СЕНЬКОВО
Сеньково – на правом берегу реки Оскола и на левом заливе Оскольского, на большой дороге из Харькова в Купянск и Старобельск.
Слобода Сенькова получила название от основателя своего Сенька, таково об этом предание местных жителей, оправдываемое и некоторыми актами. Сенько первоначально поселился на пустопорожней земле при устье малой речки, впадающей в реку Оскол и ныне называемой Сенек. Товарищ его Тимко поселился от него недалеко, близ лесного урочища на берегу реки Оскола, от чего урочище сие доселе называется Тимково, но оба они жили в первых местах своих не долго, по той причине, что часто были тревожимы крымцами. Дабы удобнее было предусматривать набеги, а тем предохранять себя от них, они перешли на возвышенное место и дали новому месту, вероятно по удобству и красоте его, название Красного Кута. В самом деле, с этого холма и ныне, при ясной погоде, можно видеть Купянск в 22? верстах расстоянием, Петропавловку в 25, Боровую в 18 и Гороховатку в 24 верстах. На этой возвышенности Сенько построил укрепленный городок. Укрепление состояло из земляного вала, огражденного высокими острыми надолбами. Внутри вала были глубокие ямы и погреба для хранения имущества во время набегов варварских. Эти ямы и земляной вал доселе еще приметны. Сенько, основатель Сенькова, есть не кто иной, как сотник Семен Осипович Богуславский, которого потомки поныне известны, и который в 1707 году был наказным Изюмским полковником и поселил для одного из сыновей своих Сениху. Нужда скоро заставила построить храм Божий. Опасности набегов из-за Оскола недозволяли часто и надолго отлучаться в дальнее место для исполнения обязанностей христианских. Предание называет соорудителями первого Сеньковского храма, в честь Святого Николая, сотника Семена Богуславского и жену его Марию. Сооружение первого храма, во всяком случае, надобно полагать не позже 1670 года. Сеньков поставляется в числе городков Слободской Украйны не только в указе 1709 года, но еще в грамоте 1685 года, а второй храм основывался уже в городке. Первый храм сотника Семена существовал недолго, он сгорел, или, что вероятнее, предан огню крымцами. Сотник Семен построил второй храм уже в крепости, на холме, который назывался Красный Кут. В 1729 году сотник Евстафий Богуславский, вероятно по причине умножения жителей и распространения городка посадами, перестроил сей храм на другом месте. В просьбе, от 28 октября 1728 года, жители Сенькова Евстафий Семенов Богуславский, Илья Иванов Доретиль с товарищами писали: «тому будет лет с 50 (следовательно в 1677 году) в местечке Сеньков построена церковь во имя Святого Христова Николая, которая чрез таковые давние годы весьма обветшала», почему просили благословения на построение нового храма, и грамота тогда же выдана. В 1739 году видим городка Сенькова Николаевского попа Феодора, а в 1742 году Сеньковского Николаевского священника Василия и 100 дворов прихожан Сеньковского храма.
При священниках Василии Лебединцове и Стефане Раевском, в 1797 году Сеньковский храм перенесен на то место, где ныне стоит он, и сооружен с двумя престолами – во имя Успения Божьей Матери и, в приделе, во имя Святителя Николая Чудотворца. Около 1780 года прихожане стали более умножаться, приходя из отдаленных мест с семействами своими в большом количестве. Первый из числа новых переселенцев прозван «Приточий», от малороссийского слова «притачивать», то есть семейством своим распространяющий селение, потомство его и ныне известно более под сим именем, нежели под фамильным его именем – Бородай. По сей причине в 1804 году открыт третий штат.
При храме 142 десятины земли. Новым штатом слобода Сенькова причислена к 1-му классу: положены три прихода. При переписи 1732 года, оказалось в Сенькове старшины и казаков 133, подпомощников 372, работников и подданных 91, всего 595 душ мужских; при храме священник и школа. По ведомости 1784 года во владении сеньковцев показано 6528 десятин пашни, 20301 десятин сенокоса, 560 десятин дровяного леса, а всего 29688 десятин, в том числе 492 десятины пашни г.г. Богуславских. Ярмарки в Сенькове – 17 марта, 9 мая, 29 августа и 9 декабря. По церковным актам прихожан – в 1750 году 687 муж., 673 жен.; в 1770 году 850 муж., 815 жен.; в 1790 году 1288 муж., 1260 жен.; в 1800 г. 1518 муж., 1463 жен.; в 1810 году 2735 муж., 2815 жен.; в 1850 году 2751 муж., 2853 жен.
<<предыдущая||содержание||следующая>>