ГОРОД ЛЕБЕДИН
При речках Ольшанке и Труханке, в 153 вер. от Харькова.
В инструкции сумской городовой ратуши от 2 дек. 1659 г. видим уже не только город Лебедин, но и Лебединский округ. Население его происходило, по всей вероятности, в одно время с населением гор. Сум, т.е. ок.1652 г. Черкасам города Лебедина отведены были весьма обширные дачи земли, так что на этих дачах в последствии образовались не только хутора, но и целые слободы — Бишкин, Бережки, Рябушки, Будняка. Это указывает на то, что первые поселенцы Лебедина явились на берега оз. Лебедина в больших массах. С самого начала своего Лебедин был укрепленным сотенным местечком сумского полка; с 1765 г. был он комисарским городом, а с 1782 г. остается уездным городом. Вот как описывали крепость Лебедина в 1785 г. : "город имеет укрепление: с 3 сторон окружен земляным валом, вышиною от горизонта от 2 до 3 сажень, шириною также от 2 до 3 сажень; по углам 4 батареи; для закрытия же их насыпной земляной вал, вышиною в 1 сажень; въезд в крепость с 4 сторон; от востока и запада протекает речка Ольшанка, которой берег вместе с валом возвышается до 4 сажень; в крепости соборный храм Успения Богородицы еще недостроенный, и храм Преображения Господня".
В 1785 г. в Лебедине было 13 церквей и духовное Правление; ныне остаются церкви: соборная Успенская, Николаевская, Троицкая, Ильинская, Покровская, Георгиевская, Трехсвятительская и Воскресенская.
Первый Успенский храм в крепости построен без сомнения в то самое время, как Лебедин стал городом т.е. около 1652 г. По червленскому акту 1667 г. известен "Лебединской Успенской церкви протопоп Иван". Один из актов, хранящихся в нынешнем соборном храме, данных собору, дан в 1678 году. Кроме того в нынешнем храме сохраняются древние св. вещи, принадлежавшие древнему соборному Успенскому храму: а.) св. крест серебряный, на котором вырезана следующая надпись: «лета 7205(1697г.) февраля в 1 день сей животворящий крест выменян в город Лебедин в соборную церковь Успения Пресв. Богородицы; а промену стал и с позолотою 26 рублей, 15 алтын, весу в нем без подножия 2 фунта и 7 золотников».
Ныне существующая каменная соборная Успенская церковь начата постройкою в 1774 г., и главный престол ее освящен 7 ноября 1797 г. Кроме главного престола в ней два придельные: на правой стороне во имя Рождества Христова, заменивший собою существовавшую до того времени Рождественскую церковь, которой метрики в Ахтырском правлении начинаются с 1742 г. и которая в 1808 г. перенесена на кладбище; а другим придельным престолом заменен Преображенский храм, которого священник Алексей известен по червленскому акту 1667 г., а метрики начинаются с 1742 г.; и который в 1800 г. перенесен в с. Марковку.
Более же других делал для украшения и поддержки церкви протоиерей Михаил Залесский. Он поступил в собор священником в 1810 г. В это время храм был весьма беден, он покрыт был гонтом, но гонт до того худо защищал церковь, что в дожди вода протекала в храм на иконостасы, полы пришли в ветхость; придельные иконостасы стояли неосвященными, не было ни ограды, ни колокольни. Первым делом священника Залесского было ходатайствовать у высшего начальства о вспомоществовании соборному храму, и в 1812 г. высочайше назначено пособие собору в 30000 руб. ассигнациями, каковую сумму велено отпускать из городского сбора. При этом пособии и при других пожертвованиях: а.) храм покрыт железом, и в окна вставлены железные решетки; б.) вокруг церкви сделана каменная ограда; в.) построена каменная колокольня и при ней каменные лавки. Все это окончено до 1842 г.
К древним храмам Лебедина относят существующий храм Свят. Николая. Он построен из колотого, а не распиленного, леса, как видно еще и ныне на стенах храма, хотя он в 1761 г. был перестроен. Первые прихожане его привезли с собою из за Днепра священника Чижевского, который в последствии оканчивал жизнь иноком в Предтеченской пустыни, находившейся между Михайловкою и Межиричом. Колокол Николаевский лит в 1660 г.
Метрики начинаются с 1742 г.
Каменный храм живоначальной Троицы с такою же колокольнею окончен постройкою и освящен в 1831 году.
Эта каменная, довольно величественная, римского стиля, церковь, тремя престолами своими заменила собою три храма, издавна существовавшие в Лебедине: Троицкий, Михайловский и Петропавловский.
Первый Троицкий храм построен был прежде 1667 г., в котором по акту Червленской церкви известен священник ее Андрей.
По тому же акту 1667 г. известен Григорий священник церкви Архангела Михаила.
Первый Петро-Павловский храм вероятно основался ок. 1701 г. во время Петра 1. Метрическая книга Петропавловской церкви 1742 г. ведена была священником Герасимом Ромнецким.
Об этом священнике и об отце его была любопытная переписка Сумской полковой канцелярии с Консисториею.
"Промемория из сумской полковой канцелярии в Консисторию Уго Преосвященства Антония митропол. белгород. и обоянского. Минувшого мая 4 д. сего 1744 г. в донесении из лебединской сотенной ратуши в сумскую полковую канцелярию объявлено: с прошлого 1732 г. написан в лебединской сотне казаком лебединской житель Роман Горелчаник, с которого году и поныне платил казачий оклад. - И оный казак Горелчаник, укрываясь от полковой службы, в прошлом 738 (1746 г.) сына своего Герасима послал в Белгород тайно и происком его тот бывшим Преосвящ. Петром архиепископом в городе Лебедине к Петропавловской церкви посвящен в попа, о чем из сумской полковой канцелярии в Консисторию было сообщено, точию тот казачий сын невзирая на то пострижен в попы. - А по ревизии прошлого 741 г. он Горелчаник написан же казаком и казачий оклад платил с прочими казаками в ряду. А ныне Горелчаник, убегая ее Императорского Величества службы казачей, поехал в Белгород и в Консисторию подал прошение, чтоб ему Горелчанику быть под духовною протекциею надзирателем, чтобы при церквах никто не говорил, или в другое какое церковное послушание, а в светской команде не быть. А по имянному блаж. памяти Государыни Императрицы Анны Иоанновны указу, состоявшемуся 1734 г. июля 31 д. за подписанием ее Величества собственной руки церковных ктиторов определять с свидетельства от полков; а кто, нежелая в службе быть, в священнический и монашеский чин пойдет тайно, у таковых отобрав грунты, отдавать служащим, ежели у них детей в казацкой службе не останется, и оным ктиторам службу и городовую повинность отправлять и судимым быть с причими при полках. Да по всемилостивейшему ее Величества указу, состоявшемуся 1743 г. сент. 28 д. в Высочайшее ее присутствие в Сенате за подписанием ее Величества повелено в слободских полках казаков содержать 5000 человек и по равномерному с прочими слободскими полками росписанию положено в сумском полку 1300 человек, которых за недостатком достойных к тому людей набрать трудно. А Горелчаник имеет довольные казачьи грунта, которые при поселении полка по жалованным грамотам даны для службы, а не для довольствия состоящих в духовном Правлении; да и кроме того имеет достаточные пожитки и торговыя лавки и убегая от службы ее Императорского Величества ищет случая быть в духовном Правлении. - Того ради по указу ее Импер. Величества в сумской полковой канцелярии определено: в Консисторию Его Преосвященства послать промеморию и требовать, чтоб оная благоволила помянутое поданное от казака Горелчаника прошение по силе Именного указа 734 г. июля 31 д. отменить и в действие не производить и для правления ее Императ. Величества казачей службы прислать в сумскую полковую канцелярию: ибо ежели Горелчаник, по его намерениям может исполнить желание свое, то и прочие сумского полка казаки ко отбывательству от службы могут изыскивать таковые же способы, от чего в казачей службе может последовать умаление. Консистория Его Преосвящ. Антония митр. белгор. и обоян. да благоволить сообщить в сумскую полковую канцелярию, что учинено будет. Июн. 6 1744 г.
Полковник Андрей Кондратьев.
Полковой писарь Василий Протопопов.
Заметим при сем, что Герасим Ромнецкий пред посвящением своим в показании своем назвал себя незаписанным ни в какой оклад. После сего просьбы о посвящении избранного прихожанами в священника стали подписывать сотники и по иным просьбам делались сношения с полковою канцеляриею. Между тем до какой степени были разборчивы при посвящении кого-либо во священника, показывает между прочим пример диакона Троицкой церкви Якова Иванова, зятя протоиерея Семена Стефанова. Ему велено было непременно выучить наизусть катехизис и тогда чрез год явиться к посвящению во священника. А он в декабре 737 г. показывал о себе: "родом он Яков малороссиянин, родился Вольновского уезду в с. Семеренках; отец его Иоанн с. Семеренек при Николаевской церкви попом. Чтению и пению изучен он в с. Семеренках при Николаевской церкви в школе дьячком Иваном Алексеевым; взят был по указу в славенолатинския школы и учен в аналогии и инфиме профессором Петром Венсовичем, в грамматике Пелчинским, в синтаксиме, и поэтике Корабановичем, в Харькове в риторике Тапольским два года и по окончании реторики дан ему отпускной патент за рукою префекта помянутого Афанасия Тапольскаго; в учении был семь лет". В священника посвящен он уже в 1741 г.
Церковь св. Пророка Илии первою своею постройкою принадлежит ХYII стол.
Метрики Ильинской церкви за 1742 г. надписаны так: "книга гор. Лебедина церкви Пр. Илии попов Андрея Андреева, да Прокопия Андреева."
Два же священника сей церкви давали сказку о причетниках в 1748 г., когда писали: "по указу против прежнего быть надлежало священникам двом, дьячку единому и пономарю единому; - а действительных дьячков и пономаря не имеется и не бывало, отправляют должность черкашены по найму прихожан".
По переписи 1732 г. при Ильинском храме школа.
К сей церкви приписана деревянная Вознесенская церковь, по ветхости уничтоженная. Она построена, как видно из описи, в 1692 году.
Метрика за 1742 г. "гор. Лебедина посадской церкви Покрова Пр. Богородицы" самая старая из уцелевших; ведена была двумя священниками.
Храм вмуч. Георгия в первый раз построен в Лебедине вероятно около 1700 г. В 1765 году построена ныне существующая деревянная церковь. В библиотеке храма: октоих М. п. 1727 г. и служебник 1734 г. Метрики начинаются с 1742 года.
По одному делу 1740 г. видно, что Трехсвятительский храм существовал в Лебедине на посаде еще в 1709 г. Метрики сей церкви начинаются с 1742 года. Иконостас нынешнего храма, построенного в 1795 г., обновлен в 1828 г.
Воскресенская деревянная церковь построена старанием священника Григория Шкурского в 1789 г. Но это не первый храм сего имени в Лебедине. Метрики Воскресенской церкви начинаются с 1742 г., и самая первая из уцелевших писана священником Иваном Ивановым Шкуркою; в 1725 г.
Замечателен благочестивый обычай, исстари соблюдающийся Лебединскими церквами: — на озеро Лебедино за 2 версты от города, из храмов с иконами и хоругвями, а граждане с цеховыми значками, выходят для общественного моления, особенно во время бездождия и других бед.
По переписи 1732 г. в г. Лебедине старшины и казаков 672, подпомощников 3022, работников и подданных 308, духовных 135, а всего 1087 душ муж. пола.
В сказках, поданных Лебединскими священниками в 1748 г. приходские дворы делились на два класса — на дворы казачьи и на дворы посполитые; число же показано следующее: при Георгиевской 18 казачьих, 54 посполитых, при Ильинской - 12 и 52, при Николаевской - 11 и 50, при Воскресенской 120 дворов.
Ныне к приходу Воскресенской Лебединской церкви принадлежит сельцо Кудиновка, где был храм св. Троицы, при котором было прихожан в 1750 году 150 муж.,141 жен., в 1770 г. 163 муж. 162 жен., в 1790 г. 172 муж. 202 жен., в 1810 г. 189 муж. 194 жен.
Если бы прихожане лебединских храмов не переходили из Лебедина в другие места, то после 1790 г. по естественному ходу размножения людей, число жителей Лебедина чрез 60 л. возросло бы по крайней мере до 18000 душ обоего пола.
По давнему обычаю в г. бывают четыре ярмарки в году: 1 января, в Вербную неделю, в десятую пятницу по пасхе и 20 сентября: но торг их не обогащает жителей; оборотного капитала бывает на них до 25000 руб. сер.; кроме того бывают торги два раза в неделю.
На пяти красильных заводах красятся шерстяные вязаные кушаки, на сумму 5720 руб. серебром. Кушаки продаются преимущественно в Ромнах и на Коренной ярмарке.
Существующая богадельня содержится на проценты капитала, положенного в банк майором Джунковским; в городской больнице пользуются больные на счет города.
Бедствия недавнего времени открывались в Лебедине в следующем виде: от холеры 1848 года умерло в Успенском приходе - 80 человек; в Николаевском из 728 - 18; в Троицком 103; в Ильинском и Вознесенском из числа 1843 человек - 65; в Георгиевском, где 1287 лиц, 63 человек; в Трехсвятительском из числа 883 - 32; в Покровском из числа 774 - 27; в Воскресенском из 1099 - 80 человек. А всего в Лебедине умерших от холеры было 468 человек. В 1831 г. смертность была менее значительна; тогда во всех приходах умерло от холеры до 240 человек.
Из царской грамоты февраля 21 1695 г. видно, что Лебединские черкасы во время бунта Брюховецкого (в 1666 г.) много пострадали за верность свою царю, вытерпели сильную осаду, во время которой многие умерли от ран, другие лишились всего, быв ограблены на пасеках и хуторах; потому царь жаловал их вместе с прочими казаками сумского полка привилегиями.
В Чугуевской переписке сохранилось следующее любопытное донесение лебединского сотника от 26 сент. 1681 г. "с табора под Бишкиным" (Змиевским) к генералу Касогову.
"По указу великого Государя и по вашему милостливому приказу о построеньи надолоб под Бишкиным (Змиевским) от озера до болота надолобы годно построили и еще звыше того. Една же, добротью нам милостивый и то ознайменуем, же теперь товариство наше, казаки наши сумского полка в запасах оскудали дуже, же на силу в которых есть що и исти. И от такого голода з табора уходят, же не могут и запинати их. В приходе мало казаков. Наступает время зимнее. А они бедные наги и больны и исти нечого и конем корму нет. А из домов прислати нечого за убожством. В прошлом году в нас в Лебедине гневом Божиим посад выгорел и в том пожаре хлебом оскудали дуже. И теперь ту ж стояти на заставе нам стало неможно".
Самым замечательным временем для Лебедина был конец 1708 и начало 1709 г. Около 20 ноября прибыл в Лебедин Великий Петр с войском. Здесь он пробыл до 26 декабря, временно отлучаясь для обозрения войска и мест. По местной памяти, Петр квартировал в доме сотника Татарчука, предка по женскому колену нынешней дворянской фамилии Джунковских; этот двор находился в средине города, на берегу Боровка, вблизи соборной Успенской церкви и бывшей Преображенской церкви; в сей последней, на стене южной, была вырезана и надпись: "1708 г. ноября был в сей церкви Царь Петр и читал апостол". В Лебедине вместе с Петром были полководцы его - Меньшиков и другие. Отсюда гетман Скоропадский разсылал тогда универсалы свои в опровержение универсалов изменника Мазепы. В универсале от 8 декабря, писанном в Лебедине, говорил он между прочим казакам о Карле: "Саксония, Шлионско (Силезия) с ним единоверны суть: однакож целиком от него порабованы (приведены в рабство) и вольности их нарушены, костелы зась римские в Шлионскую на Лютерские обернены и всякия им утиски и неволя учинена.Чегож мы, православные христиане, от него, яко иноверного и иноязычного, з которым а не народ наш, а не границы и малой близкости и склонности немают, ожидати себе может... З того и инного всего может каждый верный сын отчизны Малороссийской видети, иж целый помянутый универсал, альбо пашквиль, Мазепин, наполнен неправды и яду смертоносного,... побуждаючи за згубу нашу, и ж бы - поддались в неволю тяжкую, иноверную, еретницкую, шведскую, альбо теж Лядскую". Петр объявлял в Лебедине прощение раскаявшимся пред ним во временном увлечении на сторону Мазепы. Прежде всех явился к царю Даниил Апостол, полковник Миргородский. Петр оставил за ним чин, полк и имения его. За ним явился генеральный хорунжий Иван Сулима, - потом компанейский полковник Игнатий Галаган и оба приняты были Петром милостиво. Так как Апостолу и Галагану Мазепа, закрывая свои намерения, не раз объявлял условия, на которых он Мазепа готов покорится Царю: то по воле Царя Апостол и гр. Головкин писали из Лебедина к Мазепе о согласии Царя на эти условия, приглашая его и главных его товарищей в Веприк или Лебедин. Мазепа был хитр, чтобы дать поймать себя в сети: но те, которых он дотоле обманывал мнимыми заботами своими о благе Малороссии, также увидели, что не отчизна на душе у него. Конисский в число прощенных Петром включает еще Ивана Максимовича, Дмитрия Горленка, Михайлу Ломиковского, Кандибу. Но вместе с тем указывает в Лебедине на обширную могилу Гетьманцев, как на памятник безчеловечной жестокости кн. Меньшикова. Он говорит, что Меньшиков разными пытками, - батожьями, кнутом, раскаленным железом допытывался у несчастных жертв Мазепина обмана сознания в участии их в деле Мазепы, что кто не выдерживал второй или третьей пытки пытки, того, как виновного, приказывал казнить. Число погребенных Гетьманцев простиралось, по словам его, до 900; впрочем число это, прибавляет он, может быть преувеличено. По местным сведениям, могила Гетьманцев ныне находится в саду одного из прихожан Вознесенской церкви, в 300 саженях от бывшего городского вала; возвышенная насыпь простирается более, чем на 10 саженей в длину и ширину; местами на этой насыпи оказываются провалины и по временам во время построек выкапывались человеческие кости. Нынешнее городское кладбище отведено, как и в других местах, не прежде 1771 года. С 1808 г. стоит на новом кладбище деревянная Христорождественская церковь, перенесенная сюда из города, на возобновление которой Алексей Демьянович и Петр Алексеевич Добросельские, отец и сын, употребили 2500 руб. серебром. Храм на новом месте освящен во имя св. жен Мироносиц. Могила же Гетманцев, по прежнему, стоит вдали от храма.
<<предыдущая||содержание||следующая>>