СЛОБОДА РУБЕЖНАЯ

Слобода Рубежная – на левом берегу Донца.

Заселение её черкасами, надобно полагать, было современно населению города Салтова. Ибо она так близко к городу Салтову, что составляет как бы часть бывшего важного города, она отделяется от него только валом, или рубежом, почему и называется Рубежной. По Чугуевским бумагам, Рубежная упоминается уже в 1660 г. В ней жили большей частью неслужащие казаки, доставлявшие содержание крепости Салтовской. Подаренная Шафирову и скоро опять взятая в казну, Рубежная пожалована была Екатериной I Гендрикову, и при графе Иване Симоновиче Гендрикове была уже так многолюдна, что в ней было три храма. Из них деревянный Петропавловский, в 1833 году, с переселением части жителей, перенесен в слободу Петропавловку; другой деревянный – Рождества Христова, с приделом Святителя Николая, за ветхостью разобран (из него сделана ограда около каменной церкви). Каменный храм, построенный графом Гендриковым, освящен в честь Успения Богоматери в 1769 году, а два придела – позже того.
Церковной земли 66 десятин.
Любопытна челобитная 1712 года Рубеженского священника Федора Митрополиту Иллариону:
«В прошлом 711 г. доправил с меня, богомольца твоего, и со всех Салтовских 4 церквей, с попов Киевской губернии, данныя деньги Азовской губернии города Печенег Староста Поповский, Преображенский поп Григорий, и те данныя деньги отвез он в Азовскую губернию на Изюм. И в том 711 году, после того, приезжал домовый твой Архиерейский сын боярский, Борис Семенов, с Государевым указом, чтобы выбрали города Салтова и Салтовскаго уезду всех церквей священники Русские и Черкасские, 8 человек, выбрали к денежному сбору меня, богомольца твоего, и в том дали они, священники, за руками выбор, и тот выбор отвезен в Курск в Канцелярию. А как я, богомолец твой, с Салтовских Русских трех церквей Киевской губернии данныя деньги на нынешний 712 год, выправивши, отвез в Курск в Канцелярию, и против ныняшнего года на прошлый 711 год против их священническаго выбору 8 человек рук с тех церквей данных денег не явилось: и за те церкви спрашивали с меня ведения: кто с тех церквей на прошлой 711 год данныя деньги сбирал и из-за тех денег хотели поставить меня на правеж. И я, богомолец твой, подал доношение, что на тот 711 год собирал со всех нас Салтовских священников Азовской губернии города Печенег Староста Поповский поп Григорий и по тому доношению прислан к тебе, великому Архиерею, из Канцелярии указ, чтобы того старосту для выправки тех данных денег выслать в Курск в Канцелярию. А не по моему челобитию, по твоему Архиерейскому указу взяты мы в Белгород. И он, староста, обнес тебе, великому Господину, будто я на него в Курске в Канцелярии бил челом. И я, богомолец твой, посажен в цепь безвинно; а я на него в Курске в Канцелярии не бил челом, и то он обнес меня напрасно. Милостивый великий Господин, Преосвященнейший Иларион, Митрополит Белгородский и Обонянский, пожалуй меня, богомольца твоего, вели, Государь, меня из цепи освободить».
Объяснением челобитной служат приложенные указы и универсалы Изюмскаго полковника, двумя предписаниями последний требовал непременно, дабы все церкви Изюмскаго полка, в том числе Салтовские, доставляли окладные деньги в Азов через Печенежского благочинного, на том основании, что Изюм и Харьков с их слободами отнесены к Азовской губернии, а Курская канцелярия Киевскаго губернатора требовала от Салтовских церквей совсем другого. Из этого вышла запутанность. Священник Рубежного, по всей вероятности, вместо того чтобы показать бумаги Изюмскаго полковника, обвинял в объяснении Печенежскаго поповскаго старосту, как будто действовавшаго по произволу своему, и этим навлек на себя наказание, которому думал подвергнуть собрата своего.
1745–1761 г. духовным управителем по Салтовскому округу был протоиерей Рубежной Кирилл Емельянович Жибокрицкий, владевший хутором близ Салтова.
Число прихожан Рубежной: в 1730 г. 630 муж., 582 жен.; в 1750 г. 668 муж., 640 жен.; в 1770 г. 710 муж., 681 жен.; в 1790 г. 750 муж., 720 жен.; в 1810 г. 785 муж., 760 жен.; в 1830 г. 822 муж., 814 жен.; в 1850 г. 619 муж., 644 жен. душ.
Ярмарки – в день Вознесения Господня, января 1, июня 24, июля 20 и сентября 14.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz