дуб ветист, что стоит над логом на взорье, на том дубе две грани, одна грань указывает назад на дуб, что с сухим ветем с граньми, а другая грань указывает через лощину к лесу и к монастырю, на правой стороне земля монастырская, а на левой стороне до последняго дуба, что с граньми земля сумскаго козака Ивана Даценка с братом. А по мере тех купленных хуторов и сенных покосов и дикаго поля и всяких угодий девяносто семь десятин, итого сто девяносто четыре чети. Да им же игумену Пахомию с братиею владеть реки Псла к новопостро-енной монастырской их мельнице другим берегом, что о том другом береге спору ни от кого не было да и купленными вышеписанными хуторми и мельничными плотины со всеми угодьи по купчим сумских жителей Константина Бекешенка с товарищи в вышеписанных урочищах велел он Фома владеть. И ныне били челом нам Великим Государем Сумскаго Успенскаго монастыря игумен Пахомий с бра-тиею: в прошлом в 180 (1672 г.), по указу отца нашего Великих Государей блаженныя памяти Вели-каго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, и по наказу из Курска боярина нашего и воеводы князя Григория Григорьевича Ромо-дановскаго с товарищи, а по их челобитью, посылан из Курска Курченин Григорий Мезинцов для отводу и дачи к Сумскому Успенскому монастырю из диких поль земли и всяких угодей и по его де Григорьеву отводу на ту их монастырскую землю и на всякия угодья дана им выпись и в прошлом де в 193 (1685 г.), по нашему Великих Государей указу и по грамате из Разряду по его Григорьеву отводу к тому Успенскому монастырю и вновь дикия поля и леса и строенья мельницы и купленные хутора и всякия угодья велено описать и огранить и всякие признаки учинить и по тому нашему Великих Государей указу Сумской приказной Фома Исаков против их челобитья к тому Успенскому монастырю из диких поль пахатныя земли и сенные покосы и леса и мельницы и всякия угодья по урочищам описал и огранил и всякие признаки учинил и те де описные книги ныне в Разряде. И нам Великим Государем пожаловать бы те пахатныя земли и сенные покосы и леса и мельницы и хутора и всякия угодья по описным книгам воеводы Фомы Исакова к тому Успенскому монастырю велеть дать им в вотчину. И мы Великие Государи пожаловали Сумина города Успенскаго монастыря игумена Пахомия с братиею, велили им дать нашего Государева жалованья в вотчину, что им в 180 (1672 г.), по наказу из Курска боярина нашего и воеводы князя Григория Григорьевича Ромодановскаго с товарищи и по отводу Курченина Григория Мезинцова дано в Сумском уезде у реки Псла на пашню земли сто пятдесят четей в поле, а в дву потому ж, со всеми угодьи да что он же игумен с братиею купили в Сумском уезде у Сумских жителей у Константина Бекешенка да у Михайла Козченка да у Степана Мазана хутор и мельничные заплоты со всеми угодьи, а по отказным книгам Сумскаго приказнаго Фомы Исакова 193 (1685 г.), купленных их земель девяносто семь десятин и того имеется по тридцати по две десятины с третью десятины в поле; а в дву потому ж, и на те вотчины дать им нашу Великих Государей грамату в Сумин к тебе с прочотом и то число чети отмерить и написать в книги имянно, и чтоб лишняго в даче не было; а что за тою дачею по отводу Курченина Григория Мезинцова в тех же урочищах объявится сверх ста пятдесят чети также и по купчим лиш-ния примеренныя земли и всяких угодий, и тую примерную землю и всякое угодье описав и измеря и положа в четверти отписать на нас Великих Государей и без нашего Великих Государей указа и без граматы из Разряду той примерной земли в раздачу никому отдавать не велеть и тую лишнюю землю и всякия угодья написать в описание и в мерные книги именно ж. А впредь земель и никаких угодий в той Успенский монастырь покупать не велено. И как к тебе ся наша Великих Государей грамата при-йдет и ты б Сумина города Успенскаго монастыря игумену Пахомию с братиею нашим Государским жалованьем что им в 180 году по отводу Курченина Григория Мезинцова дано в Сумском уезде у реки Псла на пашню земли сто пятдесят чети в поле и в дву потомуж со всеми угодьи да что они ж купили в Сумском уезде у Сумских жителей у Константина Бекешенка да у Михайла Козченка да у Степана Мазана хутор и мельничные заплоты со всеми угодьи, а по отказным книгам Сумскаго приказнаго Фомы Исакова 193 году купленных их земель девяносто семь десятин и того имеется по тридцати по две десятины с третью десятины в поле а в дву потомуж, велел владеть в отчину. И то число четей им отмерял и написал бы имянно и чтоб лишняго в даче не было; а что за тою дачею по отводу Курчени-на Григория Мезинцова в тех урочищах объявится сверх ста пятидесяти чети также и по купчим лиш-ния примерныя земли и всяких угодий и тую примерную землю и всякия угодья описав и измеря и положа в чети отписать на нас Великих Государей и без нашего Великих Государей указу и без грамат из Разряду той примерной земли в раздачу никому не отдавать и тую лишнюю землю и всякие угодья написать в описные и в мерные книги потому ж имянно. И впредь земель и никаких угодий в тот Успенский монастырь покупать не велел бы. Да о том и нам Великим Государем писать и тем землям описные и мерные книги за своею и сторонних людей за руками прислать и велеть подать в Разряде думному нашему дьяку Василию Григорьевичу Семенову с товарищи, а прочет сю нашу Великих Государей грамату велел с ней списать список слово в слово и тот список за своею рукою оставить в Сумах в приказной избе, сию нашу Великих Государей подлинную грамату отдать бы ему Успенскаго монастыря игумену Пахомию с братиею с роспискою впредь для иных наших воевод и приказных людей. Писано на Москве лета 7194 (1686 г.), февраля в 20 д.» В подлинной на обороте:
«Дьяк Порфилей Оловенников».

3. Царская грамота от 13 марта 1693 г. с запрещением отягощать монастырских крестьян подводами
«От Великих Государей Царей Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержцев, в Сумы воеводе нашему Дмитрию Васильевичу Родичеву. В прошлом в 193 (1685 г.), марта в 12 день, по нашему Великих Государей указу, послана наша Великих Государей грамата в Сумы к воеводе Фоме Исакову с прочетом, по челобитью Сумскаго Успенскаго монастыря игумена Пахомия с братиею, велено им игумену с братиею в Сумском уезде землею и всякими угодьи и на реке на Псле мельницею по даче Григория Мезинцова и по купчим владеть по прежнему и тую их монастырскую землю и всякия угодья отмежевать в особь статью, а крестьянам их того Успенскаго монастыря для новаго поселения в подводах и во всем дать льготы до нашего Великих Государей указу. И ныне били челом нам, Великим Государем, того ж Успенскаго монастыря игумен Феодосий с братиею: в прошлом в 193 году по нашему Великих Государей указу дана им наша Великих Государей грамата, что с монастырских их пришлых черкас воеводам и приказным людем подвод и всяких податей имать и разорения им чинить никакого не велено; однако ж ты с тех их монастырских пришлых черкас подводы брать и всякие подати править с них велишь непрестанно, у которых их пришлых черкас в том имании подвод лошади пропадают многие и чинится им от того великое разорение, а те их монастырские пришлые черкасы от тогож и от поборов ваших многие разошлись в рознь и вотчина их монастырская становится пуста и чтоб мы Великие Государи пожаловали их не велели с тех их монастырских пришлых черкас подвод имать и всяких податей править, потому что те пришлые черкасы в той монастырской их вотчине живут вольные, чтоб им от того правежу и досталь в рознь не разойтись и той их вотчине в запустении не быть, и о том дать им нашу Великих Государей грамату с прочетом. И мы Великие Государи пожаловали того Успенскаго монастыря игумена Феодосия с братиею, с пришлых черкас, которые поселились и живут на их монастырских землях для их скудости, подвод и иных никаких податей и поборов и никакого разорения и обид и налог чинить и в подводчики тех пришлых черкас ныне и впредь тебе и иным воеводам и приказным людям имать не указали. И как к тебе ся наша Великих Государей грамата прийдет: и ты б о том о всем чинил по сему нашему Великих Государей указу непременно со всякою осторожностью; а прочет сию нашу Великих Государей грамату и оставя с ней в приказной избе впредь для иных воевод и приказных людей за своею рукою список отдать им игумену с брати-ею с роспискою. Писана на Москве лета 7201 (1693 г.), марта в 13 день». В подлинной на обороте:
«Дьяк Иван Волков».

4. Запись на хутор с лугом и лесом в 1100 золотых, 1710 г. декабря 12
«Року 1710 дек. 12 я сумской житель, полковой службы козак, Манойло Леонтьевич сын Семенов чиню ведомо сим моим добровольным записом каждому суду и праву, иж ни з якого утиску, але с доброй воли своей продал я Сумскаго Успенскаго монастыря, игумену Иакову Ждановичу и братии того монастыря в Сумском уезде хутор свой, на нем строения хата со всем дворовым и хоромным строением, в урочище на речке Хомутце, да к тому ж хутору луг с лесом и поле пахатное и сенные покосы и рыбныя ловли со всякими угодьи, первая грань от реки Псла от перекопца по кривое озеро, а кривое озеро с обема береги и по граням, по которым я Манойло владел помежие с лесом Сумска-го жителя Юска Сбозненка, а от кривого озера сагою до вяза, грань на вязу, а от вяза помежие луг Савки Давиденка по гнилое болото, а гнилаго болота помежие луг жителя сумскаго, жителя Ивана Степанова по кобзареви копци, а от того копца прямо через шлях, который идет в село Чернец-кое по Гарасимов Козорезов окоп, от окопу Ризникового вовчий корч, а от того корча просто через болото на довгую луку, а з довгой лукы просто через луг смежно с моим Манойловым лугом да по-межно вдовы Ксении Ивановской жены Кондратьевой з лугом же, просто на дубовой пень, що бул дуб с граньми старыми, а по другой стороне их монастырская земля с лесы; а взял я Манойло Лесен-ко у его отца игумена и у братии того монастыря за тот свой хутор и за луг и лес пахатные и за сенные покосы и за все вышеписание, чим я владел, готовых денег доброй монеты тысячу сто золотых, да на вершине речки Железняка пасеку и с садом с дубровою и с леском и сенными покосы у них же чернцов принял за тот же вышеписанный проданный свой грунт, да пчелы пять ульев, от которой то продажи, а их отца игумена и братии того монастыря купля, отдаляю я самого себя, жену, детей и приятелей моих, близких и дальних; а ему отцу игумену и братии того монастыря вечно продаю и записую; вольно будет им яко то купленным своим добром владеть, дати, продать или на лучший свой пожиток обернуть; а мелся бы кто с стороны или с приятелей моих близких и дальних в тую мою продажу, а в их монастырскую куплю, вступатись, и мне Манойлу от уступчиков очищать харчми и проторми не доставать; а буде не очищу харчми и проторми и ему отцу игумену и братии его монастыря взять на мне Манойлу Лесенку и на жене и на детех моих те свои вышеписанные деньги все сполна, да не за устойку сверх того заряду денег сто рублей. На що для лучшого подтвержения и крепости я Манойло Лесенко ему отцу игумену и братии сию купчую запись даю за своею рукою. Деялося в Сумах за ведомом его милости пана Полковника Сумскаго Пана Ивана Кондратьева, а в ратуши при суде полку Сумскаго Андрею Марковичу при Сумскому городовому атаману Лукяну Костантиеву; а свидетели били сумские жители Ерема Супруненко, Михайло Николенко, Савка Давиденко да Иляш Матвеенко и много на тот час будучих людей, року и дня вышеписанного.
А сию купчую запись писал Сумской писарь Семен Карпов.
К сей купчей Манойло Лесенко руку приложил.
К сей купчей Павел Пантелеев вмисто Еремы Супруненка, Михайла Николенка, Савки Давидова да Иляша Матвеева по их велению руку приложил».
«1735 году марта 28 дня сия купчая в Сумах на указный срок явленна и крепостных дел в книгу записана под № 627».

5. Замечательные пожертвования земель были следующие:
а)  «1730 года, мая 22 дня гор. Краснополя соборной Успенской церкви поп Карп Мартинов по доброй своей воле отдал в Сумской Успенский монастырь своего отчиннаго пахатнаго поля игумену Корнилию с братиею за поминовение своих родителей, которое поле в Краснопольской даче за р. Тонкою».
б)  «1730 г. мая 22 д. города Краснополя Воскресенской церкви поп Иоанн Семенович Треповский отдал в Сумской Успенский монастырь свое власное пахатное поле за поминовение своих родителей; поле зостает за р. Тонкою в Краснопольской даче».
в)  1730 г. «города Краснополя житель Матвей Фесенко отдал свое поле пахатное Сумскаго Успенскаго монастыря игумену с братию; поле зостает в Краснопольской даче за р. Тонкою».
г)  «1730 г. ноября, Сумскаго полку подпрапорный Иван Иванов сын Романов отдал в Сумской Успенский монастырь свое сенокосное и пахатное поле; поле зостает в Краснонольской дачи, в урочищи под их же монастырским хутором».
д) «1734 г. июня, Краснопольский житель Кирил Андреев сын Кириченко отдал за молитвы и за поминовение родителей Сумскаго Успенскаго монастыря игумену Илариону ниву в Краснопольской дачи за лесом, прозываемим волоком к Сагайдачному шляху на отвершку р. Дерновой».
е)  1728 г. июля 24 Сумского полку сотник Нижней Сироватки Григорий Калинин сын Левченко отдал «по обещанию отцовскую и дедовскую землю — на Успенский монастирь за поминовение родителей и кревних всех, то поле пахатное и сенокосное зостает на дальних Ильмах... при свидетелях, при отцу духовном Сироватском священнику о. Андрею Тимофеевичу» и проч.
ж)   1744 г. окт. 23 Краснопольской Успенский церкви поп Кирил Мартинов отдал в Сумской Успенский монастырь «на молитвы за поминовение своих родителей сенокосную и пахатную землю в Краснопольской даче над р. Пожнею» и пр.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz