ЗАРОЖНОЕ
При дороге из Чугуева в Белгород.
Нынешний местный храм, однопрестольный, деревянный, во имя Василия Великого, построен в 1764 году; до построения же его, жители причислены были к Васильевской церкви селения Тетлеги, находившейся в близком от них расстоянии. Эта прежняя их приходская церковь показывается уже по Чугуевским переписям 1710 и 1712 годов. Последняя перепись говорит: «Села Тетлеги и Зарожной деревни церковь во имя Василия Кесарийского; поп Антон, Яковлев сын, Мухин, по сказке его, 72 лет, у него жена Варвара Титова 70; дети: Василий 37, Филат 27, Кирилла 18; дочери: девка Мавра 13, Настасья 10, Анна 7. У Василия жена Фёкла Фомина 35; дети: Алексей 5, Харлампий 3, Степан 1; дочери: девка Федора 8, Васса 7, Домна 4. У Филата жена Ефимия Иванова 26; дочь Елена 1. У Кирилла жена Гликерия Яковлева 18 лет». Причетников не показано. Поелику же земли на речке Тетлеге, на зелёном колодезе, данные Семёну Головину с товарищами, велено обмежевать царскою грамотою ещё от 30 января 1645 года: то нельзя сомневаться в том, что первый храм в Тетлеге построен не позже 1660 года.
В округе Васильевского прихода с. Зарожного ныне состоят, кроме Зарожного и Тетлеги, жители с. Пятницкого, иначе называвшегося Казачьею Бабкою, где был храм Св. Параскевы, давно закрытый по ветхости его и по малому числу прихожан. Кроме того, в 1755 году, в Васильевском приходе с. Тетлеги состояли жители с. Кочетка, где впрочем, по переписи 1710 года, видим и особый храм Архангела Михаила, с священником, но без причетника, (По Писцовой 1647 года «Земля за рекою Тетлегою на поляне, что словет Попова, по обе стороны оврага, до верху колодезя Кочетка и вниз по колодезю Кочетку к устью речки Бабки и за колодезем Кочетком вверх по речке Бабке» дана боярским детям Фёдору Голобоку и 10 товарищам его.) и где ныне находится чтимая многими Владимирская икона Божией Матери, принадлежавшая бывшему Богородичному Монастырю.
В окрестностях Зарожного являлась холера в 1830 году; но в этом году в Зарожном никто не испытал на себе её действия. В конце же сентября месяца, следующего 1831 года, заболевшие от холеры умирали скоро. Когда же жители не видели верного средства к излечению каждого, и в течение 14 дней умерло их более 20 человек; то народ признал над собою правосудие Божие, готовое карать грехи наши, и Его долготерпение, которое, поражая одних, вразумляет других. Старец, юноша, богаты и бедный, все обратились с сокрушенным сердцем к частной, а более общей молитве, все прибегли к Святой Церкви принести покаяние и сподобиться Святых Тайн, и милосердный Бог, вняв сердечному воплю их, ограничил праведный гнев Свой немногими жертвами смерти. Появление эпидемической болезни было подобно и в 1847 году, но в сем году ни один не умер в Зарожном; но в 1848 году, с 1 июля по 1 сентября, умерло обоего пола 160 человек; к дополнению сей горести, неурожай хлеба, падёж скота и пчёл – сей важной отрасли прибытка жителей, ослабили дух их. Вняв увещанию своего духовного отца, они прибегли к общественной молитве, испросили у военного начальства позволение взять к себе икону Пустынской Владимирской Божией Матери, и с подобающею церковною церемониею принимали её в каждый дом и в каждое семейство. При сем случае внимательному оку выказывались редкие проявления чувств, и когда первые молитвенные взывания их казались не услышанными, они не предавались более отчаянию, но продолжали возносить прилежную и непрестанную молитву. Милосердный Господь не презрел молитвы усердной, избавил их, яко же Езекию, во дни печали его, и отъял болезни души их. В 1849 году цинготная болезнь весьма слабо действовала на жителей сего селения по сравнению с другими местами. Умерло от неё 8 душ женского пола.
В кругу лиц, считающихся прихожанами Зароженской церкви, издавна были люди, заражённые заблуждениями секты беспоповщинской. Число их с каждым годом возрастало; кроме новорождённых в их секте, присоединялись к ним и такие, которые были крещены и воспитаны в догматах православной церкви. Для большего успеха в приобретении членов своей секты, Василий Аллакин в 1767 году устроил в своём доме, на опушке чёрного леса, часовню; в 1810 году построена в Зарожном и особая часовня. В 1801 году было раскольников в Зарожном 49 муж. и 42 жен., в Тетлеге 8 муж. и 8 жен., в Кочетке 2 муж. и 3 жен.; в 1819 году в первых двух было 116 душ мужеска и 125 женска, в Кочетке 6 муж. и 6 жен. Очень много обуздал своеволия раскольников майор Александр Щербаков, бывший начальник 3 поселенного дивизиона 1818 – 1829. По его влиянию, не только остановлены совращения Православных в раскол, но многие из недавно совращённых возвратились в Православие и все дети были крещены священником. Приходский священник того времени, Михаил Мухин, встретил упорное противуборство при пастырском увещании; но по прошествии 6 лет обращено от раскола к Православию мужеска 11, женска 44 лица. По увещаниям преемника Мухину, священника Аксененкова, из числа 61 раскольника 35 обратились к Святой Церкви; за смертию 11, остались в расколе только 5 человек обоего пола, все престарелых лет.
<<предыдущая||содержание||следующая>>