СЕЛО МОГРИЦА

Старожилы говорят, что в давнее время на землях Могрицы, покрытых тогда на большое пространство непроходимыми лесами, жил разбойник Кулик с шайкою товарищей, отчего и место называлось прежде Куликовщиной. Когда Кулик был пойман и по решению суда казнён с женою и другими участниками за богопротивные его дела;  то менее виновные товарищи его, быв освобождены от равного с ним наказания, - собравшись с друзьями и родными в Куликовщине, дали друг другу клятву оставить прежнее своё занятие; они устроили могорич, или; и когда кончили могорич, то бросив в реку посуду, из которой пили, сказали друг другу: «перестанем зваться Куликовцами, будем братами святого Могрица». Так по преданию Могриц стал именем поселения прежних худых людей. В этом предании можем признать за верное то, что место нынешней Могрицы было притоном шайки разбойничьей: но река Могрица с лесами и болотами непроходимыми известна ещё по межевой выписке 1672 года, когда не видно было поселения Могрицы.

В этой же выписке выше города Мирополья и ниже села Улы (Уланка) на левой стороне реки Псла в верстах 20 от Мокрицы, показаны два городища – Девичье и Большое.

Как бы то ни было, - но и предание со своим основанием поселения Могрицы не поставляет в связи обширного городища и курганов, находящихся в 2 верстах от Могрицы. Этим памятникам древности оно усвояет отдалённую давность, хотя и не выставляет точных сведений о их происхождении. Оно соединяет с их существованием времени набегов татарских, но оставляет при них и более глубокую древность. Могрицкое городище занимает более 100 десятин земли на правом берегу Псла. Курган его вышиною в 36 сажень окружён глубоким рвом; площадь – длиною  в 24 сажени. На юго-восточной стороне кургана, обращенной к реке Пслу и расположенной у самого берега, была, по преданию, дверь с железною решеткою. Площадь городища покрыта значительным числом могилок; в одной из них при разрытии найдены человеческие кости. Крестьяне при распахивании земли городища отыскивали копья и другие военные орудия, - равно черепа и другие части человеческого остова.
В 1738 году прихожане могрицкого храма уже просили открыть при их храме второй причт: «в том селе Могрицах, писали они, при церкви Николая Чудотворца вдовой поп Иосиф за болезнью как в священнослужении, так и в исправлении треб исправиться не может… приходских дворов имеется довольное число, и можно быть двум священникам, которые в пропитании могут быть довольны». Они просили посвятить им в священника Фёдора Прожанского, который в Консистории показал о себе: «родом он польской области, городка Прожжены… был в киевских латинских школах 5 лет, в харьковских 2 года и, окончив философию, уволился, жил потом 8 лет в городе Сумах у полкового судьи Ивана Романова для обучения детей его латинской науке». Таким образом первый храм Святителя Николая в Могрицах основался около 1700 года. По надписи на кресте в 1766 году построен был уже новый храм Святителя.
В 1844 году заложен каменный храм. На построение его владелец села князь Андрей Михайлович Голицын пожертвовал кирпич, известь, дерево и железо, а сумма для уплаты мастеровым собирается прихожанами.
В архиве Правления исповедные росписи начинаются с 1752 года, а метрические книги с 1758 года.
Число прихожан в 1730 году 740 муж., 710 жен., в 1750 году 780 муж., 751 жен., в 1770 году 830 муж., 840 жен., в 1790 году 880 муж., 896 жен., в 1810 году 929 муж., 979 жен., в 1830 году 1177 муж., 1265 жен., в 1850 году 924 муж., 1019 жен. пола.
От холеры умерло в 1831 году 56, а в 1848 году 67 человек.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz